"Содержание и технологии мониторинга уровня профессиональной компетенции учителя"
материал

Макарова Ирина Сергеевна

Выступление на Педагогическом совете гимназии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_k_ped._sovetu.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моего выступления

Содержание и технологии мониторинга уровня профессиональной компетентности учителя.

Я познакомлю вас с технологиями  оценки качества работы учителя с позиции компетентностного подхода.

В современных социокультурных условиях одной из главных является проблема повышения качества образования, что предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных способностей.

В теории социального управления качество определяется как уровень достижения поставленных целей, как соответствие неким стандартам и степень удовлетворения ожиданий потребителя. Опираясь на определение качества образования как совокупности существенных свойств образования, соответствующих современной педагогической теории, требованиям нормативно-правовых документов и при этом способных удовлетворить образовательные потребности личности и государства, можно выделить четыре группы составляющих качества:

• качество результатов;

• качество образовательного процесса;

качество компетентности учителей как ведущих субъектов образовательного процесса;

• качество управления образовательным учреждением как социальной системой.  

       Каждая из его составляющих заслуживает самого пристального внимания. Однако ключевой точкой школьного мониторинга является включение учителя как субъекта в мониторинговые технологии школы, т.к. именно он организует образовательный процесс и является центральной фигурой обновления образования. И начинать надо с обучения учителя анализу уровня собственного профессионализма. От уровня его профессиональной компетентности зависит успех модернизации образования. Появление дополнительных требований к педагогическим работникам: способность к «командной» работе, сотрудничеству; навыки решения разнообразных проблем в нестандартных ситуациях, способность к непрерывному самообразованию, к работе с информацией – требуют иного, чем прежде подхода к контролю и оценке деятельности педагога. Мониторинг профессиональной деятельности педагогов - это процесс непрерывного диагностико-прогностического отслеживания изменений в профессиональной деятельности педагогов с целью включения результатов наблюдений в управление их профессиональным становлением в условиях модернизации образования.

Примерная структура мониторинга качества  компетентности учителя.

Составляющие

мониторинга

качества

Цель

Результаты мониторинга

Объекты мониторинга

Формы мониторинговых исследований

Качество компетентности учителя

Обеспечение оптимальных условий для реализации учителем всех профессиональных компетенций и обеспечения комфортности его деятельности

Основа для планирования и коррекции планов по самообразованию учителя; проектирования научно-методической работы школы, а также основа для оценки качества ВШК и других видов управленческой деятельности администрации

Динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя. Изучение психологического состояния учителя, его отношения к работе. Оценка учителем  результатов своего труда, удовлетворенность результатами, уровнем своего профессионализма, участием в жизни школы

Собеседования, анализ уроков, анкетирование.

Наблюдение, беседы.

   

 Современная ситуация отечественной практики образования не лишена различных драматических окрасок. Анализ работ педагогов-практиков  показывает, что есть проблемы, характерные для учителей самых различных школ.

    Некоторые из них отмечают, что «значительная часть учителей все еще имеет недостатки, как в знании своего предмета, так и в методической подготовке. Многие педагоги испытывают необходимость в психолого-педагогических знаниях: прежде всего по психологии общения, межличностных отношений, психологической и педагогической диагностике, основах личностно ориентированного и коррекционного обучения, новых педагогических технологиях, возрастных особенностях современных школьников и др.»  Другими словами уровень некомпетентности педагога создает значительные трудности в процессе решения школой важных социальных задач. Здесь необходимым и важным условием является осознание и приятие принципов компетентностного подхода всеми учителями школы. Грамотно используемый компетентностный подход выявляет, объективизирует и делает доступным для управления даже личностные составляющие  профессиональной компетентности.

За последние годы не только для ученых, но и для практиков понятия компетенции и компетентности стали ведущими. Это связано с их системными функциями и интеграционной ролью в общем образовании. Каждую профессиональную компетенцию можно рассмотреть как единство трех составляющих:

  • когнитивной - наличие системы педагогических и специальных предметных знаний;
  • операционально-технологической - владение методами, технологиями, способами педагогического взаимодействия, методами обучения данному предмету;
  • личностной - этические и социальные позиции и установки, черты личности специалиста.

Такая структура позволяет в первом приближении определить формы развития каждой из трех составляющих в любой системе компетенций.

Для роста когнитивной составляющей любой компетенции можно использовать чтение специальной литературы, а также лекционные курсы.

Для развития операционально-технологической составляющей необходимо организовать циклы практико-ориентированных семинаров, деловые игры и тренинги.

Гораздо сложнее создать адекватные условия для роста и развития личностной составляющей. Мотивацию и позицию можно только инициировать и поддерживать.

