Тематические методические советы
методическая разработка по физкультуре на тему

Файзулаев Адель Линарович

Краткий материал для проведения тематических методических занятий учителей физкультуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskie_metod.obedineniya_pk.docx184.69 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №39

с углубленным изучением английского языка»

 Вахитовского района г.Казани

************************************

Тематические

методические советы

(для учителей физической культуры,

из опыта работы)

2014 год

Составители:

Галеев С.С., к.б.н.

Файзулаев А.Л., учитель физической культуры

Содержание

Вводное учебное занятие

  • Краткое раскрытие основных проблем;
  • техническая подготовка выполнения основных двигательных навыков игры в футбол;

Учебное занятие №1.

  1. Проблемы утомления и восстановления.
  2. Проблема врабатываемости (вхождение в работу).

Учебное занятие №2.

        1. Психика ребенка, воспитание положительных качеств и перевоспитание отрицательных качеств;

        2. Психическая энергия (накопление, сохранение, сжигание), как у одного человека, так и команды;

        3. Перечень положительных качеств личности (доброта, дружелюбие, преданность, скромность и др.);

        4. Перечень отрицательных качеств личности (злоба, мстительность, страх, предательство и др.);

        5. Психолого-педагогическое содержание термина – «Морально-волевая подготовка».

Учебное занятие №3

  • Организующая и контролирующая роль центральной и периферической отделов НС;
  • физиологические и биологические основы нервно-мышечного аппарата

Учебное занятие № 4

  • Физиологическая квалификация различных видов мышечной деятельности:

1.Режимы работы.

2. Позы тела и мышечная деятельность.

3. Циклические и ациклические движения.

  • физиологические механизмы двигательных навыков.

Учебное занятие №5

Значение законов биомеханики, физики

Вводное учебное занятие

1. Обоснование, методы и средства учебно-тренировочного процесса.

Академик Павлов писал: «Организм человека совершеннейшая, стройная система сама себя развивающая, восстанавливающая, совершенствующая»

        Вместе с этим надо указать, что этой системе необходимы научно-обоснованные нормы нагрузки для эффективной ее деятельности.

        В профессиональной деятельности проблемы возникают самые различные. Вот некоторые из них:

  1. проблема утомления и восстановления;
  2. проблемы автоматизации двигательных навыков;
  3.   проблемы физической подготовки со специфической направленностью;
  4. проблемы психофизиологической подготовки.

Каждая из этих проблем успешно решается только при научно методической обоснованности.

Краткое раскрытие основных проблем.

  1. Проблема утомления и восстановления одна из самых сложных в физиологии и психологической науке. Только обоснованные методики содействуют повышению уровня работоспособности организма. Надо в тренировочном процессе регулировать уровень утомления и восстановления. Ошибки в этих вопросах зачастую приводят или к переутомлению перенапряжению, перетренировке, хроническим перенапряжениям, заболеваниям за счет или накопления утомления, или по причине недовосстановления. При обоснованной методике тренировки каждое восстановление должно по уровню работоспособности превышать исходный уровень. За счет этого нарастает уровень тренированности и др. Повторные физические нагрузки на фоне недовосстановления снижают уровень работоспособности организма и приводят даже к хроническим формам переутомления.

  1. Проблема автоматизации двигательных навыков.

Традиционный метод развития двигательных навыков на дидактический принцип сознательности. Но еще физиологи прошлого века отмечали, как один  из важных процессов обучения и упражнения постепенный уход от сознательного ухода контроля деталей построения произвольных действий. Академик И.М.Сеченов наблюдая процесс обучения игре на фортепиано, обращал внимание на то, что умелый музыкант выполняет мелкие, быстрые движения легко, как бы не замечая их. В современной теории построения (навыков) рассматривается уход контроля за движениями в сферу подсознательную (на низшие уровни нервной системы - подкорку), как  важнейший принцип построения движений (навыков), включая автоматизированные навыки. Следовательно, произвольные автоматизированные движения зависят от функционального состояния нервных центров.  

3. Проблемы физической подготовки со специфической направленностью.

Уровень физической подготовки полностью зависит от координации мышечных сокращений и расслаблений. Только оптимальное чередование напряжений мышц сенергистов развивает физические качества: силу, выносливость, ловкость, быстроту, гибкость и др. Нарушение этого физиологического закона не позволит развивать уровень физических качеств. В процессе правильной тренировки постепенно развивается способность к поочередному сокращению и расслаблению мышц (конвергенция). Мышцы тела (600) должны выполнять только свою работу. Это можно сравнить с басней Крылова «Лебедь, рак и щука, а воз и ныне там».

Кроме этого физиология мышц имеет свои законы. Так, например, мышца, предварительно растянутая (20%) от первоначальной длины в 2-3 раза быстрее и сильнее развивает напряжение и сокращение. Только при правильном режиме работы мышечных волокон раздражаются рецепторы мышц.

При подборе физических упражнений необходимо учитывать законы физиологии (упражнения динамического, статического, эксцентрического характера работы и расслабления).

4. Проблема психофизиологической подготовки.

        Работоспособность организма зависти от функционального тонуса нервной системы. Регулирующая и руководящая роль нервной системы в профессиональной деятельности человека и в частности спортсменов является главенствующей. Запас психической энергии зависит от функционального состояния нервной системы. Даже незначительные спады психического тонуса (сомнения, страх, отчаяния, уныния и др.) сжигают психическую энергию и снижают работоспособность организма. Вопросы накопления психической энергии зависит от методов работы тренеров, врачей, а в первую очередь от самого спортсмена. В спорте часто спортсмен «сгорает» до начала основного старта. Тренировочный процесс и воспитательная роль окружения спортсмена играет большое значение. Поэтому накопление, сохранение и расходование психической энергии требует определенных научно-обоснованных подходов.

2. Техническая подготовка выполнения основных двигательных навыков игры в футбол.

        1. Осанка футболиста.

        а) Особенности рационального положения позвоночного столба с точки зрения физиологии, анатомии. Положение позвоночника должно удерживаться вертикально без напряжения мышц. Физиологические изгибы (в грудной, поясничной областях) при вертикальном удерживании и расслаблении естественно присутствует.

        б) Вертикальное положение позвоночника создает оптимальное условие для нормальной деятельности: дыхательного, связочно-мышечного аппарата, внутренних органов и др.

        в) Вертикальное положение дает возможность выполнять раскачивающее движение туловища, что необходимо при обманных движениях.

