Методическая разработка "Эстетическое воспитание детей в системе дополнительного образования в хоровом классе ДШИ"
методическая разработка

Надеина Галина Алексеевна

Музыкально-эстетическое воспитание является главным, т.е. способствует формированию всесторонне-развитой личности. Оно помогает по-настоящему отличать прекрасное от безобразного, а через это и оценить в себе и в других такую способность. В первой главе работы представлен материал, который основывается на музыкальном воспитание, как одной из форм эстетического воспитания. Это роль музыкального воспитания и формирование эстетической культуры личности, а также развитие музыкально-эстетического воспитания в разные исторические эпохи. Во второй главе показано: эстетическое воспитание учащихся средствами хорового пения, особенности хорового пения, влияющие на формирование и развитие личности. И в завершении роль дирижёра-хормейстера в эстетическом воспитании школьников, репертуар и концертные выступления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rabota_na_konkurs.docx52.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский  район

МАОДО «Новоаганская детская школа искусств»

«Эстетическое воспитание детей в системе дополнительного образования в хоровом классе ДШИ»

Надеина Галина Алексеевна

Преподаватель МАОДО

                                                                                     «Новоаганская ДШИ»

Номинация «Методическая разработка»

г.п. Новоаганск

2022г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..  стр.3

Глава 1. Музыкальное воспитание, как одна из форм эстетического

Воспитания………………………………………………………….  стр.4

  1. Роль музыкального воспитания и формирование эстетической культуры личности…………………………………………...стр.4

  1. Развитие музыкально-эстетического воспитания в разные исторические эпохи………………………………………………………… стр.6

Выводы по первой главе…………………………………………  .стр.11

Глава 2. Эстетическое воспитание учащихся средствами хорового пения…………………………………………………………………..стр.11

2.1. Особенности хорового пения, влияющие на формирование и

развитие личности……………………………………………………стр.11

2.2. Роль дирижёра-хормейстера в эстетическом воспитании

школьников. Репертуар и концертные выступления………………стр.14

Выводы по второй главе……………………………………………..стр.15

Заключение……………………………………………………………стр.16

Список литературы……………………………………………………стр.17

                                                                            Введение.

Я выбрала эту тему, потому, что в формировании мировоззрения подрастающего поколения важная роль отводится эстетическому воспитанию, призванному развивать нравственно-эстетические качества и творческие способности детей, их вкусы и идеалы. В процессе эстетического воспитания у детей формируется отношение к окружающей действительности к искусству. Сейчас большое значение уделяется совершенствованию воспитательной деятельности внешкольных учреждений и комплексного подхода к этой работе. Одной из наиболее массовых форм детского творчества является участие школьников в работе музыкальных коллективов. Это прежде всего хоры, духовые, симфонические оркестры, оркестры народных инструментов, фольклорные ансамбли, хореографические кружки, кружки бальных танцев, театральные кружки и т.д. Участие в таких коллективах способствует не только формированию вкусов и интересов детей, но и способствует развитию художественного воображения, музыкальных и творческих способностей. Также воспитывает у учащихся стремление пропагандировать музыкальную культуру через репертуар. Коллективная творческая работа участников хора способствует не только их всестороннему эстетическому развитию, но и формированию их нравственных качеств, идейных убеждений. Каждый участник хора - это частица одного большого коллектива и он благотворно влияет на воспитание коллективизма, дружбы и доброты, которые остаются у ребят на всю их последующую сознательную жизнь. Основой каждого коллектива является руководитель-педагог, который должен быть образцом идеальной личности. Блеск, остроумие, лёгкость высказывания, хорошее настроение, сияющие глаза – главное для руководителя коллектива. В данной работе будет рассмотрена роль эстетического воспитания в хоровом классе. Хор-это не только доступная форма приобщения детей к музыке, только одно из направлений эстетического воспитания, но и важнейшее средство, способное помочь человеку стать ответственным за коллективное дело. В нашем современном обществе эстетическое воспитание посредством хоровой музыки остаётся актуальным, т.е. ведущим. Но возникает ряд проблем, которые мешают полноценному развитию всесторонне развитой личности. Можно назвать несколько противоречий:

1.Музыкально-эстетическое воспитание является главным, т.е. способствует формированию всесторонне-развитой личности. Оно помогает по-настоящему отличать прекрасное от безобразного, а через это и оценить в себе и в других такую способность. Воспитание это осуществляется на лучших образцах хорового пения. Только посредством народной, классической и духовной музыки происходит полноценное эстетическое развитие, воспитание и образование детей. Но в то же время наш эфир заполнен массовой информацией, которая содержит некачественную музыкальную продукцию: создание музыкальных коллективов, которые не имеют соответствующего образования, соответственно не владеющие профессиональными навыками игры на инструментах и отсутствием певческих навыков. Происходит массовое зомбирование антимузыкой. Создаётся иллюзия авторитарных музыкальных направлений, течений и синтеза различных стилей. Российскую эстраду заполонили коллективы-двойники, поющие под фонограммы и имеющие отдалённое сходство с оригиналами.

2. В музыкальных школах создаются условия для работы с коллективами, но сокращаются в то же время часы преподавателей.

3. В общеобразовательных школах уроки музыки раньше вели опытные профессионалы и вокально-хоровая работа была хорошо поставлена: работали хормейстеры, создавали хоры, которые принимали участие на смотрах-конкурсах. Сейчас, в связи с сокращением часов, уроки музыки ведут учителя начальных классов, не имеющие достаточно музыкально-профессиональной подготовки.

4. В детских садах не хватает музыкальных руководителей и педагогов по развитию музыкально-эстетического воспитания. А ведь уже в дошкольном возрасте идёт формирование полноценной личности, прививаются вкусы. И только профессиональные педагоги могут найти эффективные пути организации музыкального образования детей.

Цель моей работы заключается в эстетическом воспитании детей и формирование их музыкальных вкусов через хоровое пение.

