"Требования к содержанию и оформлению методических разработок тренера спортивной школы"
методическая разработка по физкультуре на тему

Егорова Светлана Васильевна

Данный материал будет полезен тренерам, тренерам-преподавателям спортивных школ, педагогам. Эти рекомендации направлены на повышение уровня исполнительской деятельности работника педагогической организации и организации спортивной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_s.v._egorovoy.docx47.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение спортивная школа № 3

 г. Новочеркасска Ростовской области

Методические рекомендации

«Требования к содержанию и оформлению

методической разработки тренера спортивной школы»

Автор:

инструктор-методист

МБУ СШ № 3

Егорова Светлана Васильевна

г. Новочеркасск

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………………….1
  2. Требования к содержанию и оформлению методических разработок
  1.  Основные требования к оформлению методических разработок…….8
  2.  Классификация методических разработок……………………………..9
  3.  Содержание составных частей методической разработки…….….10-12
  4.  Требование к оформлению текста методических разработок….…13-14
  1. Заключение…………………………………………………………………...23
  2. Список использованной и рекомендованной литературы………………...24

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная разработка предназначена для введения единых требований к методическим материалам. В рекомендациях описаны требования к содержанию и оформлению методических материалов тренеров и тренеров-преподавателей спортивных школ.

В рекомендациях раскрывается структура и содержание методических разработок, требования к их написанию, а также излагаются основы создания других наиболее распространенных видов методических материалов для спортивных школ.

Данная разработка подготовлена инструктором-методистом МБУ СШ № 3 города Новочеркасска Ростовской области и рекомендована к применению тренерами и тренерами-преподавателями, инструкторами-методистами.

        Должностными обязанностями инструкторов-методистов спортивных школ предусмотрена функция оказания методической помощи тренерам, тренерам-преподавателям по вопросам организации тренировочного процесса, в том числе через разработку и распространение методической продукции.

Тренировочный процесс предполагает повседневный творческий труд тренера. В нём постоянно происходят какие-то изменения: совершенствование технологий обучения, изменение контингента занимающихся, появление нового оборудования и инвентаря для проведения тренировочного процесса. Всё это требует от тренера постоянного поиска наиболее важного - содержания, целесообразности форм, методов и средств обучения. В процессе этой деятельности тренер систематизирует и обобщает накопленный опыт, как свой, так и своих коллег, изучает литературу и отбирает для себя всё интересное и значимое. Благодаря такой научно-методической работе тренер совершенствует свое профессиональное мастерство.

Цель данных рекомендаций – оказать практическую помощь тренерам, тренерам-преподавателям в методической работе.

Востребованность методических рекомендаций продиктована, прежде всего, их содержанием, которое отражает комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм реализации тренировочного процесса.

Новизна предложенных методических рекомендаций заключается в комбинации элементов известных методик разработки методической продукции.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

Подготовительная работа.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.

Например, цели могут быть следующими: 

  • определение форм и методов изучения содержания темы;
  • раскрытие опыта проведения учебно-тренировочного занятий по изучению той или иной темы образовательной программы;
  • описание видов деятельности тренера и обучающихся;
  • описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;
  • осуществление связи практики с теорией на занятиях;
  • использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Выбор темы. Основным условием при выборе темы методической работы является её актуальность и перспективность выбранного содержания. От этого зависит интерес к данной работе возможных пользователей и ее практическая значимость. Тему нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыть знания, интересы и опыт автора. Нежелательно браться за тему, к которой не лежит душа.

Важным условием выбора темы является наличие определённого положительного опыта у автора, которым он готов поделиться с коллегами, и который полезен другим. Иногда тема по выбранному направлению разрабатывается не один год, это позволяет автору раскрыть её более глубоко, неоднократно опробовать предлагаемые формы и методы обучения и усовершенствовать их. Чем больше у автора оригинальных идей, тем лучше может получиться его творческая работа.

Работа с литературой и другими источниками. При подборе литературы следует ориентироваться на источники, авторы которых имеют признанный авторитет в данной области. Но работу с источниками необходимо строить так, чтобы не было прямого заимствованного материала. Задача тренера состоит в том, чтобы раскрыть свой собственный опыт, подкрепляя его ссылками на авторитетные источники. Ценность представляет именно тот материал, который имеет элементы новизны и разработан тренером самостоятельно.

Информация, полученная из литературы, может использоваться в тексте методической работы прямо или косвенно. Прямо - цитирование источника, при этом приводимые цитаты заключаются в кавычки, и дается обязательная ссылка на источник. Косвенно - в виде расширенного пересказа в произвольной форме содержания какой-либо важной для тренера составной части источника со ссылкой на неё.

Составление плана. Вначале составляется примерный (черновой) вариант плана методической разработки (рекомендаций, пособия и т.п.). В процессе написания работы по выбранной теме в план вносятся изменения, но основа остается. Как правило, в процессе работы у автора возникают интересные идеи, которые могут найти своё отражение в окончательном варианте изложения. После написания работы на основе примерного плана составляется её оглавление (содержание) и может быть откорректирована формулировка темы.

  1. Основные требования к содержанию и оформлению методических разработок

Создание методической разработки является:

  • формой совершенствования профессионального мастерства;
  • формой совершенствования спортивно-тренировочного процесса;
  • одной из форм квалификационного испытания в рамках прохождения  работником аттестации с целью подтверждения соответствия им занимаемой должности.

Методическая разработка, выполняемая в рамках аттестации, должна быть индивидуальной.

Методическая разработка должна быть рассмотрена профессиональным сообществом, что подтверждается выпиской из протокола заседания тренерского совета, методического объединения, копиями отзывов, рецензий, экспертных заключений и пр.

Общий объем методической разработки должен составлять до 24 листов компьютерного текста (шрифт 14). Если методическая разработка представляет собой разработку одного занятия или мероприятия - до 10 листов.

Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи.

Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

Список использованных источников должен быть не менее 10 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

Количество и объем разделов не лимитируется.

Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы читатели могли получить сведения о наиболее рациональной организации спортивно-тренировочного процесса, эффективности методов и методических приемов, применения современных технических и информационных средств обучения.

Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и существующих программ, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным.

Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой профессиональный опыт.

Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления спортивно-тренировочного процесса.

Ориентировать организацию спортивно-тренировочного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

Методическая разработка занятия должна раскрывать вопрос «Как учить».

Должна содержать конкретные материалы, которые могут использоваться в работе (план-конспект спортивно-тренировочного занятия, инструкции для проведения тренировок, карточки, схемы, тесты, задания и т.д.).

  1. Классификация методических разработок

Методическая разработка может представлять собой:

  • разработку серии спортивно-тренировочных занятий;
  • разработку конкретного спортивно-тренировочного занятия, мероприятия;
  • программу дополнительного образования детей, молодежи;
  • описание новых форм, методов или средств  спортивно-тренировочного процесса (средства информационно-коммуникационных технологий, плакаты, таблицы, схемы, видеофильмы, и др.);
  • сборник практических упражнений, способствующих достижению результатов;
  • разработку новых форм, методов или средств спортивно-тренировочного процесса;
  • методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий тренировочного процесса.

  1.  Содержание составных частей методической разработки

Методическая  разработка обязательно должна иметь:

  • титульный лист,
  • аннотацию,
  • содержание,
  • введение (пояснительная записка),
  • основную часть,
  • заключение,
  • список используемых источников информации,
  • приложения (при необходимости).

Титульный лист

На титульном листе методической разработки указывается наименование учреждения (в соответствии с лицензией) (вверху страницы); название работы (в центре листа); сведения об авторе (должность, место работы, ФИО) (справа внизу); место и год написания разработки (по центру внизу)(см. Приложение 1). На обратной стороне титульного листа указывается название заседания, на котором рассмотрена работа, приводится рекомендация по ее применению, дата заседания комиссии, номер протокола, подпись председателя комиссии (см. Приложение 2).

Аннотация

Аннотация – краткая характеристика подготовленной методической работы, в которой в сжатой форме указывается ее вид (методическая разработка, методические рекомендации, учебное пособие и т.п.), цель написания, для какой категории пользователей она предназначена, отражаются существенные признаки содержания, которые позволяют выявить практическое значение работы, новизну и другие особенности.

Рекомендуемый объем - до 10 предложений.

Оглавление (Содержание)

Оглавление содержит перечень заголовков разделов, глав и других структурных единиц текста. Чем полнее оглавление (содержание), тем оно нагляднее позволяет представить, о чем идет речь в основной части.

Введение

Раскрываются:

  • актуальность данной работы (автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования);
  • цель методической разработки;
  • новизна методической разработки;
  • условия применения (что нужно для того, чтобы методическая разработка была реализована в практике спортивно-тренировочного процесса);
  • трудоемкость, ограничения, риски.

Рекомендуемый объем - до 2 страниц машинописного текста.

Основная часть

Основная часть – самый важный раздел методической разработки. В ней подробно раскрываются пути и средства достижения наиболее значимых результатов в профессиональной деятельности автора.

Учитываются:

  • специфика методической разработки;
  • существующие требования (рекомендации) к методической разработке с учетом ее специфики (например, требования к разработке тренировочного занятия; требования к программе дополнительного образования и пр.);
  • замысел автора и логика разработки (на усмотрение автора основная часть может быть структурирована и разделена на составляющие части).

Рекомендуемый объем - не менее половины общего объема работы.

Заключение

Приводятся:

  • основные выводы по теме разработки;
  • информация о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена профессиональному сообществу.

Рекомендуемый объем – до 1 страницы машинописного текста.

Список используемых источников информации

В списке указываются все учебники и учебные пособия, книги, стандарты и другие издания, ресурсы сети Интернет, которые были использованы при подготовке методической разработки, в алфавитном порядке. Цитаты и данные должны иметь ссылки на источники. В списке использованных источников сведения об источниках печатают с абзацного отступа, нумеруют арабскими цифрами, после номера ставят точку. При оформлении списка используемых источников необходимо ориентироваться на Государственный стандарт ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (см. Приложение 3).

Приложения

Формируются на усмотрение автора методической разработки. В случае принятия автором решения об иллюстрации методической разработки приложениями рекомендуется:

  • приложения пронумеровать;
  • указать название каждого приложения;
  • каждое приложение начинать с новой страницы. Справа страницы пишется слово «Приложение», которое обозначается соответствующей арабской цифрой, например «Приложение 1».

Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

  1. Требование к оформлению текста методических разработок

При оформлении методической разработки необходимо соблюдать следующие требования к оформлению текста:

  • формат А4;
  • поля: верхнее, нижнее, правое, левое - 2 см;
  • номера страниц - арабскими цифрами внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист  включается в общую нумерацию, но на нем не указывается номер;
  • шрифт - Times New Roman;
  • высота шрифта - 14 пунктов (в таблице допустима высота 12);
  • красная строка - 5 знаков;
  • междустрочный интервал -1,5;
  • выравнивание текста - по ширине страницы.

Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

Основная часть методической разработки может разделяться на разделы и подразделы.  Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует.

Пример оформления методической разработки.

Название методической разработки (на титульном листе).

1. Аннотация.

2. Введение.

3. Основная часть. Название основной части.

Раздел 1. Название раздела.

  1. Название подраздела.
  2. Название подраздела.

Раздел 2. Название раздела.

  1. Название подраздела.
  2. Название подраздела.

 (Внимание! Количество разделов создается на усмотрение автора и зависит от замысла).

4. Заключение.

5. Список используемых источников информации.

6. Приложения.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методические рекомендации являются наиболее распространенным видом методической продукции, предназначенным для оказания помощи  тренерам, тренерам-преподавателям в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности.

Составление и разработка методических материалов требует от разработчиков тщательной подготовки, глубоких знаний о сущности раскрываемого вопроса, особенностях предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной области, о достижениях современной науки.

Автор надеется, что данные рекомендации, направленные на оказание помощи работникам учреждений спортивной направленности, будут полезны тренерам, тренерам-преподавателям, методистам спортивных школ и станут практическим пособием при составлении и разработке методических материалов.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Кульневич С.В., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П.
    Управление современной школой. Выпуск II. Организация и содержание методической работы: Практич. пособие для школьной администрации, руководителей методических объединений, методистов, учителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов - н/д: Изд-во “Учитель”, 2003.
  2. Сергеева Т.А., Уварова Н.М.. Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: Методическое пособие. - М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002.
  3. Сергованцева Т.В., Марцишевская В.К. Как написать и издать учебное пособие.- М.:ФГОУ МГАУ, 2003.
  4. Виды методической продукции. Справочник. - Ярославль: Областной центр работы с детьми и юношеством, 1995.
  5. Памятка для методистов и педагогов «Как составить методические рекомендации» Составитель: Журавлева С.В., ст. методист ОЦРДО,2010 г.
  6. «Методические рекомендации по составлению и оформлению методических разработок» / Сост. Левкович Н.Ф. – МГУМЦ ПО, 2004. 
  7. Методические рекомендации по разработке частных методик. /Сост.Л.П. Давыдова/-М.:УМК МСХ РСФСР, 1981.
  8. ГОСТ 2.105-95.Общие требования к текстовым документам. Взамен ГОСТ2.105.79, ГОСТ2.906-71:Введ.01.07.96-М.:Изд-во стандартов, 2003.

Приложение 1

Муниципальное бюджетное учреждение спортивная школа № 3

 г. Новочеркасска Ростовской области

Методические рекомендации

«Требования к содержанию и оформлению

методической разработки тренера спортивной школы»

Автор:

инструктор-методист

МБУ СШ № 3

Егорова Светлана Васильевна

г. Новочеркасск

2017 г.

Приложение 2

Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета (название образовательного учреждения).

Рекомендовано к использованию в (область использования).

Протокол от «____»__________20___г. №______

Председатель комиссии ______________(Ф.И.О.)

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

И.И. Иванов, методист (название организации), (указать звание или категорию).

Приложение 3

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАПИСЕЙ ПО ГОСТУ 7.1 – 2003

ОДНОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ

Запись под заголовком, содержащим имя лица

1 автор

Марк Аврелий Антоний (имп. Римский; 121-180). Наедине с собой. Размышления / Марк Аврелий Антоний; пер. с греч. С. М. Роговина. – СПб. : Кристалл, 1999. – 445 с.

2 автора

Ерина Е. М. Обычаи поволжских немцев = Sitten und Brauche der Wolgadeutchen / Е. Ерина, В. Салькова; худож. Н. Стариков; [Междунар. союз нем. культуры]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Готика, 2002. – 102 с.

3 автора

Агафонова, Н. Н. Гражданское право : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова ; под общ. ред. А. Г. Калпина ; авт. вступ. ст. Н. Н. Поливаев ; М-во общ. и проф. образования РФ, Моск. гос. юрид. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрист, 2002. – 542 с.

Запись под заголовком, содержащим наименование организации

Воспитательный процесс в высшей школе России : межвузовская науч.-практическая конф. (2001 ; Новосибирск) ; [посвящ. 50-летию Новосиб. гос. акад. вод. трансп. : материалы] / редкол.: А. Б. Борисов [и др.]. – Новосибирск, 2001. – 157 с.

Законодательные и другие официальные материалы

Конституция Российской Федерации. – М.: Приор, 2001. – 32 с.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР: [принят третьей сес. Верхов. Совета РСФСР шестого созыва 11 июня1964 г.] : офиц. текст : по состоянию на 15 нояб.2001 г. / М-во юстиции Рос. Федерации. – М.: Маркетинг, 2001. – 159 с.

Запись под заглавием

4 автора

Современная информатика: наука, технология, деятельность / Р. С. Гиляревский [и др.]; под ред. Ю. М. Арского. – М., 1997. – 211 с.

Стандарты

ГОСТ Р 517721–2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования. – Введ. 2002-01-01. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 24 с.

ГОСТ 7.53–2001. Издания. Международная стандартная нумерация книг. – Взамен ГОСТ 7.53-86; введ. 2002-07-01. – Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации, сор. 2002. – 3 с.

Методические рекомендации

Формирование, сохранение и использование единого фонда книжных памятников страны : метод. рекомендации / Рос. гос. б-ка, Науч.-исслед. отд. редких книг; сост.: Т. И. Кондакова [и др.]. – М., 1997. – 59 с.

Правила

Правила безопасности при обслуживании гидротехнических сооружений и гидромеханического оборудования энергосберегающих организаций: РД 153-34.0-03.205-2001: утв. М-вом энергетики Рос. Федерации 13.04.01: ввод в действие с 01.11.01. – М.: ЭНАС, 2001. – 158 с.

Каталог

Оборудование классных комнат общеобразовательных школ: каталог / М-во образования РФ, Моск. гос. пед. ун-т. – М.: МГПУ, 2002. – 235 с.

Составные части документов

Статья из … (книги или другого разового издания).

Электронные ресурсы

Под заголовком

Цветков, Виктор Яковлевич Компьютерная графика: рабочая программа [Электронный ресурс]: для студентов заоч. формы обучения геодез. и др. специальностей / В. Я. Цветков. – Электрон. дан. и прогр. – М.: МИИГАиК, 1999. – 1 дискета.

Под заглавием

Александр и Наполеон [Электронный ресурс]: история двух императоров / Музей-панорама «Бородинская битва», Интерсофт. – Электрон. дан. – М. : Интерсофт, сор. 1997. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Internet шаг за шагом [Электронный ресурс]: [интерактив. учеб.]. – Электрон. дан. и прогр. – СПб. : ПитерКом, 1997. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) + прил. (127 с.).

Электронные ресурсы удалённого доступа

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. – Электрон. дан. – М. : Рос. гос. б-ка, 1997 — . – Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный.

Конкурс грантов 2006-2007 гг. [Электронный ресурс] / Образовательно-исслед. центр «con-text». – Электрон. дан. – Томск, [2005]. – Режим доступа:http:/www.con-text.ru/news.php?id=213&item=259.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к содержанию и оформлению научно-исследовательской работы

Данная работа поможет учителю и ученику оформить научно-исследовательскую работу для участия в конкурсах и научно-практических конференциях...

Требования к содержанию и оформлению научно-иследовательских работ

В данной работе содержится описание структуры научно-исследовательской работы и портфолио проекта....

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.

В данной работе представлен материал по оформлению программ дополнительного образования детей. Полностью раскрыта структура составления программы....

ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК                   Лянтор, 2012СТРУКТУРА И ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РА...

Общие требования к содержанию и оформлению проектно-исследовательской работы

Работа, представленная на районную исследовательскую конференцию должна иметь характер проектного исследования с выделением проблемы. В работе необходимо четко обозначить теоретические и практические ...

Методические рекомендации по оформлению методических материалов тренеров-преподавателей

Методические рекомендации предназначены для введения единых требований к методическим, учебно-методическим и другим материалам. В рекомендациях описаны виды методических материалов, раскрыта структура...

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

В данном пособии представлены методические разработки учебных занятий, технологические карты уроков по разным предметам педагогов нашей школы. В пособии нашли отражение описание учебных и образо...