Статья. Волейбол для всех.
статья по физкультуре на тему

Баламс Марина Владимировна

В  ХХI веке массовый  спорт и занятия физкультурой, как никогда прежде, приобрели новую и весьма важную  социальную функцию, ибо систематические занятия активной двигательной деятельностью и спортом детей, молодежи, людей среднего и даже преклонного возраста стали альтернативой пагубному  для психики и здоровья малоподвижному, зависимому от  компьютерного влияния образу жизни. Если к этому добавить проблему алкоголизма и наркомании, то здесь просматривается реальная угроза физическому и духовному здоровью нации. Сегодня в огромном арсенале средств физической культуры и спорта в современном мире одним из наиболее массовых и популярных среди всех видов спорта является – волейбол. Занятия волейболом – эффективное средство укрепления здоровья, улучшения физического развития учащихся. В волейбол  можно играть круглый год, большей частью на свежем воздухе. Эти занятия способствуют укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме, совершенствованию различных его функций. Большой объем разнообразной тренировочной и спортивной работы в волейболе воспитывает выносливость, смелость и решительность, настойчивость и самостоятельность, инициативность и дисциплинированность. Стремление к достижению общей цели во время игры приучает волейболиста к  коллективным действиям, к сотрудничеству и взаимопомощи, воспитывает чувства дружбы и товарищества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_voleybol_igra_dlya_vseh.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №533

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка на тему:

«Волейбол, как спортивная игра для людей любого возраста ».

                                                                           

                                                                             Учитель ГБОУ лицея №533

                                                                             Баламс Марина Владимировна

Санкт-Петербург 2017г.

Содержание:

1.Актуальность (введение)----1.

2. Волейбол - игра для всех----1.

3. Волейбол для детей----1.

4. Особенности занятий волейболом для взрослых----2.

5. Универсальная методика обучения основам волейбола----3.

6. Волейбол - это активный отдых!----4.

7. Список литературы----5.

Актуальность (введение)

В  ХХI веке массовый  спорт и занятия физкультурой, как никогда прежде, приобрели новую и весьма важную  социальную функцию, ибо систематические занятия активной двигательной деятельностью и спортом детей, молодежи, людей среднего и даже преклонного возраста стали альтернативой пагубному  для психики и здоровья малоподвижному, зависимому от  компьютерного влияния образу жизни. Если к этому добавить проблему алкоголизма и наркомании, то здесь просматривается реальная угроза физическому и духовному здоровью нации. Сегодня в огромном арсенале средств физической культуры и спорта в современном мире одним из наиболее массовых и популярных среди всех видов спорта является – волейбол. Занятия волейболом – эффективное средство укрепления здоровья, улучшения физического развития учащихся. В волейбол  можно играть круглый год, большей частью на свежем воздухе. Эти занятия способствуют укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме, совершенствованию различных его функций. Большой объем разнообразной тренировочной и спортивной работы в волейболе воспитывает выносливость, смелость и решительность, настойчивость и самостоятельность, инициативность и дисциплинированность. Стремление к достижению общей цели во время игры приучает волейболиста к  коллективным действиям, к сотрудничеству и взаимопомощи, воспитывает чувства дружбы и товарищества.

Волейбол-игра для всех!

  1. Волейбол для детей.

  Существует масса подвижных и спортивных игр, которыми можно увлечь детей разного возраста. Я хотела бы поговорить о таком популярном виде спорта, как волейбол. Эта игра была придумана в 19 веке в США, после чего она получила широчайшее распространение по всему миру. По решению Олимпийского комитета волейбол был признан олимпийским видом спорта, а спортсмены-волейболисты стали спортивной элитой всех стран. В этой статье речь пойдет о том, полезен ли волейбол для детей, в каком возрасте следует начинать обучение, и как распознать талант малыша к волейболу. Занятия волейболом весьма полезны для растущего детского организма, как с физиологической, так и с психологической точки зрения. Врачи и мои коллеги педагоги называют ряд причин, по которым обучение детей волейболу обязательно должно входить в систему физического воспитания.

1

Причина №1 – волейбол оказывает благотворное воздействие на физическое развитие игрока – начать заниматься волейболом можно, находясь даже в не очень хорошей физической форме. Постепенно мышцы станут крепче и увеличатся в объеме, лишний вес уйдет, а рельеф тела существенно улучшится.


Причина №2 — занятие волейболом детей благотворно воздействует на состояние их опорно-двигательного аппарата. Благодаря постоянной равномерной нагрузке в виде прыжков, махов руками и элементов бега усиливается приток крови и питательных веществ к суставам, связкам и позвоночнику, в результате чего происходит их укрепление.

Причина №3 – все волейболисты умеют «правильно» падать и контролировать падение. Такое умение правильно скоординироваться при падении может помочь сохранить здоровье, а иногда и жизнь.


Причина №4 – за счет того, что волейбол – командная игра, он обучает игроков взаимопониманию и взаимопомощи, ответственности за свои действия.


Причина №5 – занятия волейболом полезны для зрения. В процессе игры человеку приходится постоянно держать в поле зрения мяч, который летает то ближе, то дальше, а это – самая настоящая зарядка, в результате которой улучшается приток крови и тренируются мышцы глаз.


Причина №6 – если хотите улучшить координацию движений и реакцию, волейбол – это то, что  нужно! Он предполагает обучение игроков довольно сложным приемам – подаче в прыжке, атакующим ударам, блокировкам и т.п. Все эти приемы требуют хорошей координации и скорости реакции, так что это отличная тренировка для мышц и нервных клеток.


  В каком возрасте лучше всего отдать ребенка в волейбольную секцию. Обычно спортивные секции набирают детей возрастом от 10 до 14 лет в расчете на то, что они подрастут и смогут выступать на спортивных соревнованиях. Если же Вы просто хотите, чтобы Ваши сын или дочка были в хорошей физической форме, или сами хотите позаниматься, ограничений нет. Начинать никогда не поздно! Если Вы собираетесь в детскую секцию по волейболу, предварительно поводите своего сына или дочь на гимнастику, плавание, футбол или легкую атлетику. Это нужно для того чтобы ребенок мог выдерживать серьезные нагрузки, и тренировки приносили ему истинное удовольствие.

  1. Особенности занятий волейболом для взрослых.

  Волейбол — один из самых популярных и доступных массовых видов спорта. Для того чтобы поиграть в волейбол не требуются большие финансовые затраты и серьезная физическая подготовка. Мяч, подходящая площадка и несколько человек, желающих поиграть — это все что нужно для того, чтобы весело и с пользой для здоровья провести время. При отсутствии специальной волейбольной площадки с сеткой, можно просто играть, встав в круг, как это делается летом на многих пляжах нашей страны.
  Волейбол характеризуется большим многообразием игровых ситуаций, необходимостью быстрого реагирования на них, многочисленными прыжковыми движениями, постоянной изменчивостью интенсивности физических и эмоциональных нагрузок. Все это оказывает положительное влияние на организм человека и способствует укреплению здоровья и долголетию. Вместе с тем, волейбол — травмоопасный вид спорта, поэтому перед началом игры необходимо разминаться, а интенсивность и продолжительность игры должна зависеть от возраста, физического состояния и индивидуальных особенностей человека.

2

  1. Универсальная методика обучения основам волейбола.

Я считаю, что овладение рациональной техникой игры — главная задача в технической подготовке волейболистов любого возраста. Выполнение этой задачи будет успешным, если в тренировочном процессе используются:

а) принцип постепенности при обучении технике игры (не закрепив один двигательный навык, не переходить к другому);

б) целенаправленная физическая подготовка, как основа для образования двигательных навыков;

в) знание биомеханических закономерностей движения и действий при выполнении технических приемов волейбола;

г) знание причин возникновения ошибок при обучении и совершенствовании техники игры и исправление этих ошибок;

д) подводящие упражнения, тренажеры, обучающие устройства, которые делают технику движений доступной для детей без искажения ее сущности.