        

2. Навыки расслабления мышц и основные преимущества расслабления.

        а) Оптимальное расслабление способствует значительному повышению выносливости, за счет ликвидации противонаправленных действий мышц антагонистов. При работе  - напряжений антагонистов приходится преодолевать тормозящее влияние ненужных для выполнения движений, а такое преодоление приводит к быстрому утомлению, усталости.

        б) При расслаблении значительно уменьшается появление утомления мышц и таким образом наступление судорог мышц ног.

        в) В том  случае (особенно в сырую погоду и сильным соперникам) больше реальности наступления усталости и утомления. В этом случае необходимо уловить момент для кратковременного расслабления всех мышц, для снятия усталости.

        г) Оптимальное расслабление способствует повышению скорости бега, т.к. мышцы антагонисты не удерживают движения.

        д) Освоение навыка полного расслабления значительно снижает травматические случаи. Значительно повышается скорость полета мяча, за счет возможности произвести хлесткий удар по мячу.

        е) Значительно повышается точность удара. Это полностью относится за счет торможения мышц антагонистов.

        ж) При оптимальном расслаблении эффективно выполняются обманные движения туловищем, ногами (финты, обводки и др.).

        з) Увеличивается высота прыжка с места и с разбега.

        и) Эффективное расслабление всех мышц в перерыве игры и в конце игры снимает усталость, утомление, перенапряжение. Правда, упражнения на расслабление надо чередовать с растягиванием мышц. Достаточно 10-15 повторений, что утомление на 30-50% уменьшилось. Без таких методов утомление удерживается 2-3 дня и даже до недели.

        к) Уменьшается время для внезапного удара.

        л) Расслабленное «болтание» туловищем из стороны в сторону во время прыжка в борьбе за мяч, является хорошим приемом для того, чтобы помешать сопернику, точно пробить головой.

        Вот неполный перечень преимуществ расслабления мышц в процессе футбольных тренировок и игр.

        Нельзя исключать и психологическое действие на футболиста.

        

3. Перечень упражнений для физической и технической подготовки.

  1. Повышение функциональной работоспособности позвоночника (координирование, напряжение, увеличение гибкости, расслабление, снятие утомления, увеличение подвижности в сочленениях позвонков, техника сохранения при падениях, столкновениях и др.)
  2. Перечень преимуществ при освоении навыков расслабления мышц туловища, ног, рук и др. Повышение выносливости, скорости, ловкости (координация движений), уменьшение и предупреждение травм.
  3. Специальные упражнения для увеличения скорости бега, принимая во внимание законы земного притяжения, инерции, потенциальной энергии, кинетической скорости, угловой скорости, законы накопления скорости поступательного движения, законы работы, закон координирования (скорость и сила сокращения мышц, принцип утомления, восстановления и др.) Вынос ноги вперед и постановка стопы.
  4. Научно-обоснованный подход при подборе физических упражнений для развития физических качеств (силы, ловкости, быстроты, гибкости, выносливости, прыгучести, релаксации (расслабления).
  5. Специальные упражнения (комплексы) для разминки, отдыха между таймами, в конце игр самостоятельных в тренировочных занятиях.
  6. Специальные физические упражнения для снятия утомления, переутомления, хронических явлениях утомления, с лечебной целью.
  7. Техника внешнего дыхания (грудное, брюшное, полное, задерживание дыхания на различных ее фазах, при выполнении физических упражнений с целью отдыха, развития физических качеств, накопления психической энергии и др.)
  8. Специальные упражнения для развития объема поля зрения.
  9. Несколько поучительных изречений:

«Каждый высокий дух стремится к трудному пути, а слабый сохраняет свою трусливую леность»

«Сомнение, уныние и страх постепенно сжигает психическую энергию, уничтожая личность».

«В минуты уныния, сомнения, отчаяния обращайтесь к Учителю, зная, что   он не упустит мгновения для помощи».

«Цель омолаживает сердце, рождает энергию».

Учебное занятие №1

  1. Проблема утомления и восстановления.
  2. Проблема врабатываемости (вхождение в работу).

  • Утомление – восстановление
  • Врабатывание

Потянув за эти звенья единой цепи, постараемся разобраться и в других вопросах спортивной тренировки, т.к. в организме все взаимосвязано и взаимозависимо.

Проблема физической подготовки, в первую очередь, связана с тем, что пик спортивной формы (высокая работоспособность), даже у опытных спортсменов, колеблется, и поэтому нередко и отдельные спортсмены, и команда в целом к решающим стартам подходят, когда работоспособность или начинает падать, или уже слишком снизилась. Причины могут быть самые различные, но чаще всего это связано с ошибочным режимом спортивной и психической нагрузки приводят к переутомлению, перенапряжению, перетренировке.

Из выше сказанного вытекает необходимость оптимизации процессов физической нагрузки и отдыха, отвечающих законам физиологии и психологии.

Теорией утомления и восстановления занимаются ученые разных направлений много веков и имеют множество точек зрения по эти вопросам.

Классики отечественной физиологии Сеченов, Введенский, Крестовников, Фарфель и др. в своих работах показали преимущество активного отдыха по сравнению с отдыхом пассивным.

Есть изречение Введенского: «Устают и изнемогают не столько оттого, что много работают, а оттого, что неправильно работают».

  1. Проблема утомления и восстановления.
  • Утомление – восстановление

На рисунке № 1 графически обозначены кривые, характеризующие динамику процессов  утомления и восстановления.

Зададим вопрос: «Полезно ли утомление?» Если да, то до какой степени и глубины, а если нет, то почему?

Прежде рассмотрим эффект активного отдыха в целях повышения объема работоспособности.

Из рис.№1 видно, что после утомления (см.А1), процесс восстановления работоспособности при активном отдыхе достигает исходного уровня с увеличением (см. В1). Это называется суперкомпенсация.

Следующее занятие (на рисунке фаза 2) позволяет выполнять еще больший объем работы до появления утомления по сравнению с предыдущей тренировкой (фазой) за счет эффекта активного отдыха (суперкомпенсация восстановления работоспособности) (см.А2). Последующая фаза отдыха превзойдет уровень восстановления после утомления (В2).

Дальнейшее рассмотрение графика позволит убедиться в эффективности активного отдыха для восстановления утомления. Кривая уровня восстановления имеет тенденцию на увеличение эффекта суперкомпенсации при выполнении активного отдыха после утоления (сплошная оранжевая линия).

