Развитие быстроты и скоростно-силовых способностей
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Хахалева Марина Владимировна

Для школьников 8-10 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Хахалева Марина Владимировна.

№ 280-508-696

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ 8-10 ЛЕТ.

Известно, что спринтерский бег является важнейшим видом легкой атлетики, и имеет как самостоятельное значение, так и предопределяет успешное выполнение большинства других упражнений.

Приобщение детей к беговым дисциплинам и помощь им в овладении техникой бега поможет выявить наиболее одаренных из них, заинтересовать их занятиями бегом и развить их талант в ДЮСШ.

Массовое обучение основам техники бега можно осуществлять в условиях школьного урока физической культуры. На уроках физической культуры дети овладевают правильными навыками ходьбы, бега, прыжков, метаний и т.д. Формирование этих навыков тесно связано с развитием у них быстроты движений, силы, гибкости, ловкости и выносливости.

Среди многочисленных средств физического воспитания легкоатлетические упражнения занимают одно из ведущих мест. Естественность, доступность легкоатлетических упражнений, относительная простота выполнения позволяют широко применять их в физическом воспитании школьников [2, 8]. Организация занятий в школе, на открытом воздухе или площадке в любое время года способствует оздоровлению и закаливанию растущего организма школьников. Особое место среди средств легкой атлетики занимают прыжковые упражнения. Прыжки воспитывают смелость и находчивость, чувство равновесия, то есть способствуют комплексному развитию двигательных качеств человека. Развитие двигательных качеств человека представляет собой одну из центральных проблем физического воспитания [1, 7].

Прыгучесть является одним из важнейших показателей общей физической подготовки школьников. Также в настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию развития быстроты, так как особенность быстро выполнять движения одно из важнейших качеств легкоатлета. Наиболее благоприятный возраст для развития быстроты 8-10 лет [5, 9].

Исследования показывают, что наиболее благоприятным возрастом для воспитания быстроты является период 8-13 лет [3, 6]. Инструкцией возрастной физиологии Академии педагогических наук Российской Федерации рекомендована определенная схема периодизации [11]. Возраст от 7 до 12 лет именуется порой "второе детство" или младший школьный возраст. В этом возрасте меняются строение и деятельность организма. В начале этого возрастного периода девочки обнаруживают более низкие резервные возможности, чем мальчики. Как же совершается деятельность мышц у детей и чем она отличается от взрослых? У детей в  8 лет,  все эти качества еще недостаточно развиты. Они развиваются с возрастом. Ориентировка в пространстве происходит под контролем зрения, вестибулярного аппарата и особенно благодаря сигналам, поступающим в мозг по нервам от мускулатуры. Эти функции совершенствуются и к 13-14 годам достигают уровня взрослых. В этом периоде дети характеризуются высокой возбудимостью нервных центров и мышц, а также малой экономичностью вегетативных функций. Они очень подвижны, но не выносят длительных и однообразных нагрузок. Бурные темпы развития быстроты у подростков объясняются пластичность, подвижностью нервных процессов [6, 10].

 В настоящее время большое внимание уделяется вопросу эффективности отбора детей для занятий спортом и, в частности,  легкой атлетикой. В многочисленной специальной литературе [4, 5] представлены материалы исследований развития скоростно-силовых способностей у школьников разного возраста, определены периоды наиболее интенсивного и замедленного роста показателей.

Говоря о физическом развитии детей, необходимо отметить то, что дети одного календарного возраста имеют в основном сходный уровень функционального развития. Однако в индивидуальном развитии имеют место отклонения от общих закономерностей.

Результат прыжка в длину с места у девочек в 3 классе (9лет) в сентябре равен 147±5 см, а в мае - 160±5см; у мальчиков 155,5±4,5 см и 170±5 см. Уровень прыжка в длину с места у мальчиков и девочек 9 лет отличается от уровня восьмилетних школьников. Прирост результатов в начале третьего класса по сравнению с этим же периодом второго класса составляет 8 см, соответственно в конце учебного года - 19 см. У мальчиков тот же показатель составил 8 и 21 см, что говорит о необходимости постоянных занятий физкультурой и спортом для повышения своих спортивных результатов. В течение же всего третьего класса (9лет) у девочек прирост результатов составил 13 см, у мальчиков 14,5 см.

У школьников 10 лет результат прыжка в длину с места в сентябре и мае составил: у девочек - 168±5см. и 172±5см., прирост результата составил 4 см.; у мальчиков - 171,5±5см. и 179±5см., прирост равен 8см.

Рис.1. Прирост показателей в прыжках у мальчиков и девочек 8-10 лет.

Видно (рис.1), что максимальный прирост результатов, как у мальчиков, так и у девочек произошел в 9 лет (3 класс), а также, что развитие скоростно-силовых качеств у девочек происходит более плавно.

Таким образом, было выявлено, что наибольший прирост результатов происходил в течение учебного года, т.е. во время занятий спортом на уроках физической культуры, а не во время летних каникул (май-сентябрь), что говорит о существенном и положительном влиянии физической культуры на уровень и темпы прироста в развитии скоростно-силовых качеств у школьников. Это отражается как на различных этапах возрастного развития, так и внутри каждого из них.

Уровень прироста быстроты в беге на 30 м от начала до конца учебного года во втором классе составил у девочек 4,8%, а у мальчиков - 5,13%. Уровень прироста быстроты в третьем классе составил у девочек 5,22%, у мальчиков - 5,31%. У десятилетних (4 класс) школьников быстрота выросла у девочек на 2,98%, у мальчиков на 5,51%. Абсолютный прирост уровня быстроты в беге на 30 м от 8 до 10 лет у девочек составил 13%, а у мальчиков равен 15,95%.