Обучение осуществляется посредством восприятия и переработки соответствующей информации. Для качественного изучения техники нужна точная информация.

Процесс овладения техникой игры в волейбол подчиняется закономерностям формирования двигательных навыков.

 При формировании двигательного навыка можно выделить фазы, следующие

в определенном порядке друг за другом и их надо рассматривать с физиологической, психологической и методической точек зрения.

1-я ФАЗА — в ней создается первое представление о двигательном действии и формируется первоначальное умение (этап начального разучивания). Сначала упражнение выполняется неверно и приблизительно похожее на конечный вариант. Выполнение сопровождается излишними мышечными усилиями и значительным повышением обмена веществ. Здесь отмечается генерализация возбуждения центральной нервной системы (ЦНС). Недостаточное совершенство координации в работе мышц приводит к скованности движений.

Методическая задача и приемы обучения — овладеть основами техники и общим ритмом действия (внимание устранению ненужных движений и лишних мышечных напряжений). Обучение сконцентрировано по времени, ибо длительные перерывы между занятиями снижают его действенность. Слишком частые повторения упражнения в течение одного занятия не целесообразны, поскольку образование новых координаций быстро утомляет нервную систему. Изучение сложного технического приема (например: нападающего удара) по частям, а более простых — в целом.

Используются словесные, акустические, зрительные способы передачи информации.

2-ая ФАЗА — формирование умения совершенного выполнения двигательного действия (этап углубленного разучивания). Двигательные ощущения становятся более четкими. Появляется возможность уточнить движения. В коре больших полушарий происходит концентрация нервных процессов с развитием внутреннего торможения.

Методическая задача и приемы обучения — детальное изучение двигательного действия с исправлением выявленных ошибок. Число повторений в одном занятии повышено. Перерыв между занятиями в 2-3дня не снижает эффективности в обучении.

Используются методы обучения, которые опираются на двигательное восприятие (словесный, наглядный).

3-я ФАЗА — стабилизация и автоматизация действия (этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного навыка). При выполнении действия не требуется сосредоточения внимания. Движение устойчиво к сбивающим факторам и не поддается внешнему торможению.

3

Методическая задача и приемы воздействия — дальнейшее совершенствование технических деталей двигательного действия, доводя его до автоматизма; достижение вариабельного навыка (гибкого, подвижного), не поддающегося влиянию помех (шум, свет и др.). Совершенствование мастерства должно идти в соответствии с индивидуальными особенностями спортсмена.

Применяются словесный, наглядный, сопряженный, идеомоторный методы тренировки, технические средства с многократным повторением упражнений в стандартных и изменяющихся условиях при максимальном напряжении мышечных и волевых усилий.

Овладение спортивной техникой волейбола в процессе обучения осуществляется по следующей схеме (для всех технических приемов игры):

         1.Назвать терминологически правильно приемы.

2.Показ приема тренером или на слайдах, плакатах, видео технике с комментариями о его роли в игре.

3.Объяснить технику выполнения приема с демонстрацией (положение звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после выполнения технического приема).

4.Делаются попытки практического выполнения приема — исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям.

5.Упражнения с мячами с партнером в самых простых условиях.

6.Работа на тренажерах, специальном оборудовании (если необходимо) с мячами и без мячей.

7.По мере усвоения двигательных действий условия выполнения упражнений усложняются (увеличение количества мячей, партнеров, дополнительные задания и т.д.).

8.Выполнение технического приема (приемов) в условиях приближенных к игре.

  1. Волейбол - это активный отдых.

  Волейбол — особенный вид спорта. По своей сути не похож на фитнес или прокачку мышц в тренажёрном зале. Это не монотонное выполнение физических упражнений ради красивых форм тела. Это увлекательная игра, «бонусом» к которой прилагаются те самые формы, о которых, не стоит лукавить, мечтают и мужчины, и женщины в любом возрасте и во все времена.