Рассмотрим эффект пассивного отдыха в условиях утомления (на рисунке обозначенные прерывистыми линиями).

Так эффект восстановления после утомления (см.А1) не достиг исходного до работы уровня работоспособности (на рисунке обозначено прерывистой оранжевой линией  - С1). Затем объем работы до утомления так  ниже, чем объем  выполненной после активного отдыха. На рисунке обозначенной Д1. Дальнейший уровень восстановления (голубая линия) после утомления ниже по сравнению с предыдущим уровнем (после нагрузки выполненной в 1 фазе). На рисунке обозначенные С1 и С2.

Таким образом из рисунка ясно видно, что эффект пассивного отдыха, оказывает значительно меньшее восстанавливающее действие по сравнению с эффектом активного отдыха. А также из рисунка наблюдается с одной стороны снижение уровня восстановления (тенденция на уменьшение уровня), а с другой от фазы №1 и до №5 уменьшается объем работы (физической нагрузки), что характеризует состояние переутомления, перетренировки.

Мы рассмотрели вопрос эффективности активного и пассивного отдыха в целях восстановления работоспособности. А теперь остановимся на различных уровнях работоспособности организма. Условно их можно подразделить следующим образом:

  1. Усталость;
  2. Утомление;
  3. Переутомление;
  4. Перенапряжение;
  5. Перетренировка (с углубленным утомлением);
  6. Перетренировка с отклонениями в состоянии здоровья (хроническая перетренировка);
  7. Болезнь и т.д.

Коротко, разберем, в чем же различие этих терминов.

1.Усталость.

        Состояние незначительного снижения работоспособности, которая не требует длительного времени для восстановления. В процессе тренировок и игр, усталость может возникнуть несколько раз. Кратковременный, пассивный отдых, восстанавливает работоспособность.

2.Утомление.

Состояние значительного снижения работоспособности, которая может быть снята за счет более длительного отдыха и лучше всего активного.

  1. Переутомление.

Состояние организма, когда нарушаются и центрально-нервные механизмы регуляции и висцеральные, функциональные процессы организма. Нарушается координация движений, снижаются показатели физических качеств и др. Переутомление происходит за счет накопления, наслаивания остаточного (следового) утомления. Переутомление в практике случается часто. Своевременное определение и правильная организация дальнейших «щадящих» тренировок и лечебных процедур позволит снять следы переутомления в течении трех –семи дней.

  1. Перенапряжение.

Перенапряжение – это состояние дальнейшего нарушения в организме выше указанных процессов. Для восстановления работоспособности организма эффективны те же средства, что были перечислены и при переутомлении, но для восстановления потребуется больше времени (более недели).

5. Перетренировка (с углубленным утомлением).

В случае перетренировки (с углубленным утомлением) следует обращаться к спортивным врачам для проведения обследования. В этих случаях перерывы в тренировках могут достигать от 15 до 20 дней.

  1. Перетренировка с отклонениями в состоянии здоровья.

В этих случаях требуется диспансеризация и лечение под контролем врача.

Для практической  работы полезно использовать тесты для определения утомления, переутомления и т.д.

Тестирование:

  • Ручной динамометр (силовой показатель);
  • Время удержания груза на вытянутой руке (показатель выносливости);
  • Время задержки дыхания;
  • ЧСС (восстановления после 10 приседаний);
  • По внешнему виду (окрас кожи, дрожание разведенных пальцев вытянутых вперед рук);
  • Поведение (агрессивность, пассивность, отсутствие внимания и др.)

  1. Проблема врабатываемости.
  • Врабатывание

        Вопрос целесообразно разделить на два раздела:

1. Психологическая  подготовка (психический настрой на игру,  отдельный турнир и т.д.)

2.  В зависимости от состава игроков команды (индивидуальные различия по физической подготовленности, уровню здоровья и др.) в разминке должны различаться специальные упражнения, специальные упражнения, связанные с навыками игры в футбол и объем физической нагрузки.

Объем физической нагрузки в разминке должен быть приближен и по интенсивности и по объему к основной нагрузке. В противном случае кортико-висцеральные отношения нервной системы получат чрезмерные напряжение и в свою очередь чрезмерное возбуждение с последующим торможением механизмов регуляции двигательных актов.


Эффект пассивного отдыха.

Эффект активного отдыха.

Рис 1

В5

Эффект сверхвостановления

%

1 фаза

2 фаза

3 фаза

4 фаза

5 фаза

+5

                                     В1

                             В2

В3

В4

Исходный уровень работоспособности

+4

+3

+2

+1

Объем работы до утомления

0

С1

А1

С2

           Д1

        А2

С3

     Д2

А3

С4

       Д3

         

С5

+1

+2

+3

+4

+5

%

Условные обозначения:

                      Эффект суперкомпенсации активного отдыха.

                      Эффект пассивного

                     Объем работы до утомления (акт. отд.)

                     Объем работы до утоления (пасс. отд.)


Учебное занятие №2

  1. Психика ребенка, воспитание положительных качеств и перевоспитание отрицательных качеств;
  2. Психическая энергия (накопление, сохранение, сжигание), как у одного человека, так и команды;
  3. Перечень положительных качеств личности (доброта, дружелюбие, преданность, скромность и др.);
  4. Перечень отрицательных качеств личности (злоба, мстительность, страх, предательство и др.);
  5. Психолого-педагогическое содержание термина – «Морально-волевая подготовка».

                        1. Психика ребенка, воспитание положительных качеств и перевоспитание отрицательных качеств.

Долг каждого тренера быть внимательным и чутким по отношению к детям, быть старшим товарищем, а в некоторых случаях (в отсутствии отца) взять его роль на себя. Не дистанцироваться с ребенком, подростком высокой самооценкой, неприступностью фундаментальных знаний, а стоять с ним на доверительно коллегиальных отношениях, признавая в нем неповторимую личность. Тренер, сознательно завышая планку взаимоотношений, мотивирует воспитанника на самовоспитание, самосовершенствование.

        Тренеру важно разобраться в особенностях характера ребенка и подростка. Учитывая конкретную информацию (после беседы с родителями, учителями, воспитателями и др.), надо правильно организовать психологические коммуникации (отношения) с товарищами по команде, взрослыми, чтобы энергетика подростка имела полезную направленность. Это связано с тем, что дети ищут одновременно и свободу, и контроль. Задача тренера, в данном случае, организовать самоконтроль, дисциплинированность, послушание и тем самым окультурить бушующую духовную энергию подростка (беседа, наставления, собственный пример, аутотренинг и др.).