Очевидно, что при таком подходе остается только определить, исходя из принципа необходимости и достаточности, содержание базовых, ключевых компетенции педагога, в каждой из компетенции прописать когнитивную, операционально-технологическую и личностную составляющие. А если для каждой составляющей компетенций будут определены показатели уровней:

  • обязательного (без чего не допускается до работы);
  • продвинутого (за что прибавляют процент к зарплате);
  • творческого (за что представляют к наградам, выдвигают к участию в конкурсах, получению грантов и т. д.),

то в таком виде педагогический социум получит долгожданный инструмент для управления качеством работы учителя.

   Модель системы компетенций современного учителя может включать следующие составляющие:

предметно-методологическая компетентность:

  • знания в области преподаваемого предмета;
  • ориентация в современных исследованиях по предмету;
  • владение методиками преподавания предмета;

психолого-педагогическая компетентность:

  • теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика;
  • умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса;
  • умение педагогическими способами определить уровень развития "познавательных инструментов" ученика;

компетентность в области валеологии образовательного процесса:

  • теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду;
  • владение навыками использования здоровьесберегающих технологий;
  • теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

коммуникативная компетентность:

  • практическое владение приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе "учитель - ученик";

      •  медиатехнологическая компетентность

           • компетентность в области управления системой "учитель - ученик":

  • владение управленческими технологиями - педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты своей работы;

      • компетентность в сфере трансляции собственного опыта:

  • способность транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах);

     • исследовательская компетентность:

  • умение планировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций;

    • акмеологическая компетентность:

  • способность к постоянному профессиональному совершенствованию;
  • умение выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста.

 Данная система компетенций может использоваться  в  школе как основа:

  • для системы мониторинга  уровня профессиональной компетенции учителя;
  • для конструирования системы повышения методологической и управленческой культуры учителя.

       В качестве примера можно рассмотреть карту мониторинга профессиональной компетенции учителя.

КАРТА МОНИТОРИНГА профессиональной компетенции учителя

Составляющие

профессиональной компетенции

учителя

2008 г., апрель

2009 г., апрель

Самооценка

Экспертная оценка

Самооценка

Экспертная оценка

Предметно-методологическая

Психолого-педагогическая

Валеологическая

Коммуникативная

Медиатехнологическая

Управление системой "учитель - ученик"

Трансляция собственного опыта

Исследовательская

Акмеологическая

       Эта карта заполняется ежегодно (или по итогам четвертей) сначала учителем, затем экспертной группой. При заполнении  учитываются результаты административного контроля, участия учителя в методической и экспериментальной работе школы, обучение на курсах повышения квалификации и т. д.

       Самооценка и экспертная оценка производится по десятибалльной системе по определённым критериям:

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ уровня компетенций учителя

Компетенция

8-10 баллов

(оптимальный уровень)

6-7 баллов

(достаточный уровень)

5 баллов и ниже

(критический уровень)

1

2

3

4

1. Предметно-методологическая

Отлично ориентируется в современных публикациях по дидактике; следит за современными исследованиями по базовым наукам; что

отражено в оборудовании кабинета, организации учебной деятельности, содержании урочной и внеурочной деятельности учеников. Имеет в активе разнообразные методы и приемы работы, в т. ч. групповые, проектные

Использует материал педагогических публикаций время от времени - для подготовки докладов, отчетов.

Эпизодически использует информацию о последних достижениях наук в содержании учебного процесса. Групповые, проектные формы работы использует эпизодически

Практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании своего

предмета, не пользуется

периодикой.

В основном применяет

традиционные методики

2. Психолого-

педагогическая

Имеет и использует знания о системе учебного успеха ученика, реализует в практике положения теории познавательной деятельности. При обсуждении педагогических воздействий, анализе уроков, результативности учения активно использует понятия, характеризующие познавательную сферу ученика

Не имеет целостного представления обо всех ресурсах и условиях учебного успеха ученика. Иногда эти знания носят интуитивный характер, а термины - нечеткие границы, что мешает коллективному обсуждению общих проблем взрослых с одним и тем же учеником

Имеет затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно охарактеризовать уровень параметров учебного успеха конкретного ученика

3. Валеологическая

Хорошо разбирается в теории, постоянно совершенствует свои знания в этом направлении, использует их в реальном учебном процессе. Владеет навыками применения здоровьесберегающих технологий. Владеет знаниями и практическими умениями организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья

Недостаточно свободно ориентируется в перечисленных направлениях, но может самостоятельно проанализировать уровень здоровьесбережения образовательной среды на своих уроках и во внеурочной работе по алгоритму

Практически не владеет знаниями и умениями в этом направлении, нуждается в постоянной помощи наставника или завуча

4. Коммуникативная

Умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты.

