Методическое пособие «Выявление одарённых детей в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности»
методическая разработка по физкультуре по теме

Змеева Татьяна Викторовна

Выявление одарённых детей в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx36.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования

«Санкт-Петербургский Городской дворец творчества юных»

Курсы повышения педагогической квалификации

«Инновационные образовательные технологии в работе с одарёнными детьми»

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Выявление одарённых детей в системе дополнительного образования

физкультурно-спортивной направленности»

Змеева Татьяна Викторовна,

педагог дополнительного образования

ГБОУ СОШ № 246 Приморского района

Санкт-Петербург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..3

Теоретическая часть. Одарённые дети………………………………….4

Принципы и методы выявления одарённых детей……………………...6

Практическая часть………………………………………………………..9

Выявление одарённых детей в системе дополнительного образования

физкультурно-спортивной направленности  (волейбол)………………10

Спортивный отбор и ориентация в волейболе………………………….10

Профессионализм педагогов-тренеров………………………………….11

Формы организации и управления подготовкой волейболистов……...11

Заключение………………………………………………………………..12

Список литературы……………………………………………………….14

2

     Данная работа посвящена проблеме выявления, обучения и воспитания одарённых детей в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (волейбол). Отражены основные вопросы, знание ответов на которые необходимо для раскрытия, сохранения и развития творческого потенциала ребёнка.

ВВЕДЕНИЕ.

     Способность творить, мыслить – величайшее из полученных человеком природных даров. Одарённым принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. В разные времена одарённость понималась по-разному. Её считали даром от Бога, ненавидели, боялись.

     В современном мире, говоря об одаренности, специалисты обычно рассматривают исключительно категорию детского населения – одарённых детей и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребёнка. Всемирная организация здравоохранения относит одарённых детей к группе риска, так как их способности зачастую усложняют для них восприятие окружающего мира, несправедливое отношение, процессы адаптации к режиму работы и требованиям образовательных учреждений, к детской среде и т. д. Эта проблема ещё недостаточно разработана в отечественной педагогике. Многие гениальные люди, будучи детьми, характеризовались слабыми способностями, неуспеваемостью в школе. Поэтому сегодня важно понимать уникальность и неповторимость каждого ребёнка и предоставить ему возможность для раскрытия, сохранения и развития творческого потенциала. Без помощи извне, без поддержки талант может не развиваться, увянуть.

     Педагогические условия, относящиеся к социально-психологическим факторам, имеют огромное, если не решающее значение для развития детской одаренности. Принципы и методы стандартной школы для этого не подходят, так как направлены на обучение средних школьников. Для работы с одарёнными детьми нужно менять всё, начиная с содержания обучения, заканчивая структурой учебной деятельности.

     Программа для одарённых детей должна:

- быть ускоренной и усложнённой;

3

- качественно превосходить обычный курс обучения;

- корректироваться самими учениками;

- способствовать развитию мышления.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ.

     Одарённость – это развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

     Существуют две крайние точки зрения: «Все дети являются одарёнными» или «Одарённые дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одарённого можно развить практически любого здорового ребёнка при создании благоприятных условий. Для других одарённость – это уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей.

     Одарённость часто проявляется в успешности деятельности имеющей стихийный, самодеятельный характер. Увлечённый ребёнок может дома с энтузиазмом заниматься любимым делом, но при этом не проявлять аналогичной активности, ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности. Одарённые дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими.

     Таким образом, судить об одарённости ребёнка следует не только по его школьным и внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности.

     Признаки одарённости:

     Признаки одарённости появляются в реальной деятельности ребёнка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки одарённости охватывают два аспекта поведения одарённого ребёнка: инструментальный и мотивационный.

     Инструментальный аспект поведения одарённого ребёнка может быть описан следующими признаками: наличие специфических стратегий

4

деятельности одарённого ребёнка. Обеспечивает её особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая  стратегия её осуществления:

  • Быстрое освоение деятельности  и высокая успешность её выполнения;
  • Использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
  • Выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений

     Для поведения одарённого ребёнка характерен главным образом третий уровень успешности – новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приёмы и закономерности.

     Новаторство – это сформированность своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «всё делать по своему» и связанного с присущей одарённому ребёнку самодостаточной системой саморегуляции.

     Знания, умения и навыки одарённого ребёнка отличаются повышенной способностью схватывать и усваивать соответствующую его интеллектуальной направленности информацию, высоким удельным весом знаний о способах действий и условиях их использования, большим объёмом управляющих и организующих знаний.

     Особые характеристики знаний, умений и навыков одарённого ребёнка могут обнаружить себя в большой степени в сфере его доминирующих интересов.

     Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и лёгкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

     Факты свидетельствуют, что одарённые дети уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они

5

нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной обогащённой и индивидуализированной образовательной среды.

     Мотивационный аспект поведения одарённого ребёнка может быть описан следующими признаками:

  • Повышенная избирательная чувствительность к определённым сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям), либо определённым формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной), сопровождающаяся переживанием, чувством удовольствия;
  • Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а так же готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;
  • Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлечённость каким либо предметом, погружённость в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определённому виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие; предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределённой информации; неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;
  • Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

 

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ.

     Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одарённых детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых

6

детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

     Неправомерно осуществлять идентификацию одарённого ребёнка на основе единой (единственной) оценки (например, на количественных показателях, характеризующих индивидуальный уровень интеллектуального развития).

     Во-первых, большинство тестов интеллекта созданы не для выявления интеллектуальной одарённости, а для других целей.

     Во-вторых, многие тесты интеллекта измеряют конкретную (частную) интеллектуальную способность, т. е. сформированность конкретных умственных операций.

     В-третьих, данные тестирования сильно зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребёнка. Чем ребёнок одарённее, тем эта зависимость больше.

     В-четвёртых, следует различать данные тестирования и решение о судьбе ребёнка. Диагностическая ситуация является следствием влияния многих факторов, поэтому решение должно приниматься с учётом знания причин, приведших к тестовым результатам.

     В условиях использования традиционных психометрических тестов многие признаки одарённости ребёнка в силу особенностей процедуры тестирования игнорируются. Уникальность одарённого человека состоит в том, что всё, что бы он ни сделал, обязательно будет отличаться от того, что может сделать другой (в том числе не менее одарённый человек).

     Природа одарённости объективно требует новых методов диагностики, поскольку традиционные психометрические методики (в виде тестов интеллекта и тестов креативности) невалидны по отношению к особенностям поведения и качественного своеобразия психических ресурсов одарённого ребёнка.                                                                                                          

     Любая форма отбора (селектирования) детей на основе показателей психометрических тестов оказывается несостоятельной с научной точки зрения, поскольку тесты интеллекта и креативности по определению не являются инструментом диагностики одарённости вообще и

7

 интеллектуальной либо творческой одарённости в частности.

     Проблема выявления одарённых детей имеет чётко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребёнка, как «одарённого», либо как «неодарённого» на данный момент времени – значит искусственно вмешиваться в его судьбу, заранее, предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одарённых» и «неодарённых» коренятся в неадекватности и легкомысленности исходного прогноза их будущих достижений.

     Следует учитывать, что детская одарённость не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одарённый ребёнок.

     Оценка конкретного ребенка как одарённого в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. На этапе начального обучения количество выявляемых посредством диагностики одарённых девочек превалирует над количеством мальчиков, а к подростковому возрасту это соотношение изменяется. Признаки одарённости, проявляемые в детские годы, даже при самых благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть.

     При выявлении одарённых детей необходимо дифференцировать:

     а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;

     б) особенности конкретных проявлений одарённости, связанные с попытками её реализации в различных видах деятельности;

     в) потенциальные возможности ребёнка к развитию.

     Оценка ребёнка как одарённого не должна являться самоцелью. Выявление одарённых детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Существует проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одарённости.                                                  

8

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

     Проблема выявления одарённых детей имеет чётко выраженный этический аспект. Навешивать ярлыки «одарённый» или «ординарный» недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребёнка.

     При выявлении одарённых детей необходимо обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одарённости.

     По критерию «широта  проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую одаренность: специальную одарённость.

     Общая одарённость проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа продуктивности. Важнейшие аспекты общей одарённости – умственная активность и её саморегуляция.

     Специальная одарённость – обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей, в частности в спорте.

     Одарённость – это дар природы, но это и тяжёлое испытание, постоянный труд. Можно выделить ряд определённых факторов, которые способствуют проявлению и развитию талантливости:

  • Биологические факторы развития одарённости (морфологические, рефлекторные, временные, энергетические, генетические и психогенетические);
  • Физические факторы развития одарённости (радиостимуляция, особенности дня рождения, влияние одиннадцатилетнего солнечного цикла, кислородный эффект);
  • Социальные факторы развития одарённости (педагогический, семейный).

9

ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                      ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

Спортивный отбор и ориентация в волейболе.

     Волейбол пользуется большой популярностью у детей и взрослых. Однако интерес к волейболу будет прочнее и глубже при условии соответствия индивидуальных особенностей специфике той или иной игры. В этом случае личные достижения в овладении навыками игры будут более успешными.

     Выбор для каждого человека вида спорта, в наибольшей мере соответствующего индивидуальным особенностям, составляет основу спортивной ориентации. Волейбол рекомендуется тем лицам, индивидуальные особенности которых наилучшим образом отвечают требованиям специфики волейбола.

     Спортивная ориентация прежде всего связана с задачами массовых форм физкультурно-спортивной работы с различными слоями населения. Хорошо поставленная работа по спортивной ориентации в отношении волейбола также способствует более эффективной работе по спортивному отбору.

     Спортивный отбор в волейболе представляет собой комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей к игровой соревновательной деятельности и свойствами организма, обеспечивающими успешное овладение навыками игры, высокую степень конкурентоспособности и надёжную эффективность соревновательной деятельности, выполнение всех требований многолетней подготовки. Качественно видоизменяясь, отбор, как таковой, органически входит в систему многолетней подготовки волейболистов, от её начального этапа и на всём протяжении, включая команды высших разрядов.

