«Технологии мониторинга здоровьесбережения»
консультация по физкультуре по теме

«Технологии мониторинга здоровьесбережения» описание: ведущие мониторинга, методы и способы технических решений, сроки проведения мониторинга  и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_monitoringa.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

 «Технологии мониторинга».

МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Анкетирование:

• учащихся (состояние физического и психического здоровья, напряженность, круг

интересов, двигательная активность, режим дня, условия проживания и обучения,

предпочитаемая досуговая деятельность, вовлеченность в группы риска наркогенного

заражения);

• родителей (анамнез учащегося, социально-экономический статус семьи, поведение

ребенка);

• учителей (владение и использование знаний здоровьесбережения в учебных

предметах, знаний возрастной физиологии и психологии, состояния здоровья учащихся, использование здоровьесберегающих технологий в обучении);

• классных руководителей (распределение учащихся по группам здоровья, группам

риска, поведение ребенка и школе, динамика поведения учащихся в течение учебной

недели, четверти или триместра, года, контакты с родителями проблемных учащихся);

• медицинских работников школы (оснащенность медицинских кабинетов;

структура заболеваемости учащихся; профилактические мероприятия и схема их

проведения; контроль за динамикой заболеваемости детей, принадлежащих к группам

риска по заболеваемости, в том числе – часто и длительно болеющих детей; возможности оказания (доступность) квалифицированной медицинской помощи в экстренных ситуациях);

• руководителей образовательных учреждений (инфраструктура учреждения,

включающая потенциально вредные и потенциально полезные для здоровья компоненты;

организация учебного процесса; организация питания; организация спортивно-

оздоровительной работы; соблюдение СанПиН; разработка специальных программ по

формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; контакты с органами

социальной защиты, МВД, специализированными диспансерами; финансовая поддержка здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения).

Тестирование:

• физического развития – по стандартным методикам силами медицинского

персонала школы;

• двигательной подготовленности – в рамках школьных уроков физической

культуры по стандартизованному комплексу тестов.

Наблюдение:

• за поведением детей в процессе учебной деятельности – осуществляют учителя и

научные сотрудники.

Беседы:

• с педагогическими и медицинскими кадрами школы –разъяснение порядка

заполнения анкет, целей и задач исследования, используемых методических приемов,

полученных результатов, мер по повышению эффективности здоровьесберегающей

деятельности учреждения;

• с родителями – разъяснение порядка заполнения анкет, стратегии

здоровьесбережения в образовательном учреждении, требований, предъявляемых к

ученикам, рекомендации по организации учебных и внеучебных занятий, профилактико-

оздоровительных мероприятий, планируемых и проводимых в семье;

• с учащимися – разъяснение порядка заполнения анкет и выполнения других

действий, необходимых для корректного проведения исследований, индивидуальные

беседы с детьми группы риска.

Экспертные методы:

• преобразования качественных показателей анкетирования в количественные

показатели для осуществления многомерного статистического анализа;

• оценки эффективности технологий здоровьесбережения, действующих в

образовательном учреждении.

Экспериментальное исследование:

• сравнительный анализ здоровьесберегающей школьной среды и состояния

здоровья учащихся, обучающихся в образовательных учреждениях разных типов и видов.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА

Мониторинг обычно проводится 1–2 раза (не чаще) в течение учебного года, как

правило, осенью и весной.

Если предполагается однократное обследование, то его следует проводить весной. Это

позволяет собрать информацию о здоровьесберегающей активности школы, учебной и

внеучебной нагрузке и состоянии здоровья учащихся практически за весь учебный год.

Значительно более глубокий анализ информации возможно произвести при

двукратном (в год) проведении мониторинга. Такая организация работы наиболее

целесообразна для тех образовательных учреждений, которые ставят

здоровьесберегающую деятельность в ряд приоритетных направлений своей работы и

стремятся к ее неуклонному совершенствованию.