Задачи:

  1. Воспитать человека, как всесторонне развитую личность, через хоровое пение.
  2. Привить любовь и интерес к хоровому пению.
  3. Через хоровой репертуар привить любовь к родине.
  4. Концертные выступления - как важный этап работы в хоровом коллективе.

В своей работе я использовала методы: обобщения, изучения исторических фактов, сопоставления, изучения теории хороведения.

Глава 1. Музыкальное воспитание, как одна из форм эстетического воспитания.

  1. Роль музыкального воспитания и формирование эстетической культуры личности.

    Музыкальное воспитание является одной из форм эстетического воспитания, цель которого – формирование в человеке способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное. Умение видеть красоту окружающего мира, творить и жить по её законам делает человека гармоничнее, совершеннее. Приобщение к красоте неотделимо от формирование нравственных идеалов человека, его жизненной позиции и во многом определяет социальное поведение личности. Гармоническое и всестороннее развитие личности может быть претворено в жизнь только в случае, если будет достигнуто единство интеллектуального, художественного, трудового, духовного и нравственного воспитания. Осуществлению на практике этого единства может содействовать только искусство. И основной задачей, стоящей перед каждым педагогом, занимающимся эстетическим воспитанием детей разного возраста, является не только приобщение учеников к высокому миру искусства, но и полноценное освоение его, с тем чтобы общение с искусством с самых ранних лет стало для детей привычной и необходимой потребностью.

     Музыкальное воспитание как процесс и результат взаимодействия музыкального искусства с общественным и личностным сознанием осуществлялось и осуществляется в соответствии с нравственно-эстетическими идеалами общества на каждом из этапов его социокультурного развития. Средством воспитания является музыка, неисчерпаемые возможности которой воздействовать на внутренний мир человека, формировать его нравственный облик издавна привлекали внимание учёных, мыслителей, музыкантов. Философы, психологи, педагоги, общественные деятели задумывались над тайнами влияния музыки, пытались определить роль музыкального искусства в становлении личности, подчёркивали особые свойства, которыми обладаем музыка среди других искусств. Об огромном значении музыкального воспитания подрастающего поколения говорили древнегреческие мыслители. Аристотель писал, что в основе музыки лежат зародыши нравственных состояний, поэтому музыка должна быть обязательным предметом обучения и воспитания. В одном из древнейших трактатов о музыке утверждалось, что тот, кто приобщится к музыке, не запятнает себя никаким неблагородным поступком, но стяжав благодаря музыке величайшую пользу, будет полезен и себе, и родине, не допуская никакого нарушения гармонии ни делами, ни словом, но всегда и всюду соблюдая пристойность, благоразумие и порядок.

     Большое внимание цели, предмету и методам музыкального воспитания уделяла советская педагогика. Музыкальное воспитание рассматривалось не как сфера, доступная лишь избранным, одарённым детям, но и как составная часть общего развития  всего подрастающего поколения. Оно предусматривало целенаправленное и методическое развитие музыкальных способностей детей, воспитание эмоциональной отзывчивости, умение понимать и глубоко переживать содержание искусства. Важнейшим итогом должно было стать формирование музыкальной культуры личности. Но в более широком смысле музыкальное воспитание определялось как развитие духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. Главное «не столько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку…на их (школьников) нравственность» (Д. Кабалевский).

     «Музыка-могучий источник мысли». Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка… Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления» (В.А. Сухомлинский). Эти высказывания советского музыкального деятеля и выдающегося педагога подчёркивают социальную направленность музыкального воспитания того времени.

     В основных направлениях реформы современной общеобразовательной и музыкальной школы определяются как важнейшая задача значительного улучшения эстетического и музыкального воспитания учащихся; подчёркивается необходимость развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы и нравственные критерии.

     Нравственное и социальное развитие личности находится в постоянной динамической взаимосвязи. Нравственность фактически становится тем «мостиком», через который свойства социальной макросреды трансформируются в микросреду, а затем в индивидуальные качества личности, определяя её социальное своеобразие. Мир музыки-эмоциональная сфера психики человека. Сила её в непосредственном пробуждении таких чувств, которые составляют субъективную и интимную сторону личности и её переживаний. Самые гуманные чувства – сочувствие в горе, переживание печали, торжество победы, светлой радости-музыка вызывает непринуждённо своим звучанием и тем самым эмоционально воспитывает человека, подготавливая его к реальным переживаниям. «В музыке мы через эмоцию познаём мир. Музыка – это эмоциональное познание».

     Восприятие музыки должно быть активным, творческим, ибо, по определению Б.В.Асафьева, «пассивно воспринимаемая музыка гипнотизирует чувство и завораживает волю». Только музыкальное воспитание, организованное как целенаправленная художественная деятельность, будет плодотворным и значимым для развития личности, т.к. только в этом случае формируется активное, творческое отношение человека к труду, к самосовершенствованию, к жизни вообще. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее». Эти слова принадлежат известному российскому психологу Л.С. Выготскому, который изучал психологию творчества и, в частности, детского творчества. По его определению, «если понимать творчество…как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития». Уровень же творческого начала в личности зависит, по Выготскому, от опыта, от потребностей и интересов, которые, в свою очередь, зависят от воздействия среды. И если среда стимулирует развитие этих потребностей и интересов, учитывая и интеллектуальный, и эмоциональный факторы, в равной степени необходимые для акта творчества, то создают особо благоприятные условия для развития творческого потенциала личности. Такой средой, где в процессе активной художественной, творческой деятельности формируются эстетические, нравственные потребности и интересы личности, а также происходит творческая самореализация личности, может стать хоровой коллектив.

     Понимать искусство и чувствовать его – это значит с его помощью непременно всегда что-то открывать. Ведь любая деятельность, предполагающая общение с искусством, и с музыкой в частности, должна помогать формированию творческих способностей учащихся. Их мировоззрения, развивать их и воспитывать, способствовать проявлению инициативы, самостоятельности мышления. Именно поэтому каждое музыкальное занятие, должно способствовать не только музыкальному образованию, но и воспитанию прежде всего.

     «Суть эстетического воспитания в активном, целенаправленном формировании и совершенствовании системы эстетических потребностей личности, той сферы её духовной жизни, которую обобщённо принято называть эстетической культурой» (В.А. Разумный).

     Уже в древности люди задумывались о том, что сильнее всего влияет на формирование эстетического мира человека. И по сей день этот вопрос продолжает оставаться в центре внимания учёных и педагогов. Эстетика (греч. – чувственное восприятие) – наука о закономерностях эстетического освоения мира. О сущности и формах творчества по законам красоты. На каждом этапе общественного развития вырабатываются свои представления об эстетическом и художественном, прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом, которые тесно переплетаются с представлениями о добре и зле, истине и лжи, справедливости и несправедливости.

Вывод: Таким образом эстетическое воспитание – целенаправленная система действенного формирования человека, способного с позиций общественно-экономического идеала воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве. Музыкальное воспитание формирует в человеке способность воспринимать, ценить и создавать прекрасное. Музыка воздействует на человека и формирует эстетические чувства и потребности.

  1. Развитие музыкально-эстетического воспитания в разные исторические эпохи.

     Эстетическое воспитание в разные исторические эпохи осуществлялось присущими им формами и средствами. Идеи эстетического воспитания зародилось в Древнем мире. На Древнем Востоке складывались свои специфические особенности представления о красоте, музыке, воспитании. Эстетические идеи в этот период были связаны с мифологией, носили космологический характер. Наибольшее значение придавалось музыке как средству воспитания.

Древнекитайская эстетическая мысль видела в музыке значение нравственное и воспитательное. Китайский философ Конфуций писал: «Начиная образование с поэзии, упрочивай его церемониями и завершай музыкой».

Средством эстетического переживания в Древней Индии считали поэзию, танец, музыку. Отмечалось, что музыкальное произведение должно соответствовать духу исполнителя, его возрасту. Особое место отводилось обучению и игре на музыкальных инструментах, обучению пению и танцам. Итак, практика общественной жизни Древнего мира выдвинула задачу обучению музыке, танцам, пению. Для обучения появились первые учебные заведения музыки и танца. Неразвитость социально-экономических отношений стран Древнего мира наложила отпечаток на эстетические идеи. Эстетические идеи были неотделимы от жизни людей.

     В период античности социально-экономическое развитие общества потребовало нового взгляда на человека, его воспитание и образование. Античность дала дальнейшее развитие эстетических идей, на базе которых строились представления об организации и проведении эстетического воспитания.Эстетическое воспитание стало частью воспитания и образования человека. Художественные элементы были составной частью жизни античного общества. Цель воспитания определялась как формирование гармонически развитого человека. Оно основывалось на музыкальном воспитании. «Образованный человек по-гречески означает «мусический», то есть тот, кто получил воспитание при помощи мусического воспитания (искусства). Основные принципы, содержание эстетического воспитания, значение искусства разрабатывалось философами античности. Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Пифагор выделяли органическую связь этического и эстетического воспитания. Искусство, по мнению Аристотеля, обладает познавательными, воспитательными воздействиями, приносит людям эстетическое удовольствие. Он считал, что эстетическое воспитание обеспечивает гармоническое развитие личности, делает человека гражданином и способствует развитию разумной деятельности. В Древней Греции получили развитие драма, архитектура, живопись, что способствовало духовному развитию общества.

     В Древнем Риме формирование гармонически развитой личности уступало место идее практической полезности. Исходя из этой цели, музыка уступает своё место ораторскому искусству. В философских учениях Квинтилиана, Плутарха, Цицерона разрабатывались идеи эстетического воспитания, большое место отводилось природным способностям детей, развитию у них чувства художественного слова, ритма, выразительной речи. В период античности обязательными элементами эстетического воспитания являлись изучения музыке, пения, рисования, риторики, обучение игре на музыкальном инструменте, гимнастике, а также прослеживалась связь эстетического с умственным и нравственным воспитанием. Античные мыслители сформулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества. Они разработали «теорию эстетического воспитания».

     Средневековая эстетическая мысль развивалась в новых исторических условиях. Феодальные отношения наложили отпечаток на духовную культуру. Особенностью развития искусства было подчинение его религии. Развивалось церковное искусство. Отрицались элементы танца, жеста, движения, преследовалась народная музыка, театр. Несмотря на то, что Август (V век) подчёркивал божественное происхождение искусства, а Василий Великий (IXвек) осуждал обучающихся искусству, не отрицалось эстетическое воздействие музыки и слова на человека. Глубоко усвоив положения аристотелевской системы эстетического воспитания, Фома Аквинский (XIII век) развил идею, что искусство есть подражание, средство познания, развития эстетического искусства. В Средневековье проводилась мысль о единстве эстетического, этического и интеллектуального воспитания, основным средство определялась музыка.

     В эпоху Возрождения произошёл огромный переворот в общественной жизни, сформировались гуманистические взгляды в обществе. Центральное место в искусстве заняла живопись, развивались литература, архитектура, театр, музыка. Получила дальнейшее развитие идея всестороннего развития (В. Де Фельтре), подчёркивалось воспитательное воздействие искусства (М. Падуанский), разрабатывалось содержание и методика воспитания и обучения художников (Альберти, Леонардо да Винчи). Овладение искусством стало составной частью образования человека. Эстетика XVII–XVIIIвеках развивалось в эпоху преобразования общества. Эстетическое воспитание ещё не отделилось от утилитарного, практического обучения. Это уже не обучение художника, а чаще всего – делового человека, что нашло отражение в педагогике. Дж. Локк считал, что деловой человек не должен уделять много времени искусству, но с практической точки зрения он не оказывается от идеи эстетического воспитания, ограничив его профессиональной потребностью. ВXVII – XVIII веках эстетическое воспитание основывалось на специальном обучении музыке, пению, танцам, рисованию, ручному труду. Представители Просвещения: Ж.Руссо, Д. Дидро, А. Баумгарген и другие считали, что каждый человек может заниматься каким-нибудь видом искусства, подчёркивая роль искусства и эстетического воспитания в служении национальному благу. Рассматривая вопросы эстетического воспитания, педагоги И. Гербарт, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель предлагали включить в него: пение, рисование, а также развитие детского творчества – чтение художественных произведений. Так, эстетическое воспитание и образование в XVII – XVIII веках становится составной частью развития личности.