        Внутренние конфликты сопровождают ребенка в течение всего детства и юности, являясь движущей силой его развития.

                        2. Психическая энергия (накопление, сохранение, сжигание), как у одного человека, так и команды.

        Трудно переоценить важность вопроса о психической энергии. Очень часто, как отдельный спортсмен, так и команда показывают разные по уровню работоспособности, как в тренировке, так и в игре. Особенно снижение работоспособности (сжатие психической энергии) происходит перед серьезными соревнованиями с сильным соперником.

        Тренеру необходимо знать основные признаки внешних проявлений эмоций (по степени взволнованности) от нормы до перевозбуждения:

        Мимика:

а) спокоен - дыхание ровное, мимика уверенности;

б) слегка взволнован - губы сжаты, дыхание учащенное, но ритмичное;

в) заметно взволнован - зубы сжаты, дыхание неритмичное, учащенное;

г) сильно взволнован - зубы сжаты, выделены желваки, резкое учащение дыхание с сокращением фазы выдоха;

д) сильное напряжение - оскал зубов, губы вытянуты вперед трубочкой.

        Статические позы:

 а) удобная, непринужденная;

 б) удобная, но несколько напряженная;

в) удобная, стремление к неоправданной смене;

 г) неудобная, частая смена.

        Движения: 

а) легкие, координированные;

б) координированные, но с некоторыми усилиями;

в) заметно напряженные, некоторая «неуклюжесть»;

г) заметная скованность, явная раскоординированность.

        Тремор:         

а) отсутствует

б) небольшой тремор пальцев;

в) заметный тремор рук;

г) рук, ног, мышц лица.

          Особенности  речи:

а) спокойная,  тембр и темп речи обычный, голос уверенный;

б) речь более выразительная, чем обычно, голос громкий;

в) речь учащенная, усиленная жестикуляция «проглатывание» окончаний слов;

г) речь торопливая, чрезмерная жестикуляция, неуместный     смех, заикание и др.

д) речь замедленная, маловыразительная, голос тихий, длинные паузы, жестов мало.

Вегетативные сдвиги: 

а) пульс и дыхание обычные, цвет лица без изменений;

б) пульс учащен на 5-10 ударов в минуту. Дыхание учащенное, кожа лица слегка покрасневшая;

в) пульс значительно учащен, дыхание частое, поверхностное, заметное покраснение или побледнение лица, возможны пятна;

г) пульс и дыхание, обычные или редкие, побледнение кожных покровов лица, легкое недомогание, ощущение вялости.

        

        Таким образом, выше приведенные характеристики состояния организма могут помочь тренеру объективно оценить уровень энергетического потенциала организма

        

                        3. Перечень положительных качеств личности (доброта, дружелюбие, преданность, скромность и др.);

        Сложность труда тренера возникает из-за незнания им подробных положительных качеств личности. Любое качество – является основным и отрицание какого-либо способно «погубить» развитие личности ребенка и подростка.

        Ниже перечисленные положительные качества приводятся пораздельно и  в соотношении с природой его воздействия в психике, в процессе жизнедеятельности человека:

чувство долга

-

смелость

сильная воля

-

Искренность

настойчивость

-

целеустремленность

ум

-

доброта

взаимопомощь

-

справедливость

серьезность

-

надежность

скромность

-

исполнительность

честность

-

принципиальность

трудолюбие

-

рассудительность

дружелюбие

-

вежливость

ответственность

-

сдержанность

требовательность

-

аккуратность

самоотверженность

-

заботливость

общительность

-

жизнерадостность

гордость

-

доброжелательность

обязательность

-

увлеченность

инициативность

-

самоуважение

бескорыстие

-

предусмотрительность

верность

-

авторитетность

выносливость

-

щедрость

самостоятельность

-

доверие

        Перечисленные положительные качества личности касаются каждого человека, независимо от возраста.

  1. Перечень отрицательных качеств личности (злоба, мстительность, страх, предательство и др.)

        По такой же схеме рассмотрим перечень основных отрицательных качеств личности и ознакомимся с природой отражения этих качеств в повседневном поведении человека в процессе жизни:

высокомерие

-

злопамятство

карьеризм

-

жадность

эгоизм

трусость

наглость

завистливость

грубость

мстительность

предательство

унижение

двуличие

необязательность

воровство

хвастливость

лживость

подхалимство

нескромность

нечистоплотность

неуживчивость

черствость

нечестность

несдержанность

жестокость

занудливость

нетребовательность

вспыльчивость

безразличие

обидчивость

надменность

безразличие

безволие

скрытость

подлость

ехидство

лицемерие

замкнутость

глупость

хитрость

зазнайство

самолюбие

корысть

малодушие

        Перечисленные отрицательные качества личности касаются каждого человека, независимо от возраста.

        

5. Психолого-педагогическое содержание термина – «Морально-волевая подготовка».

Термином «морально-волевая подготовка» общепринято оценивать уровень подготовки команды и отдельных игроков. В этом термине есть некоторые неточности в подлинном его значении, ведь мораль очень широкое понятие и относится к поведению человека. Она охватывает психологию взаимоотношений его и общества, то есть, относится, и к обществу, и к группе людей, и к личностям.

        Духовное состояние  - это конкретная оценка уровня энергетических сил, готовности к борьбе, уверенности в своих силах, отсутствие страха и др. Поэтому термин «морально-волевая подготовка» не может характеризовать уровень подготовки как отдельного человека (в данном случае футболиста), так и команды в целом.

В своей работе тренер должен учитывать индивидуальные особенности характера каждого воспитанника, начиная с раннего возраста.

Перечень индивидуальных особенностей характера личности и пути их коррекции:

1.

Демонстративный

- поощрять трудолюбие,

- использовать природный артистизм,

- предлагать оригинальные задания,

- помогать организовать время,

- приучать к настойчивости, дисциплине,

- поддерживать усилия, направленные на достижение поставленных целей,

- предлагать роль организатора

2.

Застревающий

- стремиться оградить от насмешек,

- выделить положительные стороны (вдумчивость,          склонность к монотонной деятельности,

- подобрать деятельность, не требующую активного общения, строгой временной регламентации, а также не включенную жесткую систему субординации,

- исподволь сводить с людьми доброжелательно-энергичными

3.

Педантичный

- создать у подростка ощущение, что он интересен тренеру,

-        следует интересоваться самочувствием, мелочами быта,         

-        дать поручение вести журнал или что-либо,

-        желательны индивидуальные занятия, а не групповые.        

4.

Возбудимый 

- желательны спокойно-деловые отношения,

- хорошо справляется с административной работой,

        - хорошо работает в паре с флегматиками.

5.

Гипертивный 

-  основная тактика подчеркнутое уважение,

- взаимоотношения надо строить на убеждении,

- спокойном, доброжелательном тоне общения.

- не следует выяснять отношения в момент конфликтов.

- акцентировать внимание на проблеме без эмоционального напряжения, проявлять организаторские способности,

- иронично относиться к аффектам.

6.

Дистимный

- остро нуждается в повышении самооценки, это повышает уровень притязаний, а значит качество работы,

- акцентировать внимание на его сильных сторонах (серьезность, добросовестность)

7.

Тревожный

- стараться поддерживать , опекать, подчеркивать перед группой положительные качества (серьезность, воспитанность, чуткость);

- увлечь идеей помощи слабому – это даст повод к более оптимистичному ощущению жизни.

8.

Экзальтированный

- приучать к рефлексии, анализу своих поступков,

- развивать логику, объективное оценивание  ситуации,

- убеждать в том, что всегда есть выбор – важно правильно выбрать, помогать организовать достижения через высокую обучаемость.

- расширить спектр знаний о выполняемой работе.

9.

Эмотивный

- желательно развивать эстетические склонности, обратить внимание на выработку волевых качеств (настойчивости, уровня притязаний)

10.

Циклатимный

- отслеживать циклы физического здоровья и психологического,

- научить саморегуляции, не загружать в периоды спада,

- формировать осознание восприятия происходящих событий,

- развивать антиципацию

        

Литература:

  1. Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 1995 г.
  2. Практические занятия по психологии. - М.: Физкультура и спорт, 1989 г.
  3. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара.: «Бахрах», 1996 г.
  4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983 г.
  5. Кон И. Ребенок и общество. - М., 1988 г.

Учебное занятие № 3

I. Организующая и контролирующая роль центральной и периферической отделов нервной системы (возбуждение и торможение, усвоение и закрепление двигательных навыков, автоматизация движений и др.)

1.1. Общие положения

        В процессе роста и развития организма человека происходит неравномерное развитие структур и функций различных его органов.

        Для рационального построения физического воспитания людей различного возраста необходимы знания закономерностей роста и функционирования организма.

        При развитии физического и умственного утомления тонус артериальных сосудов повышается, что ведет к уменьшению кровотока. Снабжение же нервных клеток питательными веществами из крови играет огромную роль в работе коры головного мозга и центральной нервной системы всего организма.

        Центральную нервную систему составляют головной и спинной мозг, регулирующие деятельность всего организма с объединением в единое целое:

а) приспособление к условиям внешней среды;

б) управление всеми функциями (через кровь, лимфу, тканевую жидкость), а также управляет психическими процессами (сознание, мышление, память и др.)

        

Основным структурным элементом ЦНС является нервная клетка или нейрон. Через нейроны осуществляется передача информации от одного участка нервной система к другому, а также различными участками тела. Нервные клетки (нейроны) разделяются на три типа:

  1. афферентные (чувствительные), они передают информацию от периферии в центральную нервную систему;
  2. эфферентные нейроны, – осуществляющие передачу информации с высших отделов к нижележащим, т.е. к рабочим органам;
  3. промежуточные нейроны – могут одновременно возбуждать большое число нейронов, посылая возбуждение  в ниже и выше лежащие отделы нервной системы.

Все раздражения, поступающие в нервную систему, передаются на нейрон через определенные участки мембраны, находящиеся в области синаптических контактов. В большинстве нервных клеток эта передача осуществляется химическим путем с помощью медиаторов.

Эффекты, возникающие при активизации синапсов, могут быть возбуждающими и тормозящими. Возбуждающие нейроны выделяют возбуждающий медиатор, а тормозные – тормозной медиатор.

1.2. Подпороговые и сверхпороговые  изменения мембранного потенциала.

        При утомлении повышается пороговый уровень возбудимости, а при оптимально хорошем состоянии организма уровень пороговой возбудимости понижается. В этом случае на незначительные раздражения возникают адекватные ответные потенциальные действия, что характеризует высокую работоспособность и оптимальное состояние организма.

        Остановимся на вопросе о следовых процессах в нервной системе, после окончания раздражения (физической нагрузки). Длительность следовых процессов различна и может длиться от нескольких секунд и минут до часов и десятков дней. Все зависит от силы возбудительного процесса объема и длительности.

1.3. Кратко об основных нервных процессах: торможении и возбуждении.

        Явление торможения в нервной системе было впервые открыто И.М.Сеченовым в 1862 г. он опытным путем установил, что вышележащие нервные центры могут тормозить деятельность нижележащих. Тормозные процессы – необходимый компонент в координации нервной деятельности, а также предохранении от чрезмерного перенапряжения при работе (охранительная роль).

        В 1923 г. А.А.Ухтомский сформулировал принцип доминанты, как рабочий принцип деятельности нервных центров. Термином «доминанта» был обозначен господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, определяющий текущую деятельность организма. Установившаяся доминанта может быть длительным состоянием, которое определяет поведение организма на тот или иной срок. Способность стойко сохранять возбуждение во времени – характерная черта доминанты. С.А.Косилов в 1980 г. разработал теорию рабочего динамического стереотипа (на примере работы токарей, фрезеровщиков, операторов и др.). Теория С.А.Косилова может быть успешно применена в спортивной деятельности  (в частности в футболе).

1.4. Усвоение и закрепление двигательных навыков.

        

Усвоение и закрепление двигательных навыков сопряжено с активностью нервных центров, которая непостоянна. Так при преобладании в активности одних центров над активностью других вызывает заметные перестройки в процессах координации рефлекторных реакций (ответных действий).

Воспитание в процессах тренировок специальных навыков футбольной игры (удары, остановки, обманные движения и др.) опирается также на принцип доминанты. При многочисленных повторениях двигательных навыков, вырабатывается стройная цепь повышенного уровня возбудимости нервных клеток, которые обуславливаются различными гуморальными и нервными влияниями, длительными афферентными импульсациями, гормональными перестройками в организме, воздействиями фармакологических веществ, сознательным управлением нервной деятельностью, с закреплением двигательных навыков до состояния автоматизации.

Таким образом, закрепление стройной цепи рабочих динамических действий (рабочий динамический стереотип), играет основную роль в освоении технических приемов, в том числе и в футболе.

2. Физиологические и биологические основы  нервно-мышечного аппарата

(механизм и энергетика мышечного сокращения, формы и режимы мышечного сокращения, регуляция напряжения мышцы, мышечная сила, скоростные свойства мышц, мышечная выносливость).

        Сокращение скелетных мышц возникает в ответ на нервные импульсы, идущие от специальных нервных клеток – мотонейронов. Мышцы и инервирующие их мотонейроны составляют нервно-мышечный аппарат. Мотонейрон с ее отростками и концевыми пластинками – составляют двигательную единицу (ДЕ). Малые ДЕ входят в состав мелких мышц (лица, пальцев и др.). Большие двигательные единицы (БДЕ) входят в состав крупных мышц тела.

        Эффективность при подборе физических упражнений, следует оценивать по числу задействованных в первую очередь БДЕ.

2.1. Механизм и энергетика мышечного сокращения.

        Внешне сокращение проявляется в изменениях: напряжения, длины, или того и другого, в процессе которого происходит превращение химической энергии в механическую, т.е. совершение работы мышцы.

        Непосредственным источником энергии для мышечного сокращения является расщепление высокоэнергетического вещества (аденозинтрифосфата) АТФ и (креотинфосфата) КФ. Освобождение энергии обеспечивает освобождение мышцы и не требует наличия кислорода (т.е. является анаэробной реакцией). Выше указанные источники энергий обеспечивают сокращение мышц всего на несколько секунд. Во время длительной напряженной мышечной работы необходимо участие аэробных механизмов; т.е. когда гликоген расщепляется до молочной кислоты. Эта работа может продолжаться до истощения гликогена и повышения кислотности в мышце. Это очень расточительный процесс, приводящий к перенапряжению в работе нервной системы.

2.2 Формы мышечного сокращения.

        Напряжения, развиваемые мышцами при сокращениях, имеют следующие формы:

  1. если внешняя нагрузка меньше, чем напряжение сокращающейся  мышцы, то мышца сокращается и вызывает движение – концентрический (миометрический) тип сокращения;
  2. изометрическая (статическая) форма сокращения, возникает, когда внешняя нагрузка равна напряжению, развиваемому мышцей при сокращениях, либо когда внешняя нагрузка превышает напряжение мышцы, но отсутствуют внешние условия для растяжения мышцы (пример: упираемся руками в стену);
  3. другое название концентрического сокращения, когда внешняя нагрузка больше, чем напряжение, развиваемое мышцей во время сокращения, в этом случае мышца растягивается (удлиняется) при попытке сокращения. Это эксцентрический или плиометрический тип сокращения. Так как мышца при этом типе сокращения удлиняется, эта форма мышечного сокращения относится к динамической форме.

В практической работе обычно по длительности (в сек) фазы напряжения при изометрическом статическом сокращении судят о скорости сокращения мышечных волокон. Чем короче фаза напряжения, тем выше скорость сокращения мышцы (этот показатель используется для определения скорости сокращения - тест).

2.3. Режим титанического сокращения

При режиме титанического сокращения к мышечным волокнам приходят серии импульсов с большой частотой и мышца не успевает расслабиться (отдохнуть) и находится в состоянии длительного сокращения (напряжения). Это называется гладким тетанусом. Напряжение, развиваемое мышцей при гладком титанусе, обычно в 2-4 раза больше, чем при одиночном, кратковременном сокращении мышц.

2.4. Скоростные свойства мышц.

        

Упругие свойства покоящейся (пассивной) мышцы проявляются в том, что при растяжении в ней развивается напряжение. У покоящейся мышцы напряжение равно нулю. При растяжениях покоящейся мышцы упругое напряжение прогрессивно увеличивается. Большинство мышц при крайне возможных степенях их растяжения в длину на 20 - 40% больше длины равновесной пассивно.

Скорость и сила напряжения мышцы зависит от первоначальной длины. И может превышать показатели покоящейся мышцы в 2 раза. Данный физиологический закон, надо использовать в учебно-тренировочных занятиях, и для развития скоростных и силовых показателей физических качеств.

При плиометрическом (уступающем) режиме максимальная сила (во время удлинения сокращающихся мышц) всегда больше на 50-100% , чем изометрическая и динамическая.

К сожалению, в практике используется преимущественно или динамические, или изометрические виды упражнений и редко плиометрические упражнения.

Таким образом, длина мышц, при которой она развивает максимальное напряжение (при сокращении) называется длиной покоя. Большинство мышц в естественных условиях достигают длины покоя при максимально возможном или близко к нему растяжений, т.е. при крайнем удалении друг от друга костных рычагов, к которым крепится данная мышца.

Как ранее говорилось, что при значительном растяжении мышцы сверх длины покоя, актиновые и миозиновые нити перестают перекрываться и поэтому между ними уже не возникают поперечные связи. Соответственно отсутствует скольжение нитей относительно друг друга и не развивается напряжение мышцы.

Остановимся на показателях взаимосвязи и зависимости силы и скорости действия мышцы.

Экспериментально доказано сила и скорость находятся в обратной пропорциональной зависимости, так чем выше скорость сокращения мышц, тем ниже силовой показатель и наоборот.

На рис.2 показана зависимость между силой и скоростью сокращения в ряду движений с различной нагрузкой (груз, резиновый шпагат и др.)

120

110

  Б

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

   А

0

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

Из рисунка видно, что наибольшую силу мышца может проявить, когда скорость сокращения равна нулю. И наоборот, скорость сокращения мышц наибольшая, когда на нее действует сопротивление (груз, резина и др.)

Несколько слов о физиологических основах в развитии мышечной силы и выносливости.

В тех случаях, когда работа под воздействием внешней нагрузки (груз) выполняется не более 5-6 раз (при максимальных усилиях), развивается мышечная сила, а если таких повторов 7 и более развивается мышечная выносливость. В процессе тренировок необходимо учитывать этот физиологический закон. Также существует зависимость показателя силы и мощности. Так наивысшая мощность организма достигается при скоростях около 1/3 максимальной, а наивысший коэффициент полезного действия (КПД) при скорости примерно 20%.