     Таким образом, спортивная ориентация и отбор играют большую роль на всех уровнях системы подготовки волейболистов: массовые формы занятий, подготовка спортивных резервов, спорт высших достижений. Спортивная ориентация характерна для массовых форм занятий, спортивный отбор – для подготовки спортивных резервов и команд высших разрядов.

     С учётом целевых установок системы многолетней подготовки волейболистов в отборе можно выделить такие ступени: первая – начальная

10

отбор для выявления способностей к волейболу в целом (обобщённо); вторая – определение перспективности и дифференциация (отбор) спортсменов по игровым функциям; третья – отбор в команду высших разрядов; четвёртая – отбор в сборные команды разного уровня и для участия в соревнованиях.

Профессионализм педагогов-тренеров.

     Профессионализм тренеров, его высокий уровень на всех этапах многолетней подготовки волейболистов являются определяющим фактором успешного функционирования системы.

     Действующие тренеры систематически должны изучать тенденции развития волейбола в своей стране и за рубежом, особенно в волейбольных странах, чьи спортсмены на данном этапе демонстрируют высшие спортивные результаты.

     Важное значение в подготовке юных спортсменов имеет подготовка методических материалов для тренеров, в которых систематически освещается отечественный и зарубежный опыт работы с волейболистами.

Формы организации и управления подготовкой волейболистов.

     Одним из важнейших условий успешного функционирования системы подготовки волейболистов является наличие таких форм организации работы с волейболистами различного возраста и спортивного мастерства, которые давали бы возможность в полной мере решать всё многообразие задач. Это спортивные секции в общеобразовательной школе, в средних и высших учебных заведениях, детско-юношеские спортивные школы комплексные и специализированные, училища олимпийского резерва, команды высших разрядов, сборные команды, различные учебно-тренировочные сборы и пр.

     Все формы должны быть обеспечены кадрами и материально-финансовыми вливаниями. Важное значение в подготовке имеет управление подготовкой на всех уровнях многолетнего периода, прежде всего по линии федераций волейбола, государственных комитетов по физической культуре, спорту и туризму, участие административных органов различного уровня.

     Существенное значение для достижения целей системы подготовки волейболистов имеют материально-техническая оснащённость и финансовое обеспечение. Здесь выделяют спортивные сооружения: для проведения соревнований, для проведения тренировочной работы; экипировку

11

спортсменов: для участия в соревнованиях, для тренировочных занятий; финансирование.

     Цель подготовки спортивных резервов состоит в том, чтобы юные волейболисты по уровню физической, технико-тактической, интегральной, психологической, теоретической подготовленности отвечали требованиям на уровне команд высших разрядов и обладали потенциальными возможностями для достижения в перспективе целей системы подготовки волейболистов высших разрядов.

     Цель массовых форм занятий волейболом – максимально содействовать решению задач физического воспитания, вовлекать в занятия физической культурой и спортом широкие слой населения нашей страны, воспитывать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями и способствовать внедрению здорового образа жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     На начальном этапе подготовки юных волейболистов при выявлении одарённых детей необходимо учитывать следующие характеристики:

  • тактическую подготовленность: объём (состав) тактических действий – индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите; качество освоения; применяемость в игре; результативность тактических действий в игре;
  • техническую подготовленность: объём (состав) приёмов игры; качество освоения; применимость в игре; эффективность технических приёмов в игре;
  • физическую подготовленность: уровень развития физических способностей, имеющих преимущественное значение для овладения навыкам игры в волейбол и эффективности игровой, соревновательной деятельности волейболистов;
  • морально-волевую подготовленность: свойства личности, мотивация занятий волейболом, типологические особенности нервной системы, психомоторные качества;
  • теоретическую (интеллектуальную) подготовленность: уровень специальных знаний (влияние занятий волейболом на организм человека, знания в области построения тренировки, самоконтроля т. д.)

12

  • интегральную подготовленность: объём (состав) технико-тактических действий, применяемых в игре (игровой тренировке); эффективность технико-тактических действий в игре (игровой тренировке);
  • морфологические признаки: длину тела, рук и ног, стопы, кисти, массу тела, состав тела;
  • функциональные возможности: состояние центральной нервной системы, зрительного и двигательного анализатора, нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • возрастной градации волейболистов: возраст на отдельных этапах систем многолетней подготовки, возраст определения игровой функции, возраст для начала специализированных занятий волейболом.

13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1.  Платонова С. М. «Одарённый ребёнок». Учебно-методическое пособие, ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011
  2. Тюленев П. В. «Как развивать одарённых детей?».  М.: АОР, 2003
  3. Богоявленская Д. Б. «Психология творческих способностей». М: Академия, 2002
  4. Б. Л. Виера, Б. Д. Фергюсон «Волейбол. Шаги к успеху». Москва, АСТ, Астрель, 2006
  5. В. Платонов «Моя профессия – игра. Книга тренера». Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», СПб, 2007
  6. А. В. Беляева, М. В. Савина «Волейбол». Учебник для вузов. ТВТ Дивизион, Москва, 2009

14