разработка урока по физической культуре 10-11 класс
методическая разработка по физкультуре (10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разработка урока по физической культуры
«умей управлять собой»
( ориентирован для 10-11 классов)
Учитель физической культуры: Рудашов Александр Анатольевич
Пояснительная записка
Урок по материалу раздела «Гимнастика с основами акробатики», проведенный на базе 11 класса имеет цель – развитие координационных и кондиционных способностей.
Уровень физической подготовленности учащихся:
средний – 10 человек.
Из 10 обучающихся: 10 занимаются в основной группе.
Количество занимающихся– 10 чел.
Освобожденных – нет.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: по гимнастике
Тема урока: «Умей управлять собой»
Проблема:
▪ умение владеть своим телом в пространстве и сохранять равновесие
▪ умение контролировать каждое свое движение
▪ чувствовать любую частичку своего тела
▪ подчинять разуму работу определенной мышечной группы
▪ гармония, красота, пластика
Цель урока: развитие координационных и кондиционных способностей.
Задачи урока:
1. Оздоровительные:
а) Закрепление навыков правильной осанки
б) Развитие координационных (ритм, равновесие, ориентирование в
пространстве) и кондиционных способностей (силы, гибкости).
2. Образовательные:
а) Разучить комбинацию упражнений в равновесии;
б) Закрепление: акробатической комбинации,
комплекса общеразвивающих упражнений со скакалкой;
в) Совершенствовать поворот кругом в движении;
3. Воспитательные:
а) Воспитание самостоятельности, дисциплинированности, смелости;
б) Овладение учащимися организаторскими навыками проведения
занятий.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь и оборудование: гимнастические: скамейки, бревно, маты, скакалки; ковровая дорожка, секундомер, карточки-задания (2 шт.), тестовый контроль(2 варианта).
№ | Содержание | Дозировка | Организационно- |
1 | 2 | 3 | 4 |
I | Вводно-подготовительная | 12мин. |
|
1 | Построение в 1 шеренгу. Команды «Равняйсь!», «Смирно!», «По порядку рассчитайсь!»; Приветствие. Постановка проблемы. Сообщение цели и задач урока. Задание освобожденным. | 2мин. | Учащиеся, освобожденные от физической нагрузки, выполняют сегодня теоретическое задание. А Чащина Дарья и Исмаилова Севинч оказывают вам методическую помощь на акробатике и дополнительных заданиях. «Направо!» «Налево бегом марш!»
|
2 | Бег слабой интенсивностью | 15сек. | Бежать спокойно. Следим за дыханием. |
3 | Бег с вращением рук вперед в плечевых суставах | 15сек. | Руки в кулак, бежим вращая руками. |
4 | Бег приставными шагами: левым боком, правым боком |
10сек. 10сек. | Приставными шагами левым боком марш! Правым боком! |
5 | Бег спиной | 10сек. | Спиной - марш! |
6 | Бег с высоким подниманием | 15сек. | С высоким подниманием |
7 | Бег с захлестом голени . | 15сек. | С захлестом голени – марш! Шагом! |
8 | Ходьба на носках руки на | 15сек. | Прямые ноги, смотрим вперед, следим за осанкой. |
9 | Ходьба на пятках руки за голову. | 15сек. | Локти развести, спина прямая. |
10 | Общеразвивающие упражнения в движении |
|
|
а) | И.п. – руки перед грудью 1- 2 – рывки руками перед грудью. 3- 4 – отведение рук в сторону.
