Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности"Казачьи игры".
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Багаевский район станица Багаевская
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа №1
(МБОУ БСОШ №1)
«Утверждаю»
Директор МБОУ БСОШ №1
Приказ от ____________№____
______________О.А.Калинина
печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности физической культуры
для 5 Б класса
Количество часов 34
Учитель Косарев Андрей Евгеньевич
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы .
Пояснительная записка
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Содержание программы
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
– привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
- укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
- развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
- развитие сообразительности, творческого воображения;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитание внимания, культуры поведения;
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
- обучить умению работать индивидуально и в группе,
- развить природные задатки и способности детей;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
Методические рекомендации
- Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
- Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.
- Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
цели изучения по каждому разделу
«Подвижные игры»
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты»
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности
Личностными результатами кружка «Подвижные игры»
являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами кружка «Подвижные игры»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определенному алгоритму
- Познавательные УУД:
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Режим занятий:
В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью 30- 40 минут проводятся 1 раз в неделю.
Планируемый результат:
-у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении;
- младший обучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Материально-техническое обеспечение
Начальное образование существенно отличается от всех последующих
этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших обучающихся в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших обучающихся; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
№ п/п | Содержание | Количество часов. | Дата проведения | Примечание, инвентарь |
Практические занятия | ||||
1 | Обучение правилам игр и игровых заданий. Инструктаж по технике безопасности. Игры: «Салки». | 1 | ||
2 | Элементы строя, строй, подача строевых команд. Общеразвивающие упр. | 1 | мячи | |
3 | Повороты налево, направо, кругом. Общеразвивающие упр. | 1 | мячи | |
4 | Совершенствование поворотов направо, налево кругом. Общеразвивающие упр. | 1 | мячи | |
5 | Приветствие и ответ на приветствие на месте. Общеразвивающие упр. | 1 | кубик | |
6 | Совершенствование строевых навыков. Общеразвивающие упр. | 1 | мяч | |
7 | Совершенствование строевых навыков. Общеразвивающие упр. Движение строевым шагом. | 1 | бита, мяч | |
8 | Эстафеты: перетягивание каната, бег с мячами, метание в цель. | 1 | мячи канат мешки ходули фишки | |
9 | Техника безопасности при занятиях. Общеразвивающие упражнения. Игры: «Метко в цель». | 1 | мяч | |
10 | Общеразвивающие упр. Игры: «Ловишки в кругу». | 1 | мяч | |
11 | Общеразвивающие упр. Игры: «Заря». | 1 | мячи | |
12 | Меры безопасности на занятиях. Эстафеты казачьей спартакиады . | 1 | мячи скакалки обручи фишки | |
13 | Общеразвивающие упр. Бег на короткие дистанции. Игры: «Перебежки». | 1 | ||
14 | Общеразвивающие упражнения. Игры: «Салки». | 1 | мячи. | |
15 | Общеразвивающие упр. Игра: «Пятнашки». | 1 | мячи. | |
16 | Общеразвивающие упр. Игра: «Гонка мячей». | 1 | мячи | |
17 | Казачьи парные забавы: «Вытолкнуть из круга», «Перетягивание каната». | 1 | фишки канат | |
18 | Казачья спартакиада: «Перенос мяча», «Передал – садись» . | 1 | мячи скакалки | |
19 | Общеразвивающие упр. Эстафеты: «С волейбольным мячом», «Бег со скакалкой», «С баскетбольным мячом», | 1 | мячи скакалки | |
20 | Общеразвивающие упр. Игры: «Стенка на стенку». | 1 | мяч | |
21 | Общеразвивающие упр. Метание мяча в вертикальную и горизонтальную цель. Игра «Метко в цель». | 1 | мячи | |
22 | Общеразвивающие упр. Игры: «Круговые пятнашки». | 1 | мячи | |
23 | Общеразвивающие упр. Казачья спартакиада: «Перенос мяча», «Передал – садись». | 1 | мячи скакалки обручи | |
24 | Общеразвивающие упр. Эстафеты: «С волейбольным мячом», «Бег со скакалкой», «С баскетбольным мячом», | 1 | мячи скакалки обручи | |
25 | Общеразвивающие упр. Лазание по гимнастической скамейке. | 1 | мячи | |
26 | Упражнения в зале. Игры: «Борьба за мяч», «Бой петухов». | 1 | тренажёрный зал мячи | |
27 | Общеразвивающие упр. Эстафеты: «С волейбольным мячом», « Бег со скакалкой», « С баскетбольным мячом». | 1 |
скакалки мячи | |
28 | Общеразвивающие упр. ««Передал – садись», «Салки». | 1 | мячи скакалки | |
29 | Светлый праздник Пасха. «Перетягивание каната», «Прыжки в мешках». Игры: «Городки». | 1 | канат скакалки мячи | |
30 | Общеразвивающие упр. Эстафеты: «С волейбольным мячом», « Бег со скакалкой», «С баскетбольным мячом» | 1 | мячи скакалки | |
31 | Общеразвивающие упр. Эстафеты. | 1 | мячи скакалки | |
32 | Общеразвивающие упр. Эстафеты. | 1 | скакалки мячи | |
33 | Казачьи парные забавы: «Вытолкнуть из круга», «Забавы с фишками», «Перетягивание каната», | 1 | мячи фишки канат мешки | |
34 | Подведение итогов: казачьей спартакиады, соревнований, конкурсов, закрепление строевой подготовки, обрядовых и подвижных игр. | 1 |
Список используемой учебно-методической литературы.
1. Познай себя. А.Ф.Синяков, Москва «Советский спорт».
2. Подвижные игры. Геллер Е.М. Коротков И.М, Москва ФК и Спорт.
3. Подвижные игры. Л.В. Былеева, И.М. Коротков Москва ФК и Спорт.
4. В.И.Ковалько. «Школа физкультминуток» Москва «Вако» 2007г.
5. Н.И.Дереклеева. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва «Вако» 2007г.
6. С.А.Исаева. «Организация переменок и динамических пауз в начальной школе» Москва 2004г.
7. Ю.И.Портных. «Дидактические основы использования игр в физическом воспитании» Москва 2004г.
8. Самсон Глязер. «Зимние игры и развлечения» Москва 1973 г.
9. И.М. Коротков. «Подвижные игры во дворе» Москва 1987 г.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ СОШ №1 От ______20____№______ ___________ ___________ Подпись руководителя МС Сусименко Л.В. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________________________Ф.И.О. ____ __________20_____года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности по английскому языку "Занимательный Английский"
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Занимательный Английский"...
Календарно-тематическое планирование для внеурочной деятельности ДПИ "Фантазия"
Календарно-тематическое планирование 2 год обучения. (1 час в неделю)№ Тема заня...
Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности "Английский - первоклашкам"
Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности "Английский - первоклашкам"...
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-х классов "Академия здорового образа жизни"
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5-х классов "Академия здорового образа жизни"....
Календарно- тематическое планирование по внеурочной деятельности 5 класс.
Календарно- тематическое планирование по внеурочной деятельности 5 класс....
Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Культура общения"
Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Культура общения"...
календарно тематический план курса по внеурочной деятельности
Распределение основных тем (КТП), внеурочной деятельности которые следует изучить, чтобы качественно подготовиться к ЕГЭ по математике...