Развитие скорости двигательной реакции и быстроты двигательных действий баскетболистов.
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Кононенко Александр Юрьевич

В данном материале описываются специальные упражнения и педагогические приемы, направленные на развитие быстроты у детей занимающихся баскетболом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Развитие скорости двигательной реакции и  быстроты двигательных действий

 баскетболистов.

           

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся четыре вида скоростных способностей:

  1. способность к быстрому реагированию на сигнал (время двигательной реакции;
  2. способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью (скорость одиночного движения);
  3. способность к быстрому началу движения;
  4. способность к выполнению движений в максимальном темпе (частота движений).

К комплексным формам проявления скоростных способностей относятся:

  1. способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовые скоростные способности);
  2. способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости (дистанционные скоростные способности);
  3. способность переключаться с одних действий на другие.

В баскетболе скоростные способности проявляются в быстроте передвижения игроков, быстроте выполнения технических приемов и быстроте тактического мышления.

Развитие скоростных способностей - это процесс повышения максимально возможной скорости сокращения мышц.

На развитие и проявление скоростных способностей влияют следующие факторы:

  1. Состояние центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека.
  2. Морфологические особенности мышечной ткани, ее композиция (т.е. соотношение быстрых и мед­ленных волокон в скелетных мышцах).
  3. Сила мышц.
  4. Способность мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное.
  5. Энергетические запасы в мышце (аденозинтри-фосфорная кислота и креатинфосфат).
  6. 6.Амплитуда движений, т.е. степень подвижности в суставах.
  7. Способность к координации движений при скоростной работе.
  8. Биологический ритм жизнедеятельности организма.
  9. Возраст и пол.

Наиболее благоприятным периодом для развития скоростных способностей считается возраст от 7 до 12 лет. Частота движений наиболее эффективно совершенствуется с 7 до 9 и в 12-13 лет, а скорость одиночных движений - в 10-13 лет. Максимальная скорость в циклических упражнениях у юношей эффективно поддается улучшению в 15-16, у девушек в 14-17 лет.

В учебно-тренировочном процессе с детьми 8-11 лет скоростные способности целесообразно развивать преимущественно путем использования упражнений, направленных на повышение частоты и скорости движений, а с детьми 12-15 лет с помощью упражнений, направленных на повышение скоростно-силовых качеств и мышечной силы.

В структуре одного тренировочного занятия упражнения на развитие скоростных способностей целесообразно планировать в начале основной части, пока не наступило утомление. В рамках недельного цикла скоростные нагрузки должны проводиться не менее трех раз. В случае более редких повторений следовой эффект снижается и работа становится менее эффективной.

Число повторений того или иного упражнения лимитируется началом снижения скорости выполнения двигательных действий, вызванного нарастающим утомление. Дальнейшая работа на фоне утомления для роста скоростных способностей неэффективна.

Интервалы отдыха между повторениями должны быть полными, т.е. такой продолжительности, чтобы занимающийся мог повторить очередную попытку без снижения скорости.

Отличительной способностью развития скоростных способностей в баскетболе является проявление ее в непрерывно меняющихся ситуациях, при наличии сбивающих факторов (сопротивление соперника, психологическая напряженность, утомление).

Методы развития скоростных способностей.

В спортивной тренировке под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки (физических упражнений) Сам способ представляет собой реальное действие или систему действий, применяемых в конкретной работ.

При развитии скоростных способностей баскетболистов используются следующие методы: повторный, повторно-прогрессирующий, интервальный, вариативный, игровой, соревновательный.

Повторный метод

Сущность метода заключается в том, что одно и тоже скоростное упражнение, одна и также стандартная нагрузка многократно повторяется через определенные интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. Этот метод позволяет проявлять физические усилия (скоростные, скоростно-силовые) на высоком, зачастую максимальном уровне. Он является одним из ведущих методов воспитания скоростных способностей.

