Анализ ведения третьего урока физической культуры
статья по физкультуре на тему

Смышляева Елена Александровна

В нашей школе третьим уроком физической культуры является плавание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_vedeniya_treteno_uroka.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ ведения третьего урока физической культуры в ГБОУ средней школе №235 им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

Введение

          Проблемами физического воспитания детей в настоящее время занимаются не только специалисты физической культуры, но и  многие другие специалисты. Всем известно, что здоровье школьников ухудшилось, поэтому и встал вопрос о применении здоровьесберегающих технологий в современной педагогике. В целом по России лишь 15% выпускников можно считать здоровыми, около 40% страдают различными хроническими заболеваниями. Результаты медицинского осмотра учащихся ГБОУ средней школы №235 свидетельствуют о том, что самыми распространенными заболеваниями у школьников являются заболевания костной системы, болезни органов зрения, дыхательной системы.

         Одним из важнейших разделов государственной социально-экономической политики является физическая культура, которая в целях сохранения и укрепления здоровья, формирования гармоничной личности ребенка как члена общества, выполняет целый ряд специфических социальных функций: образовательную, воспитательную, профессионально-прикладную и реакционно-игровую. Работникам образования и физической культуры следует по- новому, более осмысленно подходить к выбору средств, методов и форм занятий физической культурой.

          Анализ состояния физического воспитания в образовательных учреждениях показал, что для обеспечения школьникам качественного уровня физической активности, физического развития и физической подготовленности двух уроков физической культуры в неделю недостаточно. Поэтому введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью.

           Одной из основных задач учителя  физической культуры является формирование у школьников осознания необходимости здорового образа жизни. В основе ЗОЖ лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных занятий физическими упражнениям при положительном и активном отношении к ним самих учащихся.

           Интерес и удовольствие, получаемые в процессе выполнения  физических  упражнений, постепенно переходят в привычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся на долгие годы.

            Введение третьего урока физической культуры оздоровительной направленности, не нарушая отработанной и оправдавшей себя программы физического воспитания, берет на себя значительную долю функций вариативной части программы, ориентированной преимущественно на оздоровительный компонент физического воспитания, тем самым позволяя в рамках двух уроков физической культуры в неделю более эффективно реализовывать задачи, предусмотренные базовой частью программы.

            Цель введения третьего урока физической культуры – ликвидация низкой двигательной активности учащихся для сохранения и укрепления их физического, психического и нравственного здоровья.

            Задачи:

  • Сформировать у детей интересы и потребности в регулярных занятиях оздоровительными физическими  упражнениями в различных формах физкультурной деятельности, отражающей личные интересы учащихся в развитии культуры тела, культуры движений, физических возможностей и физической подготовленности
  • Сформировать положительное отношение школьников к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование, потребность  в регулярных занятиях оздоровительными физическими  упражнениями
  • Научить школьников навыкам рационально-двигательной деятельности
  • Способствовать овладению системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья
  • Повысить общую физическую подготовленность

         Здоровье всегда считалось наивысшей ценностью, основой для самореализации и самовыражения личности. На фундаменте  физического базируется здоровье психическое, на  психическом – нравственное и социальное. Статистика показывает, что за время обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема укрепления  здоровья детского и подросткового населения возникла в результате взаимодействия огромного количества факторов риска, порожденных неблагоприятными биологическими, экологическими, социальными и экономическими условиями. Актуальность проблемы здоровьесбережения в современных условиях связана и со школьными перегрузками, с тем, что не учитываются психофизические особенности развития учащихся.

         Данная проблема решается на научной основе в рамках

государственной политики по данному вопросу.

          В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации  от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,  реализующих программы общего образования в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов вводится третий час физической культуры.

          Третий урок  включается в сетку расписания физической культуры учебных занятий и рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры.

Особенности внедрения третьего урока физической культуры в ГБОУ средней школы № 235 им. Д.Д. Шостаковича

           К основным принципам построения третьего оздоровительного часа физической культуры относятся принцип деятельного подхода, принцип многообразия, принцип оптимизации.

