Подвижные игры для тренировки вестибулярного аппарата.
статья по физкультуре по теме

Поляков Дмитрий Васильевич

Материал статьи знакомит с играми в единоборствах, направленными на тренировку функции равновесия. С их помощью можно также учить ребят анализировать свои действия: выявлять причины ошибок и искать способы их устранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vestibulyarnyy_apparat.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития вестибулярного аппарата.

Материал статьи знакомит с играми в единоборствах, направленными на тренировку функции равновесия. С их помощью можно также учить ребят анализировать свои действия: выявлять причины ошибок и искать способы их устранения.

УДЕРЖИ РАВНОВЕСИЕ

Класс делится на три команды с равным количеством игроков. В командах производится расчет по порядку номеров. Первые номера каждой образуют первую тройку, вторые номера – вторую тройку, и т.д. В зале устанавливают гимнастические скамейки – по одной на 6 человек – на расстоянии не менее 2 м одна от другой. Игроки первой и второй команд в каждой тройке встают на скамейку в узкой стойке, ноги врозь, по 2 человека на каждый конец скамейки; игроки третьей команды – судьи.

По сигналу судьи соревнующиеся ударами правой (левой) ладони о правую (левую) ладонь соперника некоторое время стараются вывести друг друга из равновесия. Если оба игрока устояли на скамейке за это время на двух ногах – присуждается ничья, но при этом судьи каждому игроку производят сбавки за ошибки в равновесии. Судьи подводят итоги. Затем команды меняются ролями, чтобы каждый ученик мог потренироваться в судействе и в единоборстве.

Правила.

Каждый игрок за качество выполнения задания может получить в туре максимум 5 баллов. Судьи снижают оценку за следующие ошибки: – потеря равновесия с переступанием на скамейке одной ногой – 0,5 балла; – потеря равновесия с переступанием на скамейке двумя ногами – 1 балл; – потеря равновесия и стойка на одной ноге – 2 балла. Если игрок хотя бы одной ногой наступил на пол, он лишается победного очка, но продолжает участвовать.

Подведение итогов.

За начало боя до сигнала и нарушение дисциплины присуждается 1 штрафное очко. За победу игрок получает 2 очка, за ничью – 1 очко. Если соперники оба коснулись пола, то оба и лишаются победных очков. Выигрывает команда, которая наберет больше победных очков и сохранит больше баллов за качество исполнения и судейство.

Методические указания.

Необходимо заранее проверить исправность и прочность установки скамеек. Мальчики соревнуются с мальчиками, а девочки – с девочками. Участники должны быть примерно одинаковыми по росту и весу. Если тройки не однополые, то рост и уровень физической подготовленности участников должны быть примерно одинаковыми. Прежде чем начинать единоборство на скамейке, а затем на среднем и высоком бревне, следует провести его на полу на специально подготовленном месте с очерченными контурами для стоп, затем на качающейся опоре высотой 5–10 см. Перед проведением игры на результат организуется пробная игра. На последующих занятиях при повторении игры основное внимание уделяется анализу ошибок, их проговариванию и формированию умения обосновывать свою оценку. К анализу ошибок следует привлекать как судей, так и участников единоборств. По мере освоения игры можно предложить детям провести бой на перевернутой скамейке или на низком (среднем) бревне.

КТО УСТОИТ?

Инвентарь:

 4 гимнастических скамейки, 2 гимнастических палки, 2 секундомера.

Учащиеся делятся на четыре команды с равным количеством игроков. Первые номера образуют первую четверку, вторые – вторую, и т.д. Мальчики соревнуются с мальчиками, а девочки – с девочками. Если четверки не однополые, то важно, чтобы рост и уровень физической подготовленности игроков в них были примерно одинаковыми. Для каждой четверки в зале устанавливают две перевернутые скамейки на расстоянии 2 м одна от другой. В первом туре игроки первой и второй команд соревнуются, а третьей и четвертой – выступают в роли судей.

По сигналу первого судьи первые номера встают на перевернутые скамейки, доходят до середины, двигаясь навстречу друг другу, останавливаются, принимают удобное положение и берут гимнастическую палку за концы хватом снизу. По сигналу второго судьи включают секундомеры, и каждый из участников начинает тянуть на себя палку, стараясь столкнуть соперника со скамейки. Игрок, которому удалось устоять, получает 2 очка. Если в течение 20 или 30 сек. оба игрока устояли на скамейке, они получают по 1 победному очку. За каждое нарушение дисциплины, некорректное поведение во время единоборства и при судействе участнику и команде в целом присуждается 1 штрафное очко.