Учебное занятие № 4

►I. Физиологическая квалификация различных видов мышечной деятельности

(динамическая, статическая работа, позы тела, циклические, ациклические движения, прицельные движения, упражнения оцениваемые по качеству, нестандартные движения)

  1. Режимы работы.

Мышечная деятельность человека отличается чрезвычайным разнообразием. Однако возможна ее классификация  на отдельные группы, объединяемые по тем или иным физиологическим признакам.

1.1.  Динамический режим работы

        Работу мышц принято делить по характеру мышечного сокращения, так мышечная деятельность, в которой сочетаются  и сокращение, и напряжение, характеризуется, как динамический режим работы (т.е. работа, при которой мышечная сила приводит в движение части тела).

        

1.2. Статический (изометрический) режим работы.

        Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также удерживание какого-либо груза обозначается как статическая работа (статическое усилие). Внешняя работа при этом отсутствует, так как в механике работа измеряется произведением силы на путь, а при статической работе, происходящей при изометрическом режиме деятельности мышц, путь равен нулю. При статической работе мышца расходует энергию, которая тратится на поддержание напряжения мышц.

        Максимальное напряжение мышцы характеризует её максимальную силу, которую принято измерять динамометрами в изометрических (статических) условиях. Такое напряжение мышцы длится, как правило, не более 1 секунды. Чем меньше величина напряжения мышц, тем дольше оно может поддерживаться. Длительное напряжение, которое обычно поддерживается непроизвольно, характеризует тонус мышц.

        Статически напряженная мышца может создавать ухудшение кровообращения и возникновение утомления.

2. Позы тела и мышечная деятельность.

        Поддержание позы требует от мышц напряжения, величина которого может широко варьировать. Длительное напряжение, которое обычно поддерживается непроизвольно, характеризует тонус мышц. Например, для сохранения равновесия при стоянии или в положении сидя происходит непроизвольное напряжение мышц спины, ног, стопы и др. При потере равновесия автоматически напрягаются или расслабляются группы мышц, и таким образом  восстанавливается равновесие тела без участия сознания.

        Большинство поз, поддерживаемых активно, представляет собой противодействие мышц силе земного притяжения.

        Основные позы: стояние, лежание, сидение, висы и упор на руках, стойка на руках и др.

        Следует обратить внимание на позы, которые требуют больших мышечных напряжений. Это в первую очередь касается осанки. Если при стоянии, ходьбе, сидении спина сутулая, то мышцы спины растягиваются и находятся в постоянном напряжении. Это приводит к утомлению. Осанка футболиста тоже должна соответствовать положению правильной осанки.

3.  Циклические и ациклические движения.

        

Циклические движения характеризуются, как стереотипно-естественные. К таким движениям относятся, например: беговые движения, включая бег на лыжах, коньках, ходьба, езда на велосипеде, гребля, плавание и др.

3.1. Циклические движения названы так потому, что в основе каждого из них лежит повторение одного и того же цикла. Эта связь носит рефлекторный характер, подобно цепному рефлексу: один рефлекс, завершаясь, вызывает следующий цикл движений.

        Время, в течение которого может совершаться та или другая работа, т.е. предельная длительность, зависит от мощности. Если работа выполняется с максимальной или около предельной мощностью, то длительность выполнения работы мала, вследствие быстро наступающего утомления. И, наоборот, при небольшой мощности работа выполняется значительно длительнее и утомление наступает позднее, т.е. между временем наступления утомления и мощностью существует обратная зависимость.

        

3.2. Ациклические движения. К таким относятся: скоростно-силовые (метания, прыжки и др.), собственно-силовые (поднятие тяжести и др.), броски мяча, подачи штрафных ударов, стрельба из винтовки, из лука и др.

        Ациклические движения не обладают слитной повторяемостью циклов, а единое движение как бы слагается из различных по силе и скорости движений.

        а) Упражнения, оцениваемые по качеству – сложно-координированные упражнения, оцениваемые не в количественных мерах, а по качеству выполнения – в баллах. В эту группу входят: гимнастика, фигурное катание на коньках, художественная гимнастика, прыжки в воду и др.

        б) Нестандартно-ситуационные движения. Сложность этих движений характеризуется степенью неопределенности выбора нужного ответного действия. Быстро меняющиеся ситуации предъявляют спортсмену в короткое время из ряда возможных движений выбрать наиболее оптимальное ответное действие – футбол, хоккей, водное поло, борьба, бокс, фехтование, мотокросс, горнолыжный спорт и др.

        в) Прицельные движения. К этой группе ациклических движений относятся стрельба, стрельба из лука и др. Точность в стрельбе измеряется расстоянием и точностью попадания в мишень и др.

► II .  Физиологические механизмы двигательных навыков: стереотипность, изменчивость, автоматизация,  экстрополярность, стадии формирования двигательных навыков, устойчивость их при различных состояниях организма и др.

        Двигательные акты, с которыми рождается человек, весьма ограничены как по своему числу, так и в особенности по сложности их координации. Весь же основной двигательный фонд приобретается в результате обучения. Двигательные навыки, являющиеся индивидуально приобретенными двигательными актами, формируются на основе механизма временных связей, характеризующиеся различной сложностью, разными формами вовлечения афферентных и эфферентных функций в условно-рефлекторные связи.

1. Стереотипность, изменчивость, автоматизация двигательного навыка.

Анализ становления двигательного навыка показывает, что в процессе его формирования отдельные фазы движения,  представляют собой как бы различно протекающие двигательные рефлексы, складываются в своеобразную цепь реакций, осуществляющихся в виде определенного динамического стереотипа. Динамический стереотип движения при тренировках подвергается изменениям, усложнениям, автоматизации.  Чем автоматизация выше, тем совершеннее выполняется движение.

Еще физиологи прошлого века отмечали, как один из важнейших процессов обучения и упражнения, постепенный уход от сознательного контроля деталей построения произвольных действий в сферу подсознательную (на низшие уровни построения), как важнейший принцип построения движений, включая автоматизированные навыки.

  1. Экстраполяция в двигательных навыках.

Значительная часть моторных актов новой структуры осуществляется путем экстраполяции, которая обеспечивается так называемым - переносом навыков. Экстраполяция при регуляции моторных функций организма является способностью нервной системы на основании имеющегося двигательного багажа (опыта) адекватно решать вновь возникающие двигательные задачи. Механизм экстраполяции происходит во всех двигательных сложных, меняющихся ситуациях (игровых видах спорта).

  1. Стадии (фазы) формирования двигательных навыков.

Становление двигательного акта как навыка проходит через несколько стадий и фаз.

В первой стадии: отмечаются иррадиация вовлечением в работу лишних мышц, объединение отдельных действий в целостный акт.

Во второй стадии: концентрация возбуждения, улучшение координации, устранение излишнего мышечного напряжения и высокая степень стереотипности движений.

В третьей стадии: стабилизация, высокая степень координации и автоматизация движений.

  1. Устойчивость навыков.

Двигательные навыки, как и другие условные рефлексы, недостаточно постоянны в начале образования, в дальнейшем становятся все более и более стойкими. При этом, чем они проще по своей структуре, тем прочнее, и наоборот, выполнение навыка очень сложных по координации, менее стойки.

Факторы, характеризующие ухудшение общего состояния организма, тонуса нервной системы (например, при утомлении) снижает качественное структурное содержание движения.

Учебное занятие № 5

Значение законов биомеханики, физики

(потенциальная, кинетическая энергия, ускорение, сила торможения, угловая скорость)

        Биомеханика движений полностью подчиняется законам физики. Сила инерций присутствует во всех элементах футбольной игры. И при отборе мяча. И при обманных движениях, и ударе по мячу и т.д.

        Особенно инерция необходима при беге. Сохранение инерции, является для проявления скорости бега или различных движениях. Вместе с этим сила инерций движения полностью зависит от скорости сокращения мышц. И поэтому законы инерции зависят от мышечного сокращения, а также координации сокращения и расслабления мышц антогонистов. Сложная координация скоростных движений решается  кинестезической  синхронностью различных мышечно-связочных аппаратов. Эти механизмы автоматизировались миллионами лет. Рефлексы кинестезии выполняются на уровне подсознания человека (т.е. подкорковых образований мозга, системой ретикулярной формацией среднего мозга). Этот безусловный рефлекс, как механизм совершенствовался на протяжении человеческого рода и выработал устойчивый рефлекс при экономичности траты потенциальной энергии организма.

  1. Потенциальная энергия.

При большом запасе потенциальной энергии представляется и большая возможность выполнения движения с наибольшей скоростью.

В футболе удар по мячу является основным движением, поэтому остановимся на этом элементе движения.  От исходного положения бьющей ноги (от высоты подъема «захлеста» ноги назад) полностью зависит запас потенциальной энергии. Чем выше забрасывается нога назад, тем больше потенциальной энергии имеет бьющая нога. Этот физический закон присутствует не только в этом случае, но и во многих других элементах игры (высота прыжка, положение головы, туловища и др.)

2. Кинетическая энергия – мера механического движения, которая зависит от запаса потенциальной энергии. Кинетическая энергия, которая складывается из показателя веса (массы тела)  и его скорости. При ударе по мячу скорость – это движение ноги вперед, т.е. скорость вращательного движения вокруг оси (где ось -  тазобедренный сустав). В этом случае и запас энергии и угловая скорость зависит от запаса потенциальной энергии. Об этом подробнее остановимся на следующем занятии, при разборе скорости полета мяча после ударов по мячу. Кинетическая скорость так же связана с размером радиуса вращения. Так при уменьшении рычага моментом вращения увеличивается угловая скорость движения.

3. Ускорение движения. 

Ускорение движения входит во все элементы спортивного мастерства. «Рванный» бег в игре в футбол (замедление и ускорение) бега. Лучший футболист планеты Зидан и др. в играх постоянно пользуются этим элементом. Замедление движения в игре, автоматически замедляет движение соперника, а внезапное ускорение бега дает преимущество в игре. Ускорение движения часто оказывается решающим при отрыве от соперника.

 Ускорение имеет свои особенности при выполнении того или иного движения. Ускорение (скорость движения) зависит от состояния мышечного аппарата так при удлинении, растягивание мышц скорость сокращения увеличивается в два раза и поэтому для наиболее эффективного ускорения следует в короткое время подготовить мышечно-связочный аппарат к мгновенному движению. Это происходит для соперника неожиданно, и он проигрывает в движении.

4. Сила торможения  не играет решающей роли в спорте и в футболе в частности. Сила торможения в первую очередь важна при резких остановках, поворотах и других ситуациях игры.

Эффективность торможения (как обычно называют «тормоза») зависит от состояния мышечно-связочного аппарата. Разминка с преобладанием упражнений на растягивание особенно важна. При недостаточной подготовке могут быть повреждения, травмы при быстрых остановочных, тормозящих  движениях мышечно-связочного аппарата.

5. Угловая скорость  - в первую очередь это касается выноса бьющей ноги вперед. Этот показатель зависит от:

  • первоначальной длины четырехглавой мышцы бедра, мышц паховой области (мышц живота и др.);
  • расслабления мышц и связок тазобедренного сустава;
  • запаса потенциальной энергии;
  • кинетической скорости (при вращении ноги  в тазобедренном суставе);
  • длины радиуса (момента) вращения.

Таким образом, законы биомеханики и физики нельзя игнорировать в футболе. В тренировочных процессах тренеры должны вырабатывать координационные способности для использования законов физики и биомеханики. Это позволит повысить мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс. Заседание Методического совета «Деятельность методической службы образовательного учреждения по развитию творческого потенциала педагогов»

Актуальное значение приобретает развитие профессионального мастерства педагога, его творческих способностей, позволяющих осуществлять методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях. ...

Выступление на методическом совете школы Инновационные пути развития методической службы школы

Перспективные направления методической инновационной работы школы: формирование коллектива педагогов единомышленников, сетевая организация методической службы ОУ, эффективная структура методической сл...

Методический совет. Тема: «Использование учебно-методических ресурсов в осуществлении компетентностного подхода в образовании"

Методический совет Тема: «Использование учебно-методических ресурсов в осуществлении компетентностного подхода в образовании".23.12.13 на базе нашей школы проводился методический совет, некоторым...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Удостоверение члена Методического совета Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации

Удостоверение   члена Методического совета Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации...

Удостоверение члена Методического совета Экспертного совета

Удостоверение члена Методического совета...

Выступление на районном методическом совете "Формирование банка данных о методической работе учителей (темы самообразования) и их профессиональных качествах"

Районный методический совет«Формирование банка данных о методической работе учителей(темы сомообразования) и их профессиональных качествах в МОБУ «Новсергиевская СОШ №4».ЗД по У...