Главные вкладки

    Детская легкая атлетика ИААФ
    статья по физкультуре на тему

    Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях и составленные из этих видов многоборья. Легкоатлетические упражнения оказывают весьма разностороннее влияние на организм человека. Они развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах, позволяют приобрести широкий круг двигательных навыков, способствуют воспитанию волевых качеств. Такая разносторонняя физическая подготовка особенно необходима в юном возрасте. Широкое использование легкоатлетических упражнений в занятиях способствует повышению функциональных возможностей организма, обеспечивает высокую работоспособность. Положительное влияние легкоатлетических упражнений предопределило широкое включение их в программы физического воспитания школьников и молодежи, в планы тренировок по различным видам спорта, занятия физической культурой людей старшего возраста. Это один из основных базовых и наиболее массовых видов спорта. Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях. Приобретённые в ней навыки могут быть реализованы в любом другом виде спорта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Детская легкая атлетика ИААФ44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Зухова Ирина Сергеевна

    МКОУ ДОД «Марьяновская ДЮСШ»

    Тренер – преподаватель

    Детская легкая атлетика ИААФ

    Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях и составленные из этих видов многоборья. Легкоатлетические упражнения оказывают весьма разностороннее влияние на организм человека. Они развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах, позволяют приобрести широкий круг двигательных навыков, способствуют воспитанию волевых качеств. Такая разносторонняя физическая подготовка особенно необходима в юном возрасте. Широкое использование легкоатлетических упражнений в занятиях способствует повышению функциональных возможностей организма, обеспечивает высокую работоспособность. Положительное влияние легкоатлетических упражнений предопределило широкое включение их в программы физического воспитания школьников и молодежи, в планы тренировок по различным видам спорта, занятия физической культурой людей старшего возраста. Это один из основных базовых и наиболее массовых видов спорта. Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях. Приобретённые в ней навыки могут быть реализованы в любом другом виде спорта. 

    Современные дети не любят однообразия, монотонности, они сразу умеют делать несколько вещей, они хорошо разбираются в компьютерных технологиях, у них нет авторитетов, и прежде, чем что-то сделать, они всегда спросят: «Почему я это должен делать?». На тренировках лёгкой атлетики учащиеся не всегда с удовольствием выполняют учебные задания, особенно когда они связанны с многократным тренировочным повторением. Школьникам гораздо больше нравится играть, чем заставлять себя активно и настойчиво учиться. Играя, младшие школьники учатся непринуждённо быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, сплочённо действовать в командных состязаниях. В процессе игр у младших школьников улучшается общая координация движений, повышаются показатели развития двигательных качеств. Увлекаясь игрой, дети забывают о своих недостатках и слабостях и часто демонстрируют результаты, нередко невозможные в обычной деятельности. Играя, дети стремятся к победе, проявляют смелость, расчётливость, силу, быстроту, ловкость и другие ценные личностные качества. Победа, одержанная в игре, повышает у младших школьников уверенность в себе, приучает к совместным коллективным действиям, у детей формируется навык честного соперничества.

    В раннем возрасте необходимо уходить от специализации, но следует развивать двигательные навыки и вестибулярный аппарат, а также преподносить детям занимательную легкую атлетику, делать занятия и соревнования в игровой форме, не дублируя взрослую модель тренировок. В этом отношении интересным проектом выступает программа Международной Федерацией легкой атлетики - «Детская легкая атлетика ИААФ». Специалисты ИААФ разработали форму занятий для детей, которая на самом деле отвечает современным требованиям и основной целью которой, является популяризация занятий лёгкой атлетикой среди самых маленьких детей, имея в виду конечную цель - сделать лёгкую атлетику видом спорта номер один в общеобразовательных школах. Детская лёгкая атлетика (ДЛА) включает в себя систему тренировочных занятий в виде учебных карточек и командные соревнования для детей 7-8, 9-10, 11-12 лет. Кстати, данная программа «Детская легкая атлетика» позволяет хорошо подготовить ребенка к занятиям любым видом спорта. Программа «Детская легкая атлетика» способствует привлечению максимального количества детей для занятий спортом и активным образом жизни. С 2011 года мы работаем по этой программе. Программа ДЛА построена преимущественно на спортивно-соревновательных игровых легкоатлетических комплексах. Есть несколько особенностей, которые отличают «Детскую легкую атлетику ИААФ» от обычных соревнований: - соревнования проводятся для команд, что делает их эмоционально насыщенными, привлекательными, зрелищными, интересными; - не играет большой роли уровень предварительной подготовки юных спортсменов - комплексы соревновательных упражнений доступны любому ребенку, независимо от его спортивной специализации, будь то легкоатлет, борец, гимнаст, игрок; - в этих соревнованиях нет проигравших - все становятся победителями или призерами.