Затем ученики продолжают состязание, сменив положение рук, после чего судьи подводят итоги первого тура и производится смена ролей в командах. Во втором туре соревнуются игроки третьей и четвертой команд, а игроки первой и второй выступают в роли судей. Игра проводится в два или четыре тура. В каждом туре участники дважды соревнуются, удерживая палку то левой, то правой рукой. Таким образом, все игроки дважды за четыре тура выступают в роли судей: один раз – работая с секундомером, а второй – оценивая технику равновесия.

Правила.

Игрок за качество выполнения задания может получить в туре максимум 8 баллов – по 4 балла в каждой попытке. Судьи снижают оценку за следующие ошибки: – начало боя до сигнала судьи – 1 балл; – потеря равновесия или наклоны туловища при ходьбе – от 0,5 до 1 балла; – касание пола какой-либо частью тела, кроме ног (падение), – все баллы тура. Перетягивание палки рывком лишает участника права на победу.

Подведение итогов.

 Выигрывает команда, которая получит больше победных очков и сохранит больше баллов за технику выполнения задания и анализ ошибок.

Методические указания.

 Необходимо предварительно проверить устойчивость скамеек, укрепить их резиновыми подкладками, чтобы они не скользили по полу. Единоборство в равновесии проводится в течение 20–30 сек. Если нет секундомеров, то можно вести их счет вслух. До начала игры-соревнования нужно провести пробные состязания, чтобы судьи научились пользоваться секундомером, правильно подавать палку – хватом за середину и стоя на одинаковом расстоянии от участников, оценивать качество выполнения задания и обосновывать свою оценку.

БОЙ ПЕТУХОВ

Инвентарь: мел или палка с заостренным концом, свисток, измерительная лента. Учащиеся делятся на четыре команды с равным количеством игроков. В командах производится расчет по порядку номеров. Первые номера образуют первую четверку игроков, вторые – вторую, и т.д. Возможны и другие варианты деления на команды; важно, чтобы мальчики соревновались с мальчиками, а девочки – с девочками. Каждая команда придумывает себе название, например: первая команда – «Зоркие», вторая – «Смелые», третья – «Быстрые», четвертая – «Сильные». На полу рисуют круг диаметром 150 см для каждой четверки, расстояние между которыми – 2–2,5 м. Игра проводится в два или четыре тура. В первом туре участники первой и второй команд соревнуются, а третьей и четвертой – выступают в роли судей. Во втором туре соревнуются игроки третьей и четвертой команд, а игроки первой и второй – судят. В каждом туре соперники соревнуются дважды – стоя на левой и правой ноге. Ученики изображают петухов: встают на одну ногу в круги друг напротив друга, вторую держат согнутой, а руки складывают на груди. Судьи располагаются рядом с ними так, чтобы хорошо видеть играющих. По сигналу учителя каждый участник, прыгая на одной ноге, старается плечом вытолкнуть противника из круга или заставить его потерять равновесие. Первый судья следит за ходом борьбы в своей четверке и присуждает победу или поражение. Второй судья засекает время поединка и делает записи в протоколе. Как только будут завершены все бои, судьи подводят итоги, победители получают жетоны. Затем состязание повторяется, но выталкивание осуществляется другим плечом, после чего в командах производится смена ролей.

Правила.

Тот, кого вытолкнули за пределы круга, проигрывает. Если игрок опустил ногу и наступил на нее, то бой считается законченным, а игрок, опустивший ногу, – проигравшим. Если во время выталкивания оба участника выйдут из круга или наступят на обе ноги, то победа не присуждается никому. Разрешается выполнять обманные движения. Запрещено толкать друг друга в грудь, в спину, делать удары головой. Каждый игрок за качество выполнения задания может получить в каждом туре максимум 5 баллов. Судьи снижают оценку за следующие ошибки: – выход за пределы круга – 1 очко; – начало боя до сигнала учителя – 1 очко; – толкание соперника в грудь, в спину, удары головой – 1 очко.

Подведение итогов.

Выигрывает команда, которая получит больше победных очков и наберет больше баллов при анализе ошибок.

Методические указания.

