Главные вкладки

    Обобщающий урок по биологии на тему «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в его развитии и сохранении здоровья»
    план-конспект урока биологии (8 класс) по теме

    Это обобщающий урок в форме занимательного путешествия, который можно провести в конце изучения темы "Опора и движение" в 8 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_zdorove.doc80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщающий урок по биологии на тему

    «Взаимосвязь строения и функций  опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в его развитии и сохранении здоровья».

    Задачи: - Обобщить и расширить знания о связи между строением и функциями    

                   скелета и мышц.

                    - Выявить причины нарушения осанки и плоскостопия, меры их

                   предупреждения и исправления.

                 - Акцентировать внимание школьников на значении мышечной

                   активности, физического труда и занятий спортом для формирования и    

                   развития организма подростка.

    Оборудование: таблицы «Скелет человека», «Мышцы», «Правильная осанка»,

                                   лабиринт по теме «Опорно-двигательная система», схема к

                                   игре «Найди тропинку», цветок Мудрых мыслей, отпечатки

                                   нормальной и плоской стопы, план путешествия на доске.

    Ход урока.

            Сегодня обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система» будет не обычный, а игровой. Поэтому у вас есть возможность не только обобщить знания по теме и получить дополнительную информацию о сохранении здоровья, но и показать свои активность и смекалку, проявить чувство товарищества и взаимопомощи.

            В школу вчера пришло письмо из царства нашего доброго друга Здоровья. Его жители пишут, что их мудрого правителя хитростью и обманом взяла в плен и заперла на 8 замков коварная Гиподинамия. Все жители этого царства сразу потеряли здоровье, стали больными и немощными. Они очень просят помочь им.

            Я надеюсь, что вы, восьмиклассники, на эту просьбу откликнитесь – не бросите в беде Здоровье, ведь оно необходимо и нам всем. Да и кому, как ни вам, этим заняться? Во-первых, вас уже можно назвать знатоками и нервной, и опорно- двигательной систем. Во-вторых, вы такие молодые, здоровые и энергичные, что обязательно  победите  Гиподинамию.

            Что же из себя представляет эта коварная злодейка?

            Большой энциклопедический словарь даёт ей такое определение: гиподинамия – это нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной  активности,  снижении  силы  мышц.

            То есть эта гражданка любит побольше поспать, повкуснее поесть и совсем не любит трудиться, да и вообще – двигаться. Какое уж тут может быть здоровье?

            Ну что, ребята, готовы  вы с ней сразиться? Только учтите – путешествие будет не из лёгких. это не простая прогулка, а проверка на прочность и вас, и ваших знаний, с помощью которых вы можете преодолеть любые испытания.

            Итак, в путь, друзья! Маршрут нашего путешествия указан на доске. Нам предстоит пройти все преграды и освободить Здоровье из плена Гиподинамии.

    Но любая путешествующая экспедиция должна иметь своего начальника группы, который будет организовывать работу и, если понадобится, помогать любому члену экспедиции в трудную минуту. (Выбор руководителя группы.)

            А ещё перед тем, как отправиться в нелёгкую экспедицию, необходимо собраться, то есть взять с собой рюкзак со знаниями, которые нам очень пригодятся. Ведь как раз первое, что нас ждёт в дороге – это биологический лабиринт по теме «Опорно-двигательная система». Здесь вы пройдёте проверку, и, если багаж знаний окажется достаточным, считайте, что пропуск в царство Здоровья вы уже получили.

            Итак, заколдованный лабиринт имеет единственно верный путь. Он начинается с верхней левой клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку, правильно, то продолжаем путь по красной стрелке «ДА», если ошибочно, то по чёрной стрелке «НЕТ».  

    Костная ткань – это особый тип эпителиальной ткани.

    Шов – это малоподвижное соединение костей.

    Органические вещества придают кости прочность и твёрдость.

    Единственная подвижная кость черепа – нижняя челюсть.

    Рост костей в толщину достигается за счёт деления клеток надкостницы.

    Динамическая работа совершается при поднятии тяжести, ходьбе.

    Крестцовый отдел позвоночника состоит из семи позвонков.

    Поперечно– полосатая мышечная ткань образует стенки органов пищеварения.

    У человека две тазовых кости.

    Работа мышц осуществляется по принципу рычага.

