Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

    Григорьева Нина Петровна

    Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации.

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Проблема повышения успеваемости и снижения отсева студентов

    Григорьева Нина Петровна, преподаватель общеобразовательных дисциплин

    Каменский филиал АОУ СПО РБ «Политехнический техникум»

           Актуальность темы обусловлена тем, что проблема повышения успеваемости и отсева студентов является чрезвычайно важной  в системе профессиональной подготовки студентов. Именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который приходится на время обучения в нашем техникуме, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуальные способы и приемы его деятельности, поведения и общения.

    Успеваемость студентов является важным фактором обучаемости в учебном процессе.

    Феномен студенческих отчислений имеет свою специфику в разных образовательных системах. Отсев студентов  представляет собой принудительное отчисление, в то время как решение о выбытии, например, из американского университета студент обычно принимает сам. Соответственно различаются и средства, которые учебные заведения (вузы, техникумы, лицеи) могут использовать для снижения отсева: в первом случае это пересмотр критериев оценивания студентов и разработка дополнительных мер дисциплинарного воздействия, во втором — стимулирование интеграции студентов в академическую среду.

          Во многих учебных заведениях отчисление студентов считают инструментом поддержания высокого уровня качества образования. С этой точки зрения, если студента выгнали, в этом виноват только он сам, его плохая подготовка и неспособность к обучению.

           На самом же деле у академической неуспеваемости много причин, и высокий уровень отсева можно трактовать как показатель того, что то или иное учебное заведение  не может обеспечить оптимальные условия обучения.

           При этом для государства каждый отчисленный студент – это деньги, впустую потраченные на его обучение, и нехватка квалифицированных кадров в перспективе (особенно в сочетании с тенденцией уменьшения рождаемости).

           Отчисления в  большей степени   связаны с академической неуспеваемостью,  хотя «хвосты» – не единственная причина, по которой студенты уходят из стен учебного заведения.

          Являясь куратором в Каменском филиале АОУ СПО РБ «Политехнический техникум» впервые созданной группы по профессии «Официант, бармен» в 2011-2014 уч. году, я проанализировала отсев студентов на протяжении 2,5 лет обучения.

    Оказалось, что из всей численности в 30 человек выпустилось 13 человек, из которых 3 студента -  со справками об окончании пройденного курса.

           В чем причина столь низкого процента численности выпускников?

           Исследование причин отсева студентов показывает, что одним из главных факторов низкой успеваемости и большого отсева студентов было  отсутствие у них желания учиться и работать по избранной ими профессии «Официант, бармен»

            Наибольший риск приходится на начало второго курса. Это пора пересдачи «хвостов», оставшихся после первого года обучения. То есть можно сказать, что в основном студенты вылетают с первого курса.

            Кроме того, был немаловажен и тот фактор отсева студентов, когда в группу ОБ- 21 влились студенты из группы МСР (мастер строительных работ), отнюдь не «родственная», и долгое время не принимаемая  профессия студентами с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). То есть, слабая профессиональная направленность, и низкий уровень учебной мотивации оказались  в ряде причин отсева студентов.

          Сюда можно отнести "семейные обстоятельства" - третья по значимости причина отсева. Под семейными обстоятельствами имеются в виду изменения семейного положения (чаще всего в связи с переездом в другой населенный пункт), необходимость ухода за больным родственником, трудности, связанные с рождением ребенка и уходом за ним, и др. Понять более полно проблему отчисления по семейным обстоятельствам можно, лишь охарактеризовав основные трудности семейных студентов.

          Как правило, студенты начинают вступать в брак в 20-21 год. В моей группе, а это в основном молодые девушки, которые начинали вступать в брак, либо жить гражданским браком, семейные отношения складывались с 16- 17 лет, что приводило к нежеланию продолжать учебу дальше, либо пытаться «тянуть лямку» учебного процесса, погрязнув долгах за неуспеваемость и плохую посещаемость.

          Многие семейные студенты вынуждены совмещать учебу с работой. Появление ребенка вызывает много разного рода трудностей, серьезно сказывается на структуре жизнедеятельности, отношениях с окружающими людьми. Многократно возрастает нагрузка, что требует мобилизации всех духовных и физических сил. Около половины молодых матерей вынуждены уйти в академический отпуск.

