Формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей с нарушением интеллекта средствами фитбола и аэробики
методическая разработка по физкультуре (5 класс) по теме

Одной из приоритетных задач современного общества является создание благоприятных условий для образования, воспитания, успешной психофизической коррекции, социально-трудовой адаптации и интеграции умственно отсталых детей в общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sektsiya_2_kryukov_3_11.04.2017.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Автор: Крюков И.Г.

ГБОУ школа №18 Центрального района, города Санкт-Петербурга

Учитель физической культуры

Актуальность: одной из приоритетных задач современного общества является создание благоприятных условий для образования, воспитания, успешной психофизической коррекции, социально-трудовой адаптации и интеграции умственно отсталых детей в общество[1].

По мнению В.М. Мозгового, отечественная система физического воспитания детей с проблемами в развитии опирается на общие педагогические принципы коррекционной педагогики. Физическое воспитание детей с нарушениями интеллекта как преобразующий образовательный процесс составляет суть учебно – воспитательной деятельности, включающей обучение двигательным действиям, коррекцию нарушений физического развития и моторики, воспитания и совершенствования двигательных качеств [2]. Высокий уровень показателей физического состояния особенно важен для эффективного овладения профессионально важными умениями и навыками трудовой деятельности [3].

Такие качества, как выносливость, гибкость, равновесие связаны  с подвижностью нервных процессов и  развиваются по мере роста ребенка и постепенно нормализуются. У умственно отсталых детей медленно и ненадежно формируются навыки, связанные с точностью, быстротой, силой и равновесием [5]. Накопленный опыт в процессе освоения техники двигательных действий будет направлен на развитие способности к удержанию статического равновесия у детей 10 – 12 лет средствами фитбола и аэробики. Способность к удержанию статического равновесия – это возможность сохранения устойчивого положения тела, которое так необходимо при освоении техники любых двигательных действий.

Особенность учащихся с нарушением интеллекта заключается в том, что двигательные навыки долго не сохраняются на достигнутом уровне [4]. Созданы условия для дальнейшей положительной динамики освоения техники двигательных действий с помощью комплекса физических упражнений средствами фитбола и аэробики.

Цель исследования: разработать методику, направленную на развитие способности к удержанию статического равновесия у детей 10 – 12 лет с умственной отсталостью средствами фитбола и аэробики.  

Практическая значимость: данная методика представляет интерес для учителей школ, в которых обучаются дети с нарушением интеллекта. Знания, умения и навыки,  полученные в процессе занятий физическими упражнениями, могут быть использованы учащимися для самостоятельных занятий дома или в фитнес-клубе.

Научная новизна: 

        Впервые предложена методика, которая направлена на усвоение учащимися комплекса упражнений для формирования навыков самостоятельных занятий с использованием фитбола и аэробики, позволяющую развить способность к удержанию статического равновесия у детей 10 – 12 лет с умственной отсталостью.

Впервые рассмотрен перечень  компонентов: мнемотехника (система специальных приёмов, служащих для облегчения запоминания); музыкальное сопровождение; видеоряд (комплекс упражнений средствами фитбола и аэробики, выполненный учителем, а затем учащимися); самостоятельное проведение фрагмента урока учащимися. Данные средства  используются   для развития способности к удержанию статического равновесия у детей 10 – 12 лет с умственной отсталостью.

Суть эксперимента заключается в том, чтобы теоретически обосновать и выявить возможность создания необходимых условий для дальнейшего формирования навыков самостоятельного выполнения упражнений с применением  фитбола и аэробики в домашних условиях, фитнес-клубе. В ходе проведения исследования наблюдается положительная динамика развития способности к удержанию статического равновесия, данное исследование находится на стадии апробации.

В данной методике содержится три этапа обучения двигательным действиям:

  1. Использование наглядности для создания целостного представления о разучиваемом движении.
  2. Многократное использование комплекса упражнений для закрепления правильной техники двигательных действий.
  3. Выполнение упражнений в парах и группах на время с целью привития интереса и формирования мотивации к самостоятельным занятиям.

В результате предварительного исследования и проведения литературного обзора было выявлено следующее:

а) имеется дефицит информации по вопросам формирования навыков организации и проведения самостоятельных занятий у школьников с нарушением интеллекта, в том числе с  применением фитбола и аэробики.

б) дети с нарушением интеллекта с интересом воспринимают упражнения и задания, связанные с использованием фитбола, проявляют интерес к выполнению заданий с использованием музыкального сопровождения и видеоряда, заданий, направленных на формирование знаний о технике двигательных действий с использованием мнемотехники.

Предложенная методика будет способствовать усвоению, а в дальнейшем применению полученных навыков самостоятельной работы после завершения программы обучения в школе.

Литература:

  1. Дмитриев А.А. Коррекционная педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития / А. А. Дмитриев: Учеб. пособие. –2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Московского психиолого-социального института;2004. – С.7.
  2. Мозговой В. М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся. // Дефектология. – 1993. №3. – С. 38-42
  3. Мозговой В. М. Развитие и коррекция двигательных функций учащихся с нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук : специальность 13.00.03 <Коррекц. педагогика сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия> / Мозговой Василий Маркович; [Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова]. - М, 2005. - 39 с. : ил. ; 21 см. - Библиогр.: с. 35-39 (48 назв.)
  4. Пелих Е. Ю. Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у школьников с нарушением интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Пелих Елена Юрьевна; [Место защиты: Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, С.-Петерб.].- Санкт-Петербург, 2011.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/775
  5. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник. В 2 т. Т.2 : Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 448 с. : ил. – С-160 – 161.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников...

Средства формирования мотивации к занятиям физической культурой обучающихся СМГ

В работе автор рассуждает о возникшем противоречии между необходимостью занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем и их слабой мотивацией к этим занятиям. Ставится проблема и намечаются шаг...

Средства формирования мотивации к занятиям физической культурой обучающихся СМГ

В работе автор рассуждает о возникшем противоречии между необходимостью занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем и их слабой мотивацией к этим занятиям. Ставится проблема и намечаются шаг...

Формирование мотивации к занятиям физической культуры

Данный материал предоставляет социальный эксперимент по формированию мотивации к занятиям физической культуры...

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕВУШЕК СТАРШИХ КЛАССОВ

Важнейший отраслевой документ «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» предусматривает осуществление исследований по выявлению интересов, потребн...

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными психологами и педагогами, как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович ...

Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом в школьном возрасте.

Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортлм в школьном возрасте: понятие мотивации, возрастные особенности мотивации,технология развития мотивационных основ курокам физической кул...