Главные вкладки

    Плавание в системе физического воспитания школьников
    статья по физкультуре на тему

    Варакина Елена Сергеевна

      Плавание — способность человека передвигаться в воде с помощью движений рук, ног и туловища без поддерживающих средств.

    Предметом учебной дисциплины «Плавание» является изучение закономерностей физического совершенствования человека с помощью специфичных для плавания средств, методов и форм организации занятий.

    Главная задача обучения плаванию — способствовать укреплению здоровья людей, повышению их работоспособности, творческого долголетия, бодрости, силы и выносливости, приобретению жизненно важного навыка.

    Учебная дисциплина «Плавание» развивается с учетом других дисциплин: анатомии, физиологии, педагогики, теории физической культуры, основ спортивной тренировки, гидродинамики, спортивной медицины. Как учебная дисциплина оно определяется принципами и закономерностями развития и функционирования организма в процессе занятий, формирования техники движений, приемов и действий в воде. Основная задача учебной дисциплины — дать обучающимся знания, привить умения и основные педагогические навыки, которые они в дальнейшем будут применять в своей практической деятельности.

    В системе физического воспитания плавание представлено в качестве:

    массового средства разностороннего физического воспитания и жизненно необходимый навык, овладеть которым должен каждый гражданин с детских лет;

    массового средства оздоровления, закаливания, активного отдыха населения;

    средства профессионально-прикладной подготовки к труду и обороне страны;

    вида массового детского и подросткового спорта и спорта высших достижений.

    Нормативные требования по плаванию включены в государственные программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений. По плаванию присваиваются спортивные разряды и звания от юношеского разряда до звания «Мастер спорта международного класса». Спортивная работа по плаванию проводится детско-юношескими спортивными школами и клубами, а также другими физкультурно-спортивными организациями.

    Курс плавания имеет практические и теоретические разделы.

    Практические разделы предусматривают освоение учащимися техники и методики обучения спортивному и прикладному плаванию, ознакомление с подводным и синхронным плаванием, прыжками в воду, водным поло, а также с играми и развлечениями в воде. Теоретические разделы включают в себя изучение истории, условий взаимодействия человека с водной средой, теорию и методику преподавания этих видов.

    1.2 Основные задачи и этапы процесса обучения детей плаванию.

    При обучении плаванию решаются следующие основные задачи: — укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков; — изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания; — всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость; — ознакомление с правилами безопасности на воде.

    Содержание программы начального обучения плаванию зависит от задач, стоящих перед курсом обучения; контингента занимающихся, их физической подготовленности и возраста; продолжительности курса обучения; условий для проведения занятий. Все перечисленные факторы тесно связаны между собой. От возраста и физической подготовленности зависят дозировка и нагрузки, методика преподавания, а также быстрота освоения учебного материала. Быстрее всех учатся плавать дети от10 до 13 лет. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста требует больше времени — из-за медленного освоения техники движений и трудностей, связанных с организацией занятий (они медленно раздеваются и одеваются, плохо знают команды, легко отвлекаются, быстро теряют интерес к заданию и т. д.). Кроме того, составление программы обучения зависит от количества занятий в неделю, продолжительности каждого занятия. Условия для занятий: глубина и температура воды также оказывают существенное влияние на подбор упражнений и методику проведения занятий. Таким образом, содержание программы должно соответствовать задачам обучения, возрасту и подготовленности занимающихся, продолжительности курса обучения и условиям для проведения занятий.

    Обучение плаванию проводится в форме групповых занятий. При комплектовании учебных групп необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся. При обучении плаванию занимающихся комплектуют по возрастному принципу: — младший школьный возраст (7—10 лет); средний школьный возраст (11 —14 лет); Задачи, стоящие перед курсом обучения, и продолжительность занятий определяют выбор способа плавания. Время, необходимое для освоения того или иного способа плавания, неодинаково. Выбор способа плавания для начального обучения зависит также от возраста занимающихся. В программах по плаванию для общеобразовательных школ предусматривается одновременное обучение плаванию двумя (схожими по структуре движений) способами: кролем на груди и на спине. Это позволяет увеличивать количество упражнений и изменять условия их выполнения.

    Весь процесс обучения плаванию условно делится на четыре этапа.

    1. Показ техники изучаемого способа плавания лучшими пловцами; использование средств наглядной агитации (плакатов, рисунков, кинофильмов).

    2. Предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела, дыхание, характер гребковых движений). Проводится на суше и в воде.

    3. Изучение отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом. Техника плавания изучается в следующем порядке: положение тела, дыхание, движения ногами, движения руками, согласование движений;

    4. Закрепление и совершенствование техники плавания. На этом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полной координацией. В связи с этим на каждом занятии соотношение плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и рук должно быть 1:1.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл varakina_e.s._statya.docx15.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Варакина Е.С., учитель физической культуры

    ГБОУ СОШ №482 Выборгского района

    Плавание в системе физического воспитания школьников

    Плавание — способность человека передвигаться в воде с помощью движений рук, ног и туловища без поддерживающих средств.

    Предметом учебной дисциплины «Плавание» является изучение закономерностей физического совершенствования человека с помощью специфичных для плавания средств, методов и форм организации занятий.

    Главная задача обучения плаванию — способствовать укреплению здоровья людей, повышению их работоспособности, творческого долголетия, бодрости, силы и выносливости, приобретению жизненно важного навыка.