    У человека мозговой отдел черепа крупнее лицевого.

    Жевательные мышцы головы вплетаются в кожу.

    Работой мышц управляет гуморальная система.

    У человека более шестисот мышц.

    Самая длинная в теле человека -  портняжная мышца.

    Опорно-двигательный аппарат состоит из скелета и мышц.

    Молодцы, ребята! Хорошо знаете особенности опорно-двигательного аппарата человека. В награду за это вам достаётся ключ от первого замка, которым заперто Здоровье.

    Теперь можно продолжить путь. И первая остановка, которая нас ждёт – станция Практическая. Только что я убедилась, что знания у вас есть, а вот применяете ли вы их на практике – давайте посмотрим. Сейчас я вам задам несколько вопросов об осанке, а вы должны будете на них ответить символами:  да (I) или нет (>). Итак, осанка – это привычное положение тела человека в покое или при движении.

    Вопрос 1 – Вы знаете, что правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма?

    Вопрос 2 – Всегда ли вы следите за правильностью своей осанки?

    Вопрос 3 – Вы знаете, что при посадке за партой ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни должны опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе; спина должна быть прямой, плечи на одном уровне?

    Вопрос 4 – Всегда ли вы работаете в тетради с прямой спиной?

    Вопрос 5 – Вы знаете, что расстояние от книги до глаз должно быть не менее 30 – 35 см?

    Вопрос 6 – Всегда ли вы соблюдаете это расстояние при работе с книгой?

    Вопрос 7 – Вы знаете, что предупредить возникновение неправильной осанки значительно легче, чем её исправить?

    Вопрос 8 – Делаете ли вы каждое утро зарядку для предотвращения нарушений осанки?

    Вопрос 9 – Вам хотелось бы иметь хорошую осанку?

    А теперь посмотрите на символическую запись ваших ответов. Именно таким может стать ваш позвоночник, если вы не измените отношение к собственному здоровью!

    Станцию, ребята, вы прошли, но ответы оказались неутешительные, поэтому второй ключ вы получите только в том случае, если ответите на десятый вопрос: с какой целью я вам задавала предыдущие девять вопросов?

    Правильно, ведь недаром существует поговорка: лучше 1 грамм практики, чем 100 тонн теории. Это значит, что второй ключ вы получаете, но за неуважение к своему здоровью дорога привела вас в трясину терминологии.

    Ребята, в этом топком болоте есть единственная тропиночка, по которой вы можете пройти. Вот её-то вам и предстоит отыскать среди всевозможных терминов темы. Вы будете работать, сменяя друг друга – каждый по четыре шага. Отвечающий ученик должен догадаться, какое слово («кость» или «мышца») скрывается за троеточием и закрасить кости конечностей и поясов конечностей в зелёный цвет; все другие кости – в красный цвет; то, что не является ни костью, ни мышцей – в коричневый цвет. А все клетки, в которых записаны мышцы, вы оставите незакрашенными – это и будет то самое топкое болото, из которого вам нужно выбраться целыми и невредимыми.

    (После раскрашивания на листе вырисовывается красная тропинка, по которой можно продолжать путь. Если ученик даёт неправильный ответ – это значит, что он оступился и получил растяжение связок. В этом случае ему необходимо найти правильную последовательность оказания доврачебной помощи при растяжении: А - Доставить пострадавшего к врачу

                                    Б - Обездвижить конечность

                                    В –Дёрнуть конечность 1-2 раза для выпрямления связок

                                    Г – Наложить холод на повреждённое место.

    При ответе ученик не только выстраивает правильные ответы последовательно, но и отмечает неверный ответ, объясняя свои действия.)

    Итак, ребята, вы правильно выполнили задание и отыскали ту тропинку, по которой можно пройти через болото терминов. В награду вы получаете ключ и следуете дальше.

    А впереди вас ждёт станция Историческая. Здесь вы пополните свои знания некоторыми фактами из истории, но для этого вам придётся поработать с различными текстами. Итак, открываем учебник на странице 113 и читаем статью «Спортивное долголетие». После её прочтения вы должны будете ответить на вопрос: при каком условии возможно спортивное долголетие? (Ответ: необходимо продолжать заниматься спортом в любом возрасте.)

    Теперь другой вид работы. Сейчас вы прослушаете сообщение о богатырях земли русской. Ваше задание: сравнить описание богатырей и выявить их общие особенности и черты характера.

    Третий текст зачитаю вам я о том, как в древнем Китае выращивали карликов-уродцев, а вы должны будете ответить на вопрос: какая особенность опорно-двигательного аппарата лежит в основе описанных действий?

    Своими правильными ответами вы зарабатываете ещё один ключ и следуете дальше.

    Теперь, ребята, вашей помощи ждёт волшебный цветок, который оборвала Гиподинамия, желая навредить Здоровью. Этот цветок называется «Цветок Мудрых Мыслей». Высказывания великих людей о сохранении здоровья были написаны на лепестках этого цветка, а теперь они оборваны и разбросаны среди других мудрых мыслей. Давайте, ребята, попробуем выбрать из предложенных высказываний те, которые относятся к сохранению здоровья, и восстановим волшебный цветок. Свой ответ необходимо обосновать.

    Высказывания:

    1. «Большинство людей счастливы настолько, насколько они считают себя счастливыми».   А. Линкольн.
    2. «Наиболее деятельным союзником болезни является уныние больного».         А. Алексин.
    3. «Если хочешь продлить свою жизнь, умерь свои трапезы».   Б. Франклин.
    4. «Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а у кого есть достоинства».   В. О. Ключевский.
    5. «Отнимите у человека надежду, и он будет несчастнейшим существом на свете».   И. Кант.
    6. «Страх опасности в десять тысяч раз страшней самой опасности».   Д. Дефо.
    7. «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое  бездействие».   Аристотель.
    8. «Оружие слабого – жалоба».   Арабская пословица.
    9. «Смех – здоровье души».   Армянская пословица.
    10. «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз».   В. Шекспир.
    11. «Дурное расположение духа человека делает всегда несчастным и его, и других. Хорошее расположение духа, как маслом, смазывает колёса жизни».       Л. Толстой.
    12. «Утешьтесь, после меня останутся три ещё более искусных врача: вода, движение, диета».   Дюмулен.
    13. «Среди влияний, укорачивающих жизнь, преимущественное место занимают страх, печаль, унынье, тоска, малодушие, зависть, ненависть».   В. Гуфеланд.  
    14. Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».   Гиппократ (прожил 104 года).    

    Цветок  мудрых  мыслей  дарит  вам  ещё  один  ключ  к  Здоровью и указывает

    дорогу к дальнейшему получению информации о сохранении здоровья. Итак, следующая станция Информационная. Сейчас вы, действительно, услышите ещё одну информацию о сохранении здоровья. Ваша задача будет – не только прослушать сообщение, но и составить по нему краткий план, а также озаглавить.

    Сообщение «Плоскостопие».

    Стопа человека образует свод, который опирается на пяточную кость и на передние концы костей плюсны. По своду стопы равномерно распределяется тяжесть тела, что имеет большое значение при переноске тяжестей. Свод действует как пружина, смягчая толчки тела при ходьбе.

            У новорождённого ребёнка сводчатость стопы ещё не выражена, она формируется позже, когда ребёнок начинает ходить.

            Сводчатое расположение костей стопы поддерживается большим количеством крепких суставных связок. При длительном стоянии и сидении, переноске больших тяжестей, при ношении узкой обуви связки растягиваются, что приводит к уплощению стопы. И тогда говорят, что развилось плоскостопие. Заболевание рахитом тоже может способствовать развитию плоскостопия.

            Итак, плоскостопие – это уплощение свода стопы. При этом нарушается осанка; изменяется нагрузка на отдельные участки стопы; из-за ухудшения кровоснабжения быстро наступает утомление нижних конечностей, часто сопровождающееся ломотой, болями, а иногда и судорогами.

            Для того, чтобы определить плоскостопие, можно пользоваться простым методом: смачивают подошву тёплой водой и ставят ребёнка на бумагу. Иногда пользуются красящими веществами, как показано на этих отпечатках. По ним можно с уверенностью судить о наличии или отсутствии плоскостопия.

            Ребёнку с плоскостопием нельзя носить узкую обувь. Обувь должна быть с прочной выстилкой под внутренним сводом стопы. Каблук должен быть невысокий (около 2 см) и широкий (4-5 см).

    Для профилактики плоскостопия рекомендуют ходьбу босиком по неровной поверхности (по траве, песку, гальке); прыжки в длину и высоту; ходьбу на цыпочках; игру в футбол, волейбол, баскетбол; плавание; лазанье по канату. Также существуют специальные упражнения для правильного формирования свода стопы: сгибание стопы, перекатывание предметов и т. д.

    Итак, ребята, вам предлагалось озаглавить данную информацию и составить по ней небольшой план. Давайте посмотрим, как это у вас получилось.

    Ну, что ж, вы получаете не только знания, но и ключ. Дворец находится совсем близко. Приготовьтесь, победить Гиподинамию можно только своей двигательной активностью. Об этом знали ещё древние. На уроках физкультуры вы выполняете различные комплексы упражнений зарядки, а вот с зарядкой фараонов знакомы вряд ли. Сейчас я предлагаю вам кратко с ней ознакомиться.

    Сообщение «Утренняя зарядка фараонов».

            Даже фараоны ещё тысячи лет тому назад считали, что заниматься зарядкой стоит! Труды древнеегипетского жреца и врачевателя Гермеса Трисмегиста, который разработал комбинированные физические и дыхательные упражнения, включённые в зарядку, поражают современных исследователей своей физиологической обоснованностью, а значит, и силой воздействия на организм. Люди, выполняющие эту зарядку,  утверждают, что по силе восстанавливающего действия и оздоровительному эффекту она не имеет себе равных.

            Зарядка фараонов делится на четыре этапа. Каждый из них содержит несколько упражнений. Приведём с некоторым сокращением.

            Этап 1. Разминка в виде бега трусцой на месте не менее 5 мин. Ежемесячно пробежку увеличивать на 5 мин и довести её до15-20 мин. Бег лучше совершать на резиновом коврике с шипами.

            Этот этап преследует цель разогревания организма и подготовки тела к последующим упражнениям.

            Этап 2. Он включает силовые упражнения, построенные на чередовании максимального напряжения и глубокого расслабления мышц тела. Переход от напряжения к расслаблению должен быть мгновенным. Одновременно с напряжением мышц делается резкий, быстрый, но не глубокий вдох носом так, чтобы струя воздуха ударила в свод носоглотки. В момент неподвижного напряжения мышц происходит задержка дыхания, а в момент расслабления дыхание должно быть свободным. Выдох после периода задержки делается резкий, быстрый, через открытый рот.

            Упражнение 1. «Крест». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, мышцы расслаблены, дыхание свободное.

            Сделайте резкий короткий вдох. Одновременно пальцы рук сожмите в кулаки, вытянутые руки раскиньте в стороны на уровне плеч и отведите за спину, запрокиньте голову, максимально прогните тело назад и до предела напрягите все мышцы. В таком положении с задержанным дыханием находитесь 4 сек.

             Сделайте резкий выдох всей грудью через рот. Одновременно броском согните туловище так, чтобы вытянутые руки доставали до пола. После этого взмахните руками крест-накрест для снятия напряжения и вернитесь в исходное положение. Полностью расслабьтесь на 4 сек. Дыхание свободное. Упражнение повторите 4 раза.

            Упражнение 2. «Рубка дров». Ноги на ширине плеч, колени прямые, туловище наклоните вперёд, свесив руки почти до пола, и расслабьте мышцы, дыхание свободное.

            Мгновенно сомкните пальцы рук в замок, сделайте резкий, короткий вдох. Одновременно распрямите спину, поднимите руки над головой и отведите их за голову, как при взмахе топором, максимально прогнув тело назад и запрокинув голову. Напрягите все мышцы до предела и задержите дыхание на вдохе на 4 сек.

            Сделайте резкий выдох через рот. Стремительным поворотом через левую сторону вернитесь в исходное положение. Наклоните туловище вперёд; расцепив и расслабив руки, опустите их. Полностью расслабьтесь на 4 сек. Упражнение повторить 4 раза: 2 вдоха – через правую сторону, 2 – через левую.

            Упражнение 3. «Метание диска». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч,  руки опущены вдоль туловища, мышцы расслаблены, дыхание свободное.

            Сделайте резкий короткий вдох носом, одновременно сожмите пальцы рук в кулаки, выбросьте правую руку вперёд и отведите левую назад, развернув корпус в сторону воображаемого броска, глаза поворачивать по ходу движения. Принять позу дискобола, замершего в момент броска диска. Мышцы напрячь до предела, стараясь не отрывать ноги от пола. Удерживать позу, задерживая дыхание на 4 сек.

            Резкий выдох через рот, левой рукой сделайте бросок вперёд. Вернуться в исходное положение. Расслабиться на 4 сек. Дыхание свободное. Упражнение повторить 4 раза: 2 раза - бросок правой рукой, 2 раза – левой.

            Этап 3. Упражнения по равномерному распределению тонуса в мышцах всего тела. Выполняются упражнения плавно, без напряжения. Дыхание глубокое, ритмичное. Выполнение упражнений соответствует ритму дыхания.

            Упражнение 1. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки вытяните прямо перед собой, ладони вместе.

            Сделайте вдох через нос и  задержите дыхание на 4 сек. Разведите руки в стороны на уровне плеч. Задержите дыхание на 4 сек, руки отведите за спину.

            Сделайте выдох через рот, задержите дыхание на 4 сек и плавно возвратите руки в исходное положение.

            Упражнение повторить 4 раза.

            Упражнение 2. Слегка расставив ноги и согнув тело вперёд, коснитесь пальцами рук пальцев ног. Колени прямые. Сделайте вдох на 4 сек, одновременно распрямите тело, руки вытяните вперёд на уровне груди. Задержав дыхание на 4 сек, поднимите руки над головой и прогнитесь назад.

            Сделайте выдох через рот в течение 4 сек и плавно вернитесь в исходное положение.

            Упражнение повторить 4 раза.

            Упражнение 3. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны на уровне плеч.

            Сделайте вдох 4 сек и задержите дыхание на 4 сек. За это время максимально поверните вправо тело с вытянутыми руками так, чтобы видеть стену за собой. Ноги от пола не отрывать.

            Выдох 4 сек и вернуться в исходное положение.

            Упражнение повторить 4 раза: 2 – в правую сторону, 2 – в левую.

            Упражнение 4. Лягте на спину, положив под затылок сведённые вместе ладони. Вдох 4 сек, и одновременно поднимите ноги перпендикулярно полу. Задержите дыхание на 4 сек и в это время сделайте два вращательных движения ногами в правую сторону. Выдох 4 сек, и возвратите ноги в исходное положение.

            Упражнение повторите 4 раза: 2 – с вращением ног в правую сторону  и      2 – в левую.

            Этап 4. Он предполагает стабилизацию тонуса организма путём принятия контрастного душа. Вначале разница температур должна быть небольшой: холодный душ – 2 мин, тёплый душ – 2 мин. Затем контрастность температуры нужно увеличивать и к концу третьего месяца оставить постоянной –по 4 мин.

            Зарядка фараонов повышает тонус коры головного мозга, усиливает функции гипофиза, а через него и эндокринной системы человека. Помимо этого улучшается мозговой и периферический кровоток, пробуждаются дополнительные  капилляры,  увеличивается  гибкость  движений  в  суставах.

            Благодаря такому благотворному действию на все системы и органы человека зарядка показана и как лечебная, и как профилактическая процедура. Люди при этом избавляются от головных болей, у них нормализуется артериальное давление, улучшается память, настроение становится бодрым и жизнерадостным.

    За сообщение участник вашей экспедиции награждается ключом, но это лишь седьмой ключ, а вам нужно открыть восемь замков. Что же вы предложите? Чем можно сразить Гиподинамию?

    1. Зарядкой!   (Выполняют два упражнения из зарядки фараонов).

    Молодцы, ребята! Вы своими активными движениями прогнали Гиподинамию с трона. Не выдержала она такого напора и убежала, оставив нам восьмой ключ. Но учтите – она не исчезла совсем, а лишь притаилась до поры, до времени и всегда будет ждать удобного случая отобрать ваше здоровье. Будьте бдительны – не позволяйте лени и скуке входить в ваш дом. Берегите своё Здоровье! А теперь пришло время его освободить!

    (Переворачиваются восемь ключей, на задней стороне которых написаны буквы: З Д О Р О В Ь Е.)

    Ребята, вы молодцы! Справились со своей миссией – вернули Здоровью его законный трон, а в качестве благодарности оно хочет вам сделать подарок – напутствие о здоровом образе жизни:

    Умейте управлять собой. Во всём ищите добрые начала.

    И, споря с трудною судьбой, учитесь жизнь прожить сначала...

            Споткнувшись – самому вставать, в себе самом искать опору,

            А если двигаетесь в гору, себя в пути не потерять.

    Не надо жаловаться всем ни на судьбу, ни на болезни –

    Ничто не будет бесполезней избитых этих жалких тем!

            Не жгите сердце табаком и мозг вином не заливайте,

            И жизнь свою не сокращайте воспоминаньем о плохом.

    Друзей имейте – в трудный час они поддержат и помогут.

    Не будет трудною дорога ни для друзей и ни для вас.

            Не умирайте, пока живы! Поверьте, беды все уйдут:

            Несчастья тоже устают. За днём несчастья – день счастливый!

    Спасибо Здоровью за его доброе напутствие!

    А теперь нам пора домой. Но вы, наверное, немного устали, ведь путь был нелёгкий! И поэтому перед обратной дорогой я вам предлагаю чуть-чуть отдохнуть. Но как вы думаете: всегда ли отдых – это полное бездействие?  

                                 Сообщение «Физиология отдыха».

            В физиологическом смысле отдых – состояние особой деятельности, когда клетки организма, будучи свободными от работы, восстанавливают свой нормальный состав. Наиболее полным отдыхом организма является сон, во время которого происходят интенсивные восстановительные процессы, в первую очередь в клетках мозга. Важное условие эффективного отдыха – регулярное чередование периодов работы и отдыха.

            Исследованиями учёных установлено особое значение так называемого активного отдыха. Русский физиолог И. М. Сеченов доказал, что усталость быстрее снимается не при абсолютном покое, а в результате переключения с одного вида деятельности на другой. После утомительной работы одной рукой работоспособность наиболее быстро восстанавливается не при полном покое обеих рук, а при работе другой, не работавшей ранее рукой.

            Переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и нервных центров на другие ускоряет восстановление утомлённых мышц. Чередование умственной деятельности с лёгким физическим трудом устраняют чувство усталости и являются своеобразной формой отдыха. Пассивный отдых (состояние полного покоя) целесообразно чередовать с активным для наиболее быстрого восстановления работоспособности после утомительного физического или умственного труда.

            Ну что – отдохнули? Тогда пора отправляться в обратную дорогу – к себе в школу на урок биологии. А так как урок подходит к концу пришло время записать домашнее задание: составить комплекс упражнений зарядки, направленный на предупреждение неправильной осанки (не менее 5 упражнений).

            А теперь пришло время подвести итоги. Сегодня мы с вами не только совершили игровое путешествие в царство Здоровья, но и закрепили свои знания по теме «Опорно-двигательная система», узнали интересные исторические факты и много полезной информации о сохранении своего здоровья. Эти знания вам обязательно пригодятся не только в курсе школьной программы, но и лично для себя , для своих близких. В этом и состоит их ценность.  

            Я благодарна всем ребятам, которые помогли мне в проведении урока и всем тем, кто принимал сегодня активное участие в экспедиции. Спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка обобщающего урока по биологии по теме "Класс насекомые"

    Методическая разработка обобщающего урока по биологии в 7 классе по теме  «Класс насекомые» с использованием мультимедийной презентации. Данный урок помогает обобщить и систематизировать зн...

    Конспект урока биологии в 8 классе по теме: «Роль двигательной активности в развитии опорно-двигательной системы человека».

    Изучение влияния физических упражнений на органы и системы органов, укрепление здоровья: двигательная активность входят в состав обязательного минимума содержания основной образовательной программы Че...

    МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Двигательная активность как один из факторов сохранения психофизического здоровья учащихся»

    работая в должности преподавателя-организатора ОБЖ , автор данной работы в 2008 году разработал  методический   проект  «Двигательная   активность  как  один...

    Обобщающий урок по биологии по теме «Химический состав клетки» 10 класс

    Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о химическом составе клетки.Задачи урокаОбразовательные:систематизировать знания учащихся о химическом составе и функциях веществ клетки, испол...

    Конспект урока биологии в 8 классе по теме: «Роль двигательной активности в развитии опорно-двигательной системы человека»

    Конспект урока биологиив 8 классепо теме: «Роль двигательной активностив развитии опорно-двигательной системы человека»...

    Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "

    ехнологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "...