Главные вкладки

    Методическая разработка по физкультуре (10, 11 класс) на тему:
    разработка урока по физической культуре 10-11 класс

    рудашов александр анатольевич

    "умей управлять сабой"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_uroka_po_fizicheskoy_kulture.docx46.49 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        

    Разработка урока по физической культуры

    «умей управлять собой»

    ( ориентирован для 10-11 классов)

    Учитель физической культуры: Рудашов Александр Анатольевич

    Пояснительная записка

     

            

                Урок по материалу раздела «Гимнастика с основами акробатики», проведенный на базе 11 класса имеет цель – развитие координационных и кондиционных способностей.

                          Уровень физической подготовленности учащихся:

                                                             средний – 10 человек.

                                                            

                Из 10 обучающихся: 10 занимаются в основной группе.

    Количество занимающихся– 10 чел.

                           Освобожденных – нет.

    Тип урока: комбинированный

    Вид урока: по гимнастике

    Тема урока: «Умей управлять собой»

    Проблема:

       умение владеть своим телом в пространстве и сохранять равновесие

       умение контролировать каждое свое движение

       чувствовать любую частичку своего тела

       подчинять разуму работу определенной мышечной группы

      гармония, красота, пластика

    Цель урока: развитие координационных и кондиционных способностей.

    Задачи урока:

    1.  Оздоровительные:

    а) Закрепление навыков правильной осанки

    б) Развитие координационных (ритм, равновесие, ориентирование в
    пространстве) и кондиционных способностей (силы, гибкости).

    2. Образовательные:

    а) Разучить комбинацию упражнений в равновесии;

    б) Закрепление: акробатической комбинации,

            комплекса общеразвивающих упражнений со скакалкой;

    в) Совершенствовать поворот кругом в движении;
    3. Воспитательные:

    а) Воспитание самостоятельности, дисциплинированности, смелости;

    б) Овладение учащимися организаторскими навыками проведения
    занятий.

    Место проведения: спортивный зал.

    Инвентарь и оборудование: гимнастические: скамейки, бревно, маты, скакалки; ковровая дорожка, секундомер, карточки-задания (2 шт.), тестовый контроль(2 варианта).

     

       №

    Содержание

    Дозировка

    Организационно-
    методические
    указания

    1

    2

    3

    4

    I

    Вводно-подготовительная
    часть

    12мин.

     

    1

    Построение в 1 шеренгу. Команды «Равняйсь!», «Смирно!», «По порядку рассчитайсь!»; Приветствие. Постановка проблемы. Сообщение цели и задач урока.

    Задание освобожденным.

    2мин.

    Учащиеся, освобожденные от физической нагрузки, выполняют сегодня теоретическое задание. А Чащина Дарья и Исмаилова Севинч оказывают вам методическую помощь на акробатике и дополнительных заданиях. «Направо!» «Налево бегом марш!»

     

     

    2

    Бег слабой интенсивностью
    по залу в колонне по 1

    15сек.

    Бежать спокойно. Следим за дыханием.

    3

    Бег с вращением рук вперед в плечевых суставах

    15сек.

    Руки в кулак, бежим вращая руками.

    4

    Бег приставными шагами:

    левым боком,

    правым боком

     

    10сек.

    10сек.

    Приставными шагами левым боком марш! Правым боком!

    5

    Бег спиной

    10сек.

    Спиной - марш!

    6

    Бег с высоким подниманием
    бедра

    15сек.

    С высоким подниманием
    бедра – марш!

    7

    Бег с захлестом голени .

    15сек.

    С захлестом голени – марш!

    Шагом!

    8

    Ходьба на носках руки на
    поясе.

    15сек.

    Прямые ноги, смотрим вперед, следим за осанкой.

    9

    Ходьба на пятках руки за голову.

    15сек.

    Локти развести, спина прямая.

    10

    Общеразвивающие упражнения в движении

     

     

    а)

    И.п. – руки перед грудью

    1- 2 – рывки руками перед грудью.

    3- 4 – отведение рук в сторону.

     

    15 сек.

    «Руки перед грудью ставь!» Отведение рук. Руки держать на уровне плеч.

    б)

    И.п. – левая рука вверх.

    Смена положения рук на каждый шаг

    15 сек.

    Следим за осанкой, руки прямые.

    1

    2

    3

    4

    11

    Ходьба в колонне по1 и раздача скакалок по ходу движения

    30 сек.

    Получив скакалку, скакалку сложить вчетверо, взять в правую руку.

    12

    Перестроение из колонны по
    1 в 4 шеренги.

    30 сек.

    «Направляющий на месте» «Класс, стой! Налево! «На первый - четвертый рассчитайсь!». Первые на месте,вторые на 2,третьи на 4, четвертые на 6 шагов вперед «марш»!

    13

    Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений со скакалкой.

    6,5 мин.

    Учитель: «Организатор Сукиасян Кима. Не торопись, Кима, называй исходные положения каждого упражнения, исправляй ошибки, оказывай методическую помощь.

    Упр№1

    И.п. - стойка ноги врозь, скакалка внизу.

    1 – подняться на носки, скакалку вверх.

    2 – опуститься на стопу, скакалку на лопатки.

    3 – подняться на носки, скакалку вверх.

    4 – и.п.

    4 – 6 повт

    Скакалку сложенную вчетверо держать хватом сверху за концы.

    При потягивании смотрим вверх; контролируем осанку.

    Упр№2

    И.п. - стойка ноги врозь, скакалка на груди.
    1 - наклон головы назад,

    скакалка спереди
    2 - наклон головы вперед,

    скакалка на груди.

    6-8 повт.

    Скакалку спереди на
    уровне плеч.

    Упр№3

    И.п.- стойка ноги врозь, скакалка внизу,

    1 – скакалка спереди.

    2 – скакалка сверху.

    3 – скакалка спереди.

    4 – и.п.

    следим за осанкой.

    Руки прямые, следим за осанкой.

    Упр№4

    И.п.- стойка ноги врозь, скакалка внизу,

    1 – скакалка влево.

    2 – и.п.

    3 – скакалка вправо.

    4 – и.п.

    4-6 повт.

    Следим за осанкой.

    1

    2

    3

    4

    Упр.№5

    И.п.- стойка ноги врозь, скакалка

     внизу.

    1 – скакалка вверху.
    2-3 – отведение назад.

    4- и.п.

    4-6 повт.

    Руки прямые.

    Упр.№6

    И.п.- стойка ноги врозь, скакалка спереди.

    1 – поворот туловища влево.
    2 – и.п.

    3 – поворот туловища вправо.

    4 - и.п.

    4-6 повт.

    Руки на уровне плеч, прямые. Контролируем осанку.

    Упр.№7

    И.п. – стойка ноги врозь, скакалка на лопатках.
    1 – наклон влево, скакалка вверх.

    2 – и.п.

    3 – наклон вправо, скакалка вверх.
    4 – и.п.

    4-6 повт.

    Скакалка строго вверх, руки прямые.

    Упр.№8

    И.п. – широкая стойка ноги врозь, скакалка на лопатках.

    1 – наклон, вперед прогнувшись, скакалка вверх.

    2 – и.п.

    6-8 повт.

    Спина прямая,
    смотрим вперед.

    Упр.

    №9

    И. п. – широкая стойка ноги врозь, скакалка вверху.

    1 – глубокий наклон вперед.

    2 – и.п.

    3 – наклон назад, прогнуться.

    4 – и.п.

    4-6 повт.

    Колени не сгибать.

    Упр.№10

    И.п. – основная стойка, скакалка внизу.

    1 – выпад левой вперед, скакалка вверху.

    2 – и.п.

    3 – выпад правой вперед, скакалка вверху

    4 – и.п.

    4-6 повт.

    Выпад – глубокий.
    Спина прямая.
    Руки не сгибать.

    Упр.№11

    И.п. - основная стойка, скакалка на лопатках.

    1 – мах левой вперед, скакалка спереди.

    2 – и.п.

    3 – равновесие на левой, скакалка спереди.

    4 – и.п.

    5-8 то же правой

    4-6 повт.

    Контролируем осанку. Ноги прямые, тянем носок.

    1

    2

    3

    4

    Упр.

    №12

    И.п. – основная стойка ноги врозь, скакалка внизу.

    1 – шаг левой вперед через скакалку, прогнуться.

    2 – и.п.

    3 – шаг правой вперед через скакалку, прогнуться.

    4 – и.п.

    4-6 повт.

    Перенести центр тяжести на впереди стоящую ногу.

    II

    Основная часть.

    23 мин.

     

    1

    Прыжки со скакалкой.

    Измерение ЧСС.

     

    1 мин.

    Прыгают все кому можно. Подготовительная группа до первого свистка (30 сек), 2-ой свисток – заканчивает основная группа (45 сек). Затем измеряем пульс. Результаты после восстановления.

    2

    Перестроение в колонну по одному. Восстановление (ходьба по кругу) Построение в 1 шеренгу. Измерение ЧСС. Сообщение учителю результатов 1 и 2 измерения ЧСС.

    2 мин.

    2,3,4 номера кругом! «В шеренгу марш! «Направо» «Налево в обход шагом марш! Восстанавливаем дыхание, сдаем скакалки Чащиной Даше.

    3

    Показ упражнения в равновесии.

    Деление класса на 2 группы – отделения.

    Объяснение задания.

    2 мин

    Показывает упражнения Овсенян Ани.

    4

    Работа по отделениям.

    18 мин.

     

     

    1. Отделение

    Комбинация упражнений в равновесии.

    Продольно.

     - сед углом

     - равновесие

     - ходьба на носках с движениями рук на пояс, в стороны, вверх, вперед, на бедра

     - упор, стоя на одном колене, руки на пояс

     - полушпагат, руки в стороны

     - прыжком упор присев

     - вставая, наклон вперед

     - ходьба: мах высокий, шаг

    9мин.

    Методическая помощь – учитель.

     

     

    Руки хватом снизу.

     

    Смотреть вперед, контролировать осанку.

     

     

     

     

     

    Нога прямая, тянем носок.

     

    1

    2

    3

    4

     

    короткий, руки на пояс

     - присед

     - поворот в приседе на 180°

     - приставные шаги с подскоком

     Поперек.

     - приставные шаги вправо (влево), руки на пояс

     - соскок прогнувшись

     

    Поворот через левое плечо, правая впереди.

     

    Тянем носок, нога прямая, следим за осанкой.

    Колени не сгибать, руки вверх, прогнуться.

    а)

    Разучить комбинацию упражнений в равновесии на полу.

    Посменно.

     

     

    б)

    Дополнительное задание №1.

    Поднимание и опускание согнутых ног до положения прямого угла на гимнастической стенке.

    10- 15

    раз

    Хват руками снизу, поднять ноги и медленно опустить.

    в)

    Разучить комбинацию упражнений на гимнастической скамейке и бревне.

    Поочередно.

    1-2

    раза

    Подготовительная группа разучивает на скамейке, пользуясь карточкой и помогая друг другу. Основная группа разучивает со мной на бревне. Выполнив комбинацию, идем на дополнительное задание №2.

    г)

    Дополнительное задание№2

     - сгибание и разгибание рук в упоре лежа или стоя на коленях.

     

    7-20 раз

    Руки сгибать полностью, грудью касаться пола.

    д)

    Построение в 1 шеренгу.

    Смена мест занятий

     

    30 сек.

    В одну шеренгу «Становись!». «Направо!». Налево в обход «марш!».

     

    2. Отделение.

    Акробатика.

    9мин.

    Методическую помощь вам оказывает Исмаилова Севинч.

    а)

    «Складной нож» из и.п. лежа на спине поднять туловище и ноги и согнуться в тазобедренном суставе – фронтально.

     

    7-10 раз

    Носками ног касание за головой.

    б)

    Закрепление акробатической комбинации.

     

     

     

     

     

     

    Кому нельзя выполнять акробатические элементы, делают только связку из 5 упражнений

     

    1

    2

    3

    4

     

    И.п.- основная стойка руки в стороны.

     - мах левой (правой) вперед

     - согнуть левую (правую) подтянуть к груди, руки назад

     - махом левой (правой) назад - равновесие

     - выпад левой (правой) вперед, руки в стороны

     - мах левой (правой) вперед, коснуться руками носка ноги

     - основная стойка – упор присев

     - два кувырка вперед в упор присев

     - стойка на лопатках

     

    в начале комбинации, плюс дополнительные задания

    Нога прямая, тянуть носок.

    Колено выше.

     

    Прогнуться, тянуть носок.

     

    Глубокий выпад.

     

    Прямая нога, носок тянуть.

     

     

    Группироваться.

    Тянуть носок.

     

      - касание носками ног за головой, руки вдоль туловища

     - перекат в упор присев

     - кувырок назад в полушпагат руки в  стороны

     - сед, левая (правая) в сторону

     - наклон к ноге

    - сед ноги врозь – наклон вперед

     - сед ноги вместе – наклон вперед

     - сед в упоре сзади – ноги скрестно

     - сед углом

    Посменно

     

    Поочередно

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1-2 раза

    1 раз

     

     

     

     

     

     

     

    Следим за осанкой.

     

    Ноги прямые, носки тянуть.

    в)

    Дополнительное задание:

     

    - приседания руки за голову

     

     

    - сгибание и разгибание рук в упоре сзади

     

     

     

    10-15 раз

     

    10-15 раз

    Методическую помощь оказывает Чащина Дарья.

    Спина прямая, пятки от пола не отрывать, локти развести.

    Руки сгибать полностью, не касаться пола.

    1

    2

    3

    4

    г)

    Построение в 1 шеренгу.

    Смена мест занятий

     

    1 мин

    В одну шеренгу «Становись!». «Направо!».Налево в обход «марш!».

    III

    Заключительная часть.

    5 мин.

     

    1

    Построение в одну шеренгу, руки на пояс.

     

    «Руки на пояс ставь! Разомкнись!»

    2

    Поворот кругом в движении - совершенствование

    5-7раз

    «Шагом, марш!» «Кругом, марш!»

    3

    Подведение итогов.

    Оценку 5 получают наши инструкторы методисты: Чащина Дарья, Исмаилова Севинч, Сукиасян Кима.

    Тесты проверю, на следующем уроке скажу оценки.

    На уроке все работали отлично, благодарю за урок!…

    Домашнее задание: держать уголок от 10 до 30 сек, подготовить поворот «кругом» к зачету.

     

     

    Рекомендации

     

     Урок ориентирован на учащихся – девушек 10 – 11 класса со средним и ниже среднего уровнем развития физической подготовленности. Оснащение учебно-спортивной базы образовательного учреждения – минимум обязательного спортивного оборудования и инвентаря.

    Недостаток снарядов и оборудования можно компенсировать за счет дополнительных заданий, уменьшая время отдыха между подходами при выполнении комбинаций.

    Нагрузка задается индивидуально после определения максимального теста (МТ). В зависимости от подготовленности:

                                  половина от МТ

                                  или четверть от МТ.

    Необходимо, чтобы на уроке все учащиеся активно работали в меру своих сил и возможностей.

    Девушкам, временно освобожденным от физических нагрузок, можно давать на уроках тестовые задания по теории предмета, также они могут быть активными помощниками учителя, оказывая методическую помощь своим товарищам в выполнении упражнений.

    Приложение 1.    Тестовый контроль основ знаний, 10-11 класс

    Вариант 1

    1.     Здоровье – это …     

    а) отсутствие болезней;

    б) отсутствие физических дефектов;

    в) состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

          2. Основным средством физического воспитания являются:

              а) естественные силы природы;

              б) гигиенические факторы;

              в) физические упражнения.

          3. Какова структура урочных форм занятий?

              а) вводная, разминочная, восстановительная части;

              б) вводная, основная, заключительная;

              в) организационная, самостоятельная, низкоинтенсивная части.

          4. Наиболее информативным, объективным и широкоиспользуемым в     практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является…

              а) ЖЕЛ (жизненная емкость легких);

              б) МПК (максимальное потребление кислорода);

              в) ЧСС (частота сердечных сокращений).

          5. Оптимальный диапазон нагрузок в занятиях с оздоровительной целью должен составлять…

              а) 130 – 170 уд/мин;

              б) 80 – 90 уд/мин;

              в) не ниже 200 уд/мин.

          6. К объективным критериям самоконтроля можно отнести…

              а) настроение, самочувствие, аппетит, сон, желание заниматься;

              б) пульс, АД, частоту дыхания, ЖЕЛ, антропометрию;

              в) потоотделение, нарушение режима, наличие болевых ощущений.

          7. Показатель ЧСС в первую очередь характеризует…

              а) функциональное состояние сердечнососудистой системы;

              б) специальную работоспособность человека;

              в) функциональные возможности системы дыхания.

          8. Определяющую роль для состояния здоровья человека играет…

              а) образ жизни;

              б) наследственность;

              в) климат.

          9. Физическая нагрузка – это …

         10. Дозировать нагрузку – значит …

         11. Основной метод тренировки в оздоровительном беге …

         12. Надежным критерием интенсивности нагрузки в оздоровительном беге является …

     

     

    Тестовый контроль основ знаний, 10-11 класс

    Вариант 2

    1.     Каким законом конкретизируются правовые основы занятий физической культурой и спортом в стране?

     

    2.     Когда он был принят?

     

    3.     Что представляет собой «Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре»?

     

    4.     Какими еще документами регламентируются занятия  физической культурой и спортом?

     

    5.     Какие физические упражнения приносят наибольшую пользу здоровью?

     

    6.     Утомление – это…

     

    7.     Защитные действия в баскетболе:…

     

    8.     Эстафетная палочка передается только в … метровой зоне передачи.

     

    9.     Перечислите формы самостоятельных индивидуальных занятий физическими упражнениями.

     

    10.                        Понятие «физическая культура личности».


     

    Приложение 2. – Карточки задания

     

    Карточка задание №1

    Акробатическая комбинация                                                                               

    «Складной нож» 7-10 раз                                                                                    

    И.п.- основная стойка руки в стороны.                                                                

          1. мах левой (правой) вперед

          2.согнуть левую (правую) подтянуть к груди руки назад

          3.махом левой (правой) назад - равновесие

          4.выпад левой (правой) вперед, руки в стороны

          5.мах левой (правой) вперед, коснуться руками носка ноги

          6.основная стойка – упор присев

          7-8.два кувырка вперед в упор присев

          9.стойка на лопатках, касание носками ног за головой, руки вдоль туловища

         10.перекат в упор присев

         11.кувырок назад в полушпагат руки в  стороны

         12.сед, левая (правая) в сторону

         13.наклон к ноге

         14.сед ноги врозь – наклон вперед

         15.сед ноги вместе – наклон вперед

         16.сед в упоре сзади – ноги скрестно

         17. сед углом 10-20сек

     

     

    Дополнительное задание 

    1.     Сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке,  10-15 раз

          2. Приседание руки за голову, 10-15 раз

                                                

                                             

    Карточка задание №2

    Комбинация упражнений в равновесии.                                                             

     

    Продольно.                                                                                                                                                                                                                                            

       1.сед углом                                                                                                            

       2.равновесие

      3-8.ходьба на носках с движениями рук на пояс, в стороны, вверх, вперед, на бедра                                                            

      9. упор, стоя на одном колене, руки на пояс

     10. полушпагат, руки в стороны

     11. прыжком упор присев

     12. вставая, наклон вперед

     13. ходьба: мах высокий, шаг короткий, руки на пояс

     14. присед

     15. поворот в приседе на 180°

     16. приставные шаги с подскоком

    Поперек.

     17. приставные шаги вправо (влево), руки на пояс

     18. соскок прогнувшись

     Дополнительное задание

    1. Поднимание и опускание согнутых ног на  гимнастической стенке, 10-15 раз

    2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа или   стоя на коленях, 7-20 раз

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по физической культуре 10-11 класс (3ч)

    Рабочая программа по физической культуре 10-11 класс....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 10-11 КЛАСС

    РАЗРАБОТАННА НА ОСНОВАНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЛЯХ 2012 ГОД В СООТВЕТСВИИ С ФГОС...

    Рабочая учебная программа по физической культуре 10-11 класс

    Рабочая учебная программа по физической культуре преподавателя физического воспитания 3 ступени обучения 2 года - срок реализации программы...

    Программа дополнительного образования. Адаптивная физическая культура 10-11 класс разработал Бурсин Д.Л.

    Представлена программа дополнительного образования "Адаптивная физическая культура 10-11 класс", с календарно-тематическим планированием....

    Рабочая программа по физической культуре 10 - 11 класс

    Рабочая программа по физической культуре 10-11 класс...