В то же время прирост результатов в течение летних каникул (май-сентябрь) происходил не всегда. У мальчиков между вторым и третьим классами результат в беге на 30 м уменьшился на 1,7%, а у девочек увеличился на 3,3%. Во время летних каникул между третьим и четвертым классами тот же показатель у мальчиков уменьшился на 1,9%, а у девочек увеличился на 0,7%.

Динамика результатов в прыжках в длину с места у школьников 8-10 лет с сентября по май у девочек 8 лет (2 класс) составила 2,22%, а у мальчиков - 1,01%. Уровень прироста у девочек и мальчиков 9 лет (3 класс) равен 8,47% и 8,91%, а уровень прироста в 10 лет (4 класс) составил у девочек 2,35%, у мальчиков 4,57%. Абсолютный прирост от 8 до 10 лет у мальчиков составил 14,49%, а у девочек - 13,04%.

Если сравнивать темпы прироста результатов в беге на 30 м и прыжках в длину с места, то видно, что развитие быстроты из года в год (8-10 лет) идет более плавно и равномерно, тогда как развитие скоростно-силовых качеств наиболее бурно происходит в третьем классе (с 9 до 10 лет). Во втором и четвертом классах темпы прироста скоростно-силовых качеств заметно снижаются.

Наблюдения, проведённые в рамках учебного процесса, позволили сделать следующие выводы:

  1. Установлено, что развитие быстроты и скоростно-силовых способностей у школьников происходит неодинаково и неравномерно на протяжении изучаемого нами периода (от 8 до 10 лет).
  2. Наиболее интенсивное развитие быстроты и скоростно-силовых  способностей наблюдается в период от 9 до 10 лет и менее интенсивно в промежуточные возрастные периоды от 8 до 9 лет и от 10 до 11 лет.
  3. Развитие быстроты из года в год (8-10 лет) идет более плавно и равномерно, тогда как развитие скоростно-силовых способностей наиболее бурно происходит в третьем классе (9-10 лет).

Для оценки и контроля исследуемых качеств у школьников 8-10 лет целесообразно систематически использовать контрольные тесты в виде прыжков в длину с места, а также бега на 30 м с высокого старта.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамов Е.В. Физическая подготовка детей старшего школьного возраста на основе учета оздоровительной эффективности нагрузок: Автореф. дис… канд. пед. наук. – Малаховка: МГАФК, 1999. – 22 с.
  2. Аврутин Ю.А. Особенности учебно-тренировочной работы по легкой атлетике с детьми 1-4 класса в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дис… канд. пед. наук. - Минск, 1999. – 24 с.
  3. Алабин В.Г. Развитие физических качеств в общеобразовательной школе // Физкультура и спорт. - 1986.- № 3.- С.15-16.
  4. Аркадьева В.А. Основные направления дифференцирования физической подготовки школьников на основе конституциональной идентификации: Автореф. дис… канд. пед. наук. – Волгоград, 2000. - 24 с.
  5. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.
  6. Бахрах И.И. Влияние индивидуальных темпов развития на проявление двигательных качеств юных спортсменов / И.И.Бахрах, Е.А.Фомина  // Сб. тр. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - Вып. 1. - С.6-8.
  7. Бахрах И.И. Физическое развитие школьников 6-17 лет в связи с индивидуальными темпами роста и формирования организма. - Смоленск: СГИФК, 1975. - 39 с.
  8. Бурханов А.Н. Влияние спорта на организм школьников // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №4. - С. 12-14.
  9. Василенко О. Обучение бегу по программе 1-3 классов // Физическая культура в школе.- 2000.- №4.- С.21-24.
  10. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 263 с.
  11. Дорохов Р.Н. Физическое развитие детей и подростков, исследование и оценка / Р.Н.Дорохов, И.И.Бахрах // Детская спортивная медицина. - М.: Медицина, 1990. - С. 144-147.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие быстроты и скоростно-силовых способностей у школьников 8-10лет.

Тезисы к статье «РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ 8-10 ...

Разработка урока по теме "Развитие быстроты и скоростно-силовых качеств."

План – конспект урока по физической культуре.Цель урока: Развитие быстроты и скоростно-силовых качеств.Тема урока:  Развитие быстроты и скоростно-силовых качеств с использованием нестандартного о...

Выступление из опыта на работы "ИГРЫ-ЭСТАФЕТЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Выступление из опыта работы на региональном семинар-практикуме для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Влияние спортивных, подвижных игр и упражнений на физическое развитие детей дошкольн...

Статья "Методика развития скоростных и скоростно-силовых качеств"

В данной статье представлен материал по основам техники и методики подготовки обучающихся в беге на короткие дистанции....

Конспект урока по физической культуры 6 класс Легкая атлетика.Развитие быстроты и скоростно - силовых качеств.

Тема урока: Развитие быстроты и скоростно -  силовых качеств.Цель занятий : повысить уровень физического развития, развивать физические качества на уроке физической культуры в атмосфере толерантн...

Методическое пособие "МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ", Санкт-Петербург, 2019

В методическом пособии представлен материал по основам техники и методики подготовки обучающихся в беге на короткие дистанции....

Особенности методики воспитания скоростно-силовых способностей для оптимального развития скоростной выносливости, через систему упражнений, используемых на тренировках для подготовки школьников к испытаниям "Легкая атлетика"..

Опыт представлен описанием системы работы по формированию скоростно-силовых способностей через упражнения, которые позволяют учителю развивать и поддерживать данное физическое качество. По степени нов...