Наиболее приемлемые сроки проведения осеннего этапа мониторинга – середина

октября, когда завершается процесс острой адаптации организма учащихся к школе;

весеннего этапа – середина апреля: сезонная перестройка организма, связанная с

переходом от зимнего к весенне-летнему сезону, уже завершается, а накопившееся за

учебный год утомление еще не препятствует решению большинства задач мониторинга.

При правильной организации и соблюдении принципа распределения обязанностей

вся работа по сбору информации в процессе проведения мониторинга в образовательном учреждении занимает не более одной недели. При этом работа с коллективом каждого

класса может быть проведена в течение 2–3 дней.

ВЕДУЩИЕ МОНИТОРИНГА

Для осуществления мониторинга в школе распоряжением директора создается

комиссия, в которую должны входить:

• директор школы;

• заместитель директора по воспитательной работе;

• заместитель директора по учебной работе;

• ответственный за оздоровительную работу в школе;

• классные руководители тех классов, в которых осуществляется мониторинг;

• учитель физкультуры;

• школьный врач (фельдшер, медицинская сестра). При отсутствии штатных

медицинских работников их необходимо пригласить из поликлиники;

• школьный психолог, валеолог, социальный работник (если такие специалисты

имеются в штате школы);

• преподаватель информатики;

• председатель родительского комитета школы, а также председатели

родительских комитетов классов, в которых проводится мониторинг;

• заместитель директора по хозяйственной части.

В состав участников могут быть включены, наряду с перечисленными, другие

педагоги и специалисты из медицинских, психологических, социальных служб,

обслуживающих школу.

Из состава участников директор назначает координатора, в обязанности которого

входит планирование и проведение всех мероприятий, связанных с осуществлением

мониторинга.

ЗАДАЧИ КООРДИНАТОРА

1. Освоить методику заполнения всех анкет (см. раздел «Приложение», подраздел

«Схемы, таблицы, анкеты и др.»), обучить ей в ходе тренингов классных руководителей,

медицинских работников, оказывать помощь при заполнении анкет учащимися и их

родителями. Под руководством координатора сотрудники школы сами заполняют

предложенные анкеты, получают ответы на вопросы, возникшие в ходе заполнения. Это обеспечивает возможность для учеников получить от них помощь в дальнейшем при заполнении индивидуальных анкет.

2. Подготовить и провести совместно с классными руководителями собрания

родителей детей младших классов и беседы с учащимися старших классов, в которых

проводится мониторинг. На собраниях объясняются задачи мониторинга. Говорится о

необходимости помощи родителей, поскольку они заполняют анкеты для учащихся

младшей школы. Подчеркивается, что полученные данные помогут школе улучшить

условия обучения, питание, физкультурную и оздоровительную работу и т. д. Кроме того, сами родители, заполняя анкеты, смогут лучше узнать своего ребенка, оценить и изменить режим дня, скорректировать внешкольную нагрузку, выделить больше времени для отдыха и прогулок, помочь ребенку избежать переутомления и т. д.

3. Составить план-график проведения анкетирования, согласовать его со всеми

заинтересованными лицами – классными руководителями, представителями родительских комитетов и т. п. План-график утверждается директором образовательного учреждения.

4. Обеспечить помощь и контроль при проведении анкетирования. Классный

руководитель обеспечивает проведение анкетирования в своем классе, тогда как

координатор регулирует мониторинг в целом по школе.

5. Собрать заполненные анкеты, провести их верификацию и сортировку и

подготовить к обработке. Координатор собирает все заполненные анкеты, выборочно

проверяет правильность их заполнения (проверяется каждая десятая анкета). При

необходимости и по согласованию с администрацией, координатор может привлечь к

своей работе одного-двух помощников.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА (пример)

• Директор школы – руководит всей работой по проведению мониторинга;

результатов.

• Заместитель директора по воспитательной работе – осуществляет

подготовительную и воспитательную работу, необходимую для осуществления

мониторинга; обеспечивает взаимодействие педагогов, специалистов и родительских

комитетов; решает оперативные вопросы; в отсутствие директора принимает на себя его функции в части осуществления мониторинга.

• Заместитель директора по учебной работе – предоставляет директору

необходимую качественную и количественную информацию об учебной нагрузке

учащихся; помогает классным руководителям при заполнении анкеты Б «Паспорт класса».

• Ответственный за оздоровительную работу в школе – предоставляет директору

сведения об организации оздоровительной работы в школе; помогает классным

руководителям при заполнении анкеты Б «Паспорт класса»; взаимодействует с

медицинским персоналом школы.

• Координатор мониторинга – осуществляет планирование и контроль всех

мероприятий, связанных с проведением мониторинга.

• Классные руководители классов, в которых осуществляется мониторинг, –

заполняют анкету Б «Паспорт класса», для чего взаимодействуют с медицинским

работником и преподавателем физкультуры; обеспечивают заполнение и сбор всех

персональных анкет; взаимодействуют с родителями учеников своего класса.

• Учитель физкультуры – проводит тестирование двигательной подготовленности

учащихся по программе, предусмотренной мониторингом, в точном соответствии с

инструкцией; снабжает информацией о результатах двигательных тестов каждого ученика и классных руководителей; осуществляет помощь в проведении измерения показателей физического развития учащихся; предоставляет директору школы качественную и количественную информацию об организации спортивно-массовой и физкультурно- оздоровительной работы в школе.

• Школьный врач (фельдшер, медицинская сестра) – предоставляет необходимую

качественную и количественную информацию о состоянии здоровья учащихся директору школы; помогает классным руководителям в заполнении анкеты Б «Паспорт класса»;

  • вместе с учащимися и их родителями заполняет анкету  «Состояние здоровья»;
  • обеспечивает надежность, достоверность и конфиденциальность сведений, извлекаемых
  • из индивидуальных школьных медицинских карт.

• Школьный психолог, валеолог, социальный работник (если такие специалисты

имеются в штате школы) – участвуют в работе в соответствии со своим профилем,

предоставляют необходимую информацию директору школы, координатору

мониторинга, классным руководителям; помогают учащимся в заполнении анкет.

• Преподаватель информатики – в том случае если школа проводит мониторинг по

собственной инициативе, осуществляет вместе с учащимися старших классов ввод

анкетной информации в компьютер и руководит ее последующей обработкой.

• Председатель родительского комитета школы, а также председатели

родительских комитетов классов, в которых проводится мониторинг, – обеспечивают

взаимодействие педагогического коллектива с родителями учащихся в ходе проведения мониторинга; оказывают необходимую помощь в организации мониторинга на всех его этапах.

• Руководитель хозяйственной части – предоставляет директору всю необходимую информацию для заполнения анкеты А «Паспорт школы»; обеспечивает материально-технические условия для проведения мониторинга. С учетом конкретных обстоятельств и условий директор образовательного учреждения вправе решать вопрос о распределении обязанностей иначе.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА

Целью мониторинга является оценка здоровьесберегающих компонентов

образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Однако это вовсе не

подразумевает сплошное обследование всего контингента учащихся школы,

насчитывающей несколько сотен учеников. Наиболее целесообразно выбрать для

обследования одну параллель из начальной школы, одну – из основной и одну – из

полной.

Как правило, для объективной оценки состояния здоровья учащихся и

здоровьесберегающей среды обследование проводится во 2-м или 3-м классе начальной школы; в 6-м или 7-м классе основной школы и в 10-м классе полной школы. Это позволяет уменьшить влияние таких факторов, как адаптация к новым условиям обучения, которую остро переживают учащиеся 1 и 5 классов, а также предэкзаменационный стресс, остро проявляющийся в выпускных классах. Администрация и родительский комитет могут принять решение и о другом порядке проведения мониторинга, если в этом есть необходимость.

За 10–12 дней до начала мероприятий по организации мониторинга директор проводит педагогический совет, на котором рассматриваются организационные вопросы и утверждается план-график проведения мониторинга в классах. Здесь же педагогический коллектив школы может быть ознакомлен с бланками анкет. Одновременно планируются совещания и тренинги по заполнению анкет с классными руководителями и представителями родительских комитетов, которые в дальнейшем проводит координатор.

