Урок биологии "Вредное влияние курения на органы дыхания и кровообращения", 9 класс, школа 8 вида.
план-конспект урока (9 класс) на тему

Лещенко Инна Васильевна

Яркий, наглядный урок. Разработан для уч-ся с умственной отсталостью. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_vred_kureniya.docx353.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными

возможностями в здоровье «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат №12 VIII вида»

( Открытый урок по естествознанию в 9 классе )

                                                                         Учитель географии и естествознания

                                     Лещенко И.В.

2010 год.

Тема: «Вредное влияние курения на органы дыхания и кровообращения».

Цель: - Дать понятие о вреде курения на организм человека, закрепить знания по темам «Кровообращение»,

«Дыхание».  Выяснить последствия  употребления   алкоголя, курения, токсических и наркотических веществ

на организм человека.

- воспитывать интерес учащихся к сохранению собственного здоровья, силы воли.

- развивать память, мышление, коммуникативные навыки.

Оборудование:  компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, бейджики с названиями органов, сигареты, урна, грязная зловонная тряпка.

      ЭПИГРАФ: 

                                     

НЕ ОГОРЧАЙТЕ СЕРДЦЕ ТАБАЧИЩЕМ…

И.П.Павлов

Ход  урока:

Часть урока

Содержание урока

Время и примечания

1.Орг.

Момент. -Приветствие.

-корр. мин.

Провер. дом.зад.

Объявл.темы

2.Осн. часть урока

Повторение

Физ. Мин-ка

Новый матер.

Закреп ление.

Итог урока.

Д/З

- Здравствуйте. Садитесь. Сегодня на уроке естествознания мы с вами будем разговаривать на очень серьёзную тему. Но всему своё время.

- Всё внимание на доску.

На экране дано 10 иллюстраций. Внимательно посмотрите на них, запомните.

    small_information_items_4947     small_information_items_5281     small_information_items_4828      information_items_5082     C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Инна\Биология\Вред курения\2009.12.10\kto kurit7.jpg

    small_information_items_5034     iCA30FVEY.jpg     C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Инна\Биология\Вред курения\2009.12.10\kto kurit6.jpg     C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Инна\Биология\Вред курения\2009.12.10\alcohol3.jpg      C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Инна\Биология\Вред курения\2009.12.10\kto kurit8.jpg 

(убираю этот слайд, включаю следующий)

    small_information_items_4947     small_information_items_5281      small_information_items_4830   information_items_5082   C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Инна\Биология\Вред курения\2009.12.10\kto kurit7.jpg

 

   

small_information_items_5034       C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Инна\Биология\Вред курения\2009.12.10\kto kurit8.jpg   C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Инна\Биология\Вред курения\2009.12.10\kto kurit6.jpg     C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Инна\Биология\Вред курения\2009.12.10\alcohol3.jpg     iCA30FVEY.jpg

- Что изменилось? ( молодцы)

   Коррекционная минутка окончена.

Проверка домашнего задания пройдет сегодня в виде графического диктанта.

Опорно-двигательная система  

Система кровообращения  

Листочки подписали и сдали.

- Давайте повторим , что мы относим к опорно-двигательной системе?

(опора – скелет,  движение -  мышцы).

- Назовите кости черепа.( ответы учащихся)

   Теперь приступим к следующему этапу нашего урока.

- На экране зашифрована тема сегодняшнего урока. Расшифруйте.

  6 1 3 2     4 7 1 3 9 5 8.   4 1 10 6 10 11 1 12  3 9 5 3.   2      13 12 9 5 3.

     -ы       -щ

1-р   2-д   3-е   4-к   5-и   6-в   7-у   8-я   9-н   10-о   11-б   12-а   13-х      

ВРЕД  КУРЕНИЯ.  Кровообращение.  Дыхание.

 - Да, мы сегодня вспомним о кровообращении, дыхании, и поговорим о влиянии на эти системы – КУРЕНИЯ!

- Но для начала я хотела бы у вас спросить, что вы понимаете под словосочетанием «ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК»…  ,т.е. назовите основные признаки здорового человека (как себя чувствует здоровый человек)?

  • Не болит и не кружится голова
  • Не беспокоят боли и в других частях тела
  • Ясный взгляд
  • Чистая, незаторможенная речь
  • Блестящие ухоженные волосы
  • Здоровый румянец на лице
  • Кожа  гладкая и чистая …

Человек здоров – значит красив!!!

 Единственная красота, которую я знаю, это здоровье.  

                                                                                    Генрих Гейне.

 - Вот мы с вами описали здорового человека, значит такой человек ведет … здоровый …   образ …  жизни. А это как? Подскажите?

  • Заниматься спортом
  • Не курить, не пить
  • Соблюдать режим дня
  • Хорошо питаться
  • Соблюдать правила личной гигиены
  • Дышать свежим воздухом

 - А вот на последнем пункте мы остановимся поподробнее.

 - Сейчас  мы наглядно покажем всем и вспомним сами, как происходит газообмен в организме человека, и как организм реагирует на табачный дым!  ИТАК, у каждого из вас есть своя роль. Представление начинается.

 И.В.- Знакомьтесь, это Кислород.

Серго - Я Кислород, я нужен человеческому организму для жизни. В атмосферном  воздухе меня содержится 21% . Я сначала встречаюсь с носовой полостью.

 Глухова Ю.- я носовая полость, я задерживаю частички пыли, микробы, согреваю

воздух.

 Серго- Дальше я прохожу в гортань.

Гордеева Л.- Я гортань. Расположена в верхней части шеи, где находятся голосовые связки, а между ними голосовая щель, здесь рождается звук, голос человека.

 Серго- дальше я лечу в трахею.

 Валера - Я трахея – хрящевая трубка, длинной 10-15 см, через меня воздух с кислородом быстро пролетает к …

Дима - Бронхам. Я – 2 Бронха. Я направляю и распределяю воздух и кислород к лёгким и лёгочным пузырькам.

 Серго- Дальше я, кислород  с воздухом, встречаюсь в лёгких с лёгочными пузырьками, которые окутаны мельчайшими капиллярами, где течёт …

Рустам - Я – кровь, состою из плазмы, лейкоцитов и эритроцитов. Я  забираю из воздуха Кислород и несу его к сердцу.

 Байталов Дима- Я – сердце. Я – двигатель организма. Я выталкиваю кровь с кислородом  в артерию, так , чтобы они попали к каждому органу человека, к каждой его клеточке.

 - Ира - Я – клетка, я из крови забираю всё, что она мне принесла, и конечно же свой любимый кислород, т.к. он помогает мне жить. Отдаю в кровь уже отработанный газ.

Алёша - Я – углекислый газ. Я хочу на волю, я здесь не нужен.

И.В. -  И вместе с кровью СО2 попадает в сердце, потом в лёгкие с лёгочными пузырьками, потом   …  в бронхи,  …  трахею,  …  гортань, …  носовую или ротовую полость.       Большой путь проделал кислород, нелёгкий, и мы устали.   Отдохнём!

- Сидя на стуле опустите руки вниз.

  Поднимите ноги, как можно выше.

  Опустите ноги медленно,  и обвейте ногами ножки стула.

  Медленно поднимите руки вверх, потянитесь.

  Медленно опускайте руки в стороны и вниз.

  Обнимите спинку стула руками.

  Постарайтесь посмотреть на соседа сзади.

  Вернитесь на исходную  позицию.

  Сделайте глубокий и медленный вдох.

 - А теперь я для вас, дорогие органы приготовила сюрприз! Я вам расскажу сказочку, а может и не сказочку, решать вам. НО!!! Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок!!!  Наш организм в котором  мы с вами находимся взял сигарету и закурил!

   И вместе с кислородом (воздухом)  к вам поступает горячая смесь ядовитых газов, сажа, дёготь и никотин. Эта смесь такая приятная, я для вас специально ёе  приготовила, дорогие органы.  Я сыграю роль этой гремучей смеси, хоть мне этого и не хочется, но вы должны ощутить то, что  чувствует  ваше тело, ваши  органы каждый день!!! И не могут вам сказать о своих ощущениях.

 - Итак, эта смесь дотрагивается до носовой полости, окутывает её.

   Затем оставляет свои гадости в носоглотке, гортани, трахее хозяйничает в бронхах, пронизывает все лёгкие с лёгочными пузырьками, где тоже оставляет свои следы. А уж в крови она творит такое, что ни в сказке сказать ни пером описать.

 - Вот так она медленно ,но верно губит не только вас, но и ваших ещё не появившихся на свет детей.

 - Вот и сказки конец, а кто слушал молодец! Поделитесь своими ощущениями, скажите что вы почувствовали?

    Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным.

Г.Лессинг

 - Теперь мне хочется показать последствия  злостного  курения.

small_information_items_4828        small_information_items_4832   small_information_items_4830

information_items_5082     C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\Образцы рисунков\Рисунок1.jpg        C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\Образцы рисунков\Рисунок2.jpg

C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\Образцы рисунков\Рисунок3.jpg       C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\Образцы рисунков\Рисунок4.jpg

Все знают, что курить-

Губить здоровье,

Но люди курят всё равно.

А ведь такое – всем понятно

Быть с человеком не должно!

А кто бежит за школу по утрам,

Себе могилу тихо роет сам.

Вам кажется, что вы крутые,

Окажется на деле – вы больные.    

Теперь вы понимаете,

Как ваши органы страдают!

Чтоб беды такой не допускать,

В свою жизнь смрад сигаретный

Надо не пускать.                                                                                

- А может быть лучше так?!!C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\Образцы рисунков\Рисунок5.jpg

-В заключении урока хочется у вас спросить что вы хотите от жизни?

 Как вы представляете свою жизнь, чтобы вы хотели чтобы у вас было        в жизни ?

  1. ____________________________
  2. Счастливая жизнь
  3. Счастливые и здоровые родители
  4. Красиво отдыхать, ходить в кафе и рестораны
  5. Путешествовать, увидеть весь мир
  6. Иметь машину
  7. Поднять на ноги своих детей
  8. Хорошо одеваться
  9. Иметь много денег
  10. Иметь хорошую  высокооплачиваемую работу
  11. Иметь здоровых детей
  12. Иметь хорошую семью
  13. Быть здоровым и красивым

 - НО, вы не смогли раз отказаться от сигареты,  вы не смогли два отказаться от сигареты, три, и т.д. …   И к чему это приведёт?  …

Эта ваша жизнь!  Ваша жизнь в ваших руках!

Каждый из вас обдумает урок, сделает свой выбор, сделает свой шаг в будущее, а какой будет шаг зависит от вас!

Если вам понравился урок , сломайте сигарету, её место там, в мусорке!

- Домашним заданием будет  обдумать увидимое и услышанное. И разобрать слова баснописца И.Крылова:

                                                     Осел останется ослом,

                                                     Хотя осыпь его звездами:

                                                     Где надо действовать умом,

                                                     Он только хлопает ушами.

 Спасибо всем!

Урок окончен!

До свидания!

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

5 слайд

6 слайд

7 слайд

1 мин.

8 слайд

9 слайд

10  слайд

11 слайд


И.Крылова:

                                                Осел останется ослом,

                                                Хотя осыпь его звездами:

                                                Где надо действовать умом,

                                                 Он только хлопает ушами.

И.Крылова:

                                               Осел останется ослом,

                                                Хотя осыпь его звездами:

                                                Где надо действовать умом,

                                                Он только хлопает ушами.

И.Крылова:

                                               Осел останется ослом,

                                               Хотя осыпь его звездами:

                                               Где надо действовать умом,

                                               Он только хлопает ушами.

И.Крылова:

                                                Осел останется ослом,

                                               Хотя осыпь его звездами:

                                               Где надо действовать умом,

                                               Он только хлопает ушами.

Анализ открытого урока по естествознанию, проведённого учителем  Лещенко И.В.

Тема урока: «Вредное влияние курения на органы кровообращения и дыхания».

Тип урока: обобщающий.

Цели урока: Дать понятие о вреде курения на организм человека, закрепить знания по       темам «Кровообращение», «Дыхание».  Выявить последствия  употребления   алкоголя, курения,   токсических и наркотических веществ на организм человека.

                 - воспитывать интерес учащихся к сохранению собственного здоровья, силы воли.

                   - развивать память, мышление, коммуникативные навыки.

Урок обобщает знания детей и является заключительным в изучении тем «Кровообращение», «Дыхание». Дидактические цели урока, а именно, актуализация знаний, в ходе урока были полностью реализованы. Учащиеся владеют знаниями о процессе дыхания и газообмене в организме человека.

          Теоретические сведения использованные на уроке имели научную обоснованность, излагались последовательно и в доступной для учащихся форме.

           В ходе урока Инна Васильевна использовала разнообразные методы и приёмы (беседа, инсценировка, рассказ), которые в целом соответствовали типу урока и были целесообразны. Предлагая уч-ся высказаться  о своём будущем образе жизни, педагог активизировала  их  самостоятельность и творческое мышление. На уроке уч-ся действовали осознанно и показали хороший уровень усвоения материала. Учитель знает умственные особенности каждого ученика, поэтому в ходе урока более слабым ученикам предлагала вопросы и задания соответствующие их возможностям. Оценка знаний, умений и навыков учащихся была точной и объективной.

           Коррекционные цели урока, заключающиеся в развитии памяти и мышления уч-ся, реализованы в ходе коррекционной минутки, в содержании вопросов и заданий, которые предлагались детям. В процессе актуализации знаний уч-ся побуждались к анализу, обобщению, систематизации уже известных им и новых сведений, что также способствовало коррекции мышления.

           Урок имеет непосредственно связь с настоящей и будущей жизнью уч-ся, все представленные на уроке факты, демонстрация слайдов были направлены на профилактику вредных привычек, в частности курения, и воспитанию у подростков потребности в здоровом образе жизни. Инна Васильевна полностью владеет учебным и дополнительным материалом по теме, а также инновационными технологиями образования, что позволило ей сделать урок содержательным, интересным  для учеников. Учитель корректно и доброжелательно реагировал на высказывания ребят, поддерживала на уроке положительный эмоциональный климат.

                   

                            Учитель:                                                                   Кончева Г.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии на тему:"Органы дыхания. Значение дыхания".

Урок биологииТема: Органы дыхания. Значение дыхания"....

Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс

Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс. Урок составлен по технологии развивающего обучения Л.Г.Петерсон по учебнику "Биология. Человек" Драгомилов А. Г.,...

Положительное влияние плавания на органы дыхания

   Положительное влияние плавание оказывает и на дыхательную систему организма, тренирует дыхательные мышцы и усиливает устойчивость организма против действия микроорганизмов. Дыхание...

Конспект урока "Вредное влияние курения на организм человека"

В данном конспекте представлен материал для коррекционных школ для детей с умственной отсталостью. В нём прапагандируется здоровый образ жизни....

Урок по биологии по теме "Органы дыхания " 7 класс

Урок по биологии по теме "Органы дыхания " для 7 класса. Автор учебника: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Линия: В.В.Пасеник «Вертикаль»...