| 15 сек. | «Руки перед грудью ставь!» Отведение рук. Руки держать на уровне плеч. |
б) | И.п. – левая рука вверх. Смена положения рук на каждый шаг | 15 сек. | Следим за осанкой, руки прямые. |
1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Ходьба в колонне по1 и раздача скакалок по ходу движения | 30 сек. | Получив скакалку, скакалку сложить вчетверо, взять в правую руку. |
12 | Перестроение из колонны по | 30 сек. | «Направляющий на месте» «Класс, стой! Налево! «На первый - четвертый рассчитайсь!». Первые на месте,вторые на 2,третьи на 4, четвертые на 6 шагов вперед «марш»! |
13 | Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений со скакалкой. | 6,5 мин. | Учитель: «Организатор Сукиасян Кима. Не торопись, Кима, называй исходные положения каждого упражнения, исправляй ошибки, оказывай методическую помощь. |
Упр№1 | И.п. - стойка ноги врозь, скакалка внизу. 1 – подняться на носки, скакалку вверх. 2 – опуститься на стопу, скакалку на лопатки. 3 – подняться на носки, скакалку вверх. 4 – и.п. | 4 – 6 повт | Скакалку сложенную вчетверо держать хватом сверху за концы. При потягивании смотрим вверх; контролируем осанку. |
Упр№2 | И.п. - стойка ноги врозь, скакалка на груди. скакалка спереди скакалка на груди. | 6-8 повт. | Скакалку спереди на |
Упр№3 | И.п.- стойка ноги врозь, скакалка внизу, 1 – скакалка спереди. 2 – скакалка сверху. 3 – скакалка спереди. 4 – и.п. | следим за осанкой. | Руки прямые, следим за осанкой. |
Упр№4 | И.п.- стойка ноги врозь, скакалка внизу, 1 – скакалка влево. 2 – и.п. 3 – скакалка вправо. 4 – и.п. | 4-6 повт. | Следим за осанкой. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Упр.№5 | И.п.- стойка ноги врозь, скакалка внизу. 1 – скакалка вверху. 4- и.п. | 4-6 повт. | Руки прямые. |
Упр.№6 | И.п.- стойка ноги врозь, скакалка спереди. 1 – поворот туловища влево. 3 – поворот туловища вправо. 4 - и.п. | 4-6 повт. | Руки на уровне плеч, прямые. Контролируем осанку. |
Упр.№7 | И.п. – стойка ноги врозь, скакалка на лопатках. 2 – и.п. 3 – наклон вправо, скакалка вверх. | 4-6 повт. | Скакалка строго вверх, руки прямые. |
Упр.№8 | И.п. – широкая стойка ноги врозь, скакалка на лопатках. 1 – наклон, вперед прогнувшись, скакалка вверх. 2 – и.п. | 6-8 повт. | Спина прямая, |
Упр. №9 | И. п. – широкая стойка ноги врозь, скакалка вверху. 1 – глубокий наклон вперед. 2 – и.п. 3 – наклон назад, прогнуться. 4 – и.п. | 4-6 повт. | Колени не сгибать. |
Упр.№10 | И.п. – основная стойка, скакалка внизу. 1 – выпад левой вперед, скакалка вверху. 2 – и.п. 3 – выпад правой вперед, скакалка вверху 4 – и.п. | 4-6 повт. | Выпад – глубокий. |
Упр.№11 | И.п. - основная стойка, скакалка на лопатках. 1 – мах левой вперед, скакалка спереди. 2 – и.п. 3 – равновесие на левой, скакалка спереди. 4 – и.п. 5-8 то же правой | 4-6 повт. | Контролируем осанку. Ноги прямые, тянем носок. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Упр. №12 | И.п. – основная стойка ноги врозь, скакалка внизу. 1 – шаг левой вперед через скакалку, прогнуться. 2 – и.п. 3 – шаг правой вперед через скакалку, прогнуться. 4 – и.п. | 4-6 повт. | Перенести центр тяжести на впереди стоящую ногу. |
II | Основная часть. | 23 мин. |
|
1 | Прыжки со скакалкой. Измерение ЧСС. |
1 мин. | Прыгают все кому можно. Подготовительная группа до первого свистка (30 сек), 2-ой свисток – заканчивает основная группа (45 сек). Затем измеряем пульс. Результаты после восстановления. |
2 | Перестроение в колонну по одному. Восстановление (ходьба по кругу) Построение в 1 шеренгу. Измерение ЧСС. Сообщение учителю результатов 1 и 2 измерения ЧСС. | 2 мин. | 2,3,4 номера кругом! «В шеренгу марш! «Направо» «Налево в обход шагом марш! Восстанавливаем дыхание, сдаем скакалки Чащиной Даше. |
3 | Показ упражнения в равновесии. Деление класса на 2 группы – отделения. Объяснение задания. | 2 мин | Показывает упражнения Овсенян Ани. |
4 | Работа по отделениям. | 18 мин. |
|
| 1. Отделение Комбинация упражнений в равновесии. Продольно. - сед углом - равновесие - ходьба на носках с движениями рук на пояс, в стороны, вверх, вперед, на бедра - упор, стоя на одном колене, руки на пояс - полушпагат, руки в стороны - прыжком упор присев - вставая, наклон вперед - ходьба: мах высокий, шаг | 9мин. | Методическая помощь – учитель.
Руки хватом снизу.
Смотреть вперед, контролировать осанку.
Нога прямая, тянем носок.
|
1 | 2 | 3 | 4 |
| короткий, руки на пояс - присед - поворот в приседе на 180° - приставные шаги с подскоком Поперек. - приставные шаги вправо (влево), руки на пояс - соскок прогнувшись |
| Поворот через левое плечо, правая впереди.
Тянем носок, нога прямая, следим за осанкой. Колени не сгибать, руки вверх, прогнуться. |
а) | Разучить комбинацию упражнений в равновесии на полу. Посменно. |
|
|
б) | Дополнительное задание №1. Поднимание и опускание согнутых ног до положения прямого угла на гимнастической стенке. | 10- 15 раз | Хват руками снизу, поднять ноги и медленно опустить. |
в) | Разучить комбинацию упражнений на гимнастической скамейке и бревне. Поочередно. | 1-2 раза | Подготовительная группа разучивает на скамейке, пользуясь карточкой и помогая друг другу. Основная группа разучивает со мной на бревне. Выполнив комбинацию, идем на дополнительное задание №2. |
г) | Дополнительное задание№2 - сгибание и разгибание рук в упоре лежа или стоя на коленях. |
7-20 раз | Руки сгибать полностью, грудью касаться пола. |
д) | Построение в 1 шеренгу. Смена мест занятий
| 30 сек. | В одну шеренгу «Становись!». «Направо!». Налево в обход «марш!». |
| 2. Отделение. Акробатика. | 9мин. | Методическую помощь вам оказывает Исмаилова Севинч. |
а) | «Складной нож» из и.п. лежа на спине поднять туловище и ноги и согнуться в тазобедренном суставе – фронтально.
| 7-10 раз | Носками ног касание за головой. |
б) | Закрепление акробатической комбинации.
|
| Кому нельзя выполнять акробатические элементы, делают только связку из 5 упражнений |
1 | 2 | 3 | 4 |
| И.п.- основная стойка руки в стороны. - мах левой (правой) вперед - согнуть левую (правую) подтянуть к груди, руки назад - махом левой (правой) назад - равновесие - выпад левой (правой) вперед, руки в стороны - мах левой (правой) вперед, коснуться руками носка ноги - основная стойка – упор присев - два кувырка вперед в упор присев - стойка на лопатках |
| в начале комбинации, плюс дополнительные задания Нога прямая, тянуть носок. Колено выше.
Прогнуться, тянуть носок.
Глубокий выпад.
Прямая нога, носок тянуть.
Группироваться. Тянуть носок. |
| - касание носками ног за головой, руки вдоль туловища - перекат в упор присев - кувырок назад в полушпагат руки в стороны - сед, левая (правая) в сторону - наклон к ноге - сед ноги врозь – наклон вперед - сед ноги вместе – наклон вперед - сед в упоре сзади – ноги скрестно - сед углом Посменно
Поочередно |
1-2 раза 1 раз |
Следим за осанкой.