Пляжный волейбол, например, — самый короткий и приятный путь для девушек к упругим ягодицам и идеальному телу: перемещения по песку задействуют все мышцы. При этом спорт не становится рутиной и многократным повторением одних и тех же движений, в первую очередь волейбол — это увлекательная игра.

  Хорош волейбол и своей безопасностью. Это бесконтактный вид спорта: здесь не нужно толкаться, отбирать мяч или пинать «в ноги» соперника, как в футболе. Каждый отвечает за свои действия, имеет свою зону ответственности, команды отделены сеткой, поэтому знающие люди называют волейбол «активными шахматами».

 «Пас сюда!», «Я беру!», «Приём!» — азарт игры захлёстывает даже самых больших скромников. В итоге, на площадке все равны по рангу и статусу. Волейбол учит общению, эффективной коммуникации. На игре участники команды понимают друг друга с полуслова, именно такая слаженность часто и становится решающим фактором и способом победить даже самых сильных соперников. Игроки на площадке уже скоро превращаются в друзей, помощников, партнёров по бизнесу, советчиков вне тренировок. Значит — круг общения каждого расширяется. А в наше время — чем больше друзей, тем больше возможностей!

  Тактика для волейбола — вещь немаловажная. Продумывать движения соперников, предполагать, размышлять и действовать — такие навыки пригодятся не только в спорте, но и в жизни.

Кстати, есть и «медицинские показание» для занятий. Взгляд волейболиста прикован к мячу, который находится то ближе, то дальше. Это укрепляет глазные мышцы, развивает глазомер, заставляет работать орган зрения на полную «мощность».

4

   Волейбол, пожалуй, самая «равноправная» игра, доступная в одинаковой степени и мужчинам, и женщинам. Потенциальные волейболисты — те, кто ещё в школе любил «покидать мяч», те, кто зовёт друзей поиграть «в картошку» и при любой возможности присоединяется к волейболистам-любителям с вопросом «можно с вами?». Заниматься волейболом могут дети с 9 лет, а также люди пожилого возраста после консультации с врачом.

   Таким образом, волейбол часто становится семейным видом спорта, общим интересом и прекрасным поводом для увлекательных бесед за чашечкой чая вечером. А уж сколько среди волейболистов потенциальных женихов и невест! Умных, красивых, спортивных и здоровых! 

   И, конечно, игровой спорт — прекрасный способ отвлечься от текущих проблем и провести время весело и с пользой! 

   Выбор спорта — дело ответственное, ведь любимое занятие должно приносить пользу не только для тела, но и для души. Волейбол входит в десятку самых популярных видов спорта в мире. Поэтому миллионы мужчин и женщин всех возрастов выбирают именно его!

Список литературы:

  1. Беляев А.В., Савин М.В. «Волейбол» изд. Образование и наука 2014г.
  2. Железняк Ю.Д. «120 уроков по волейболу» 2000г.
  3. Платонов В. «Моя профессия-игра», книга тренера изд. 2007г.
  4. Журнал «Время волейбола» №1 2009г.

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по волейболу для всех специальностей СПО

Программа для секции по волейболу для учащихся средних специальных учебных заведений для всех курсов образовательного учреждения....

Волейбол игра для всех

Волейбол игра для всех возрастов. В нее можно играть в спортзале и даже в открытом месте....

Презентация Волейбол- игра для всех.

В 1895 г. преподаватель физической культуры в США Вильям Морган предложил учащимся новую развлекательную игру, основная идея которой заключалась в том, чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляя...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ОО по спортивно - оздоровительному направлению «Волейбол для всех»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися 5–9 классов, проявляющими интерес к физической культуре и спорту....

Статья Тхэквондо для всех возрастов

Происходящее в 2020 году меняет действительность, меняет наше отношение к жизни. А мы, взрослые люди, продолжаем по-старому приучать своих детей к учебе, дисциплине, спорту, искусству и т.п. Причем са...

Статья "Волейбол как средство развития физических качеств студентов" Дарижапов М.Д., 2022 г.

Статья "Волейбол как средство развития физических качеств студентов" Дарижапов М.Д....