'эссе-анализ "Введение третьего урока физической культуры: из опыта работы"
статья по физкультуре на тему

Баширова Анна Владимировна

Физическое воспитание – многогранный педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства молодого поколения и осуществляемый в системе разнообразных и взаимообусловленных форм организации занятий физическими упражнениями. Особое место в этой системе занимает урок физической культуры как основная и обязательная форма  организации физического воспитания.

Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест.  Это единственный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse-samoanaliz.doc65.75 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская Академия Постдипломного Педагогического Образования

ЭССЕ на тему: Анализ введения третьего урока физической культуры в образовательную программу.

"Нужно, чтобы к физическим упражнениям приобщился каждый человек.

Без этого немыслимо никакие разговоры о здоровом образе жизни".

                                                                                                            К.М. Аммосов. 

Выполнила:

Учитель физической культуры

ГБОУ ЦО №633 Калининского района

Баширова Анна Владимировна

Санкт-Петербург

2014

В  ГБОУЦО №633 Калининского района я начала работать с 01 сентября 2002 года. Раньше наша школа была просто СОШ с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология», а с 2011 годы мы – Центр Образования, осуществляющий обучения учащихся по различным формам: очная, заочная, экстернат. В средней школе реализуется программа общего среднего образования, индивидуальный подход к каждому ребенку, возможность получения, кроме аттестата о среднем (полном) образовании, квалификационного свидетельства о получении специальности или начального профессионального образования по рабочим профессиям. ЦО осуществляет обучение учащихся с 5 по 11 класс. В 2013-2014 учебном году  у нас сформированы: 5-й класс – один, 6-й класс – два, 7-е классы – два, 8-е классы – четыре, 9-е классы – четыре, 10-е классы – два, 11-й класс – один, 10-й заочный – один, 11-й заочный – один, 12-й заочный – один, 6 учащихся осуществляют образовательный маршрут по форме «экстернат». В 10 и 11 классы к нам в большинстве приходят дети из других образовательных учреждений после окончания 9-го класса. Как правило, эти учащиеся имели различные проблемы по учебе в предыдущих школах (неуспеваемость, педагогическая запущенность, асоциальное поведение, прогулы)  Также, три раза в неделю наш ЦО обучает студентов ПЛКМ (Профессиональный Лицей Кулинарного Мастерства), которые приходят к нам осваивать программу 10-11 классов, а также учащихся колледжа «Краснодеревец» по программе 9 классов.

В школе имеется 1 спортивный зал, в раздевалках есть душевые. К сожалению у нас нет специально оборудованного пришкольного стадиона, есть только территория, предназначенная в будущем для благоустройства. Мы вынуждены при необходимости ходить на стадион соседней школы, что доставляет трудности и нашему центру и данной школе, так как на стадионе занимается много учащихся. С сентября, с началом  I четверти, начинаются уроки легкой атлетики. В основном все классы занимаются беговыми видами на площадке, играют в подвижные игры, футбол, волейбол. Во второй четверти мы занимаемся гимнастикой, оборудование  новое, хотя не  все снаряды в школе имеются. Есть перекладины, бревно гимнастическое, канаты для лазания, маты, гимнастический конь, гимнастический козёл. Дети с удовольствием посещают уроки, т.к. разнообразие форм и упражнений многогранно развивает учащихся.   Недалеко от школы расположен лесной массив и в III четверти, после зимних каникул, все классы, начиная  с 6 по 11, встают на лыжи.

Физическое воспитание – многогранный педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства молодого поколения и осуществляемый в системе разнообразных и взаимообусловленных форм организации занятий физическими упражнениями. Особое место в этой системе занимает урок физической культуры как основная и обязательная форма  организации физического воспитания.

Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест.  Это единственный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.

В Концепции модернизации школьного физического воспитания сказано, что основными задачами физического воспитания в современных условиях являются:

1. Формирование у школьников интереса к занятиям физической культурой. Без этого компонента все усилия по модернизации физического воспитания бессмысленны.

2. Обучение школьников навыкам и умениям использования средств физической культуры в повседневной деятельности.

Подразумевается обучение следующим компонентам: самостоятельному формулированию цели занятий; выбору адекватных средств и методов достижения цели; самостоятельной организации и проведению занятия, осуществлению контроля и оценки реакций организма на физическую нагрузку.

3. Формирование у школьников понимания смысла занятий физической культурой.

         Подразумевается понимание физиологических и психических процессов, лежащих в основе выполняемого двигательного действия; знание закономерностей развития двигательных качеств и формирования техники двигательных действий.  

4. Обучение школьников навыкам рациональной двигательной деятельности.

    Физическое воспитание предполагает следующую структуру:

- два урока физической культуры с образовательной направленностью,

- третий урок физической культуры с преимущественной оздоровительно-реабилитационной направленностью,

- домашние занятия физической культурой с приоритетной воспитательной направленностью,

- внеклассные занятия физической культурой (физкультурно-оздоровительная деятельность, спортивные школьные секции), имеющие основную цель – развитие учащихся.

