Развитие познавательных способностей детей в процессе физического воспитания
статья по физкультуре на тему

Активизация познавательныой деятельности школьников через организационно-методические приемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Развитие познавательных способностей детей в процессе физического воспитания.

          Школьный возраст является значимым этапом становления человека – двигательных, познавательных,      творческих и других, поскольку связан с созреванием необходимых для их развития органических структур и формированием на этой основе нужных функциональных органов. В этом возрастном периоде происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, что создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка общих и специальных способностей.

        Важным моментом в развитии у детей способностей выступает их комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга. Одно из необходимых условий комплексного и разностороннего развития способностей человека – многоплановость и разнообразие видов деятельности. В то же время некоторые авторы отмечают, что содержание и методика проведения занятий по физической культуре в учебных заведениях  ориентированы преимущественно на формирование у детей двигательных навыков и не учитывают больших возможностей двигательной деятельности в развитии познавательных, творческих, межличностных, контактных и других способностей.

         В связи с вышеизложенным выявление форм, средств, методов и организационно-методических условий,             способствующих комплексному развитию способностей школьников в процессе физического воспитания,        представляют определенный интерес.

          При разработке содержания и методики занятий по физическому воспитанию, стимулирующих познавательную активность детей уровень познавательной деятельности возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно,             а активно и если она вызывает у детей интерес. Интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение. Устойчивый интерес побуждает ребенка к активности, к  преодолению препятствий, связанных с работой или учебой, делает деятельность приятной.

          Учитываются также основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека: творческий характер деятельности, оптимальный уровень её трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

         С учетом этих требований наиболее предпочтительной формой проведения занятий по физической культуре с детьми является сюжетно-образная. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету и имеют образные названия. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений обеспечивает должную мотивацию и положительный эмоциональный фон занятия, способствует формированию и поддержанию интереса к деятельности.

          Активизировать познавательную деятельность помогают специальные организационно-методические приемы:  

  1. Упражнения дыхательной гимнастики, особенность которых состоит в создании сопротивления выдыхаемому воздуху со стороны артикуляционных (речевых)  органов за счет произношения на выдохе различных звуков и звукосочетаний (выполняются в покое и в сочетании с движениями).
  2. Произношение звуков и звукосочетаний на выдохе во время выполнения упражнений статического характера.

Использование статических упражнений на фоне развития общей выносливости может послужить важным фактором ликвидации и  профилактики у них различных дефектов осанки при условии правильного рационального дыхания во время выполнения упражнений (нельзя задерживать дыхание). Без соблюдения этого правила воздействие статических и силовых нагрузок на организм детей  может привести к неблагоприятным сдвигам со стороны кардиореспираторной  системы. Применение такого методического приема, как произношение звуков и звукосочетаний на выдохе во время исполнения упражнений статического характера, позволяет избежать задержки дыхания и в то же время способствует развитию органов артикуляции.

  1. Упражнения, направленные на развитие двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук. Их применение обосновано тем, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
  2. Народные подвижные игры, созданные на основе художественного поэтического текста (фольклор).
  3. Произношение   речитативов во время выполнения несложных по структуре упражнений невысокой интенсивности.
  4. Использование в процессе сюжетных занятий загадок и песен соответствующего содержания. В загадках простыми словами достигается зримость и осязательность образов, которые можно отобразить в движении.
  5. Использование словесных методов.

Созданию предварительных представлений об изучаемом движении служит название упражнения, которое должно быть образным. Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создать правильное представление о нем, а возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей многократно повторять одно и то же упражнение, что способствует закреплению двигательного навыка и повышению его качества.

По ходу выполнения упражнений даются дополнительные яркие, образные указания, помогающие детям быстрее осваивать движения. Например, при выполнении упражнения «Чайки летят» дается указание «руки – как крылья».

При разучивании упражнений можно также использовать объяснения, которые должны быть точными, понятными, краткими, эмоциональными. При объяснениях выделяется тот элемент техники, на который необходимо обратить внимание. Например, при разучивании упражнения «Лодочка» дается следующее указание: « Пятки вместе, если вы их разъедините, то в лодочке образуется течь и она утонет». 

Некоторые авторы рекомендуют время от времени предварять показ словесным описанием движений с целью активизации умственной деятельности.

  1. Применение заданий, в которых необходимо сочетать различные видов деятельности (например, детям предлагалось выполнить дома или в классе рисунки, тематически связанные с сюжетом занятия, прочитать рассказы, сказки соответствующего содержания и выполнить те или иные упражнения комплекса.
  2. Использование элементов психофизического тренинга (например, в сюжетных занятиях применяются упражнения и этюды психогимнастики, основанные на обучении элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, формировании навыков в саморасслаблении).
  3.  Применение музыкального сопровождения с целью развития у детей чувства ритма и музыкального слуха, а также творческих способностей.
  4.  Дополнение занятий по физической культуре тематическими познавательными  играми-занятиями.  

    Предварительные исследования позволили установить, что в процессе физического воспитания вышеперечисленных средств, методов и методических приемов, направленных на активизацию познавательной и речевой деятельности, не снижает тренирующего эффекта занятий и способствует повышению уровня физической подготовленности детей.

   Разработанная методика проведения занятий по физической культуре, предполагающая использование специальных средств, методов и организационно-методических приемов, способствует развитию познавательных способностей школьников в процессе физического воспитания и формированию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

                                                        НАСЛАЖДЕНИЕ   ДВИЖЕНИЕМ

        Ни для кого не секрет, что после физической нагрузки необходим отдых, который может быть пассивным или активным, в виде шествия. Дети воспринимают окружающий мир и выражают свои ощущения словами или в позах, жестах, движения. Такое отражение окружающего мира называют «синкретинками». Синкретинки разбиваются по темам. Слова составляются в коротенькие предложения. Предложения формируются в зарифмованные куплеты. Дети любят рифму, она  не пугает их. Напротив, манит своим детским содержанием – тем, которое в ней находят сами дети. Это игра.

Упражнения проводятся в движении – семенящий бег или на месте.

                    Слова учителя                                                                     Действия учеников

           Заалел с зарей восток,                                  Кисть ставим как козырек, любуемся восходом солнца

________________________________________________________________________________________________

Просыпается денек.                                                Кулачками трем глаза, исполняем потягушки

Солнце поднимается                                              Руки дугами внизу, пальцы в замок, поднимаем над головой

           Роса испаряется.                                                     Вращаем кистями, пальцы врозь, поднимаем выше и выше

          ___________________________________________________________________________________________________

          Птички весело поют,                                              Кисти-клювы, открываем и закрываем большие пальцы и мизинцы

         ___________________________________________________________________________________________________

         Светло, радостно вокруг                                         Кисти на груди, разводим руки  в стороны

        ____________________________________________________________________________________________________

         «Ветер, ветер, ты могуч,                                         Вращая кисти, поднимаем руки, демонстрируя бицепсы

        ____________________________________________________________________________________________________

     

         Ты гоняешь стаи туч,                                              Руки дугами над головой в замок, наклоны в стороны

       ____________________________________________________________________________________________________

        Ты волнуешь сине море,                                         Руки в стороны, волнообразные движения рук с наклонами

      _____________________________________________________________________________________________________

        Всюду реешь на просторе».                                    Руки в стороны прямые, наклоны и вращения туловища

     _____________________________________________________________________________________________________

       Гром гремит «Ба-бах, ба-бах!»                               Кисти в кулак за головой, опускаем руки  резко с наклонами

 Птички прячутся в кустах                                            «Кусты» - полусогнутые пальцы расставлены, касаясь пола

Капли первые повисли                                                  Расслабленные руки внизу

По асфальту дождик брызжет.                                      В том же положении семенящий бег

Дождик чаще, гуще, гуще                                             Семенящий бег, руки вниз расслаблены, легкий наклон вперед

Дождик, ливень пуще, пуще                                         Семенящий бег, темп возрастает

Солнце появляется -                                                       Руки дугами, пальцы в замок, поднимаем над головой

Асфальт нагревается.                                                     Пальцы шире, веером машем на лицо

Асфальт нагревается -                                                    Пальцы шире, веером машем на лицо

Лужа испаряется.                                                            Руки в стороны, сводим дугами, вращаем кистями, поднимаем вверх

Солнце тоже спать ложится                                          Руки дугами над головой, пальцы в замок, опускаем руки

Что же солнышку приснится?                                      Руки в стороны-вниз, поднимаем, опускаем плечи

Где же ветер ночью спит?                                             Кисть ставим как козырек, любуемся луной

Под росой в траве лежит.                                              Лечь на пол, расслабиться

Чтобы ночью не простыл,                                             Закрыть глаза ладошками

Кто росой его укрыл?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей в процессе физического воспитания

Школьный возраст является значимым этапом становления человека – двигательных, познавательных,      творческих и других,...

Педсовет: "Учебная мотивация, как фактор развития познавательных способностей детей".

Качество подготовки учащихся по ИЗО во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой......

Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания

Работа посвящена изучению  форм и методов работы, нацеленых на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовательской деятельности, а также на реализацию...

Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания

Работа посвящена описанию форм и методов исследовательской деятельности, применение которых  нацелены на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовате...

Развитие интеллектуальных способностей ребёнка в процессе экологического воспитания.

План работы  самообразования по теме: "Развитие интеллектуальных способностей ребенка в процессе экологического воспитания"Цели и задачи:Изучить методику и содержание теоретических и практи...

Доклад "Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания"

Согласно идеям Лесгафта П. Ф. физическое образование ни в коем случае не должно ограничиваться физическими упражнениями, оно должно использовать все средства, стимулирующие общее развитие человека, та...

Развитие познавательных способностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития через экспериментальную деятельность с объектами живой природы

Одним из самых главных путей формирования познавательной деятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в моей работе является, безусловно, проведение коррекционно – воспитате...