Конспект урока по биологии на тему "Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и кровообращения рыб. Нервная системы рыб" (8 класс)
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Цель урока: знакомство с внутренним строением рыб.
Задачи урока:
Личностные: организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению основных признаков в строении внутренних органов рыб.
Регулятивные: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать учебный материал.
Коммуникативные: воспитание у детей чувства бережного отношения к животному миру.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс.
Биология.
Тема урока: «Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и кровообращения рыб. Нервная системы рыб».
Цель урока: знакомство с внутренним строением рыб.
Задачи урока:
Личностные: организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению основных признаков в строении внутренних органов рыб.
Регулятивные: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать учебный материал.
Коммуникативные: воспитание у детей чувства бережного отношения к животному миру.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: рис учебника, рабочие тетради.
Ход урока.
1.Организационный момент:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2.Проверка домашнего задания по теме «Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб».
Беседа по вопросам:
- Приведите примеры морских рыб.
- Какие рыбы обитают в реках и озёрах?
- Из каких частей состоит тело рыб?
- Почему у рыбы обтекаемая форма тела?
- Каково значение для рыб чешуи и слизи?
- Какова роль плавников в жизни рыбы?
- От чего зависит окраска рыб?
- Какие органы чувств есть у рыбы?
- Для чего рыбам нужна боковая линия?
3.Изучение нового материала.
Рассказ учителя:
- Скелет рыбы (позвоночное животное).
Скелет рыб состоит из основного скелета — позвоночника, скелета головы, а также скелета плечевого и тазового поясов и непарных и парных плавников. Строение скелета отдельных рыб имеет некоторые особенности.
Пищеварительная система.
Пищеварительная система рыбы представлена в основе пищеварительным каналом, или кишечником. Захваченная ртом пища попадает сначала в глотку. Отсюда вода выгоняется через жаберные щели, а пища через короткий пищевод попадает в желудок, который обладает способностью сильно растягиваться. Спереди его располагается печень. Этот орган, тесно связан с кишечником: в печени вырабатывается желчь, сначала собирающаяся в желчном пузыре, а затем поступающая через тоненький проток в переднюю часть кишки, где она способствует перевариванию пищи.
В отличие от окуня, ерша и щуки, которые имеют зубы на челюстях, рыбы семейства карповых (карась, плотва...) имеют в глотке своеобразные глоточные зубы. Сидят они на последней жаберной дуге, и ими рыба измельчает пищу, перетирая ее о поверхность «жерновка», расположенного тут же на нижней стороне черепной коробки. Вот почему у карася и плотвы пища поступает сразу в кишечник. За желудком идет передняя кишка, от которой у многих видов, точно пальцы на перчатках, отходит несколько отростков, или кишечных придатков, куда тоже набивается пища и обрабатывается пищеварительными соками.
В передней кишке пища переваривается не только под воздействием соков кишечника, желчи печени, но и при участии сока поджелудочной железы. За передней кишкой начинается средняя кишка. Здесь происходит окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь.
- Дыхательная система.
По бокам головы имеются две твердые жаберные крышки, Под ними находятся ярко-красные жаберные листочки, которые, словно бахрома, сидят на костных жаберных дугах. Между дугами видны жаберные щели, ведущие в полость глотки, — через них выталкивается из глотки захваченная ртом вода и омывает жабры. В жабрах (точнее в жаберных лепестках) кровь меняет накопившуюся в теле углекислоту на необходимый для жизни кислород, который приносит с собой вода. Такой обмен возможен здесь потому, что жабры одеты тонкой оболочкой, через которую яснр просвечивает красная кровь рыбы. Когда рыба прижимает жаберные крышки, тонкие кожистые оторочки, окаймляющие с внутренней стороны задний край каждой крышки, прижимаются к жаберным щелям, перекрывая сообщение с полостью глотки. В результате создается разряжение, и вода через рот поступает в глотку и направляется к жабрам. Когда рыба поднимает жаберные крышки, вода выталкивается через жаберные щели.
Жаберные тычинки препятствуют проникновению пищи в околожаберную полость, поэтому она остается в глотке.
Основная причина гибели рыб на воздухе состоит в том, что под действием силы тяжести жаберные пластинки слипаются между собой, их свободная поверхность резко уменьшается. В воде же этого не происходит потому, что там на пластинки действует выталкивающая сила.
Есть рыбы, которые могут использовать дополнительные способы дыхания- кислород может поступать в кровь в капиллярах кожи тела, слизистой оболочки рта, кишечника и легких.
- Выделительная система.
Под самым позвоночником рыбы расположены две длинные красно-бурые ленты. Это почки, которые служат у позвоночных органами выделения. В процессе обмена веществ в теле животного кроме углекислого газа образуются и другие «отбросы» (мочевина и некоторые кислоты), которые также должны быть удалены из тела. Кровь приносит их к почкам, где эти отбросы выделяются из них в виде мочи. От почек идут выводные протоки — мочеточники, потом они соединяются в один общий мочевой пузырь.
Плавательный пузырь.
Блестящий, наполненный воздухом плавательный пузырь, который лежит в полости тела ближе к спине и прежде всего бросается в глаза, когда мы вскрываем рыбу, хотя и не имеет отношения к перевариванию пищи, однако оказывается выростом кишечного канала. У некоторых он остается связанным с ним в течение всей жизни посредством узкой воздушной трубочки (такой пузырь у щуки, карпа, карася, плотвы); у других эта трубка есть только у зародыша, а потом она зарастает и пузырь отделяется от кишечника (окунь, ерш, судак). Форма пузыря различна у разных рыб.
Функции плавательного пузыря.
1. Плавательный пузырь служит для рыбы гидростатическим аппаратом. Он уравнивает вес тела с весом окружающей воды и позволяет рыбе без усилий держаться на любой глубине. Газ, которым наполнен пузырь, выделяется из состава крови через стенки мелких капиллярных сосудов, ветвящихся в стенках пузыря. Когда выделение газов из крови в пузырь увеличивается, пузырь расширяется, увеличивая и общий объем тела рыбы, объемный вес его уменьшается — и рыба всплывает вверх. Если же, наоборот, часть газов снова поглощается кровью, объем пузыря и всего тела становится меньше и объемный вес возрастает — рыба опускается глубже.
2. Вторая, еще более важная функция плавательного пузыря, связана с работой кровеносной системы. Когда рыба поднимается из нижних слоев в верхние, где ее тело испытывает меньшее давление, меняется и насыщаемость крови газами. В этих условиях кровь оказывается пересыщенной газами, и если бы эти газы выделялись в виде свободных пузырьков, то это повело бы к закупорке сосудов и гибели рыбы. Плавательный пузырь и является органом, регулирующим содержание газов в крови. На его внутренней поверхности у многих рыб находится так называемое красное тело - сильно разветвленная сеть капилляров, через которые и происходит выделение из крови избытка газов или, наоборот, поглощение газов кровью, если их в ней недостаточно.
В строении этого столь простого на первый взгляд органа можно отметить и еще одну интересную деталь: от передней части пузыря отходит пара отростков в направлении к уху — органу равновесия, который таким путем получает сигналы об изменении внешнего давления на пузырь при перемещении рыбы вниз или вверх.
Есть рыбы, не имеющие плавательного пузыря; среди костистых рыб это будут такие виды, которые обыкновенно держатся на дне (например, бычок-подкаменщик, камбалы). Не имеют плавательного пузыря и акулы.
После работы в группах идет обсуждение основных вопросов. От каждой группы выступает один учащийся с кратким рассказом, содержащим характеристику системы органов и вывод, который записывается в тетради всеми учениками.
Выводы:
1.Пища, попавшая в организм, проходит через кишечный тракт (переднюю, среднюю, заднюю кишку), постепенно перевариваясь под действием пищеварительных соков. Пищеварительные соки вырабатываются пищеварительными железами.
2.Рыбы дышат жабрами, поглощая кислород, растворенный в воде. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, пронизанных кровеносными сосудами.
3.Органами выделения рыбы являются туловищные почки, благодаря работе которых кровь очищается от вредных продуктов жизнедеятельности. ms 4.Кровеносная система рыб замкнутого типа. Один круг кровообращения.
5.Сердце двухкамерное, состоящее из предсердия и желудочка. 6.Плавательный пузырь играет важную роль в жизни большинства рыб, являясь гидростатическим аппаратом и регулятором содержания газов в крови.
7.Рыбы — холоднокровные животные с непостоянной внутренней температурой тела, меняющейся в зависимости от температуры окружающей среды.
8.Отсутствие совершенных механизмов терморегуляции связано с относительно слабым развитием нервной системы, низким уровнем обмена веществ.
4.Физкультминутка.
5.Закрепление.
- Работа с учебником.
Чтение текста учебника, стр. 74-77, ответы на вопросы:
- Как устроена пищеварительная система рыб?
- Каково значение выделительной системы?
- Что такое плавательный пузырь? Какова его роль?
- Какое строение имеет сердце рыбы?
2. Работа с рабочими тетрадями:
Выполнить задания 3,4,5, на стр. 13-14.
3.Обобщение.
6.Итог урока.
7.Задание на дом: стр.74-77.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии на тему:"Органы дыхания. Значение дыхания".
Урок биологииТема: Органы дыхания. Значение дыхания"....

план конспект урока по биологии "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"
план конспект урока биологии...

Конспект урока по биологии "Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе. Л.р."Типы биотических связей" в 10 классе.
Урок разработан с использованием учебника "Общая биология 10 класс" , авторская линия И.Н. Пономаревой. Основной целью урока является повторение материала по теме "Приспособленность организмов к совме...
конспект урока по биологии:"Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения." Лабораторная работа № 1.
Конспект уолка по биологии...

Урок биологии "Вредное влияние курения на органы дыхания и кровообращения", 9 класс, школа 8 вида.
Яркий, наглядный урок. Разработан для уч-ся с умственной отсталостью....

Конспект урока по биологии 8класс "Органы кровообращения"
Тип урока: урок «открытия» нового знания Вид урока: урок проблемного диалогаЦели:Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний...
Методическая разработка-конспект урока по биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс
Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца..........