          В структуре причин отсева отчисление за нарушение учебной дисциплины занимает четвертое место. Отсеянные по этой причине составляют 3,6%. К нарушениям учебной дисциплины относятся такие поступки, как систематические пропуски занятий, невыполнение обязательных заданий и распоряжений в ходе обучения, длительное непосещение занятий без уважительных причин, самовольная неявка на экзамены и зачеты, непрохождение учебной и производственной практик  и т.д.

          В студенческой среде складываются вполне определенные установки в отношении посещения занятий, направленные на перспективное средство повышения успеваемости и предотвращения отсева студентов.

    Данные по мониторингу отсева студентов группы 100114.01 по профессии «Официант, бармен» на период с 2011 по 2014 уч. год

    Курс/количество человек

    Зачислено

    Отчислено

    Причины «отсева»

    студентов

    I курс – 18 человек

    18

    7

    1)2 чел.-  перевод в другое учебное заведение;

    2)3 человека – академическая задолженность;

    3)2 человека – семейные обстоятельства

    II курс – 22 человека

    11(8 человек из группы МСР; 4 человека – из других учебных заведений)

    7

    1)2 чел. – семейные обстоятельства;

    2)5 человек – академическая задолженность

    III курс – 15человек

    15

    1

    1) 1 человек – академическая задолженность

    ВСЕГО: 30

    15

    15

    Из таблицы видно, что численность студентов на момент выпуска составила 50% (причины указаны).

         Я попыталась провести в группе соцопрос, включающий  следующие установки:

    1. Необходимо посещать все занятия

    А) да; Б) скорее да, чем нет; В) нет; Г) затрудняюсь с ответом

    1.

    1. Достаточно посещать лишь интересные и важные занятия

    А) да; Б) скорее да, чем нет; В) нет; Г) затрудняюсь с ответом

    1. Необходимо посещать только занятия, непосредственно связанные лишс будущей профессией

    А) да; Б) скорее да, чем нет; В) нет; Г) затрудняюсь с ответом

    1. Самое лучшее – это введение свободного посещений занятий

    А) да; Б) скорее да, чем нет; В) нет; Г) затрудняюсь с ответом

    1. Необходимо практиковать занятия по индивидуальному плану

    А) да; Б) скорее да, чем нет; В) нет; Г) затрудняюсь с ответом


              Ответы самые разные, в зависимости от индивидуального характера личности студента, уровня воспитанности и способностей.

        Пятая причина отсева: отчисление студентов за правонарушения. Среди нарушителей общественного порядка и совершивших другие правонарушения и преступления в состоянии алкогольного опьянения на 2/3 преобладают студенты I и II курса.

          Как показывает статистика, из материалов СМИ, активно употребляющих алкогольные напитки несколько больше среди студентов технических специальностей — 39,3%, 31,8 — среди гуманитариев, 29,0% — среди естественников.

           Частота употребления алкогольных напитков тесно связана также с нравственными установками и принципами. Проведенные классные часы и индивидуальные беседы  со стороны куратора, социального педагога, психолога, представителей охраны и правопорядка по темам – «Молодежь и наркотики», «Пьянство и алкоголизм», «Ваше здоровье», «Семейные ценности», «О вреде курения и злоупотребления алкоголя» и другие  давали эффект на непродолжительное время. Студенты не изменяли своим принципам и были отчислены из учебного заведения.

          Психолого-педагогические действия, направленные на повышение успеваемости студентов.

    Зная эти возможные действия, куратор всегда сможет выделить те из них, которые нужны ему для решения конкретной задачи, возникшей в практике работы со студентами.

    На I курсе перед преподавателем стоит нелегкая задача - построить учебный и воспитательный процесс, ориентируясь на разные возможности, разные индивидуальные качества студентов. Преподаватель в начале года не знает этих индивидуальных особенностей студентов. Затрудняет это познание и то, что на I курсе группы студентов довольно большие и ориентировка кураторов в их возможностях и способностях обычно идет довольно медленно - по мере выполнения студентами контрольных заданий, выступлений на семинарах и т.д., поэтому только к концу года преподаватель может составить какое-то представление о мотивах студентов. Ускорить это познание призван индивидуальный подход.