При выполнении скоростных упражнений повторным методом необходимо придерживаться:

продолжительность одного повторения (одномоментной нагрузки) должна быть достаточно кратковременной, чтобы к концу выполнения скорость передвижения (темп движений) не снижалась;

скорость передвижения (или темп движений) должна быть максимальна при каждом повторении;

интервал отдыха между повторениями должен быть такой продолжительности, чтобы обеспечить достаточно полное восстановление работоспособности к очередному повторению упражнения;

упражнения следует выполнять сериями, число повторений упражнений в каждой серии невелико и ограничивается способностью занимающихся выполнять нагрузку с околопредельной и предельной интенсивностью.

Повторно-прогрессирующий метод.

Его особенность состоит в том, что нагрузка в каждом очередном повторении упражнения несколько увеличивается. На­пример, баскетболист выполняет бег с максимальной скоростью по схеме: 20 м + 30 м + 40 м.

Интервальный метод.

Отличается от повторного, главным образом, нормированными интервалами отдыха. Данный метод используется преимущественно при воспитании скоростной выносливости. Очередная порция нагрузки дается в фазе неполного восстановления работоспособности. Например, баскетболист для воспитания скоростной выносливости выполнят беговую серию 5x50 м с максимальной скоростью и делает между попытками трехминутные интервалы отдыха. В этом примере с каждым повторением специфическая нагрузка на организм возрастает и в суммарном выражении она оказывается достаточно высокой, что и приводит к совершенствованию анаэробных возможностей.

Контрастный (вариативный) метод. Предполагает чередование выполнения скоростных упражнений в затрудненных, обычных и облегченных условиях, что стимулирует активные мышечные напряжения, способствующие повышению скорости движений. Например, движения руками как в беге с гантелями и без гантелей, бег с отягощением.

Выполнение скоростных упражнении в облегченных условиях стимулирует предельно быстрые движения, превышающие по скорости движения в обычных условиях (бег по ветру, бег под горку с небольшим уклоном и др.).

Игровой метод.

Предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр, где каждый участник стремиться превзойти соперника в предмете игры. Поэтому важно подбирать игры, требующие проявления быстроты движений, скоростной выносливости и скоростно-силовых способностей.

Выбор игр и игровых заданий определяется конкретными задачами учебно-тренировочного занятия, имеющимися условиями, возрастом, полом и степенью подготовленности баскетболистов.

Соревновательный метод. Сущность его заключается в том, что упражнения выполняются в форме соревнований с установкой на улучшение своего личного достижения или победу над соперником.

При развитии скоростных способностей следует учитывать, что продолжительное применение одних и тех же упражнений, методов, нагрузок и условий занятий приводят к образованию так называемого скоростного барьера (стабилизации скоростных параметров движений).

Поэтому в учебно-тренировочном процессе следует применять скоростные упражнения не в стандартном, неизменном виде, а в вариативных изменяющихся ситуациях и формах. Очень полезны подвижные игры, упражнения на местности (например, бег с горы под уклон, бег по ветру).

Под быстротой двигательных действий подразумевается не только быстрота движений. Даже простое игровое действие складывается из проявления многих компонентов. Например, чтобы баскетболисту выполнить двигательное действие быстро, нужно не просто как можно скорее добежать до мяча. Необходимо моментально среагировать на возникшую ситуацию и сразу же принять оперативное решение. Для реализации этого решения требуется не только быстрота движений, но и координация движений, периферическое поле зрения, оперативное мышление, распределение и переключение внимания. Педагогический опыт, научные исследования показывают, что если не развивать хотя бы одного из вышеперечисленных компонентов быстроты  двигательных действий, то путь от новичка до спортсмена высокой квалификации становится намного сложнее.  

Упражнения для развития координации движений.

  1. Лежа на спине, мяч за головой на площадке, бросить мяч вверх и поймать.
  2. Переложить мяч из руки в руку вокруг туловища в обе стороны, не касаясь тела.
  3. Мяч в руках за спиной. Перебросить мяч через голову и поймать впереди.
  4. Бросить мяч одной рукой из-за спины через плечо вверх и поймать его двумя руками, одной рукой.
  5. Встать на одну ногу, другую поднять вперед, бросить мяч под ногу с наружной стороны вверх и поймать.
  6. Из стойки ноги врозь наклониться вперед, бросить мяч назад ­ вверх, повернуться кругом, выпрямиться и поймать мяч.
  7. Подбросить мяч перед собой вперед – вверх, догнать его и поймать, прежде чем он упадет на пол.
  8. Подбросить мяч вверх, сесть на пол, встать и поймать его; подбросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать его; подбросить мяч вверх, сесть и поймать его сидя, из седа опять подбросить вверх и поймать его сидя.
  9. Прыгать через препятствия (например, гимнастическую скамейку), ударяя мячом об пол или подбрасывая и ловя его.
  10. У занимающегося два мяча. Одним выполнять ведение, другой подбрасывать вверх и ловить его, не прекращая ведения.
  11. Вести мяч, обводя препятствия справа и слева, кругом.
  12. Покатить мяч по полу и догнать его за линией (линия в 8­10 м от баскетболиста).
  13. Выполнить кувырок на мате и устремиться за мячом, подброшенным вперед – вверх партнером. Поймать мяч после ускорения и вести его, обводя препятствия справа или слева. Затем подбросить мяч вперед – вверх, перепрыгнуть через скамейку, догнать мяч и поймать до того, как он коснется пола.
  14. Лежать на спине, с мячом в руках. По сигналу вскочить, с разбега 3­4 метра перепрыгнуть через скамейку, перелезть через гимнастическое бревно, выполнить рывок на 5­8 м, влезть на гимнастическую стену, спрыгнуть и сделать заключительный рывок к финишу.

Для развития координации движений могут быть использованы любые физические упражнения, важно, чтобы они включали в себя элементы новизны и представляли бы для занимающихся определенную координационную трудность. Важно требовать выполнять упражнения как можно точно и быстро.

Упражнения для развития быстроты движений.

  1. Ребята располагаются парами (расстояние между ними 4­5 метров) и соревнуются между парами в количестве передач за 10 сек двумя руками от груди.
  2. Баскетболисты стоят в колоннах на расстоянии 3 метра от стены. Первый, выполнив бросок одной рукой от плеча в стену, бежит в конец своей колонны, а второй ловит отскочивший от стены мяч и повторяет действия первого.
  3. Игроки стоят спиной друг к другу на расстоянии 40­50 см (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед, у одного в руках мяч). По сигналу оба наклоняются вперед и один из партнеров передает мяч другому между ног, из рук в руки, после чего оба выпрямляются, прогибаясь назад, и мяч передается из рук в руки первому игроку.
  4. Баскетболисты ведут мяч от одной линии штрафного броска до другой. Фиксируется время прохождения дистанции.
  5. Занимающие выстраиваются за лицевую линию баскетбольной площадки. У каждого игрока в руках мяч. По сигналу они устремляются вперед, ведя мяч одной рукой до противоположной линии, поворачиваются и ведут его назад, стремясь первым пересечь линию центрального круга. Побеждает игрок, первым закончивший упражнение.
  6. Два препятствия (например, набивные мячи, стойки) устанавливаются в 12 метрах друг от друга. Между ними посредине стоят два игрока (друг от друга на расстоянии 2 метров). У каждого в руках мяч. По сигналу каждый обводит находящееся с его стороны препятствие, стремясь первым вернуться на исходную позицию. Выигрывает игрок, который сделал это быстрее.
  7. У занимающихся в каждой руке по баскетбольному мячу, которые они по очереди подбрасывают вверх на высоту от 2 до 3 метров в зависимости от роста баскетболиста.
  8. Баскетболисты выполняют как можно быстрее 10 бросков одной рукой от плеча в стену на расстоянии 2 м.
  9. Мяч у учителя, который находится от ребят, построенных в две колонны, на расстоянии 10 метров. Учитель подбрасывает мяч вверх, что является сигналом для выполнения упражнения: занимающиеся бегут парами и стараются овладеть мячом. Выигрывает тот, кто овладеет мячом первый.
  10. Игроки стоят в шеренге. У каждого в руках мяч. Баскетболисты подбрасывают мяч двумя руками вверх ­ вперед на расстояние 4 м и, делая рывок, стараются поймать его раньше, чем он упадет на площадку или (по условию) после первого отскока от пола.
  11. Занимающиеся одной рукой подбрасывают и ловят волейбольный мяч, а другой – ведут баскетбольный мяч. Дистанция 15 метров. Фиксируется время прохождения дистанции.
  12. Два игрока становятся на расстоянии 4­6 шагов друг от друга, у каждого в руках мяч. По сигналу они подбрасывают мячи вверх (примерно на 3 метра) и, поменявшись местами, ловят их без отскока от пола.  

Целенаправленное развитие быстроты движений у баскетболистов в учебно­тренировочном процессе происходит успешнее при следующих условиях:

  • Для повышения быстроты движений длительность скоростных упражнений ограничивается 8­10 сек, упражнения выполняются с предельно возможной скоростью или частотой при дозировке не менее 10­12 повторений на каждом занятии.
  • Для совершенствования быстроты движений целесообразно проводить учебно­ тренировочные игры длительностью не более 8­10 минут.
  • Упражнения, направленные на развитие быстроты движений, выполняются обычно в быстром темпе. Поэтому между ними делается небольшой интервал для отдыха: они чередуются с упражнениями более медленного характера, например упражнения на координацию, распределения и переключения внимания, на развитие силы мышц.

Упражнения для развития быстроты двигательной реакции.

  1. Баскетболисты бегут по кругу. По сигналу они прыгают вверх или в сторону, приседают, принимают упор лежа и т.д.
  2. Из различных исходных положений (например, стоя лицом или спиной в направлении бега, сидя, стоя на коленях, лежа на спине и т.д.) ребята делают рывки по 5­6 метров и по сигналу резко меняют направление.
  3. Из положения «низкий старт» по сигналу дети выполняют прыжок вверх.
  4. Игроки передвигаются приставными шагами вправо. По первому сигналу (например, тренер подбрасывает мяч вверх или поднимает его над головой) поворачиваются кругом и продвигаются влево, по второму сигналу (свисток) – снова поворачиваются кругом.
  5. Во время бега по одному сигналу дети выполняют бег с ускорением 4­6 метров, по другому – останавливаются.
  6. Ребята стоят спиной к стене на расстоянии 2 м и имитируют ведение мяча на месте. По сигналу выполняют 10 бросков в стену за наименьшее время.
  7. Игрок 1 с мячом бежит за игроком 2 и внезапно бросает мяч вперед над партнером. Игрок 2 должен поймать мяч после первого отскока.
  8. Игрок 1 бежит первым и ведет мяч. Игрок 2 следует за ним. По сигналу игрок 1 посылает мяч вперед примерно на 3­4 метра, а сам отходит в сторону. Игрок 2 делает рывок за мячом и продолжает его вести.

Упражнения для развития быстроты двигательной реакции выполняются обычно в подготовительной и основной части занятия. Поставить цель быстро и точно выполнить, сменяя одну деятельность другой. Сигналы педагога, в основном, должны быть зрительными, так как в игре из всех анализаторных систем, зрительный является ведущим.

После освоения структуры движения в предлагаемых упражнениях постепенно усложняются условия восприятия и действия, выполняемые занимающимися. Это достигается с помощью следующих методических приемов: а) увеличением скорости выполнения изученного упражнения. б) выполнением различных сложных действий с одновременным восприятием нескольких зрительных сигналов, в) повышением требовательности к точности выполнения изученного упражнения, г) увеличением расстояния между занимающимися.

Упражнения для развития периферического зрения.

  1. Игроки подбрасывают не высоко (на 1.5 ­ 3 м) мяч над головой двумя руками снизу. Во время его полета они должны смотреть влево, вправо, вперед, вверх.
  2. Ребята делятся на группы по 4­5 человек. Каждая располагается на своей половине площадки. Игроки 3,4,5 становятся против баскетболиста 1, сзади его располагается игрок 2. Расстояние между игроками 2 метра. Игрок 1 непрерывно получает мяч от своих партнеров и передает его обратно. Игрок 2 стоит с поднятой вверх рукой и показывает произвольное количество пальцев. Игрок 1, получая и передавая мяч, должен оглядываться назад и называть вслух количество пальцев, показанных игроком 2.
  3. Игрок 1 с мячом в руках стоит на линии штрафного броска, игроки 2 и 3 находятся на углах площадки тоже с мячами в руках. По команде игрок 1 выполняет бросок мяча в кольцо, Как только он освобождается от мяча, игрок 2 справа быстро передает ему свой мяч для следующего броска. Когда игрок 1 освободится от второго мяча, игрок 3 передает ему свой мяч и т.д. Выполняется 10 бросков. Бросающий должен быстро переключать внимание от броска к передаче и подсчитывать количество попаданий.
  4. Игроки разбиваются на группы. Каждая располагается в колонну лицом к другой группе, стоящей у противоположной стороны площадки. Первый игрок каждой группы ведет мяч в направлении противоположной группы и внимательно следит за первым игроком в ней. Как только партнер выбрасывает руки вперед, дриблер передает ему мяч, а сам становится в конец колонны. Следующие делают то же самое.

Развитие периферического поля зрения начинается с того, что баскетболисты учатся наблюдать за партнерами, тренером при быстром переключении внимания с одних объектов на другие. Учатся держать в поле зрения несколько объектов наблюдения и быстро давать ответное действие.

Усложнение упражнений достигается следующими приемами: а) увеличением количества занимающихся, б) сокращением времени от момента оценки обстановки до выполнения передачи мяча партнеру, в) увеличением или уменьшением расстояния между занимающимися.

Упражнения для развития распределения и переключения внимания.

  1. Вести мяч различными способами попеременно правой и левой рукой, 2 удара правой, один – левой рукой и наоборот(с различной высотой отскока: до колен, пояса, обводкой различных препятствий и бросками по корзине), одновременно считать вслух количество ударов мяча о пол.
  2. Перебрасывать мяч с одной руки на другую с повторением вслух таблицы умножения на «4», называнием дней недели, месяцев, перечислением мужских и женских имен, начинающихся на букву «А» и т.д.
  3. Ходьба с перебрасыванием мяча с руки на руку на гимнастическом бревне и громким произношением таблицы умножения на «7» и т.д.
  4. На стене начерчен круг диаметром 0,5 метров и рядом квадрат 50х50 см. Игрок с мячом в руках находится на расстоянии 2 м. По первому сигналу тренера он начинает броски в квадрат, по другому сигналу – в круг. Сигналы подаются через различные интервалы времени. Упражнения выполняются в течение 20 сек. Игрок, сделавший больше бросков, считается победителем.

Данные упражнения применяются в подготовительной и основной части занятия.

Применяемые упражнения постепенно усложняются: а) включением в двигательное задание второстепенных действий, б) увеличением скорости выполнения заданий, в) повышением требовательности к точности выполнения изученного задания.

При подборе упражнений учитывается содержание основной части занятия.

Для повышения плотности занятия занимающиеся разбиваются на несколько групп с учетом их подготовленности.

 Большая часть упражнений для развития распределения и переключения внимания выполняется всей группой одновременно, а остальные – поточными методами. Это позволяет более строго следить за правильностью выполнения упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по биологии на тему «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в его развитии и сохранении здоровья»

Это обобщающий урок в форме занимательного путешествия, который можно провести в конце изучения темы "Опора и движение" в 8 классе....

«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:  дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...

Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.

Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...

Изменение показателей времени простой двигательной реакции человека

У человека в отличие от животных условные рефлексы можно выработать с ходу – по одной речевой инструкции. Примером такого рефлекса является двигательная реакция в ответ на световое или зву...

Развитие быстроты двигательной реакции

Развитие быстроты двигательной реакцииДвигательная реакция - это ответ на внезапно появляющийся сигнал определенными движениями или действиями. Различают время реакции на сенсорные раздражители и...