разработка урока по физической культуре 10-11 класс
методическая разработка по физкультуре (10, 11 класс) на тему

рудашов александр анатольевич

"умей управлять сабой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_fizicheskoy_kulture.docx46.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                    

Разработка урока по физической культуры

«умей управлять собой»

( ориентирован для 10-11 классов)

Учитель физической культуры: Рудашов Александр Анатольевич

Пояснительная записка

 

        

            Урок по материалу раздела «Гимнастика с основами акробатики», проведенный на базе 11 класса имеет цель – развитие координационных и кондиционных способностей.

                      Уровень физической подготовленности учащихся:

                                                         средний – 10 человек.

                                                        

            Из 10 обучающихся: 10 занимаются в основной группе.

Количество занимающихся– 10 чел.

                       Освобожденных – нет.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: по гимнастике

Тема урока: «Умей управлять собой»

Проблема:

   умение владеть своим телом в пространстве и сохранять равновесие

   умение контролировать каждое свое движение

   чувствовать любую частичку своего тела

   подчинять разуму работу определенной мышечной группы

  гармония, красота, пластика

Цель урока: развитие координационных и кондиционных способностей.

Задачи урока:

1.  Оздоровительные:

а) Закрепление навыков правильной осанки

б) Развитие координационных (ритм, равновесие, ориентирование в
пространстве) и кондиционных способностей (силы, гибкости).

2. Образовательные:

а) Разучить комбинацию упражнений в равновесии;

б) Закрепление: акробатической комбинации,

        комплекса общеразвивающих упражнений со скакалкой;

в) Совершенствовать поворот кругом в движении;
3. Воспитательные:

а) Воспитание самостоятельности, дисциплинированности, смелости;

б) Овладение учащимися организаторскими навыками проведения
занятий.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: гимнастические: скамейки, бревно, маты, скакалки; ковровая дорожка, секундомер, карточки-задания (2 шт.), тестовый контроль(2 варианта).

 

   №

Содержание

Дозировка

Организационно-
методические
указания

1

2

3

4

I

Вводно-подготовительная
часть

12мин.

 

1

Построение в 1 шеренгу. Команды «Равняйсь!», «Смирно!», «По порядку рассчитайсь!»; Приветствие. Постановка проблемы. Сообщение цели и задач урока.

Задание освобожденным.

2мин.

Учащиеся, освобожденные от физической нагрузки, выполняют сегодня теоретическое задание. А Чащина Дарья и Исмаилова Севинч оказывают вам методическую помощь на акробатике и дополнительных заданиях. «Направо!» «Налево бегом марш!»

 

 

2

Бег слабой интенсивностью
по залу в колонне по 1

15сек.

Бежать спокойно. Следим за дыханием.

3

Бег с вращением рук вперед в плечевых суставах

15сек.

Руки в кулак, бежим вращая руками.

4

Бег приставными шагами:

левым боком,

правым боком

 

10сек.

10сек.

Приставными шагами левым боком марш! Правым боком!

5

Бег спиной

10сек.

Спиной - марш!

6

Бег с высоким подниманием
бедра

15сек.

С высоким подниманием
бедра – марш!

7

Бег с захлестом голени .

15сек.

С захлестом голени – марш!

Шагом!

8

Ходьба на носках руки на
поясе.

15сек.

Прямые ноги, смотрим вперед, следим за осанкой.

9

Ходьба на пятках руки за голову.

15сек.

Локти развести, спина прямая.

10

Общеразвивающие упражнения в движении

 

 

а)

И.п. – руки перед грудью

1- 2 – рывки руками перед грудью.

3- 4 – отведение рук в сторону.

 

15 сек.

«Руки перед грудью ставь!» Отведение рук. Руки держать на уровне плеч.

б)

И.п. – левая рука вверх.

Смена положения рук на каждый шаг

15 сек.

Следим за осанкой, руки прямые.

1

2

3

4

11

Ходьба в колонне по1 и раздача скакалок по ходу движения

30 сек.

Получив скакалку, скакалку сложить вчетверо, взять в правую руку.

12

Перестроение из колонны по
1 в 4 шеренги.

30 сек.

«Направляющий на месте» «Класс, стой! Налево! «На первый - четвертый рассчитайсь!». Первые на месте,вторые на 2,третьи на 4, четвертые на 6 шагов вперед «марш»!

13

Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений со скакалкой.

6,5 мин.

Учитель: «Организатор Сукиасян Кима. Не торопись, Кима, называй исходные положения каждого упражнения, исправляй ошибки, оказывай методическую помощь.

Упр№1

И.п. - стойка ноги врозь, скакалка внизу.

1 – подняться на носки, скакалку вверх.

2 – опуститься на стопу, скакалку на лопатки.

3 – подняться на носки, скакалку вверх.

4 – и.п.

4 – 6 повт

Скакалку сложенную вчетверо держать хватом сверху за концы.

При потягивании смотрим вверх; контролируем осанку.

Упр№2

И.п. - стойка ноги врозь, скакалка на груди.
1 - наклон головы назад,

скакалка спереди
2 - наклон головы вперед,

скакалка на груди.

6-8 повт.

Скакалку спереди на
уровне плеч.

Упр№3

И.п.- стойка ноги врозь, скакалка внизу,

1 – скакалка спереди.

2 – скакалка сверху.

3 – скакалка спереди.

4 – и.п.

следим за осанкой.

Руки прямые, следим за осанкой.

Упр№4

И.п.- стойка ноги врозь, скакалка внизу,

1 – скакалка влево.

2 – и.п.

3 – скакалка вправо.

4 – и.п.

4-6 повт.

Следим за осанкой.

1

2

3

4

Упр.№5

И.п.- стойка ноги врозь, скакалка

 внизу.

1 – скакалка вверху.
2-3 – отведение назад.

4- и.п.

4-6 повт.

Руки прямые.

Упр.№6

И.п.- стойка ноги врозь, скакалка спереди.

1 – поворот туловища влево.
2 – и.п.

3 – поворот туловища вправо.

4 - и.п.

4-6 повт.

Руки на уровне плеч, прямые. Контролируем осанку.

Упр.№7

И.п. – стойка ноги врозь, скакалка на лопатках.
1 – наклон влево, скакалка вверх.

2 – и.п.

3 – наклон вправо, скакалка вверх.
4 – и.п.

4-6 повт.

Скакалка строго вверх, руки прямые.

Упр.№8

И.п. – широкая стойка ноги врозь, скакалка на лопатках.

1 – наклон, вперед прогнувшись, скакалка вверх.

2 – и.п.

6-8 повт.

Спина прямая,
смотрим вперед.

Упр.

№9

И. п. – широкая стойка ноги врозь, скакалка вверху.

1 – глубокий наклон вперед.

2 – и.п.

3 – наклон назад, прогнуться.

4 – и.п.

4-6 повт.

Колени не сгибать.

Упр.№10

И.п. – основная стойка, скакалка внизу.

1 – выпад левой вперед, скакалка вверху.

2 – и.п.

3 – выпад правой вперед, скакалка вверху

4 – и.п.

4-6 повт.

Выпад – глубокий.
Спина прямая.
Руки не сгибать.

Упр.№11

И.п. - основная стойка, скакалка на лопатках.

1 – мах левой вперед, скакалка спереди.

2 – и.п.

3 – равновесие на левой, скакалка спереди.

4 – и.п.

5-8 то же правой

4-6 повт.

Контролируем осанку. Ноги прямые, тянем носок.

1

2

3

4

Упр.

№12

И.п. – основная стойка ноги врозь, скакалка внизу.

1 – шаг левой вперед через скакалку, прогнуться.

2 – и.п.

3 – шаг правой вперед через скакалку, прогнуться.

4 – и.п.

4-6 повт.

Перенести центр тяжести на впереди стоящую ногу.

II

Основная часть.

23 мин.

 

1

Прыжки со скакалкой.

Измерение ЧСС.

 

1 мин.

Прыгают все кому можно. Подготовительная группа до первого свистка (30 сек), 2-ой свисток – заканчивает основная группа (45 сек). Затем измеряем пульс. Результаты после восстановления.

2

Перестроение в колонну по одному. Восстановление (ходьба по кругу) Построение в 1 шеренгу. Измерение ЧСС. Сообщение учителю результатов 1 и 2 измерения ЧСС.

2 мин.

2,3,4 номера кругом! «В шеренгу марш! «Направо» «Налево в обход шагом марш! Восстанавливаем дыхание, сдаем скакалки Чащиной Даше.

3

Показ упражнения в равновесии.

Деление класса на 2 группы – отделения.

Объяснение задания.

2 мин

Показывает упражнения Овсенян Ани.

4

Работа по отделениям.

18 мин.

 

 

1. Отделение

Комбинация упражнений в равновесии.

Продольно.

 - сед углом

 - равновесие

 - ходьба на носках с движениями рук на пояс, в стороны, вверх, вперед, на бедра

 - упор, стоя на одном колене, руки на пояс

 - полушпагат, руки в стороны

 - прыжком упор присев

 - вставая, наклон вперед

 - ходьба: мах высокий, шаг

9мин.

Методическая помощь – учитель.

 

 

Руки хватом снизу.

 

Смотреть вперед, контролировать осанку.

 

 

 

 

 

Нога прямая, тянем носок.

 

1

2

3

4

 

короткий, руки на пояс

 - присед

 - поворот в приседе на 180°

 - приставные шаги с подскоком

 Поперек.

 - приставные шаги вправо (влево), руки на пояс

 - соскок прогнувшись

 

Поворот через левое плечо, правая впереди.

 

Тянем носок, нога прямая, следим за осанкой.

Колени не сгибать, руки вверх, прогнуться.

а)

Разучить комбинацию упражнений в равновесии на полу.

Посменно.

 

 

б)

Дополнительное задание №1.

Поднимание и опускание согнутых ног до положения прямого угла на гимнастической стенке.

10- 15

раз

Хват руками снизу, поднять ноги и медленно опустить.

в)

Разучить комбинацию упражнений на гимнастической скамейке и бревне.

Поочередно.

1-2

раза

Подготовительная группа разучивает на скамейке, пользуясь карточкой и помогая друг другу. Основная группа разучивает со мной на бревне. Выполнив комбинацию, идем на дополнительное задание №2.

г)

Дополнительное задание№2

 - сгибание и разгибание рук в упоре лежа или стоя на коленях.

 

7-20 раз

Руки сгибать полностью, грудью касаться пола.

д)

Построение в 1 шеренгу.

Смена мест занятий

 

30 сек.

В одну шеренгу «Становись!». «Направо!». Налево в обход «марш!».

 

2. Отделение.

Акробатика.

9мин.

Методическую помощь вам оказывает Исмаилова Севинч.

а)

«Складной нож» из и.п. лежа на спине поднять туловище и ноги и согнуться в тазобедренном суставе – фронтально.

 

7-10 раз

Носками ног касание за головой.

б)

Закрепление акробатической комбинации.

 

 

 

 

 

 

Кому нельзя выполнять акробатические элементы, делают только связку из 5 упражнений

 

1

2

3

4

 

И.п.- основная стойка руки в стороны.

 - мах левой (правой) вперед

 - согнуть левую (правую) подтянуть к груди, руки назад

 - махом левой (правой) назад - равновесие

 - выпад левой (правой) вперед, руки в стороны

 - мах левой (правой) вперед, коснуться руками носка ноги

 - основная стойка – упор присев

 - два кувырка вперед в упор присев

 - стойка на лопатках

 

в начале комбинации, плюс дополнительные задания

Нога прямая, тянуть носок.

Колено выше.

 

Прогнуться, тянуть носок.

 

Глубокий выпад.

 

Прямая нога, носок тянуть.

 

 

Группироваться.

Тянуть носок.

 

  - касание носками ног за головой, руки вдоль туловища

 - перекат в упор присев

 - кувырок назад в полушпагат руки в  стороны

 - сед, левая (правая) в сторону

 - наклон к ноге

- сед ноги врозь – наклон вперед

 - сед ноги вместе – наклон вперед

 - сед в упоре сзади – ноги скрестно

 - сед углом

Посменно

 

Поочередно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-2 раза

1 раз

 

 

 

 

 

 

 

Следим за осанкой.

 

Ноги прямые, носки тянуть.

в)

Дополнительное задание:

 

- приседания руки за голову

 

 

- сгибание и разгибание рук в упоре сзади

 

 

 

10-15 раз

 

10-15 раз

Методическую помощь оказывает Чащина Дарья.

Спина прямая, пятки от пола не отрывать, локти развести.

Руки сгибать полностью, не касаться пола.

1

2

3

4

г)

Построение в 1 шеренгу.

Смена мест занятий

 

1 мин

В одну шеренгу «Становись!». «Направо!».Налево в обход «марш!».

III

Заключительная часть.

5 мин.

 

1

Построение в одну шеренгу, руки на пояс.

 

«Руки на пояс ставь! Разомкнись!»

2

Поворот кругом в движении - совершенствование

5-7раз

«Шагом, марш!» «Кругом, марш!»

3

Подведение итогов.

Оценку 5 получают наши инструкторы методисты: Чащина Дарья, Исмаилова Севинч, Сукиасян Кима.

Тесты проверю, на следующем уроке скажу оценки.

На уроке все работали отлично, благодарю за урок!…

Домашнее задание: держать уголок от 10 до 30 сек, подготовить поворот «кругом» к зачету.

 

 

Рекомендации

 

 Урок ориентирован на учащихся – девушек 10 – 11 класса со средним и ниже среднего уровнем развития физической подготовленности. Оснащение учебно-спортивной базы образовательного учреждения – минимум обязательного спортивного оборудования и инвентаря.

Недостаток снарядов и оборудования можно компенсировать за счет дополнительных заданий, уменьшая время отдыха между подходами при выполнении комбинаций.

Нагрузка задается индивидуально после определения максимального теста (МТ). В зависимости от подготовленности:

                              половина от МТ

                              или четверть от МТ.

Необходимо, чтобы на уроке все учащиеся активно работали в меру своих сил и возможностей.

Девушкам, временно освобожденным от физических нагрузок, можно давать на уроках тестовые задания по теории предмета, также они могут быть активными помощниками учителя, оказывая методическую помощь своим товарищам в выполнении упражнений.

Приложение 1.    Тестовый контроль основ знаний, 10-11 класс

Вариант 1

1.     Здоровье – это …     

а) отсутствие болезней;

б) отсутствие физических дефектов;

в) состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

      2. Основным средством физического воспитания являются:

          а) естественные силы природы;

          б) гигиенические факторы;

          в) физические упражнения.

      3. Какова структура урочных форм занятий?

          а) вводная, разминочная, восстановительная части;

          б) вводная, основная, заключительная;

          в) организационная, самостоятельная, низкоинтенсивная части.

      4. Наиболее информативным, объективным и широкоиспользуемым в     практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является…

          а) ЖЕЛ (жизненная емкость легких);

          б) МПК (максимальное потребление кислорода);

          в) ЧСС (частота сердечных сокращений).

      5. Оптимальный диапазон нагрузок в занятиях с оздоровительной целью должен составлять…

          а) 130 – 170 уд/мин;

          б) 80 – 90 уд/мин;

          в) не ниже 200 уд/мин.

      6. К объективным критериям самоконтроля можно отнести…

          а) настроение, самочувствие, аппетит, сон, желание заниматься;

          б) пульс, АД, частоту дыхания, ЖЕЛ, антропометрию;

          в) потоотделение, нарушение режима, наличие болевых ощущений.

      7. Показатель ЧСС в первую очередь характеризует…

          а) функциональное состояние сердечнососудистой системы;

          б) специальную работоспособность человека;

          в) функциональные возможности системы дыхания.

      8. Определяющую роль для состояния здоровья человека играет…

          а) образ жизни;

          б) наследственность;

          в) климат.

      9. Физическая нагрузка – это …

     10. Дозировать нагрузку – значит …

     11. Основной метод тренировки в оздоровительном беге …

     12. Надежным критерием интенсивности нагрузки в оздоровительном беге является …

 

 

Тестовый контроль основ знаний, 10-11 класс

Вариант 2

1.     Каким законом конкретизируются правовые основы занятий физической культурой и спортом в стране?

 

2.     Когда он был принят?

 

3.     Что представляет собой «Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре»?

 

4.     Какими еще документами регламентируются занятия  физической культурой и спортом?

 

5.     Какие физические упражнения приносят наибольшую пользу здоровью?

 

6.     Утомление – это…

 

7.     Защитные действия в баскетболе:…

 

8.     Эстафетная палочка передается только в … метровой зоне передачи.

 

9.     Перечислите формы самостоятельных индивидуальных занятий физическими упражнениями.

 

10.                        Понятие «физическая культура личности».


 

Приложение 2. – Карточки задания

 

Карточка задание №1

Акробатическая комбинация                                                                               

«Складной нож» 7-10 раз                                                                                    

И.п.- основная стойка руки в стороны.                                                                

      1. мах левой (правой) вперед

      2.согнуть левую (правую) подтянуть к груди руки назад

      3.махом левой (правой) назад - равновесие

      4.выпад левой (правой) вперед, руки в стороны

      5.мах левой (правой) вперед, коснуться руками носка ноги

      6.основная стойка – упор присев

      7-8.два кувырка вперед в упор присев

      9.стойка на лопатках, касание носками ног за головой, руки вдоль туловища

     10.перекат в упор присев

     11.кувырок назад в полушпагат руки в  стороны

     12.сед, левая (правая) в сторону

     13.наклон к ноге

     14.сед ноги врозь – наклон вперед

     15.сед ноги вместе – наклон вперед

     16.сед в упоре сзади – ноги скрестно

     17. сед углом 10-20сек

 

 

Дополнительное задание 

1.     Сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке,  10-15 раз

      2. Приседание руки за голову, 10-15 раз

                                            

                                         

Карточка задание №2

Комбинация упражнений в равновесии.                                                             

 

Продольно.                                                                                                                                                                                                                                            

   1.сед углом                                                                                                            

   2.равновесие

  3-8.ходьба на носках с движениями рук на пояс, в стороны, вверх, вперед, на бедра                                                            

  9. упор, стоя на одном колене, руки на пояс

 10. полушпагат, руки в стороны

 11. прыжком упор присев

 12. вставая, наклон вперед

 13. ходьба: мах высокий, шаг короткий, руки на пояс

 14. присед

 15. поворот в приседе на 180°

 16. приставные шаги с подскоком

Поперек.

 17. приставные шаги вправо (влево), руки на пояс

 18. соскок прогнувшись

 Дополнительное задание

1. Поднимание и опускание согнутых ног на  гимнастической стенке, 10-15 раз

2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа или   стоя на коленях, 7-20 раз

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физической культуры в 6 классе

1.     Обучение технике: перекатов, кувырков, опорного прыжка.2.     Развитие координации, прыгучести.3.     Воспитание дисциплинирова...

Разработка урока физической культуры в 10 классе по теме "Волейбол. Нападающий удар"

Урок физической культуры по теме волейбол адресован учителям физической культуры. Данный конспект урока можно применять и во внеурочных занятиях по волейболу.Целью урока явилось: отрабатывать нападающ...

Методическая разработка урока физической культуры в 5 классе «Баскетбол. «Школа баскетбольного мяча».

Цель урока: закрепить знания по разделу «Баскетбол», формировать и развивать двигательные навыки Задачи урока:1.     Оздоровительные·...

Методическая разработка урока физической культуры для 1 класса . Гимнастика. Лазание и строевые приемы.

Патриотическое воспитание обучающихся на уроках физкультуры в начальной школе.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9901381","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","w...

Методическая разработка урока физической культуры в 5 классе по теме «Обучение технике конькового хода»

Методическая разработка урока по физической культуре  в 5 классе  по теме "Обучение технике конькового хода".    Этот урок  будет полезен учителям которые ведут лыжную по...

Методическая разработка урока физической культуры в 10 классе

Урок физической культуры по баскетболу в МБОУ СОШ№10 в 10 кл. разработан  учителем физической культуры В. И. Чеботарь Каждая из структурных частей урока соответствовала своему назначен...

Методическая разработка урока физической культуры Для 7 класса

laquo;Повышение двигательной активности с помощью игры в волейбол»...