Главные вкладки

    План-конспект урока по биологии (8 класс) по теме:
    план конспект урока по биологии "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

    Краснощекова Елена Ивановна

    план конспект урока биологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stroenie_i_rabota_serdtsa._otkrytyy_urok.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ Поселковая СОШ

    Калачеевского района

    Воронежской области

    План – конспект урока

    по биологии в 8 «Б» классе.

    Тема: СТРОЕНИЕ  И РАБОТА СЕРДЦА.

    КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ.

                                                                                       

     Учитель биологии

    Краснощекова Е. И.

    п. Колос 19.11.2013

    слайд  №2

    Цель:     сформировать понятия «строение и работа сердца», «кровеносная система» и

                   «кровообращение».

    Задачи: актуализировать знания учащихся о значении кровообращения;

                   развивать понятие о строении сердца в связи с выполняемыми функциями;

                   сформировать понятия «сердечный цикл», «фазы сердечного цикла»;

                   совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения

                   выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, графические

                   навыки учащихся;

                   развивать память, познавательный интерес к предмету;

                   воспитывать культуру труда.

    Оборудование :

                   таблицы «Сердце», «Круги кровообращения», ноутбук, мультимедийный

                   проектор.

    Ход урока.

    I Оргмомент.

    II Изучение нового материала.

         Обращается внимание учащихся на план урока, по которому будет производится изучение нового материала. (План написан на доске).

    План. Слад №3

    1. Значение кровообращения.
    2. Строение сердца.
    3. Фазы сердечного цикла.
    4. Кровеносные сосуды.
    5. Из истории изучения кровообращения.
    6. Круги кровообращения.

    Слайд №4

    Значение кровообращения. (Рассказ учителя, рассмотрение рисунка «Общая схема кровообращения»).

    Система органов кровообращения человека представлена сердцем и кровеносными сосудами. Сокращаясь, сердце работает как насос и проталкивает кровь по сосудам, обеспечивая её непрерывное движение. При остановке сердца наступает смерть, потому что прекращается доставка тканям кислорода и питательных веществ, а также освобождение тканей от продуктов распада. Движение крови по сосудам называют кровообращением.

    Слайд №5

    Строение сердца. (Рассказ учителя).

    Сердце – полый мышечный орган.(Показ слайда «Сердце»). Его масса у взрослого человека составляет 250- 300 г. сердце расположено в грудной полости, смещено влево от средней линии груди. Оно находится в околосердечной сумке, образованной соединительной тканью. Внутренняя поверхность околосердечной сумки выделяет жидкость, увлажняющую сердце и уменьшающую трение при сокращениях.

    Строение сердца соответствует его функции. Оно разделено сплошной перегородкой на две части – левую и правую. В свою очередь, каждая часть сердца разделена на два сообщающихся друг с другом отдела: верхний – предсердие и нижний – желудочек. Таким образом, сердце у человека, как и у всех млекопитающих, четырёхкамерное: оно состоит из двух предсердий и двух желудочков.

    Стенки предсердий гораздо тоньше стенок желудочков. Это связано с тем, что работа, совершаемая  предсердиями, сравнительно невелика. При их сокращении кровь поступает в желудочки. Желудочки совершают значительно большую работу, проталкивают кровь по всей длине сосудов. Мышечная стенка левого желудочка толще стенки правого, так как он совершает большую работу. На границе между каждым предсердием и желудочком имеются клапаны в виде створок, которые сухожильными нитями прикреплены к стенкам сердца. Это створчатые клапаны. 

    Во время сокращения предсердий створки клапанов свисают внутрь желудочков. Поэтому кровь свободно проходит из предсердий в желудочки. При сокращении желудочков створки клапанов захлопываются и закрывают вход в предсердия. Поэтому кровь движется только в одном направлении: от предсердий к желудочкам. Из желудочков кровь выталкивается в сосуды. Между желудочками и артериями находятся полулунные клапаны. Они также обеспечивают ток крови в одном направлении – из желудочков в артерии.

    ( После объяснения учителя учащиеся выполняют Работу 61 в рабочей тетради на стр. 41).

    Фазы сердечного цикла. (Объяснение учителя, заполнение таблицы «фазы сердечного цикла»).

    Сокращения сердца ритмичны. В состоянии относительного покоя сердце сокращается примерно 70-75 раз в 1 минуту.

    При сокращении обоих предсердий, длящемся 0,1 с, вся кровь переходит в желудочки. Затем предсердия расслабляются, а оба желудочка, сокращаясь, выбрасывают кровь в аорту и легочную артерию. Сокращение желудочков продолжается приблизительно 0,3 с, после чего они расслабляются и в течение последующих 0,4 с вся сердечная мышца находится в состоянии покоя, или общего расслабления.

    Деятельность сердца представляет собой ритмическую смену трёх фаз сердечного цикла: сокращения предсердий, сокращение желудочков и общего расслабления сердца. Длительность всего сердечного цикла составляет примерно 0,8 с. На фазу общего расслабления приходится около 0,4 с. Такой отдых в промежутках между сокращениями достаточен для того, чтобы работоспособность сердечной мышцы полностью восстановилась.

    А теперь давайте отобразим фазы сердечного цикла в виде таблицы. 

    Слайд №6

    Таблица «Фазы сердечного цикла».

    Признаки

    Сокращение предсердий (систола)

    Сокращение желудочков (систола)

    Общее расслабление предсердий и желудочков (диастола)

    Направление движения крови

    Из предсердий в желудочки.

    Из желудочков в аорту и легочную артерию.

    Из вен в предсердия и желудочки.

    Продолжительность фазы, сек

    0,1

    0,3

    0,4

    Состояние створчатых клапанов

    открыты

    закрыты

    Открыты

    Состояние полулунных клапанов

    закрыты

    открыты

    закрыты

    Теперь небольшая физкультминутка. Памятка находится в классе. После нее ученики вместе с учителем переходят к изучению следующего раздела.

    Кровеносные сосуды. (самостоятельная работа учащихся с учебником, в результате которой они выписывают в тетрадь определения «Артерии», «Вены», «Капилляры»). Далее учащиеся заполняют таблицу «Строение кровеносных сосудов», в соответствующую графу ставят знак «+» или «-». При выполнении этого задания ученики используют рисунки «Сосуды разных участков кровеносного русла», «Строение стенок сосудов»,используя материалы учебника на стр.

    Выполнение Работы  65 в рабочей тетради на стр.42

    Слайд №7

    Особенности строения

    Артерии

    Вены

    Капилляры

    Слои стенки:

    А) из соединительной ткани;

    Б) из гладких мышц;

    В) из однослойного эпителия

    Наличие клапанов

    Слайд№8

    Слайд №9

    Из истории изучения кровообращения. (сообщения учащихся об ученых, занимавшихся изучением кровообращения).

    1. Гарвей Уильям (1578 - 1657 гг.)  Ляшенко Виктория
    2. Аристотель Стагирит (384 - 322 гг. до н. э.) Лебедева Елизавета
    3. Гален Клавдий (201 - 131 гг. до н. э.) Угримова Ирина

    Слайд №10

    Круги кровообращения. (Рассказ учителя, демонстрация  таблицы «Круги кровообращения», выполнение в тетрадях схемы кровообращения).

    Движение крови в организме человека происходит по двум замкнутым системам сосудов, соединённых с сердцем,- малому и большому кругам кровообращения.

    Малый круг кровообращения. В правую часть сердца попадает венозная, бедная кислородом кровь. Сокращаясь, правый желудочек выбрасывает кровь в легочную артерию. По двум ветвям, на которые делится легочная артерия, кровь направляется к легким. В легких ветви легочной артерии распадаются на все более мелкие артерии и переходят в капилляры, густо оплетающие многочисленные легочные пузырьки, куда поступает атмосферный воздух. Когда кровь течет по капиллярам легких, в неё поступает кислород. Одновременно углекислый газ из крови переходит в  воздух, заполняющий легкие, т.е. в капиллярах легких венозная кровь становится артериальной. Затем кровь собирается в вены. Сливаясь друг с другом, они образуют четыре легочные вены, впадающие в левое предсердие.

    Путь крови от правого желудочка через артерии, капилляры и вены легких до левого предсердия называется малым кругом кровообращения.

    Большой круг кровообращения.

    Левый желудочек, сокращаясь, выбрасывает артериальную кровь в аорту. От нее ответвляются артерии, снабжающие кровью все органы, включая само сердце. В каждом органе артерии постепенно ветвятся, образуя густые сети мелких артерий и капилляров. Из капилляров большого круга кровообращения ко всем органам и тканям тала поступает кислород и питательные вещества, а из клеток в капилляры переходит углекислый газ. При этом кровь превращается из артериальной в венозную. Капилляры сливаются в вены, сначала мелкие, а затем  в более крупные. Из них вся кровь собирается в две большие полые вены. Верхняя полая вена несет в сердце кровь от головы, шеи, рук, а нижняя полая вена – от всех остальных частей тела. Обе полые вены впадают в правое предсердие.

    Путь от левого желудочка через артерии, капилляры и вены всех органов тела до правого предсердия называют большим кругом кровообращения.

    Кругооборот крови по большому кругу кровообращения происходит за 20-23 с, по малому – в 5 раз скорее.

    Слайд №11

    III Закрепление.

    Тест (КИМы) учащиеся выполняют тест №12 на стр.30-31(Вариант 1, вариант 2)

    IV  Выставление оценок.

    V Домашнее задание.

          Параграф №16 читать, отвечать устно на вопросы 1-9 на странице 59,выполнить Работу 67 в рабочей тетради на стр.43


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по теме "Строение и работа сердца, круги кровообращения"

    Модульный урок по теме  :Строение и работа сердца, круги кровообращения" с использованием технологической карты....

    Развернутый план-конспект урока по теме: «Практическая работа № 8 «Работа с нумерованными и маркированными списками».7 класс

    Урок по теме: «Практическая работа № 8 «Работа с нумерованными и маркированными списками»....

    План-конспект урока по алгебре и началам анализа-11 по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке»

    Урок – исследование по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке» нацелен на то, чтобы проверить, как учащиеся усвоили различные приемы нахождения производных...

    Открытый урок Строение и работа сердца. Круги кровообращения

    В работе представлен конспект урока, технологическая карта урока и маршрутный лист для обучающихся....