Повышение мотивации школьников к активным занятиям физической культурой и спортом как результат реализации этнокультурного компонента программы физического воспитания учащихся V-ХI классов
статья по физкультуре на тему

Константинова Надежда Семеновна

С 1999 года на базе МОУ «Оленекская средняя общеобразовательная школа им. Х.М. Николаева» реализуется Программа физического воспитания с этнокультурным компонентом для учащихся V-ХI классов МОУ «Оленекская средняя общеобразовательная школа имени Х.М. Николаева». С 2012 года МБОУ «Оленекская СОШ им. Х.М. Николаева» - опорная школа ГБУ «Республиканский центр» национальных видов спорта им. В. Манчаары». С 2012 года на базе Оленекской школы реализуется проект «Наследие предков как этнокультурный компонент в физическом и духовном развитии личности в условиях Арктики».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Повышение мотивации школьников к активным занятиям физической культурой и спортом как результат реализации этнокультурного компонента программы физического воспитания учащихся V-ХI классов Оленекской средней общеобразовательной школы имени Х.М. Николаева»

Выполнила  Константинова Надежда Семеновна,

 учитель физической культуры МБОУ

 «Оленекская средняя общеобразовательная

школа имени ХМ. Николаева» Оленекского района

Республики Саха (Якутия)

Введение

     Сложившаяся система физического воспитания в ХХ в. не использовала достижения народной педагогики. Одной из важных составляющих педагогики народов Севера является система физического воспитания детей, направленная на гармоничное развитие личности ребенка, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности личности ребенка, ориентированная на воспитание человека, способного жить в экстремальных условиях Севера.

      С 1999 года на базе МОУ «Оленекская средняя общеобразовательная школа им. Х.М. Николаева» реализуется Программа физического воспитания с этнокультурным компонентом для учащихся V-ХI классов МОУ «Оленекская средняя общеобразовательная школа имени Х.М. Николаева». С 2012 года МБОУ «Оленекская СОШ им. Х.М. Николаева» - опорная школа ГБУ «Республиканский центр» национальных видов спорта им. В. Манчаары». С 2012 года на базе Оленекской школы реализуется проект «Наследие предков как этнокультурный компонент в физическом и духовном развитии личности в условиях Арктики».

        Целью программы по физической культуре с этнокультурным компонентом является формирование гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, развитие нравственных чувств, сознания и дальнейшее проявление их в общественно-полезной и творческой деятельности.

В целях достижения поставленной цели решались следующие задачи:

• развитие основных физических качеств, научить детей играть активно и самостоятельно, приобрести важные качества, необходимые им в будущей жизни;

• вызвать активную работу мысли, способствовать расширению кругозора уточнить представления об окружающем мире, регулировать процессы нервной системе;

• формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к национальной культуре, создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.

Организация учебного процесса

Основными принципами разработанной программы физического воспитания с этнокультурным компонентом являются:

принцип гармоничности развития личности учащегося;

принцип активного формирования здоровья;

принцип накопления потенциала социальной активности и толерантности

модель физического воспитания с этнокультурным компонентом рассматривается как пространство деятельностной социализации личности ребенка и подростка;

принцип свободы выбора.

В целях комплексного решения задач физического воспитании целесообразно рассматривать в целом всю программу физического воспитания в частности с учетом этнокультурного компонента - уроков физической культуры, внеклассной работы, физкультурно-массовых и спортивны мероприятий.

Вариативная часть программы по физическому воспитанию с учетом этнокультурного компонента направлена на изучение учащимися несколько теоретических тем и овладение рядом практических упражнений национальных игр.

Учащимся предоставляется возможность изучить основные теоретические темы - «Система физического воспитания у эвенков», «Виды эвенкийских национальных игр», «Значение национальных игр в воспитании детей» и др.

Практический раздел программы предусматривает подготовку учащихся к выполнению упражнений, направленных на комплексное развитие физических качеств.

Основное содержание программы составляют различные виды двигательной деятельности, общеразвивающие и прикладные физические упражнения. В программу физического воспитания включены и подвижные национальные игры, пользующиеся большой популярностью среди учащихся. На уроках учащиеся приобретают ценные двигательные навыки и физические качества.

Педагогическая ценность национальных игр в развитии личности

До настоящего времени сохранились игры народов Севера, направленные на развитие мышления, психики, физических качеств человека. Из них наиболее популярными в наше время стали прыжки через нарты, метании топора и аркана.

Основной акцент в воспитании детей делался на обучение детей в игровой деятельности. Игры с катанием на лыжах, метанием аркана и копья, стрельбой из лука имели большое значение в воспитании будущих охотников и оленеводов.

Национальные игры с каждым годом приобретают спортивный характер, становятся популярными и охватывают население всех возрастов.

Взаимосвязь уроков с физкультурно-массовой и спортивной работой

Важным условием успешного овладения учащимися программным материалом является единство учебной и вне учебной форм.

В целях достижения взаимосвязи уроков с деятельностью секций и проведения соревнований организуется деятельность спортивных секций с включением упражнений из традиционных видов спорта, отдельно работает секция по национальным видам спорта.

Участие школьников в спортивных соревнованиях позволяет лучше закрепить учебный материал уроков физической культуры. В связи с этим календарный план спортивно-массовых мероприятий максимально связан с графиком учебного процесса.

В соответствии с программой физического воспитания с этнокультурным компонентом традиционным стало проведение следующих соревнований:

• соревнования по национальным прыжкам «куобах», кылыы», «ыстана»;

• чемпионат по эвенкийской игре «Мээчик тэпсии»;

• «Игры предков»

• чемпионат по эвенкийским национальным играм

• соревнования «А5а курэ5э»

Изучение мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом

В целях изучения динамики мотивации ежегодно организуется социологический опрос школьников.

Учебный год

Количество учащихся

Как ты относишься к урокам физической культуры? (в %)

Люблю

Так себе

Не люблю

2012-2013

432

63,0

26,2

10,8

2013-2014

421

63,2

26,4

10,4

2014-2015

411

71,2

18,45

10,3

По таблице видно, что ежегодно увеличивается численность школьников, положительно относящихся к занятиям физической культурой. Вместе с тем снижается численность школьников, относящихся отрицательно и нейтрально к занятиям физической культурой.

Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что систематическая работа по включению этнокультурного компонента в учебный процесс способствует развитию мотивации учения.

Виды национальных игр

Игра «Мээчик тэпсии»

Упражнения с использованием посоха нори

Упражнения на развитие прыгучести

Развитие скоростно-силовых способностей

Упражнения на развитие координационных способностей

Упражнения на развитие точности, меткости

Упражнение на развитие ловкости

Проводимая работа по реализации этнокультурного компонента Программы по физическому воспитанию школьников позволила получить следующие результаты в деятельности школы:

использование национальных игр и упражнений обеспечивают эффективность формирования двигательных умений и навыков, развитие физических качеств;

включение в содержание учебного процесса системы упражнений и игр народов Севера позволяет внести разнообразие в учебный процесс, создает благоприятный эмоциональный фон для развития интереса школьников к занятиям физической культурой.

использование этнокультурного материала в содержании уроков создает условия для учащихся, имеющих недостаточный уровень развития физических качеств;

занятия школьников национальными играми и упражнения становятся основой для формирования потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом, базовой составляющей здорового образа жизни.

отмечается улучшение результатов учения школьников после внедрения в практику данной программы физического воспитания;

реализация программы обучения с этнокультурным компонентом также способствует развитию эмоционально-волевой сферы личности ребенка, психических особенностей личности, раскрытию положительных личностных качеств детей.

Устойчивые положительные результаты по итогам апробации описанного в методической разработке опыта:

 -1 место сборной команды Оленекской СОШ - Спортивные соревнования по национальным видам спорта и народным играм народов Арктики среди учащихся МОУ арктических районов, 2012 с.Оленек

-2 место сборной команды Оленекской СОШ - Спортивные соревнования по национальным видам спорта и народным играм народов Арктики среди учащихся МОУ арктических районов, 2014 г.Якутск

Список использованной литературы:

1. Бойтендайк Ф. Игра человека и животного. М., 1935.

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопр. психологии. 1966. № 6.

3.Певгова Л.В. Национальные игры детей народов Севера. Л., 1939.

4.Богораз В.Г. Игры малых народностей Севера // Сборник Музея антропологии и этнографии АН СССР. М., 1949. Т. 11.

5.Ноговицын В.П. «Национальные игры и состязания в повышении массовости физической культуры населения». Якутск. 1990