    Данная программа несет в себе черты инновационного проекта, представляет новые формы организации двигательной деятельности на уроках физической культуры в школе и тренировочных занятиях в форме двигательных (тренировочных) заданий.

    Опыт педагогической работы, накопленный за последние годы по программе «Детская легкая атлетика ИААФ», показывает, что планирование и реализация подготовительных тренировочных программ основаны на использовании стандартных карточек. В карточках представлены наборы двигательных (тренировочных) заданий – ДЗ, (ТЗ) в основе которых лежит двигательный функциональный запрос, где оперативная задача (цель), количественно характеризуемая, достигается в результате точного сочетания воздействующих факторов - длительности, интенсивности упражнения, числа повторений, интервалов отдыха. При разработке ДЗ учитываются ведущие факторы: во-первых, определяющие спортивный результат, а, во-вторых, - конкретная направленность тренировочного процесса, специализированность средств подготовки, методы выполнения, нагрузочность, организационные условия и оснащенность мест проведения занятий. Каждая карточка содержит предлагаемую ситуацию по выбору компонентов нагрузки, инструкции по выполнению упражнений, методические и педагогические рекомендации, прогрессию трудности заданий. Почти во всех комплексах ДЗ дается дополнительная информация о технике и вариациях упражнения, которую можно рассматривать как основные опорные точки обучения. Карточки представлены в виде комплексов заданий - обучающих, развивающих физические качества, специализированной подготовки, соревновательных достижений. При разработке двигательных заданий на этапе начальной подготовки юных легкоатлетов в условиях внеклассных занятий и режиме продленного дня, предлагается применять в тренировочном процессе преимущественно повторяющиеся ДЗ, разработанные на основе метода вариативного воздействия. Отметим, что стандартизация ведет к жесткой стабилизации структуры двигательных действий, снижению темпов развития физических качеств. Вариативный подход в применении стандартных ДЗ заключается в том, что целостность упражнения сохраняется, а более широкому варьированию подвержена структура движений и параметры тренировочной нагрузки, в которых видоизменяются условия выполнения смежных попыток по темпу, интенсивности, амплитуде, исходному положению в пределах целесообразной техники. Такое варьирование компонентов двигательных заданий дает возможность значительно повысить эффективность физической и спортивно-технической подготовки юных легкоатлетов, сохраняя при этом структурную определенность заданий и их специфическую педагогическую направленность.

    Планирование учебно-тренировочной работы на основе каталогизации заданий помогает освободить школьных учителей и тренеров- преподавателей от необходимости трудоемкого по времени написания планов-конспектов занятий, позволяет расширить возможности творческого участия тренера и спортсменов в занятии. Использование каталога стандартных тренировочных заданий содействует унификации средств подготовки и соблюдению единых подходов в методике подготовки большого контингента юных легкоатлетов, а вместе с тем повышению качества учета и анализа учебно-воспитательного тренировочного процесса.

    По нашему мнению, одной из эффективных организационных форм предварительной спортивной подготовки детей школьного возраста является организация учебно-тренировочных занятий в общеобразовательной школе. Такая форма обеспечивает оптимальное сочетание обучения в школе с возможностью занятий спортом, способствует повышению работоспособности и улучшению здоровья учащихся. Такая работа, по существу, должна стать основой возрождения и развития массового школьного спорта. Учитывая важность и актуальность изучения проблемы рациональной организации и методики осуществления предварительной спортивной подготовки в общеобразовательной школе, мы поставили задачу интеграции деятельности ДЮСШ и общеобразовательной школы. Сущность концепции заключается в более эффективном решении цели и задач традиционного физкультурного образования школьников путем частичного использования принципов, средств и методов спортивной тренировки.

    Предлагаемая программа «Детская легкая атлетика ИААФ» может стать составной частью новой школьной учебной программы нового поколения. Она доступна, понятна и интересна детям, где на уроках физкультуры они с удовольствием играют в легкую атлетику и одновременно очень многому учатся. Предлагаемый образовательный проект знакомит с передовым опытом массового привлечения детей к занятиям легкой атлетикой, где в эмоциональной и увлекательной форме они учатся основам спортивной «грамоты». Несомненным достоинством данной программы является факт, что для ее реализации не требуется никаких особых условий. Соревнования по программе «Детская легкая атлетика ИААФ» можно проводить не только на стадионе или в легкоатлетическом манеже, но на любой школьной площадке или спортивном зале.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Детская легкая атлетика

    Детская легкая атлетика...

    Детская легкая атлетика.2

    Учебные карточки....

    Детская легкая атлетика.3

    Учебные карточки....

    Детская легкая атлетика.4

    Учебные карточкиж....

    «Детская легкая атлетика - 2»

    Лёгкая атлетика - олимпийский вид спорта, включающий бег, ходьбу, прыжки и метания. Объединяет следующие дисциплины: беговые виды, спортивную ходьбу, технические виды (прыжки и метания), многоборья, п...