          Принцип деятельного подхода  включает идею непрерывного физкультурного оздоровления ребенка, необходимо научить его заботиться о своем здоровье, заниматься физической культурой не только на уроках, но и используя самостоятельные домашние задания)

          Принцип многообразия создает условия для использования форм занятий, связанных с культурно-историческим наследием, климатические и географические особенности различных регионов.

          Принцип оптимизации учитывает состояние здоровья учащихся, показатели их физического развития и физической подготовленности, возрастные интересы в сфере физической культуры и спорта.

          Введение третьего урока физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, увеличении объема двигательной активности занимающихся школьников, укреплении их здоровья, развития их физических качеств и совершенствование физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.

           При разработке содержания образования, предусмотренного на  третий час физической культуры целесообразно учитывать основные направления физической культуры: оздоровительное, спортивное, общеразвивающее направление.

         Оздоровительное направление – ориентируется на целенаправленное укрепление здоровья обучающихся, углубленное развитие физических качеств и способностей, оптимизацию работоспособности и предупреждение заболеваемости.

  • на ступени начального общего образования – формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
  • на ступени основного общего образования – воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
  • на ступени среднего (полного) общего образования (базовый уровень) – использование различных видов физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни, организации индивидуального двигательного режима.

        Спортивное направление – характеризуется углубленным освоением обучающимися на ступени основного общего образования и среднего общего образования (базовый уровень) одного или нескольких видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного и среднего образования по физической культуре, позволяющих активно включаться в соревновательную деятельность, использовать в организации активного отдыха и досуга.

       Общеразвивающее направление – ориентируется на расширенное и углубленное освоение обучающимися отдельных тем и разделов действующих примерных программ начального, основного и среднего образования:

  • на ступени начального общего образования - общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам;
  • на ступени основного общего образования - овладение обучающимися основами технических и тактических действий, приемами и физическими упражнениями из видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного общего образования по физической культуре, умениями использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;
  • на базовом уровне среднего (полного) общего образования - индивидуальные комплексы упражнений из оздоровительных систем физического воспитания (атлетическая гимнастика (юноши); ритмическая гимнастика, аэробика, фитнес (девушки) и др.).

        В общеразвивающем направлении особое место рекомендуется уделять обучению плаванию (при наличии в общеобразовательных учреждениях бассейнов или возможности использовать для этого близлежащие спортивные сооружения).

       При разработке содержания третьего часа учебного предмета "Физическая культура" необходимо учитывать состояние здоровья обучающихся и деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую (письмо Минобразования России от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой").

       Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой, необходимо учитывать специфику заболеваний и ориентироваться на выработку умений использовать физические упражнения для укрепления состояния здоровья, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

       Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, необходимо учитывать противопоказания и ограничения для занятий физической культурой с учетом специфики заболеваний и ориентироваться на укрепление их здоровья, коррекцию физического развития и повышение физической подготовленности.

       Наша школа ориентирована на  общеразвивающее направление, так как имеет возможность использовать бассейн для обучения детей плаванию. Особенностью третьего оздоровительного часа физической культуры в школе№235 в начальной школе и 5-6 классах является проведение  двух часов плавания и одного часа физической культуры. С 7 по11класс проводится один час плавания и два часа физической культуры.

Школа реализует программу обучения плаванию учащихся  на всех уровнях процесса обучения, создает условия для самореализации личности учеников в спортивной, социальной и творческой сферах.

Цель: формирование здорового образа жизни у учащихся школы, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целом, и к плаванию в частности, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.

Задачи:

  • Выработать у учащихся положительный интерес к занятиям плаванием, к  овладению жизненно необходимых навыков плавания
  •     Обучить и совершенствовать технику основных способов спортивного плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс)
  • Содействовать укреплению здоровья учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность
  • Прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спортивного плавания
  • Развивать и совершенствовать физические качества, необходимые при изучении различных способов плавания
  • Воспитывать высокие нравственные качества: волю, настойчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи

Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта. Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, а с другой – водная среда. Это приводит положительным физиологическим изменениям во всех органах и  системах организма. Навыки плавания жизненно необходимы и детям и взрослым в их повседневной жизни.

Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Правильно организованные занятия плаванием разносторонне развивают человека, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты и других качеств.

При правильном проведении занятий у детей повышаются функциональные возможности сердечнососудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная емкость легких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы. Выполнение плавательных движений руками и ногами вовлекает в работу почти все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры у детей.

Систематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.

Практика показывает, что использование этого дополнительного часа на занятиях перспективно, так как это полезно для здоровья, и формирует у ребят особый подход к своему самообразованию средствами воспитания волевых, моральных качеств юного спортсмена. Во время проведения занятий  у ребят формируется интерес, который вырабатывает особую мотивационную потребность, и они с удовольствием ходят на уроки, добиваясь определённых результатов, стремятся к более высоким вершинам.

Заключение

            Из всего вышеизложенного делаем следующие выводы:

        1. Третий урок  физической культуры не является продолжением двух уроков  физической культуры федерального компонента базисного учебного плана. Программа третьего дополнительного урока физической культуры должна основываться на принципе вариативности. Отличительной чертой нового подхода к разработке средств третьего урока является его оздоровительная направленность, насыщенная  конкретным материалом, который позволит повлиять на  системы организма в большей мере ослабленные у данного конкретного школьника. При этом предлагается использовать оздоровительные упражнения, направленные на формирование физического здоровья, но также на его психическую и социальную составляющие.

       2. Содержание третьего  (оздоровительного)  урока физической культуры предполагает дополнительный (к  Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов) перечень знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам с преимущественной ориентацией на оздоровительные, общеразвивающие, общеприкладные и спортивно-рекреационные задачи. При этом приоритетное внимание уделяется формированию физического, психического и социально- нравственного здоровья, личностно-ориентированному подходу в системе индивидуального выбора способов физкультурной деятельности с параллельным сокращением количества задач на третьем уроке.

      3. Доказано, что содержание дополнительного урока физической культуры представляет собой совокупность учебно-методических комплексов  физкультурно-оздоровительных технологий, базирующихся на материально-технических, кадровых возможностях средних школ, направленность – формирование здорового образа жизни школьника, состоящие в реализации положения о том, что комплексное использование специально разработанных  систем и элементов здорового образа жизни определяет степень физического и психического здоровья школьника.

Список литературы:

1.  Закон РФ об образовании (в последней редакции), М.: Сфера, 2017

2.  Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов общеобразовательной школы /авт.-сост. В.И. Лях, А.А. Зданевич. М.: Просвещение, 2010

3.   Плавание. А.Д. Викулов. М.: Владос пресс, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

третий урок физической культуры в условиях модернизации образования

третий урок физической культуры в условиях модернизации образования...

Рекомендации по организации и методике преподавания третьего урока физической культуры на основе игры в бадминтон

Презентация на основе личного опыта, преобретённого в результате эксперимента......

Анализ введения третьего урока физической культуры

На работе меня отправили  в АППО С-Пб, на курсы повышения квалификации. Для получения корочки нам дали задание, написать в произвольной форме Анализ введения 3 часа физкультуры и вот что у меня п...

Плавание- третий урок физической культуры

В связи с введением 3 часа физической культуры перед нашей школой встал острый вопрос о размещении учащихся в спортивном зале и полноценном проведении урока физической культуры. Целью введения п...

Анализ третьего урока физической культуры в ГБОУ гимназия № 177

Введение третьего урока физической культуры оздоровительной направленности, не нарушая отработанной и оправдавшей себя программы физического воспитания, берет на себя значительную долю функций вариати...

\'эссе-анализ "Введение третьего урока физической культуры: из опыта работы"

Физическое воспитание – многогранный педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства молодого поколения и осуществляемый в системе разнообразных и взаимообусловленных форм ...

« Анализ введения третьего урока физической культуры в школе».

Физическая культура в школе должна содействовать формированию и развитию способностей личности, позволяющих реализовать индивидуальные возможности и применять полученные знания по физической культуре ...