Главные вкладки

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗОЖ»
    рабочая программа по физкультуре на тему

    Программа предназначена для мальчиков и девочек 14-15 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 час.. Новизна данной программы обусловлена, с одной стороны, использованием деятельностного подхода с применением интерактивных форм обучения: групповой работы, тренинговых упражнений, метода «мозгового штурма» игр и проблемных ситуаций.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя школа № 2 г. Починка

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР МБОУ СШ № 2      

    _____________/_________________/

                         ФИО

     «__»____________20___г.

    «Утверждаю»

    Директор МБОУ
    СШ №2      

    _____________/______________/

    ФИО

    Приказ № _____
    от «__»_________20___г.

     ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

                                        «ЗОЖ»

    Для обучающихся 14-15 лет

    Срок реализации  1 год

                                                                                       Автор:

                                                                              Ковалев Сергей Евгеньевич,

                                                                             учитель физической культуры,

                                                                          1  категория

                                                  г. Починок, 2014 г.

               

             Пояснительная записка.

              Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

    Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

    По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик 5-6класса, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 3 часов.  Родители в последние годы всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния,  всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом,  пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым ребёнок проводит более двух – трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.

    В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.

    Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим.

     В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста.

    На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы и УДО. Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня.

    Цели:

    • Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.
    • Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе.
    • Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.

    Задачи программы:

    1.     Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

     2.     Научить  обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

     

    3.     Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

     

    4.     Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

     

    5.     Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;

     

    6.     Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска собственному здоровью  (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и

    других  психоактивных  веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

     

    1. Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

    Программа предназначена для мальчиков и девочек 14-15 лет.

    Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 час..

    Новизна данной программы обусловлена, с одной стороны, использованием деятельностного подхода с применением  интерактивных  форм обучения: групповой работы, тренинговых упражнений, метода «мозгового штурма» игр и проблемных ситуаций.

    Реализация программы предполагает овладение обучающимися  определенным уровнем знаний и умений:

                    

            должны знать:

    основные  термины и правила здорового образа жизни,

    факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье,

    части тела, основные органы и системы своего организма,

    состав пищи, значение питательных веществ для жизнедеятельности,

    правила здорового питания,

    значения двигательной активности для укрепления здоровья,

    меры профилактики заболеваний опорно-двигательной системы,

    правила оказания доврачебной помощи

    должны уметь:

    вести простейшие самонаблюдения за своим здоровьем, правильно оценивать свои поступки и корректировать свои действия, применять способы самоконтроля, саморегуляции, выполнять комплексы физических упражнений, уметь составлять рацион питания.

                    Ожидаемые конечные результаты программы:

    • Повышение функциональных возможностей организма учащихся. Развитие физического потенциала детей.
    • Повышение приоритета здорового образа жизни.
    • Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
    • Участие в спартакиадах, командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.

                     Оценка эффективности реализации программы

     Основные результаты реализации программы  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление:

    • динамики сезонных заболеваний;
    • динамики  травматизма;
    • утомляемости обучающихся и т.п.
    • уровень адаптации

    На основе анкетирования и тестирования можно будет сделать выводы о том, как выполнены следующие задачи:

     

    • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
    • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
    • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
    • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
    • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

    Учебный     план

    № п/п

    Название темы

    Количество часов

    Теория

    Практика

    Всего

    1

    Вводное занятие.

    Образ жизни и здоровья

    1

    -

    1

    2

    Общественная и личная гигиена

    1

    -

    1

    3

    Двигательная активность

    а) упражнения и игры на развитие быстроты;

    б)  упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств;

    в)  упражнения и игры на развитие ловкости и др.

    3

    78

    81

    4

    Основы закаливания

    3

    -

    3

    5

    Профилактика употребления алкоголя

    1

    -

    1

    6

    Профилактика табакокурения

    1

    -

    1

    7

    Профилактика наркомании и токсикомании

    1

    -

    1

    8

    Рациональное питание

    1

    1

    2

    9

    Экология и здоровье

    1

    -

    1

    10

    Работа на тренажерах

    3

    27

    30

    11

    Первая доврачебная помощь

    1

    2

    3

    12

    Организация и проведение игр и соревнований. Участие в творческих конкурсах, акциях.

    -

    18

    18

    13

    Итоговое занятие

    -

    1

    1

    Итого

    17

    127

    144

                                 Содержание программы.

    Тема 1.  Вводное занятие.    Образ жизни и здоровье.

     Исторические аспекты формирования здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни в мифах и легендах. Факторы, влияющие на здоровье: система здравоохранения, наследственные факторы, природно-климатические факторы, образ жизни. Понятие об образе жизни, уровне жизни, качестве и стиле жизни. Здоровый образ жизни: определение, его составляющие. Биологические и социальные принципы здорового образа жизни. Трактат Гипгiократа<О здоровом образе жизни Каноны врачебной науки* Абу Ибн-Сины, Салернс кий Кодекс здоровья Арнольдо де Вилла нова, труды Галена, В. М. Бехтерева, Ф. Ф. Эрисмана, И. И. Брехмана. Современное состояние гигиенического воспитания в Российской Федерации и за рубежом.