                На сегодняшний день в нашей стране мы имеем удручающую, на мой взгляд,  картину, показывающую уровень и состояние здоровья подрастающего поколения. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья населения и снижение продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7-9 лет, снижается производственный потенциал общества в целом.

Сегодня учащиеся школы меньше двигаются, прогрессирует гиподинамия, а значит мышцы, система дыхания и система кровообращения мало активны, недостаточно развиваются и быстро стареют. Ухудшающаяся экология в сочетании с малоподвижным образом жизни и вредными привычками (особенно у учащихся среднего школьного возраста) ведет к постепенному ослаблению организма. Чтобы избежать этого, надо постоянно тренировать органы и системы организма, то есть регулярно заниматься спортом. В связи с этим хочется отметить, что введение в учебный процесс 3-го урока физической культуры несомненно хорошая идея, так как если у ученика есть дополнительная возможность подвигаться – это, конечно же большой плюс, ведь движение-жизнь. Учебный процесс на сегодняшний день настолько перегружен, что лишний раз встать из-за парты – только на пользу школьникам. Поэтому важнейшей стороной педагогического процесса на уроках физической культуры является обучение школьников именно двигательным действиям. Другой вопрос – каким образом грамотно воплотить эту идею в жизнь, и здесь возникают различные трудности. Во-первых отсутствие полной материально-технической базы у большинства российских школ, в том числе и у нашей. Часто на уроках учителю приходится «выкручиваться», так как не хватает снарядов, мячей, брусьев, матов и т.д. С введением третьего урока еще больше обострилась проблема нехватки помещений для проведения занятий по физической культуре. Когда на одном уроке собираются учащиеся разных классов и разного возраста (например 6-й, 9-й и 10-й), очень тяжело, а порой и невозможно выстроить полноценный урок с каждой группой учащихся. Во-вторых, необходимо, на мой взгляд, осуществлять учебно-методическое обеспечение преподавания физической культуры в условиях 3-х часовой нагрузки, а именно не просто разработать инновационные программы, методики и технологии, но и создавать условия для посещения учителями курсов повышения квалификации, с целью проведения качественных уроков. И в третьих, надо учитывать, что для учащихся, имеющих успехи по данному предмету и находящихся в хорошей физической форме введение третьего урока является радостью, в то время как для "не очень спортивных" учащихся это лишний стресс. Поэтому мне кажется, что нужно оценивать не нормативы (которые не учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка), а динамику развития физических качеств каждого конкретного ученика. А также заменить оценочную систему на бально-рейтинговую, где каждый учащийся найдет свою нишу.  В целом, я могу сказать, что введение третьего урока физической культуры при наличии условий для его провидения имеет очень большое значение для повышения двигательной активности учащихся, сохранения и укрепления их здоровья. В нашем центре, к сожалению, в силу сложности контингента учащихся,  третий урок  не проводится по какой то определенной  технологии и не выделяется в отдельный курс. Этот урок идет в рамках стандартной трехчасовой программы и дает нам возможность закреплять изученный материал и больше двигаться. Но зато мы стараемся не пропускать ни одного районного и, по возможности,  городского соревонования.

Современный учитель свободен в своём  выборе построения урока. И задачи, и содержание, и его структура, и методы обучения – всё это должно быть направленно на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке. Третий урок – это дополнительный плацдарм для творческой деятельности учителя (например фитнес, аэробика, бадминтон, шахматы).

На уроках физической культуры в той иной мере решаются все вопросы учащихся, касающиеся физических и  духовных сил, их подготовки к жизни, развитие и становление личности в целом.

В конце хочется добавить, что Физическая Культура является составной частью общей Культуры общества, ее важным компонентом и не сводится только к совершенствованию телесности. Следовательно, физическая культура является средством развития и становления личности школьника. За время работы в школе я  отметила, что всем детям нравятся занятия. У детей проявляются такие качества как настойчивость в достижении целей, чувства взаимопомощи, особенно это проявляется в игровой деятельности и в участиях в соревнованиях.  Учащиеся повышают свой духовный запас знаниями о физической культуре. Дети занимаются не только в школе, но и дома самостоятельно, это говорит о том, что они осознанно ведут развитие своего тела и организма что очень важно, особенно в наше время. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных качеств учащихся на уроках физической культуры» (из опыта работы)

Использование метода круговых тренировок на уроках физкультуры...

Здоровьесбережение на уроках физической культуры (из опыта работы).

Здоровьесбережение на уроках физической культуры (из опыта работы)....

Использование здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей на уроках физической культуры (из опыта работы): педагогическая статья, август 2023 г.

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, актуальны сего...

Формирование функциональной грамотности школьников в процессе обучения на уроках физической культуры (из опыта работы)

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформиров...