Главные вкладки

    Открытый урок Строение и работа сердца. Круги кровообращения
    план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

    Ламонова Светлана Алексеевна

    В работе представлен конспект урока, технологическая карта урока и маршрутный лист для обучающихся. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    (СЛАЙД 1)

    - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.  Вы, наверное, заметили, что сегодня у нас несколько необычный урок, потому как на уроке присутствуют гости, и мы их приветствуем.  Но его необычность  не только в этом.  Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Мне хочется вам пожелать хорошего и познавательного урока.

    Раздается звук биения сердца. 

     (СЛАЙД 2)

    Что такое сердце?
    Камень твердый?
    Яблоко с багрово-красной кожей?
    Может быть, меж ребер и аортой
    Бьется шар, на шар земной похожий? 
    Так или иначе, все земное 
    Умещается в его пределы,
    Потому что нет ему покоя,
    До всего есть дело.

    Много литературных произведений посвящено сердцу. Возможно, вы читали или слышали о «смелом сердце Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»; о «Холодном сердце» из сказки Гауфа.

    Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, доброе и злое,  смелое, гордое …  

    Какое оно, ваше сердце? Об этом и пойдет речь на нашем уроке, который мы с вами проведём в недавно открывшемся музее кардиологии.

    Открыть новые знания и закрепить их вам поможет  наш эрудированный Ум Наумыч, учебник биологии и  маршрутный лист, который есть у каждого из вас. И так,  в добрый путь!

    Чтобы попасть в музей, нужно получить допуск, который даётся только выполнившим задания.  Каждый из вас выполнит индивидуальное задание на повторение пройденного материала.

    И так,  подписываем свои  маршрутные листы,  записываем число, сегодня 28 ноября. Приступаем к выполнению заданий.

    Задание 1  соотнесите понятие и его определение – Юля.

    Задание 2.  решение задачи (Денис)

    Задание 3. выстроить круги кровообращения нам помогут Вика и Миша.

    Задание 4. сравнительный анализ эритроцитов крови человека и лягушки  сделает  Ваня.

    (проверка заданий каждый комментирует своё задание) 

    Все достаточно хорошо справились с заданиями, и теперь вы можете посетить наш музей.

    Я сегодня выступлю в роли экскурсовода. И мне отрадно, что вы заинтересовались экспонатами нашего музея. Музей кардиологии, а, кстати,  кто знает, что означает понятие «кардиология»?  (ответы учащихся)

    (Слайд 5) Запись в МЛ. 

    Кардиология – раздел медицины, изучающий строение, функции и заболевания сердечно-сосудистой системы, а также разрабатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики.

    (На столе стоит «черный ящик», учитель рассказывает)

    И так, перед вами первый экспонат нашего музея – чёрный ящик.

    (СЛАЙД 6)

    В одном из выпусков интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» перед знатоками поставили «черный ящик» и задали вопрос телезрителей.

    Внимание, вопрос:

    Греки считали его  вместилищем духа.

    Китайцы  верили, что в нем сосредоточено счастье.

    Египтяне  полагали, что  в нем рождаются эмоции и интеллект, и изображали его в виде сосуда.

    - Как вы думаете, что в черном ящике, о чем идет речь?

    (Ответ уч-ся: мозг, желудок, сердце)

    - (СЛАЙД 6) Действительно речь идёт о сердце – это наш главный экспонат музея.

    (Учитель достаёт из «чёрного ящика» муляж сердца).

    - Попробуйте сформулировать тему урока.      

    (ответы учащихся)

    (СЛАЙД 7) Итак, тема урока «Круги кровообращения. Строение и работа сердца»

    (запись темы в рабочий лист)

    - А как каждый из вас может ощутить работу своего сердца?

    (положить ладонь в область сердца, по пульсу, используя фонендоскоп и  т.д.)

    А теперь проведем небольшой эксперимент.

    1. Встаньте около своего рабочего места. Найдите пульс на запястье и обратите внимание на его частоту, силу и ритмичность.
    2. Встаньте  на одну  ногу, и, держась за край парты (только для сохранения равновесия) сделайте  медленные приседания (кто сколько может). Садитесь на свои рабочие места, найдите снова пульс и обратите внимание, есть ли какие либо изменения?

    - Как долго вы бы могли выполнять это упражнение? (1-2 мин, 5-10 приседаний) А почему так мало и недолго?

    (Подводит к формулированию проблемного вопроса)

    - Возникает вопрос: Почему скелетные мышцы утомляются, а сердце может безостановочно работать в течение всей жизни? Не останавливаясь на капитальный, да, что там на капитальный, даже на мелкий ремонт.

    - Что мы должны сделать, чтобы найти ответы на этот  вопрос? 

           (Исходя из ответов учащихся, формулируется цель урока) 

    (СЛАЙД 7)

    И так, цель сегодняшнего урока: изучить особенности строения и  работы сердца человека. 

    - Каким образом мы можем изучить строение сердца? 

    (изучить материал учебника, спросить у учителя, посмотреть учебный фильм, использовать  источники интернета).

     -  Правильно, всё это мы с вами сегодня и постараемся использовать.

    (СЛАЙД 8) Экскурсовод (видео 1. Человек).

    История науки о сердце началась в 1628 году, когда Уильям  Гарвей открыл  законы кровообращения. Этот год считается годом возникновения научной кардиологии.

    Прислушайся. Что бы ты ни делал – спал, ел, бежал, – всегда раздается приглушенный, ритмичный стук. Это бьется твое сердце.

    - Кто мне скажет, почему сердце так назвали?                               (ответ уч-ся)

    Правильно, слово «сердце» происходит от слова середина.

    Сожмите свою руку в кулак, и вы увидите, какого оно размера.

    - Обратите внимание, в МЛ  есть задания, которые вы сможете выполнить по ходу рассказа учителя или просмотра фильмов. Будьте внимательны! Внимание на экран!

    (ВИДЕО 2).  «Сердце». 

    Уч-ся: Хотелось бы узнать, какова роль околосердечной сумки?

    (ВИДЕО 3)  «Околосердечная сумка сердца».   Или   (СЛАЙД 9) 

    Уч-ся: Очень интересно узнать о внутреннем строении сердца.

    Давайте разберемся, из чего же состоит сердце.

    Прежде чем вы узнаете о внутреннем строении сердца, обратите внимание на 6 задание в маршрутном листе,  слушая видеофрагмент, постарайтесь заполнить пропуски.

    (ВИДЕО 4.)  «Внутреннее строение  сердца». 

    Какие части сердца остались не обозначенными?

    Используя рисунок 65 на стр. 140 в учебнике   выполните задание до конца. А теперь поменяйтесь своей работой с соседом по парте. И выполните взаимопроверку, пометив на полях сколько ошибок допущено используя ответ на слайде.

     (Слайд 10)  Проверка правильности выполненного задания.

    Экскурсовод.

    - Теперь, зная строение сердца, вернемся к нашему эксперименту.  Мы выяснили, что сердце - это мышечный орган, следовательно, как и любая мышца при продолжительной работе оно утомляется.  И, чтобы восстановить свою работоспособность, оно должно отдохнуть.

    А сейчас рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.

     (СЛАЙД 11) Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящих за время одного сокращения сердца. 

     Сердце сокращается с частотой примерно 70-80 ударов в минуту.

    Внимание, вопрос: сколько времени уходит на  период от одного сокращения до другого (примерно 0,8 сек).

             Посмотрим, что за это время успевает происходить в сердце.  

    Учитель рассказывает, демонстрируя видео  

    5. «Сердечный цикл». 

    Самостоятельно прочтите текст учебника сердечный цикл  стр. 142-143, заполните таблицу в задании 7.

    Фазы сердечного цикла

    Продолжительность фаз (с)

    Состояние клапанов

    Движение крови

    Сокращение предсердий (систола)

    0,1

    створчатые открыты,
    полулунные закрыты

    предсердие – желудочек

    Сокращение желудочков (систола)

    0,3

    створчатые закрыты,
    полулунные открыты

    желудочек – предсердие

    Пауза. Расслабление предсердий и желудочков (диастола)

    0,4

    створчатые открыты,
    полулунные закрыты

    вены – предсердие, желудочек

    Сердечный цикл состоит из трех фаз. Во время сокращения (систолы) предсердий, которое длится около 0,1 с, желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты. Сокращение (систола) желудочков длится около 0,3 с. При этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты (сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту. Полное расслабление сердца – сердечная пауза, или диастола, – длится около 0,4 с.

    (СХЕМА НА ДОСКЕ) Воронежские ученые Ю.Д. Сафонов и Л.И. Якименко определили, что в течение одного сердечного цикла клапаны и сердечная мышца участвуют в 40 последовательных движениях. Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1 с и отдыхают 0,7 с, а желудочки работают 0,3 с и 0,5 с отдыхают.

     Обратите внимание на следующий экспонат. Кто знает, что это такое? (электрокардиограмма)

    (НА СЛАЙД  12)

    На ней обозначены фазы сердечного цикла:

    P-Q – СОКРАЩЕНИЕ ПРЕДСЕРДИЙ

    Q-R-S – сокращение желудочков

    T -  начало паузы.

    На ЭКГ хорошо видно, что на отдых приходится половина времени сердечного цикла. Всего за 0,4 сек. сердце успевает восстановить работоспособность.

    - Итак, мы выяснили, что  сердце сокращается примерно 70 раз в минуту. Давайте подсчитаем, какую работу совершает ваше сердце за время одного урока?

    (СЛАЙД 13)

    Внимание, задача: (Объедкова Ю)

    Сердце сокращается 70 раз  в минуту. За одно сокращение сердце перекачивает 200 мл крови. Сколько литров крови перекачивает ваше сердце в течение одного урока?

    Ученики: делают вычисления.

    Решение: 200мл * 70 = 14000 мл (14л)  в минуту.

     14 * 45 = 630 (л).

    Экскурсовод. Вспомним известные нам способы регуляции функций в организме.  (СЛАЙД 14)

    Во-первых, это нервная регуляция, а во-вторых – это гуморальная регуляция активности сердца. ЦНС постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсов. Сердце имеет двойную иннервацию: парасимпатическую и симпатическую.

    Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами, циркулирующими в крови.

    Работу сердца тормозят: ацетилхолин, соли натрия, увеличение рН крови.

     Усиливают работу сердца адреналин (при остановке сердца его вводят прямо в сердечную мышцу), соли калия, уменьшение рН.

    Влияют на сердечную деятельность и гормоны, которые вырабатываются   щитовидной, поджелудочной железами, надпочечниками, гипофизом.

    Нервная и гуморальная регуляция тесно взаимосвязаны и составляют единый механизм регуляции сокращений сердца.

     Внимание на экран. (СЛАЙД 13 КиМ)

    Экскурсовод. -   Сердце – уникальный орган.

    (Постановка проблемы)

     Учитель приводит исторический факт из жизни Везалия.

     (слайд № 15) Среди ярких имён эпохи Возрождения видное место занимает имя Андре́аса  Веза́лия – средневекового врача, основателя научной анатомии
    …Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.

    Вопрос: - Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему, же все-таки сокращалось сердце?
    Ответ вы найдете, прочитав статью «Автомат
    ия сердца»  на стр. 141. Определение впишите в маршрутный лист.

     Так что же такое автоматия сердца? (Денис).

    Способность сердца ритмично сокращаться без внешних раздражений, а только под влиянием импульсов, возникающих в нем, называют автоматизмом.

     Внимание на экран. (СЛАЙД 11 КиМ)

    Следующая экспозиция называется «Удивительное рядом».

    На ней представлено множество сердец,  каждое из которых – интересный факт о сердце.  Они вас однозначно удивят, а некоторые - даже поразят!

     Уч-ся выходят к доске берут сердца, рассказывают и крепят сердечко на доске, получается большое сердце.

    А сейчас я предлагаю вам выполнить задание № 9. Задание – перекличка – это тестовые задания.  Я читаю вопрос, а вы сразу подбираете, как вы считаете верный вариант ответа.  

    1. Сердце человека:

    а) 3-х камерное,    

    б) 2-х камерное,    

    в) 4-х камерное

    2. Значение клапанов сердца:

     а) защитная функция,  

    б) обеспечивают питание сердца,  

    в) обеспечивают движение крови в одном направлении

    3. Сердце обладает автоматизмом – это значит:

      а) сокращается и расслабляется с участием нервной системы,

      б) способно сокращаться без участия нервной системы,

      в) приспосабливается к изменяющимся условиям внутренней среды

    4. Какие мышцы образуют сердце:

     а) поперечно-полосатые,  

     б) гладкие

    5. Какой сосуд выходит из левого желудочка:

     а) аорта,  

    б) нижняя полая вена,  

    в) верхняя полая вена

    6. Блуждающий нерв

    а) замедляет работу сердца,  

    б) ускоряет работу сердца,  

    в) не влияет на работу сердца

    7. Околосердечная сумка образована:

     а) эпителиальной тканью,  

    б) соединительной тканью,  

    в) мышечной тканью

    8. Последовательность фаз сердечного цикла – это:

      а) сокращение предсердий  --- сокращение желудочков --- пауза,

      б) сокращение желудочков --- сокращение предсердий  --- пауза,

      в) сокращение предсердий  --- пауза --- сокращение желудочков

    - Послушайте небольшое стихотворение Рассула Гамзатова:

    Тебя я помучил немало,
    Как вспомню, ни ночи, ни дня
    Со мной ты покоя не знало,
    Прости, мое сердце, меня.
    Кружит, как над полем сраженья
    Порой над тобой воронье.
    За подвиги долготерпенья
    Прости меня, сердце мое.

    Скажите, о чем говорят эти строки? Что нужно делать, чтобы сберечь свое сердце? (учащиеся высказывают свои предположения) Свои предположения оформите в виде памятки по сохранению здоровья сердца, которой вы сможете поделиться с друзьями, родными, вашими близкими. Характер исполнения может быть любой: и презентация, и брошюра и информационный лист, буклет.

    - Как говорил Козьма  Прутков: «Нельзя объять необъятное». Вопрос о движении крови очень многозначен, разговор будет продолжен на следующих уроках. И мы  с вами обязательно рассмотрим оставшиеся экспонаты и узнаем много нового и интересного.

     (Организует подводящий диалог)

    - Ребята, вспомните, какой была цель нашего урока?

    изучить особенности строения и  работы сердца человека. 

    Как вы думаете, цель достигнута? (Да)

     Какие выводы вы можете сделать по итогам урока?

    (СЛАЙД 16)

    1.Строение сердца соответствует его функции.

    2.Мышцы сердца обладают автоматизмом, благодаря чему сохраняется последовательность сердечного цикла.

    3.Нервная и гуморальная регуляция сердца приспосабливает его работу к нуждам организма.

     Сегодня на уроке все без исключения старались хорошо работать. Оценки за урок:

    Игнатьев Михаил -

    Кирсанова Виктория  –

    Объедкова Юлия –

    Паринский Денис –

    Плотников Иван -

    Озвучивает домашнее задание. 

    Дома вам предстоит  выполнить следующую работу:

    1. Прочитать п.22,  выполнить задание № 4. на стр. 144.

    2. Составить памятку или буклет  по профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы.

    Этап. Рефлексия

    На уроке я работал

    Активно/пассивно

    Своей работой на уроке я

    Доволен/не доволен

    Урок для меня показался

    Коротким/длинным

    За урок я

    Не устал/устал

    Мое настроение

    Стало лучше/стало хуже

    Материал урока мне был

    Понятен/не понятен

    Полезен/бесполезен

    Интересен/скучен

    Домашнее задание мне кажется

    Легким/трудным

    Интересным/не интересным

     Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Строение и работа сердца"

    -Разве сердце выглядит так, как изображается этот символ? Где находится сердце?А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно? Учащиеся высказывают свои предположения....

    урок "Строение и работа сердца человека"

    урок "Строение и работа сердца человека" по технологии модульного обучения...

    Конспект урока Строение и работа сердца

    Разработка конспекта урока  Строение и работа сердца по биологии, 8 класс...

    Разработка урока по теме "Строение и работа сердца, круги кровообращения"

    Модульный урок по теме  :Строение и работа сердца, круги кровообращения" с использованием технологической карты....

    « Строение и работа сердца. Круги кругообращения»

    « Строение и работа сердца. Круги кругообращения»...