    Тема 2.  Общественная и личная гигиена.

    Общественная и личная гигиена.  Значение чистоты одежды и обуви. Влияние чистой одежды на правильный тепло- обмен. Подбор одежды в соответствии с видом деятельности. Необходимость сменной обуви. Индивидуальная одежда, обувь, средства гигиены как основа профилактики инфекционных заболеваний. Пути передачи грибковых заболеваний, меры по их предупреждению. Воздушно-тепловой режим в учебных помещениях и при приготовлении домашних заданий. Значение светового режима для профилактики утомления, близорукости, нарушения осанки. Профилактика заболеваний, передающихся от домашних животных человеку. Предупреждение укусов животных и насекомых.

    Тема 3. Двигательная активность.

    Физиологическое обоснование роли движений в повышении работоспособности, функциональных возможностей сердечно сосудистой, дыхательной систем, совершенствовании обмена веществ. Значение танцевальных у для здоровья. Особенности физкультпауз и физкультминуток, используемых у подростков. Физиологическое значение аэробных упражнений. Сравнительные показатели доступности разных видов аэробных упражнений.  

    Культура движения. Особенности физических упражнений для юношей и девушек. Комплексы физических упражнений для юношей: укрепление и наращивание мышечной системы, применение отягощений. Комплексы физических упражнений для девушек: развитие гибкости, пластичности, изменения фигуры с помощью физических упражнений. Занятия в тренажерных залах. Правила самоконтроля при выполнении упражнений.

    Тема 4. Основы закаливания.

    Особенности применения воздушных и воздушно-солнечных ванн при закаливании детей и подростков. Ходьба босиком как средство закаливания и профилактики плоскостопия. Контроль за степенью (состоянием) закаленности. Физическая культура — средство подле ржания закаленности. Общие водные процедуры. Контрастные ножные ванны, контрастный душ. Правила использования, контроль за состоянием организма. Принципы закаливания при ис пользовании воздушно-солнечных ванн. Культура здорового отдыха, туризм.

    Тема 5. Профилактика употребления алкоголя.

    Влияние алкоголя на пищеварение, всасывание питательных веществ. Механизм длительного сохранения чувства голода при приеме алкоголя. Нарушение выработки желудочного сока при приеме алкоголя, действие алкоголя на нервную систему, умственную работоспособность, и занятия спортом. Алкогольная деградация личности. Особенности действия различных алкогольных напитков на клетки и ткани организма (самогон, водка, шампанское, вино, коньяк, пиво).Социальные последствия пьянства и алкоголизма: преступления, пожары, дорожно-транспортные происшествия, бракованная и не выпущенная продукция, аварии на производстве, бытовой и производственный травматизм, расходы на здравоохранение, содержание детских домовой интернатов, выполнение квалифицированными специалистами неквалифицированного вида труда и пр. Обоснование превышения экономического ущерба над денежной выручкой при торговле алкоголем. Последствия эпизодического приема алкоголя.

    Тема 6. Профилактика табакокурения.

    Характеристика активного и пассивного табакокурения. действие на организм пассивного табакокурения. Законодательные акты, направленные на ограничение пассивного курения. Социальные последствия табакокурения. Сигареты и семейный бюджет.             Механизм формирования зависимости к табакокурению: формирование психической зависимости, физической зависимости. Понятие о толерантности и ее изменении при табакокурении. Мышечная зависимость как специфического проявление табачной наркомании.

    Тема 7. Профилактика наркомании и токсикомании.

    Наркотики и общество. Понятие о зонах природного  наркотизма. История распространения наркомании. Национальные, культурные традиции и законодательные акты, направленные на искоренение наркомании. Социальные последствия пьянства и алкоголизма: преступления, пожары, дорожно-транспортные происшествия, бракованная и не выпущенная продукция, аварии на производстве, бытовой и производственный травматизм, расходы на здравоохранение, содержание детских домовой интернатов, выполнение квалифицированными специалистами неквалифицированного вида труда и пр. Обоснование превышения экономического ущерба над денежной выручкой при торговле алкоголем. Последствия эпизодического приема алкоголя.

    Тема 8. Рациональное питание.

    Понятие о сбалансированном питании. Концепции и принципы сбалансированного питания (по А. А. Покровскому). Соответствие энергопотребления энергетическим тратам человека, способы расчета. Концепция энергетического питания. Определение нормальной массы тела, рос то-весового показателя. Определение режима питания. Рациональная структура су точного продуктового набора. Аппетит как рефлекс. Минеральные вещества и микроэлементы. Значение для организма, функции. Основные источники содержания, суточные нормы потребления. Последствия недостатка минеральных веществ и микроэлементов в рационе. Понятие об эндемиях. Профилактика заболеваний, связанных с недостатком йода. Питьевой режим. Особенности водного обмена в организме. Суточная потребность в воде. Характеристика основных напитков.