Если в зале нет возможности нарисовать круги по одной линии, их можно разместить по всему залу. В этом случае учителю будет сложнее контролировать правильность работы судей. Чтобы судьям было легче различать участников, можно повязать им на руки или ноги цветные ленточки. Перед повторением боя ученики выполняют упражнения для расслабления мышц. Старшие дети могут провести бой в приседе, держа руки под коленями.

НЕ РАСЦЕПИСЬ

Инвентарь:

мел или палка с заостренным концом, измерительная лента, свисток, секундомеры, протоколы, карандаши или ручки.

Играющие делятся на четыре команды с равным количеством игроков. В командах производится расчет по порядку номеров. Первые номера образуют первую четверку, вторые – вторую, и т.д. Представители первой и второй команд выполняют роль судей, а третьей и четвертой – соревнуются в единоборстве. Расстояние между четверками – 2–2,5 м. На полу чертят линию. Соревнующиеся встают спиной друг к другу на расстоянии одного шага от нее, а судьи находят удобное для наблюдения место. Первый судья дает сигнал к началу состязания и засекает время, второй следит за соблюдением правил игры.

По первому сигналу игроки захватывают правые стопы друг друга, стоя на левой ноге, по второму – начинают перетягивать друг друга через черту. Продолжительность поединка оговаривается заранее и может составлять от 30 сек. до 1 мин. Как только один из играющих наступит левой ногой на черту или переступит через нее, поединок считается законченным, а участник, который допустил ошибку, – проигравшим. Победитель получает 2 очка. Если за установленное время оба соперника удержались на одной ноге, но не сумели перетянуть противника за черту, присуждается ничья, и каждый игрок получает 1 очко. За работу в качестве судей участники получают оценку в баллах. Затем проводится подведение итогов, после чего команды меняются ролями. Дети также могут провести бой, сцепляясь правыми голенями и стопами в положении лицом друг к другу, руки на пояс.

Правила

 1. Для удержания равновесия разрешается прыгать на одной ноге.

2. Если игроки расцепились до сигнала судьи и коснулись пола второй ногой либо коснулись пола сцепленными ногами, то никто из них не получает победного очка.

3. Если участники расцепились до сигнала судьи, но не коснулись пола второй ногой, то поединок возобновляется.

 Подведение итогов.

Побеждает команда, которая получит больше победных очков и наберет больше баллов за судейство. Следует также отметить игроков, наиболее отличившихся в игре.

Методические указания.

Четверки располагаются по всему залу так, чтобы учителю и судьям было удобно наблюдать за ними. До начала игры следует определить продолжительность поединков и проверить сформированность умения быстро проводить сцепление, стоя как спиной, так и лицом друг к другу. При повторном проведении игры следует формировать четверки исходя из результатов предыдущих состязаний. Особое внимание необходимо уделять оценке работы судей. Ученикам бывает очень сложно сформулировать свою мысль, выразить словами то, что они видят или чувствуют. Им нужно помочь, проговаривая общие ошибки, обусловленные правилами, и предлагая обсудить те, которые допустили партнеры. Кроме того, нужно учить детей уважительно относиться к замечаниям судей, корректно высказывать свое несогласие, аргументированно отстаивать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных методов тренажерно-информационной системы " ТИСа" в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и ее влияние на развитие вестибулярного аппарата.

Система ТИСа позволяет : 1.Правильно изучать общеобразовательные упражнения за счет создания удобных поз и ориентиров для выполн...

Подвижные игры в тренировке гандболистов

Подвижные игры в тренировке гандболистов...

Подвижные игры в тренировке гандболистов

Подвижные игры включают в свое содержание различные двигательные действия: ходьбу, бег, прыжки, лазание, метание в цель и др., развивая при этом такие физические качества как: быстроту, ловкость, выно...

Доклад на тему «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ТРЕНИРОВКЕ ГАНДБОЛИСТОВ»

Доклад на тему «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ТРЕНИРОВКЕ ГАНДБОЛИСТОВ». данный материал предназначен для выступления на методическом объединении....

Конспект занятия по иппотерапии «Развитие вестибулярного аппарата и мышц верхней части туловища»

Занятие по иппотерапии разработано для детей от 3 до 6 лет, показания - нарушения опорно-двигательного аппарата легкой формы, нарушения осанки, нарушения психо-эмоциональной сферы. Занятие способствуе...

Лекция по анатомии. Сенсорная система. Вестибулярный аппарат

Сенсорная система. Вестибулярный аппарат...

Значение подвижных игр в развитии вестибулярного аппарата ребенка.

В статье освещается влияние подвижных игр на развитие координации движения....