    Учебная дисциплина «Плавание» развивается с учетом других дисциплин: анатомии, физиологии, педагогики, теории физической культуры, основ спортивной тренировки, гидродинамики, спортивной медицины. Как учебная дисциплина оно определяется принципами и закономерностями развития и функционирования организма в процессе занятий, формирования техники движений, приемов и действий в воде. Основная задача учебной дисциплины — дать обучающимся знания, привить умения и основные педагогические навыки, которые они в дальнейшем будут применять в своей практической деятельности.

    В системе физического воспитания плавание представлено в качестве:

    массового средства разностороннего физического воспитания и жизненно необходимый навык, овладеть которым должен каждый гражданин с детских лет;

    массового средства оздоровления, закаливания, активного отдыха населения;

    средства профессионально-прикладной подготовки к труду и обороне страны;

    вида массового детского и подросткового спорта и спорта высших достижений.

    Нормативные требования по плаванию включены в государственные программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений. По плаванию присваиваются спортивные разряды и звания от юношеского разряда до звания «Мастер спорта международного класса». Спортивная работа по плаванию проводится детско-юношескими спортивными школами и клубами, а также другими физкультурно-спортивными организациями.

    Курс плавания имеет практические и теоретические разделы.

    Практические разделы предусматривают освоение учащимися техники и методики обучения спортивному и прикладному плаванию, ознакомление с подводным и синхронным плаванием, прыжками в воду, водным поло, а также с играми и развлечениями в воде. Теоретические разделы включают в себя изучение истории, условий взаимодействия человека с водной средой, теорию и методику преподавания этих видов.

    1.2 Основные задачи и этапы процесса обучения детей плаванию.

    При обучении плаванию решаются следующие основные задачи: — укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков; — изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания; — всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость; — ознакомление с правилами безопасности на воде.

    Содержание программы начального обучения плаванию зависит от задач, стоящих перед курсом обучения; контингента занимающихся, их физической подготовленности и возраста; продолжительности курса обучения; условий для проведения занятий. Все перечисленные факторы тесно связаны между собой. От возраста и физической подготовленности зависят дозировка и нагрузки, методика преподавания, а также быстрота освоения учебного материала. Быстрее всех учатся плавать дети от10 до 13 лет. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста требует больше времени — из-за медленного освоения техники движений и трудностей, связанных с организацией занятий (они медленно раздеваются и одеваются, плохо знают команды, легко отвлекаются, быстро теряют интерес к заданию и т. д.). Кроме того, составление программы обучения зависит от количества занятий в неделю, продолжительности каждого занятия. Условия для занятий: глубина и температура воды также оказывают существенное влияние на подбор упражнений и методику проведения занятий. Таким образом, содержание программы должно соответствовать задачам обучения, возрасту и подготовленности занимающихся, продолжительности курса обучения и условиям для проведения занятий.

    Обучение плаванию проводится в форме групповых занятий. При комплектовании учебных групп необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся. При обучении плаванию занимающихся комплектуют по возрастному принципу: — младший школьный возраст (7—10 лет); средний школьный возраст (11 —14 лет); Задачи, стоящие перед курсом обучения, и продолжительность занятий определяют выбор способа плавания. Время, необходимое для освоения того или иного способа плавания, неодинаково. Выбор способа плавания для начального обучения зависит также от возраста занимающихся. В программах по плаванию для общеобразовательных школ предусматривается одновременное обучение плаванию двумя (схожими по структуре движений) способами: кролем на груди и на спине. Это позволяет увеличивать количество упражнений и изменять условия их выполнения.

    Весь процесс обучения плаванию условно делится на четыре этапа.

    1. Показ техники изучаемого способа плавания лучшими пловцами; использование средств наглядной агитации (плакатов, рисунков, кинофильмов).

    2. Предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела, дыхание, характер гребковых движений). Проводится на суше и в воде.

    3. Изучение отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом. Техника плавания изучается в следующем порядке: положение тела, дыхание, движения ногами, движения руками, согласование движений;

    4. Закрепление и совершенствование техники плавания. На этом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полной координацией. В связи с этим на каждом занятии соотношение плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и рук должно быть 1:1.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Этническая система физического воспитания школьников

    У народов Севера в результате многовекового опыта жизни сложились собственные идеалы, особая культура и традиции физического воспитания. Воспитания молодого поколения в духе гуманности отношений ...

    Легкая атлетика в системе физического воспитания школьников

    Учебная и внеурочные формы,  урок легкой атлетики в системе физического воспитания....

    ЗНАЧЕНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

    Выносливость - физическое качество, необходимое в той или иной степени в каждом виде спорта. В одних видах спорта и упражнениях выносливость не­посредственно определяет результат (ходьба, бег на с...

    Кроссовая подготовка в системе физического воспитания школьников

    Общая характеристика бега на средние и длинные дистанции, техника бега, использование кроссовой подготовки на уроке физической культуры в школе....

    ВАЖНОСТЬ ТАНЦА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА.

    Без физического воспитания невозможно сформировать гармонично развитую личность...

    Значение подвижных игр в системе физического воспитания школьников

    Игра – самостоятельный вид деятельности свойственный человеку.Игра представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми и молодежью.Игры подразделяются на: настольные игры, игры подвиж...