    Тема 9. Экология и здоровье.

    Загрязнение биосферы одноразовыми полиэтиленовыми отходами. Миазмология — наука о способах удаления переработки от ходов современной промышленной цивилизации. Основы экологического прогнозирования и адаптации. Экологические катастрофы.

    Тема  10.  Работа на тренажерах.

    Знакомство с тренажерами. Правила работы на тренажерах техника безопасности при занятиях на тренажерах. Способы работы на тренажерах. Тренировка на тренажерах.

    Тема 11. Первая доврачебная помощь

    Принципы неотложной помощи при открытых отравлениях: ускоренное удаление токсического вещества, антидотная терапия, симптоматическая терапия. Особенности неотложной скорой помощи при острых Отморожение и общее замерзание. Условия, способствующие их возникновению. Неотложная помощь. Тепловой и солнечный удар, биологические последствия. Неотложная помощь отравлениях в зависимости от возраста. Ожоги. Виды ожогов. Определение степени и глубины ожоговой поверхности. Особенности оказания помощи при термических и химических повреждениях тканей.

    Тема 12.  Организация и проведение игр и соревнования.

    Игры на развитие быстроты, выносливости, ловкости, скоростно-силовых качеств. Организация и проведение соревнований.  Участие в творческих конкурсах и акциях.

    Тема 13. Итоговое занятие.

     Контрольные испытания. Тестирование.

                                    Методическое обеспечение

            Программа  «ЗОЖ» составлена на основе материала, который  обучающиеся изучают на уроках физической культуры, биологии; информации средств массовой информации.

            При составлении плана учебно-тренировочных занятий необходимо учитывать, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов, отличительными  друг от друга по характеру и объему.

     В связи с этим необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся.

            Педагог должен изучать своих будущих учеников. Начальное изучение проводится при записи в объединение (кружок), во время беседы с родителями, ребенком, в процессе педагогических наблюдений на первых занятиях, по результатам контрольных упражнений.

            Педагог должен систематически оценивать реакцию обучающихся на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием детей, вовремя замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение.

            Программой предусмотрены теоретические и практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участия в соревнованиях, конкурсах, акциях.

            Основные задачи теоретических занятий- дать необходимые знания по  истории, теории и методике физической культуры, о врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах и т. д.

            При подборе средств и методов практических занятий педагог должен иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным  и увлекательным, поэтому необходимо использовать комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта.

            Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.

    Каждое практическое занятие должно состоять из трех частей: подготовительной, куда включаются спортивные упражнения на внимание, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения; основной, в которой выполняются упражнения в лазанье, равновесии, преодолении препятствий, упражнения из раздела гимнастики, легкой атлетики, подвижные игры и соревнования.

    заключительной, включающей ходьбу, бег в медленном темпе, спокойные игры.

            В  целях лучшей реализации программы необходимо соединить учебно-тренировочные занятия в творческом объединении с выполнением ежедневных самостоятельных заданий по плану, разработанному педагогом.

            Каждый раздел программы завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала.

            Спортивные соревнования в творческом объединении и меду творческими объединениями повышают интерес к занятиям. Их следует проводить систематически, с приглашением родителей.

            Разучивание элементов техники проводится в составе всей группы, по необходимости-индивидуально.

             Основные результаты реализации программы  формированиякультуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление:

    • динамики сезонных заболеваний;
    • динамики  травматизма;
    • утомляемости обучающихся и т.п.
    • уровень адаптации

    На основе анкетирования и тестирования можно будет сделать выводы о том, как выполнены следующие задачи:ображизни:

     

    • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
    • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
    • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
    • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
    • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

    .

                                    ЛИТЕРАТУРА

    1. Профилактика наркомании у подростков. М.И. Рожков. Москва,2003 г.
    2. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. В.С.Селиванов,2002 г.
    3. Психология.  Р.С. Немов,  1998 г.
    4. Мудрость воспитания. Э.Д. Днепров, 1999 г.
    5. Наркомания. Методическое пособие, 2004 г.
    6. Игры - обучение, тренинг, досуг..В.М.Петрусинский,1994 г
    7. Основы безопасности жизни. Журнал. Издательство «Русский журналя2
    8. Без наркотиков. Н.Н.Исмуков, 2001 г.
    9. Надо ли убегать от стресса? Э.М. Рутман, 1990 г.
    10. Образование в области профилактики аддиктивных форм поведения. Организационно - методическое пособие, 2003 г.
    11. Руководство по реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами. 2003 г.
    12. Семья и дети. Руководство для школьных врачей, психологов, социальных работников, 2003 г.
    13. НМЖ 2Классный руководитель» 2003-2014 гг.
    14. Журнал «Воспитание школьников»  2009-2014 гг.
    15. Журнал «Физическая культура в школе»  2000-2014 гг, ежемесячный выпуск.
    16. Журнал «Физкультура и спорт»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

    Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

    Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

    В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

    Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

    Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...