Ноги прямые, носки тянуть. |
в) | Дополнительное задание:
- приседания руки за голову
- сгибание и разгибание рук в упоре сзади |
10-15 раз
10-15 раз | Методическую помощь оказывает Чащина Дарья. Спина прямая, пятки от пола не отрывать, локти развести. Руки сгибать полностью, не касаться пола. |
1 | 2 | 3 | 4 |
г) | Построение в 1 шеренгу. Смена мест занятий
| 1 мин | В одну шеренгу «Становись!». «Направо!».Налево в обход «марш!». |
III | Заключительная часть. | 5 мин. |
|
1 | Построение в одну шеренгу, руки на пояс. |
| «Руки на пояс ставь! Разомкнись!» |
2 | Поворот кругом в движении - совершенствование | 5-7раз | «Шагом, марш!» «Кругом, марш!» |
3 | Подведение итогов. Оценку 5 получают наши инструкторы методисты: Чащина Дарья, Исмаилова Севинч, Сукиасян Кима. Тесты проверю, на следующем уроке скажу оценки. На уроке все работали отлично, благодарю за урок!… Домашнее задание: держать уголок от 10 до 30 сек, подготовить поворот «кругом» к зачету. |
|
|
Рекомендации
Урок ориентирован на учащихся – девушек 10 – 11 класса со средним и ниже среднего уровнем развития физической подготовленности. Оснащение учебно-спортивной базы образовательного учреждения – минимум обязательного спортивного оборудования и инвентаря.
Недостаток снарядов и оборудования можно компенсировать за счет дополнительных заданий, уменьшая время отдыха между подходами при выполнении комбинаций.
Нагрузка задается индивидуально после определения максимального теста (МТ). В зависимости от подготовленности:
половина от МТ
или четверть от МТ.
Необходимо, чтобы на уроке все учащиеся активно работали в меру своих сил и возможностей.
Девушкам, временно освобожденным от физических нагрузок, можно давать на уроках тестовые задания по теории предмета, также они могут быть активными помощниками учителя, оказывая методическую помощь своим товарищам в выполнении упражнений.
Приложение 1. Тестовый контроль основ знаний, 10-11 класс
Вариант 1
1. Здоровье – это …
а) отсутствие болезней;
б) отсутствие физических дефектов;
в) состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
2. Основным средством физического воспитания являются:
а) естественные силы природы;
б) гигиенические факторы;
в) физические упражнения.
3. Какова структура урочных форм занятий?
а) вводная, разминочная, восстановительная части;
б) вводная, основная, заключительная;
в) организационная, самостоятельная, низкоинтенсивная части.
4. Наиболее информативным, объективным и широкоиспользуемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является…
а) ЖЕЛ (жизненная емкость легких);
б) МПК (максимальное потребление кислорода);
в) ЧСС (частота сердечных сокращений).
5. Оптимальный диапазон нагрузок в занятиях с оздоровительной целью должен составлять…
а) 130 – 170 уд/мин;
б) 80 – 90 уд/мин;
в) не ниже 200 уд/мин.
6. К объективным критериям самоконтроля можно отнести…
а) настроение, самочувствие, аппетит, сон, желание заниматься;
б) пульс, АД, частоту дыхания, ЖЕЛ, антропометрию;
в) потоотделение, нарушение режима, наличие болевых ощущений.
7. Показатель ЧСС в первую очередь характеризует…
а) функциональное состояние сердечнососудистой системы;
б) специальную работоспособность человека;
в) функциональные возможности системы дыхания.
8. Определяющую роль для состояния здоровья человека играет…
а) образ жизни;
б) наследственность;
в) климат.
9. Физическая нагрузка – это …
10. Дозировать нагрузку – значит …
11. Основной метод тренировки в оздоровительном беге …
12. Надежным критерием интенсивности нагрузки в оздоровительном беге является …
Тестовый контроль основ знаний, 10-11 класс
Вариант 2
1. Каким законом конкретизируются правовые основы занятий физической культурой и спортом в стране?
2. Когда он был принят?
3. Что представляет собой «Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре»?
4. Какими еще документами регламентируются занятия физической культурой и спортом?
5. Какие физические упражнения приносят наибольшую пользу здоровью?
6. Утомление – это…
7. Защитные действия в баскетболе:…
8. Эстафетная палочка передается только в … метровой зоне передачи.
9. Перечислите формы самостоятельных индивидуальных занятий физическими упражнениями.
10. Понятие «физическая культура личности».
Приложение 2. – Карточки задания
Карточка задание №1
Акробатическая комбинация
«Складной нож» 7-10 раз
И.п.- основная стойка руки в стороны.
1. мах левой (правой) вперед
2.согнуть левую (правую) подтянуть к груди руки назад
3.махом левой (правой) назад - равновесие
4.выпад левой (правой) вперед, руки в стороны
5.мах левой (правой) вперед, коснуться руками носка ноги
6.основная стойка – упор присев
7-8.два кувырка вперед в упор присев
9.стойка на лопатках, касание носками ног за головой, руки вдоль туловища
10.перекат в упор присев
11.кувырок назад в полушпагат руки в стороны
12.сед, левая (правая) в сторону
13.наклон к ноге
14.сед ноги врозь – наклон вперед
15.сед ноги вместе – наклон вперед
16.сед в упоре сзади – ноги скрестно
17. сед углом 10-20сек
Дополнительное задание
1. Сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке, 10-15 раз
2. Приседание руки за голову, 10-15 раз
Карточка задание №2
Комбинация упражнений в равновесии.
Продольно.
1.сед углом
2.равновесие
3-8.ходьба на носках с движениями рук на пояс, в стороны, вверх, вперед, на бедра
9. упор, стоя на одном колене, руки на пояс
10. полушпагат, руки в стороны
11. прыжком упор присев
12. вставая, наклон вперед
13. ходьба: мах высокий, шаг короткий, руки на пояс
14. присед
15. поворот в приседе на 180°
16. приставные шаги с подскоком
Поперек.
17. приставные шаги вправо (влево), руки на пояс
18. соскок прогнувшись
Дополнительное задание
1. Поднимание и опускание согнутых ног на гимнастической стенке, 10-15 раз
2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа или стоя на коленях, 7-20 раз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физической культуры в 6 классе
1. Обучение технике: перекатов, кувырков, опорного прыжка.2. Развитие координации, прыгучести.3. Воспитание дисциплинирова...
Разработка урока физической культуры в 10 классе по теме "Волейбол. Нападающий удар"
Урок физической культуры по теме волейбол адресован учителям физической культуры. Данный конспект урока можно применять и во внеурочных занятиях по волейболу.Целью урока явилось: отрабатывать нападающ...
Методическая разработка урока физической культуры в 5 классе «Баскетбол. «Школа баскетбольного мяча».
Цель урока: закрепить знания по разделу «Баскетбол», формировать и развивать двигательные навыки Задачи урока:1. Оздоровительные·...
Методическая разработка урока физической культуры для 1 класса . Гимнастика. Лазание и строевые приемы.
Патриотическое воспитание обучающихся на уроках физкультуры в начальной школе.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9901381","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","w...
Методическая разработка урока физической культуры в 5 классе по теме «Обучение технике конькового хода»
Методическая разработка урока по физической культуре в 5 классе по теме "Обучение технике конькового хода". Этот урок будет полезен учителям которые ведут лыжную по...
Методическая разработка урока физической культуры в 10 классе
Урок физической культуры по баскетболу в МБОУ СОШ№10 в 10 кл. разработан учителем физической культуры В. И. Чеботарь Каждая из структурных частей урока соответствовала своему назначен...
Методическая разработка урока физической культуры Для 7 класса
laquo;Повышение двигательной активности с помощью игры в волейбол»...