 Классные руководители при поддержке координатора и сотрудников администрации школы до начала мониторинга проводят родительские собрания, на которых разъясняют его цели, формы анкет, рассказывают о важности и пользе собираемой информации. Здесь же родителей знакомят с бланками анкет, в заполнении которых им предстоит принять

участие. Координатор или классные руководители дают разъяснения, отвечают на вопросы родителей. Необходимую консультационную помощь классные руководители получают также от учителя физкультуры и от медицинских работников.

Анкетирование директора и классных руководителей проводится в первый день мониторинга. В ходе заполнения анкет директор консультируется со своими заместителями, медицинским работником, а также другими специалистами, которые должны заранее подготовить необходимую для этого информацию. Заполненные анкеты собираются классным руководителем и передаются координатору.

ЭТИКА МОНИТОРИНГА

Успех мониторинга зависит от того, насколько качественно собрана информация в

процессе его проведения. Это зависит от организации мероприятий, а также от

сознательного отношения всех участников, включая учащихся и их родителей, к

проводимому мониторингу. Во время классных и родительских собраний классный

руководитель и координатор должны довести до сознания учащихся и родителей

важность точного, полного и корректного заполнения анкет. В противном случае можно получить результаты, непригодные для последующей обработки.

Чтобы этого избежать, следует четко объяснить учащимся и их родителям, что вся

информация, которая содержится в анкетных бланках, носит конфиденциальный характер и что она предназначена только для получения статистических, а не

индивидуализированных сведений. Анкетный опрос, будучи формой социологического исследования, – это инструмент, предназначающийся только для получения обобщенных (по классу, по школе и т. п.) сведений, и недопустимо использовать его в иных целях.

ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты статистической обработки любого массива данных предполагают две

основные формы представления: таблицы и графики. Мощный инструмент для

формирования таблиц и построения графиков встроен в электронные таблицы Excel.

Таблицы могут формироваться по различным принципам. Наиболее простой вид

таблицы – повторение электронной таблицы Excel с выводом вместо конкретных

значений средних величин и важнейших статистических параметров. Электронные

таблицы Excel имеют встроенные функции для расчета всех параметров статистики, в том числе сводных, и очень удобны для представления данных мониторинга.

Наиболее наглядная форма представления результатов – график. На нем ясно видны

закономерности, различия, сходство, доли и другие характеристики, на которые

необходимо обратить внимание. Наиболее распространены три вида графических форм:

  • столбчатая (линейчатая) диаграмма, или гистограмма; собственно график; круговая диаграмма.

Столбчатая (или линейчатая) диаграмма наиболее универсальна, она может

использоваться для отображения всех видов зависимостей. С помощью этой диаграммы удобно отображать не связанные между собой показатели, дискретные величины, соотношения долей и т. п.

  • График представляет собой отображение процесса. Он может быть точечный,

линейный, нелинейный, сглаженный и т. п., но во всех случаях он может использоваться только для отображения различных состояний одного и того же объекта (признака).

Например, если отображается динамика процесса (допустим, последовательное изменение массы тела от измерения к измерению или изменение числа заболевших детей от месяца к месяцу в течение учебного года), лучше всего пользоваться именно графиком.

  • Круговая диаграмма предназначена для представления долей. Этот способ наиболее пригоден для представления данных, выражающихся в долях или процентах. Например, состав класса по половому признаку (процент мальчиков и девочек) или доля детей, никогда не болеющих, изредка болеющих и часто болеющих.

СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Технологическую обработку результатов анкетирования в школе должны

осуществлять:

• квалифицированный преподаватель информатики, организующий работу по вводу

данных в компьютер и по обработке этих данных, владеющий MicrosoftExcel;

• квалифицированный преподаватель математики, владеющий основами статистики;

• группа подготовленных учеников старших классов, которые могли бы выполнять

работу операторов ЭВМ.

Для обработки анкет используются современные компьютеры, оснащенные

программным обеспечением MicrosoftOffice, включая MicrosoftExcel, а также

печатающим устройством.