Практически не возникают проблемы в общении с учеником

Строит общение по принципу директивно-понимающего, однако не всегда умеет дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным ребенком

Не уделяет должного внимания стилю и способам общения, не всегда следует принципу директивно-понимающего общения

5. Медиатехнологическая

Владеет и постоянно использует ИКТ.

Все дидактическое оснащение кабинета систематизировано, позволяет:

-        организовать индивидуализацию; -        рационально использовать время
и пространство учителя и ученика;

-        использовать медиатехнологии

Оснащение учебного процесса требует систематизации для эффективного использования. Учитель эпизодически использует ИКТ

Дидактическое оснащение требует доработки по содержанию, форме и количеству.

Учитель не использует ИКТ, в основном ставит и реализует предметные цели в организации учебного процесса

6. Управление системой "учитель -ученик"

Умеет выделить и проанализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Умеет проектировать, реализовать и анализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета

Может проанализировать свою деятельность по предложенному алгоритму и скорректировать цели, условия учебного процесса

Практически не использует принцип планирования от конечной цели, самоанализ чаще всего строится на эмоциях, ощущениях

7. Трансляция собственного опыта

Может самостоятельно подготовить, оформить статью, доклад, отчет, не требующий правки и научной и предметной редактуры

Требует помощи для систематизации, структурирования, обобщения, выводов

Практически не может сам обобщить свой опыт

8. Исследовательская

Владеет навыками педагогического экспериментирования при минимальной помощи научного руководителя.

Умеет проанализировать результаты внедрения инновации

Может внедрить инновацию, но для ее планирования и анализа нуждается в научном руководстве

Не может или затрудняется планировать внедрение инноваций, прогнозировать результат такого внедрения

9. Акмеологическая

Постоянно повышает свой профессиональный уровень, активно участвует в профессиональных конкурсах, смотрах. Для выбора направления самосовершенствования руководствуется самоанализом, рекомендациями методистов и администрации школы

Повышает квалификацию, однако для выбора содержания и форм требуется методическая помощь

Довольствуется методическим "багажом", полученным только в результате собственного опыта. Потребность в профессиональном росте слабо выражена

        При различиях самооценки и экспертной оценки проводятся индивидуальные собеседования с учителем для выбора направления и вида его деятельности по повышению уровня его компетенций. В процессе собеседования учитель может продемонстрировать свои достижения за год, отвечая на вопросы. Например:

  • Какая методическая тема была выбрана вами на данный учебный год?
  • Уровень каких компетенций вы развивали в процессе работы над методической темой? Используйте последние данные вашей самооценки.
  • Какие педагогические технологии обучения вы освоили? Какова их эффективность?
  • Какие новые виды, формы и приемы работы вы стали использовать в этом году? Какова их эффективность?
  • Какие дидактические материалы для индивидуализации учебного процесса вы разработали в течение текущего года?
  • Какие параметры ваших уроков оценивались при проведении ВШК администрацией и специалистами высшим баллом?
  • Как вы обобщали и транслировали свой опыт?
  • Какие курсы вы окончили?
  • Как вы использовали знания, полученные на этих курсах?

        В случае совпадения самооценки и экспертной оценки в самой низкой группе баллов (5 и ниже) направления и виды деятельности по повышению уровня данной компетенции учитель выбирает по согласованию с экспертной группой.

        Процедуры мониторинга представляют собой алгоритм совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса.

 По результатам мониторинга  выделяются "западающие" компетенции у каждого учителя.  Например, в ходе мониторинга выясняется, что учителю необходимо (или он желает) повысить уровень валеологической компетенции.  Ему рекомендуются или предлагаются на выбор формы деятельности:

  • курсы вне школы по технологиям общения и валеологии;
  • работа над годовой темой самообразования с обобщением на МО, педсовете;
  • разработка и реализация тематического цикла классных часов и т. д.

        Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что профессионально-педагогическая компетентность учителя становится необходимым условием его успешной  профессиональной деятельности, фактором реализации потенциальных возможностей педагога.

   Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивость к педагогическим инновациям.

        Поэтому я думаю, что необходимо обеспечить учителей специальными диагностическими материалами, которые позволят им осуществлять целенаправленный профессиональный самоанализ своих успехов и неудач, а администрации  школы использовать адекватную систему оценки качества работы учителя.

      Закончить своё выступление я  хотела бы словами немецкого педагога Адольфа Дистервега:   «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лопушнян Г.А. Использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики.

В статье описано использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики....

Лопушнян Г.А. Использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики.

В презентации представлео использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики....

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

Требования к уровню профессиональной компетенции учителя физической культуры

Требования к уровню профессиональной компетенции учителя физической культуры...

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетенции учителя.

Выступление на августовской конференции по теме"Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетенции учителя"...

Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности

Доклад на тему: «Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности&raq...