          Уже в самом начале учебного года среди студентов целесообразно провести соответствующие психологические тесты, опросники, анкеты, с помощью которых можно получить информацию о мотивах деятельности студентов, особенностях их направленности, а также выделить категории лиц, которым учиться не интересно и которым учиться очень хочется, хотя и трудно. Конечно, такая экспресс-информация должна непрерывно дополняться, уточняться и конкретизироваться на протяжении учебного года. В целях выявления личностных особенностей студентов и ускорения их адаптации в своей студенческой группе полезно проведение социально-психологического тренинга.

           На основе знания и учета индивидуальных личностных особенностей студентов куратор выбирает и осуществляет требуемые психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае:

            1. Беседы, направленные на снятие у части студентов состояний неуверенности, повышенного беспокойства.

    2. Поощрение, подбадривание в ситуации экзаменов студентов с высокой неуверенностью в себе.

    3. Беседы, направленные на преодоление излишней уверенности в себе (понижение уровня самооценки).

    4. Информирование контингента первокурсников о том, что именно в начальном году обучения от них требуется максимальное сосредоточение на учебе, систематичность в занятиях.

    5. Совет ряду студентов отказаться от посторонних увлечений перед сессией.                  Совет некоторым студентам преодолевать у себя такие отрицательные качества, как нерегулярность занятий, разбросанность интересов.

    6. Информирование студентов младших курсов о том, что в их среде, возможно, есть лица, которые на начальных этапах обучения могут учиться удовлетворительно или даже плохо, но у которых, тем не менее, имеются специальные способности, проявляющиеся на старших курсах.

    7. Введение слабого студента в коллектив группы, налаживание контакта с товарищами по учебе.

    8. Информирование студентов о целесообразности их объединения в микрогруппы для самостоятельной работы над учебным материалом (объединение должно осуществляться на базе взаимного тяготения студентов друг к другу).

    9. Оказание помощи в профессиональном самоопределении студентов, осуществление психологической коррекции личности студента при компромиссном выборе профессии.

           Практическая работа по изучению студентов и управлению ими должна осуществляться совместно с преподавателем, который ведет практические занятия по предмету, дающему на I курсе наибольший отсев.

            Таким образом, индивидуальный подход,  является высокодейственным средством повышения успеваемости и предупреждения отсева студентов.

            Успех освоения профессии будет зависеть от того, насколько у студента разовьется потребность в освоении профессии. В процессе учебы под влиянием различных факторов у них может появиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое значение имеют психолого-педагогическая атмосфера учебного заведения, качество преподавания, материально-техническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.

    Литература:

    1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания (перспективы педагогической антропологии) / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. -Т. 1. - 338 с.
    2. Андреева Д.А. Профессиональная адаптация студента / Д.А. Андреева // Молодежь и образование. М., 2006. - С.65
    3. Интернет сайт www.p-lib.ru

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»

    В работе представлены материалы выступления руководителя МО учителей математики, физики и информатики по теме: «Совершенствование профессионального мастерства учителя  через участие в работе мето...

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ на тему: «Методические приемы варьирования степени физической нагрузки в подвижной игре»

    В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Зд...

    Выступление на педагогическом совете по теме: «Инновационные аспекты в методической работе учителей начальной школы в период введения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями».

    В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: - признание в ка...

    Выступление на педагогическом совете школы на тему "Участие педагога в профессиональных конкурсах, как средство внешней оценки профессиональной компетентности " 23.03.17

    В данном выступлении говорится о том, как участие в профессиональных конкурсах помогает учителю оценить степень своего профессионализма....

    Участие в работе методических объединений, совещаний, педагогических советов, НПК, конкурсах

    В данном разделе показаны методические разработки докладов, сообщений, методических публикаций, отражающие элементы методической системы преподавателя....

    Выступление на педагогическом совете по теме "Ресурсы гимназии для активизации научно-методической работы предметных кафедр"

    С целью активизации аналитической исследовательской и продуктивной исследовательской деятельности учителей в системе повышения квалификации используются разнообразные формы и методы, помогающие учител...