Для обработки информации, введенной в компьютер, могут быть использованы

различные программные средства. Наиболее удобно для целей мониторинга

сформировать базу данных по каждому виду анкет раздельно в виде электронных таблиц Excel, которая представляет собой регулярно организованный электронный бланк, где каждая колонка (поле) соответствует отдельному признаку (отдельному ответу на вопрос анкеты), а каждая строчка (запись) – отдельному учащемуся.

Среди возможностей Excel есть, в частности, такие, которые потребуются для

обработки данных мониторинга:

  • Сортировка – то есть расположение записей в электронной таблице в порядке

возрастания или убывания по выбранному признаку (полю). С помощью этого приема

легко выбрать из списка, например, несколько лучших или худших по тому или иному

критерию записей.

  • Фильтрация – то есть выбор тех записей, которые соответствуют заданному

критерию. Остальные записи при этом не стираются, а просто не отображаются на экране.

Таким образом легко отобрать, например, только мальчиков или только девочек, учащихся одного класса отделить от учащихся другого класса, выбрать только тех детей, у которых полные (или неполные) семьи, и т. п.

  • Расчет долей – то есть определение процентного соотношения различных категорий учащихся. В частности, используя этот прием, легко рассчитать, сколько процентов учащихся имеют среднюю физическую подготовленность, сколько – низкую, а сколько – высокую. В тех случаях, когда речь идет об ответе на многозначный вопрос анкеты (когда возможен выбор из нескольких вариантов ответов), этот прием позволяет вычислить, какой процент детей выбрал тот или иной вариант ответа. Расчет средних показателей позволяет получить представление об уровне того или иного признака, представленного количественным показателем.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА

Полученная в ходе анкетного опроса информация весьма разнородна и объемна, что

затрудняет ее непосредственный анализ с помощью математических методов. Первичный фактический материал, зафиксированный в бланках анкетного опроса, нуждается в первичной обработке, являющейся необходимым подготовительным этапом к статистической обработке и анализу. Первичная обработка данных (после их ввода в компьютер) начинается с упорядочения или систематизации собранных данных. Процесс систематизации результатов массовых наблюдений, объединения их в относительно однородные группы по некоторому признаку называется группировкой.

  • Группировка – это, с одной стороны, технический прием, позволяющий представить первичные данные в комплексном виде, а с другой стороны – глубоко осмысленное действие, направленное на выявление связей между явлениями. От того, как сгруппированы данные, во многих случаях зависят выводы и их правильность. Например, нельзя группировать в одну совокупность неоднородные данные. Кроме того, значительная часть вопросов в анкетах носит качественный характер, тогда как для выявления статистических закономерностей необходимо оперировать количественными показателями. В связи с этим для перевода качественных показателей в количественные необходимо использовать специальные методы экспертной оценки,  разработанные Центром образования и здоровья Министерства образования и науки Российской Федерации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы педагогической мастерской «Технология мониторинга и обработки статистических данных»

В настоящее время мониторинг в системе дополнительного образования является актуальным и востребованным, так как позволяет выявить конкретные результаты педагогической деятельности, и характер этих ре...

Статья "Технология мониторинга результативности воспитательной системы". Журнал "Заместитель директора по воспитательной работе" №1, 2009 год.

Мониторинг результативности воспитательной системы - последовательная структура действий, направленная на отслеживание управляемых изменений по достижению цели в процессе воспитания. Результатом монит...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей. С середины XIX века многие врачи отметили значительное распространение с...

Мониторинг здоровьесбережения воспитанников и педагогов.

На сегоднешней день очень актуально использование здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ, СОШ. Но необходима диагностика и мониторинг работы данной технологии. В интернете очень много информаци...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих с использованием технологий ИКТ, здоровьесбережения, коллективного взаимодействия, игровой, модульного взаимодействия"

Закрепление правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала, познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности...

Мониторинг здоровьесбережения

Итоги мониторинга по здоровьюсбережения...