     Идеи развития способностей человека развития искусства эстетической культуры как средства развития личности, значение искусства для развития художественных способностей человека получают своё развитие у И. Канта, И.Фихте, Ф. Гегеля и других философовXIX века. В этот период Ф. Шиллер впервые употребляет термин «Эстетическое воспитание». Он предлагал понимать под эстетическим воспитанием не только формирование способности понимать искусство, но и предполагал формирование с его помощью целостного человека, которое достигается эстетическим воспитанием. Свою программу эстетического (художественного) образования предлагали К.А. Сен – Симон, Ш. Фурье, включая в неё: занятия пением, танцами, декламацией, игру на музыкальных инструментах. Они особенно выделяли роль театрального искусства для развития гармонических способностей человека.

     Эстетические идеи Древней Руси развивались на стыке языческой и христианской культуры, восприняв античную традицию через Византию. Эстетическое воспитание Древней Руси осуществлялось через усвоение народной тики и эстетики, участие в ритуалах и обрядах. Песни, сказания, былины, ремёсла, постоянное общение с природой развило художественный вкус людей.

     Развиваясь через идеи словесного и изобразительного искусства в XV–XVII в.в., эстетическая теория получила своё отражение в теориях эстетического воспитания Епифания Премудрого, Феофана Грека, Ивана Фёдорова, Симеона Полоцкого, Дмитрия Ростовского и других философов, педагогов, художников. Они предлагали включить в эстетическое воспитание детей театр, прибегать к театральным действиям и преподавании риторики, поэтики. ВXVII веке в России появились первые эстетические трактаты (Иосиф Владимиров, Симеон Ушаков), в которых отмечается красота и жизненность произведений искусства. Они заложили основы теории эстетики и эстетического воспитания. Цели, задачи, содержание эстетического воспитания рассматривали И. Бецкой, К. Истомин, М. Ломоносов, Н. Новиков, Ф. Салтыков, В. Татищев и др. В содержание эстетического воспитания они предлагали включить предметы эстетического цикла: танцы, музыку, виды искусства, литературу, рисование, пение, игру на инструментах. В. Татищев считал, что сначала нужно давать общеобразовательную подготовку, а затем обучать «искусствам и ремёслам», а новые формы организации учебного процесса, опиравшиеся на развитие способностей учащихся, предлагал М. Ломоносов. Он считал, что художники, актёры, музыканты должны быть высококультурными и образованными людьми.

     Таким образом, были заложены основы организации эстетического образования в учебных заведениях России, в которых обращалось внимание, а также расширялась сфера внеучебной деятельности.

     Н.И. Новиков в XVIII веке развил теорию и практику эстетического воспитания в России. Он считал эстетическое воспитание частью умственного воспитания. Под эстетическим воспитанием он понимал приобщение детей и юношества к искусству во время обучения, включил изучение эстетики, красноречия, поэзии. Кроме того, он утверждал, что занятия по изящным искусствам нужно проводить не только с теми, кто имеет способности к ним, но и всеми воспитанниками, что в процессе обучения следует детей приобщить к искусствам, воспитывать у них художественный вкус, развивать способности к созданию посильных им эстетических ценностей.

     Почти через 100 лет, в условиях общественного подъёма 60-х годов, в период создания народной школы русская философская и педагогическая мысль продолжает поиск в области эстетического воспитания, рассматривая его проблемы в том или ином аспекте, во взаимосвязи с задачами педагогики, искусства или отдельных его видов.

Непосредственное научно-педагогическое воздействие на решение этой проблемы оказал основоположник русской педагогической науки К.Д. Ушинский, придававший огромное значение художественно-эстетическому воспитанию. Он считал, что: «запоёт школа, запоёт весь народ». В то же время правительство дореволюционной России не стремилось поддерживать интересы учащихся. Оно преследовало деятельность различных кружков, запрещало коллективные собрания, общение учителей с детьми в свободное от уроков время. Анализируя проблемы воспитания и образования того времени, К.Д. Ушинский указывал на объективную невозможность проведения какой-либо деятельности во внеурочное время. Внеклассная работа, как форма организации детей, способствующая их нравственному воспитанию и творческому развитию в России того периода, была крайне ограничена. Во второй половине XIX века ведущие русские педагоги К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский и др. видели в эстетическом воспитании источник развития эстетических чувств, эстетического вкуса, подчёркивали, что в каждом школьном предмете содержатся возможности эстетического воспитания. Они включали в обязательные предметы для изучения литературу, музыку, изобразительное искусство, природу, а также художественное творчество – театр.

    Таким образом, в отечественной философической и педагогической мысли прослеживается взаимосвязь эстетического воспитания с различными сторонами воспитания, отмечается единство образования и воспитания, подчёркивается значение общеобразовательных и художественных знаний. Идеи эстетического воспитания в русской педагогике прошли длительный путь становления и развития, вступив в XX век обогащёнными и содержательно разработанными. Общим итогом становления эстетического воспитания в России до XX века, можно считать выделение его в самостоятельную область воспитания, определение содержания и путей его осуществления в соответствии с уровнем общественного развития, состоянием эстетической и педагогической теории. Отмечается необходимость расширения участия в образовании пения, музыки, живописи, а также соединения изучения эстетических предметов с воспитанием художественного вкуса, значением искусства.

     В настоящее время слово «эстетическое» получило настолько широкое хождение в нашей повседневной жизни, что стало, казалось бы, само собой разумеющимся и отсюда «стёршимся» термином. Симптомов к актуализации термина много. Создаются различного рода эстетические учреждения: эстетические центры дошкольного воспитания, школы с эстетическим уклоном, центры здоровья и красоты и т.д. Эстетическое начало активно проникает в наш быт: человек хочет жить в красивом доме, построенном по индивидуальному проекту, в красиво обустроенной квартире, носить красивую одежду и т.д. Всё это, безусловно, позитивные тенденции, ибо эстетизация социальной жизни, системы образования и т.д. приносит собой чувство радости и удовольствия, делает человека отзывчивым на красоту, восприимчивым к прекрасному в природе и в искусстве.

     На уроках музыки мы можем воспитывать интеллектуальные качества личности, расширять его исторические познания, формировать его морально-нравственные и религиозные убеждения. Цели педагогических концепций могут быть направлены. К примеру, на формирование интереса, увлечённости и желания учащегося, на гармонизацию мира представлений, на воспитание ассоциативно-образных структур личности и т.д. Ибо, несмотря на то, что ребёнок может получить «хорошую школу», то есть научиться свободно владеть инструментом, его душа будет «мертва» к звукам музыки и после окончания школы он уже никогда в жизни не подойдёт к инструменту. Так и не став даже «простым» любителем, или дилетантом, в музыкальном искусстве. Такие примеры часто встречаются в педагогической практике, и они ставят проблему: как превратить процесс чисто технического, художественного обучения в процесс эстетический, ведь именно эстетическое вводит нас в область переживания, чувства удовольствия и удовлетворения, инициирующие и поддерживающие интерес к музыке на протяжении всей жизни.

     Совершенствование подготовки педагогических кадров к эстетическому воспитанию детей в сфере дополнительного образования невозможно без изучения наследия прошлого, накопившегося на разных этапах исторического развития общества, богатого опыта в философии и педагогике. Эстетическое воспитание исследуется разными науками, каждая из которых рассматривает определённый аспект данного вопроса. Изучение философской и педагогической мысли показывает, что каждая историческая эпоха имеет свой эстетический идеал, свою систему воспитания, выдвигает те или иные формы, средства и методы воспитания и образования, которые соответствуют социально-экономическим условиям развития общества.

     Итак, что есть эстетическое воспитание, в чём его отличие от художественного и каковы его логические принципы?

     Эстетическое воспитание есть процесс развития органов чувств. Данный принцип опирается на новоевропейскую трактовку латинского слова «эстетика», восходящему к древнегреческому термину «айстетис», буквально перевод которого означает «чувственное ощущение». Область эстетического, по традиции, всегда связывалась с чувственным восприятием, с «игрой ощущений» (Кант), с «чувствованием вообще» (Гегель). Об этом говорит и Герман Кречмар, замечательный педагог и учёный начала XX века, который настоятельно напоминал, что если первоначальное значение слово «эстетика» означает: я ощущаю, я чувствую (wittern), я воспринимаю. То эстетика, следовательно, не является только наукой о прекрасном, как хотят представить её сейчас, но с самого начала учением об ощущении и восприятии, в особенности учением о чувственном и художественном. Музыкальная эстетика должна начать с того, чтобы научить ощущать звуковые формы» (Kretzschmar.1902.S/180).

     Кречмар в этой связи даже подробно разрабатывает систему подготовительной школы музыкальной эстетики. Её задача: научить чувственно воспринимать выразительный характер музыкальных элементов (интервалов, мотивов, тем, ритмических фигур). Эту способность Кречмар основывает на значении отдельных элементов музыкального языка, а также на умении учителя иллюстрировать духовные свойства музыкальных элементов примерами из произведений различных композиторов.

Итак, обучение внутренне ощущать, чувственно воспринимать выразительность элементов выступает, согласно Кречмару, начальным этапом эстетического обучения («перевод звуков в ощущение»).

     В последние десятилетия учёные, педагоги О.А.Апраксина, Н.А. Дмитриев, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачёв, Б.М. Неменский, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков и др. разработали проблемы эстетического воспитания. Их результатом стало определение и конкретизация принципов, функций, содержания форм эстетического воспитания и образования, связь эстетического воспитания с творческой деятельностью. На их основе развивалась система эстетического воспитания, а также методологические проблемы эстетического воспитания, рассматриваются роль и место предметов эстетического цикла, их связи с другими учебными предметами.

В отечественной педагогике чётко разделяется понятие «Эстетическое воспитание» и «Художественное воспитание». Эстетическое воспитание рассматривается как более широкое понятие по отношению к художественному воспитанию, которое входит в него составной частью. «Художественное воспитание» - целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности воспринимать. Чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать в них художественно-творческие способности в процессе их собственной творческой деятельности».

Большой опыт эстетического воспитания и образования, накоплен в других странах. Он ориентирован на отдельные группы населения, реализуется в различных сферах жизнедеятельности, содержит опыт эстетического воспитания средствами искусства, подготовки кадров по эстетическому воспитанию.

В США эталоном интегрированной программы в области эстетического воспитания считается программа, созданная коллективом учёных центральной педагогической лаборатории среднего Запада. Основная задача программы – через комплексное изучение искусства научить школьников анализировать, видеть и понимать эстетическое в действительности. Организована программа в виде шести комплексов: эстетика и физический мир, эстетика и художник, эстетика и культура, эстетика и окружающая среда. В ряде колледжей и университетов США в программы подготовки кадров включен курс детского воспитания средствами театра.

Основной фигурой внешкольного образования и воспитания во Франции является «аниматор», объединяющий в себе талант педагога, художника и психолога. Он действует как посредник между подростком и произведением искусства. Важное место в художественной жизни Швеции занимает институт посредников – распространители культурных ценностей. В Австрии, Венгрии широко развита система музыкального воспитания детей дошкольного и школьного возраста.

Анализ зарубежного опыта эстетического воспитания и подготовки специалистов для осуществления данной работы показывает интерес, который имеется в обществе к и данной проблеме, необходимость проведения работы по эстетическому воспитанию различных слоёв населения, особенно детей. Отмечается значение преподавания искусства для развития творческих способностей, формирование интереса к творческой деятельности, раскрываются разнообразные средства эстетического воспитания и образования.

Вывод:

 Таким образом, развитие теории и практики эстетического воспитания прошло длительный период. Анализ философской и педагогической мысли показывает, что:

 - эстетическое воспитание рассматривается как составная часть развития личности;

 - определяется его место и роль, цели и задачи, которые зависят от эпохи и конкретных социально-экономических отношений, уровня развития эстетической, педагогической мысли;

 - Основным достижением предшествующего развития является формирование основных средств, форм и методов эстетического воспитания.

Глава 2. Эстетическое воспитание учащихся средствами хорового пения.

2.1.       Особенности хорового пения, влияющие на формирование и развитие личности.

    Одним из путей оптимизации взаимодействия ребёнка с обществом и его самореализации может стать хоровое пение – искусство, обладающее могучим эмоциональным воздействием на всестороннее развитие личности. Необходимо заметить, что искусство, как форма духовной культуры, передавая в художественной форме опыт и способы эстетического освоения мира, формируя способности и духовные потребности человека в соответствии с социальными требованиями, занимает важное место сред основных факторов, влияющих на формирование и развитие личности.

    Три социально значимые функции искусства: познавательная, воспитательная и эстетическая действуют в неразрывной органической связи. Реализуя в искусстве свою человеческую способность эстетической оценки мира во всём его многообразии, ребёнок, таким образом, всё измеряет человеческой мерой и благодаря этому процессу познаёт самого себя, свой внутренний мир. Рассматривая искусство как особый фактор формирования и развития личности, психологи отмечают его влияние на всю целостность личности, на личностный опыт, мотивационную сферу. Л.С. Выготский говорил о так называемом «катарсисе», наступающем в процессе общения человека с искусством, отмечая «это сложное превращение чувств», их просветление, «их разряд», как имеющие значение для всей личности в целом и её будущего социального поведения.

     Особое значение в приобретении личностью социально значимых качеств имеет музыкальное искусство, которое помогает ребёнку познать и закономерности окружающего мира. Д. Шостакович в беседе с молодёжью сказал: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Особенности развития личности в процессе музыкальной деятельности неоднократно освещались учёными-психологами В.В. Медушевским  Б.М. Тепловым, В.И. Петрушиным и др. Музыка, вызывая у детей положительные эмоции, благотворно действует на их нервную систему, влияет на их сознание и поведение.

     Всё вышесказанное о специфике музыкально-эстетического воспитания относится и к воспитанию в хоре, т.к. основным средством воспитания в нём является музыка.

     Хоровое исполнительство развивалось и развивается на почве общей культуры и национальных традиций. В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало с древнейших времён. «Русская музыкальная культура была, в главных и основных своих направлениях, исключительно интонационно-песенной и распевной, чем определялась и вся система музыки». Известна и историко-социальная роль хоровых организаций в России. Не только эстетическое, но и социальное значение хорового исполнительства находит подтверждение в ходе развития русской музыкальной культуры.

     Особенности и преимущества хорового исполнительства как формы музыкального воспитания заключаются в следующем:

  1. Это вид музыкальной деятельности;
  2. Это наиболее доступный вид музыкального исполнительства т.к. «инструментом» является голос, данный каждому человеку от рождения, совершенствующий с его ростом и развитием; воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувств и эмоций;
  3. Это коллективный вид музыкального исполнительства;
  4. Хоровая музыка тесно связана со словом, что как бы «удваивает» её идейно-эмоциональное воздействие.

Хор – это особая форма воспитания, т.к. он полифункционален, выполняет сразу несколько воспитательных задач:

  1. Хор человеческих голосов – могучий музыкальный инструмент с широкой звуковой палитрой и неисчерпаемыми выразительными возможностями, способный вызвать к жизни неуловимые человеческие эмоции, тончайшие переливы настроений и, в то же время, идеи и эмоции глобальные, общечеловеческие; инструмент, способный направить в желаемое русло основные движущие силы человеческой души, аппелирующий ко всей личности ребёнка, ко всему его и эмоциональному и мыслительному миру. «Хору доступен весь богатейший мир человеческих чувств, которые-будь то даже тончайшая лирика-обретают звучание общечеловеческое.
  2. «Хор как… действенный инструмент просвещения и воспитания». Помимо того, что на хоре учащиеся приобретают специальные музыкальные знания и певческие навыки, они приобщаются к лучшим образцам мировой культуры.
  3. Хор – эффективный путь развития личности растущего человека. Прежде всего раскрытие его личностного потенциала происходит через развитие голосового аппарата. «Правильное пение сопровождается у детей младшего школьного возраста ощущениями психофизического комфорта,… оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребёнка, совершенствует его основные психические функции». На хоре закладываются лучшие личностные качества: трудолюбие, ответственность, потребность в творчестве. В процессе пения, учащиеся не только усваивают знания, но и происходит их осознание себя в мире и мира в себе.
  4. Хор – это коллектив единомышленников, в котором воспитывается высокая культура человеческих взаимоотношений, это «школа сотрудничества». «Воспитывая хориста, вы прежде всего воспитываете человека, влюблённого в музыку, человека высоких моральных достоинств, знающего цену дружбе и товариществу, честного в своих мыслях и поступках».

Дополнительные воспитательные возможности возникают в хоре, объединяющем в совместной деятельности и творчестве сверстников, т.к. такой коллектив позволяет в большей степени учитывать их возрастные психологические особенности.

     Коллективное творческое исполнительство формирует более высокий уровень музыкальных интересов и потребностей, обогащая их. Участвуя в репетиционной работе и концертной деятельности хорового коллектива, хористы совместно «творят», находя ключ к открытию художественных достоинств исполняемых произведений и получая при этом эстетическое удовольствие. Помимо активного восприятия произведения искусства на хоре воспитывается также умение вызвать у слушателей созвучные мысли и чувства, т.е. развиваются коммуникативные способности ученика.

     Хоровое исполнительство является действенным средством для развития воображения, преодоления стеснительности, скованности. Хор даёт возможность ребёнку проявить и свои организаторские способности, участвуя в творческом процессе.

     Хор – это организованный коллектив певцов, владеющий необходимыми вокально-техническими и художественно-выразительными средствами и достаточно глубоко передающий содержание исполняемого произведения.

     В системе разнообразных хоровых коллективов значительное место занимают детские хоры. Они состоят из дошкольников или из школьников младшего, среднего или старшего возраста. Но какими бы ни были эти хоры по составу, принципы их организации и задачи, стоящие перед ними, имеют больше общего, чем отличий. Все они, прежде всего, решают задачу музыкально-художественного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Именно хоровое пение как искусство истинно массовое воспитывает в детях чувство любви к своей Родине, народу, развивает важные качества коллективизма, способствует всестороннему выявлению творческих способностей.

Хоровое пение, как самый доступный вид музыкального исполнительства, является активной формой приобщения ребёнка к искусству. Эта доступность обуславливается тем, что голосовой аппарат – «инструмент», данный человеку от рождения, совершенствующий вместе с его ростом и развитием. «Пение в хоре является как бы народной общедоступной музыкальной школой, в которой музыка познаётся не отвлечённо, без связи с окружающей жизнью, а идёт рядом с нею, украшает, обогащает её». Благотворное влияние хорового искусства на развитие личности ребёнка отмечалось в работах Э.Б. Абдулина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Б.А. Асафьева, Д.Б. Кабалевского. Известные учёные утверждают, что пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой происходит нравственное становление личности, успешно развивается эстетическое отношение к жизни.

     Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребёнка. Хоровая музыка тесно связана со словом, что, вместе с музыкальной интонацией и мелодией, создаёт базу для более конкретного понимания идейно-эмоционально сущности содержания музыкальных произведений и расширяет кругозор учеников. Музыка, окрылённая поэзией, ещё глубже воздействует на психику ребёнка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. В процессе работы над хоровыми произведениями, с опорой на позитивные начала в духовном развитии, происходит возвышение личности воспитанника в глазах его самого и окружающих. У него развивается уверенность в себе, самоуважение, чувство собственного достоинства. Совместный характер участия в хоровом исполнении способствует развитию социально-значимых навыков общения и поведения в коллективе. Пропаганда музыкального искусства, выраженная в общественно полезной концертной деятельности, способствует развитию творческой активности личности, способной отдавать свою любовь к музыке и свои знания на благо обществу. Такая общественно полезная деятельность пробуждает у юных артистов чувство ответственности, самодисциплину и способность выполнять определённые требования. Сама атмосфера хора служит мощным воспитательным фактором. Участие в хоре стимулирует мысли и чувства детей, будит фантазию и творческую энергию, даёт ощущение радости, полноты жизни. Хор человеческих голосов – могучий музыкальный инструмент с необычайно звуковой палитрой.

     Хор представляет собой живой организм, сформированный в соответствии с художественными вкусами и критериями хормейстера.

     В истории отечественного хороведения давалось много определений понятий понятия «хор»: от собрания поющих до «ансамбля поющих унисонов». Вот некоторые из них:

     «Хором называется более или менее многочисленная группа певцов, исполняющая вокальное произведение» (А.С.Егоров).

     «Хор – это организованный коллектив певцов… В понимании советского слушателя хор – творческий коллектив, основная цель исполнительской деятельности которого – идейно-художественное и эстетическое воспитание народных масс» (К.К. Пирогов).

     «Хором называется такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении» (В.Г.Соколов).

     «Хор – певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку с инструментальным сопровождением или а капелла» (Н.В. Романовский).

      Хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ среди видов деятельности детей на уроке, что объясняется рядом причин, первая из которых – песенное начало российской музыкальной культуры. Г.А. Струве в этой связи отмечал: «Все обряды: рождение, венчание, погребение сопровождались пением. Пели работая, пели отдыхая. В каждой приходской школе, реальном училище, гимназии, институте – в любом учебном заведении любили и умели петь красиво, на несколько голосов, не говор уже о церковных богослужениях, во время которых пели замечательные хоры. Пел весь народ, от мала до велика». Следующая причина – общедоступность хорового пения. Так, практически каждый ребёнок обладает от природы голосовыми и слуховыми данными, что в сущности своей уже есть достаточное и необходимое условие певческого воспитания. Далее – адекватность хорового пения психолого-возрастными особенностями детей, в частности их стремлению к активным формам освоения искусства.

2.2.        Роль дирижёра-хормейстера в эстетическом воспитании школьника.

Репертуар и концертные выступления.

     Любая профессия имеет свои особенности. Есть они и у руководителя любого коллектива, в данной работе речь идёт о руководителе хора. Стремление отдать себя детям, вера в то, что без увлечённости творчеством нельзя стать по-настоящему гармонично развитым человеком – этими чувствами должен обладать педагог-воспитатель. Дирижёр-хормейстер должен обладать такими качествами: он должен быть профессионально честным, порядочным, добрым, вежливым, обладать хорошими манерами, безукоризненно выполнять свою работу, в уроки вкладывать новый смысл, а не стремится к карьере, уважительное общение с коллегами и детьми. Может даже важным будет обращение к детям на «Вы». Это поднимает самооценку самого ребёнка. Руководитель должен понимать ребёнка, уважать его личность, достоинство, ценить индивидуальность. Также важным является внешний вид преподавателя. Он должен выглядеть так, чтобы каждый ребёнок хотел бежать на занятия. Руководитель – хормейстер формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы подрастающего поколения. Он должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо владеющим проблемами воспитательной работы, но и духовно развитой личностью в высоко значении этого слова. Также преподаватель должен обладать организационными способностями. Профессия педагога требует постоянного совершенствования своей личности, развития интересов, творческих способностей. В связи с развитием общества, его идеологии, социально-экономических сторон жизни, культуры, меняются идеалы профессии. Но вместе с тем, основой профессии педагога – всегда остаётся гуманистическая устремлённость и неразрывная связь с художественно-творческой деятельностью, с различными видами искусства.

     Важную роль в формировании эстетического вкуса у детей играет репертуар. Он должен воспитать у учащихся художественный вкус, поэтому обращение к классической музыке и народному музыкальному творчеству и духовной хоровой музыки создаст у детей надёжный иммунитет против пошлости и безвкусицы. Высокое качество песенного, хорового и литературного материала, специально подобранного для детского исполнения, их идейный смысл воспитывает в детях организованность, художественный вкус, способствует развитию музыкальности, творческой инициативы. Особое место в репертуаре любого хорового коллектива должны занимать произведения русской и зарубежной хоровой классики, песни современных, отечественных и зарубежных композиторов, а также народная песня. Народное песенное творчество помогает лучше узнать историю народа, его быт, обычаи. Народная песня воспитывает чувства гражданственности, патриотизма, уважения к народным традициям, любви к Родине, родной природе. Кроме народных песен нашей страны, нужно включать в репертуар хоров песни народов разных стран. Их исполнение воспитывает у ребят чувства патриотизма, дружбы, уважения к культуре других стран. Целенаправленная работа над репертуаром способствует вовлечению детей и разнообразные виды познавательной и общественной деятельности, что в свою очередь усиливает педагогическое воздействие на детей. Репертуар музыкальных коллективов играет важную роль в воспитании не только юных исполнителей, но и слушателей. Так, одним из средств музыкального воспитания являются концертные выступления хоровых коллективов. Концертная программа должна соответствовать уровню высоких художественных требований и быть доступной детям. В репертуар хоров включаются современные детские песни, песни о родной природе, о Родине, героизме, мужестве, о легендарном прошлом нашего народа, народные песни, русская и зарубежная хоровая классика. В таком разнообразии репертуара осуществляются основные задачи нравственно-эстетического воспитания детей и подростков, а также связь со школой, семьёй в решении задач гражданского воспитания, ответственности за себя, друзей, за страну. Музыкальное произведение должно быть близко слушателям по содержанию, чтобы их восприятие могло опираться на жизненные впечатления. Только в этом случае программа концерта может иметь положительный воспитательный эффект. Совместная работа коллектива над общей программой выступления, сами выступления создают атмосферу увлечённости искусством, что в свою очередь развивает чувство дружбы, понимание ответственности, воспитывает коллективизм.

Вывод: Таким образом, хоровое пение, как самый доступный вид музыкального исполнительства, является активной формой приобщения ребёнка к искусству. Хоровое искусство, воспитывая нравственные качества, укрепляя чувство собственного достоинства, расширяя кругозор, развивая коммуникативные навыки, является эффективным средством социального становления воспитания учащихся музыкальных школ. Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребёнка. Одной из самых популярных крупных форм музыкальной художественно-творческой работы с детьми являются хоровые коллективы. В таких коллективах педагог-хормейстер является образцом идеальной личности для детей и подростков. Дирижёр-хормейстер – это организатор, воспитатель, педагог и, конечно, грамотный музыкант, он обладает профессиональной этикой, искусством общения, знает особенности развития детей разного возраста, умеет воспитывать и формировать у детей чувства коллективизма, радости общения, сопереживания. А совместная работа педагога и детей осуществляет приобщение к прекрасному. Совместный труд в подготовке концертных программ, репетиции, концерты и вся деятельность хоров-эторадость творчества.

  Заключение.

Идеи эстетического воспитания прошли длительный путь становления и развития, вступив в XXI век обогащёнными и содержательно разработанными. Общим итогом становления эстетического воспитания в России доXXI века, можно считать выделение его в самостоятельную область воспитания, определение содержания и путей его осуществления в соответствии с уровнем общественного развития, состоянием эстетической и педагогической теории. Отмечается необходимость расширения участия в образовании пения, музыки, живописи. Достижением отечественной педагогике в советский период истории страны явилось создание системы эстетического воспитания А.С. Макаренко подчёркивал, что: «Истинная сущность воспитательной работы…заключается вовсе не в ваших разговорах с ребёнком, а…в организации жизни ребёнка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора». Основная исходная цель данной работы-показать значение эстетического воспитания, которое состоит не в создании совершенного оркестра, хора, а в формировании морально красивых людей, культурных, образованных, преданных своей Родине, умеющих не только понимать и ценить красоту жизни, но и являющимися активными её творцами. Художественное начало есть в каждом ребёнке. И педагогу необходимо видеть в художественно-творческом начале две стороны – социальную и нравственную - и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, он открывает ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащает его, подводит к пониманию лучших образцов большого искусства и, следовательно, к более глубокому пониманию мира. А познание радости творческого процесса в коллективе детей делает основой нравственного воспитания-воспитания личности.

                                                 Список  литературы.

  1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для ст-тов пед. Институтов.-М.:Посвещение,1983
  2. Багадуров В.А. Музыкальное воспитание и обучение в школе/ В.А. Багадуров. М.:1955
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка/ Н.А. Ветлугина-М.: 1968
  4. Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором/ Г.А. Дмитревский.-М.:1957
  5. Живов В.Л. Хоровое исполнительство/ В.Л. Живов.-М.:2003
  6. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика/ В.В. Крюкова.-Издательство Феникс 2002.
  7. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: учеб.пособие/Э.И.Медведь.-М.:2002.
  8. Музыка и время 4 вып.Проблемы эстетического воспитания: статья/ Издательство 2003.
  9. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности доXXI века: Учебное пособие для Вузов. - М.: 2003.
  10. Овсянникова М.Ф. Краткий словарь по эстетике/М.Ф. Овсянникова. - М.: 1983.
  11. Осенева М.С. Самарин, В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором/ М.С. Осенева, В.А. Самарин. - М.: 2003.
  12. Сахарова Л.А. и Шахова А.Н. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях: Пособие для учителя. /Сост. Л.А. Сахарова и А.Н. Шахова. - М.: 1986.
  13. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учебное пособие для Вузов. Сост. Г.П. Стулова. - М.:2002.
  14. Тагильцева Н.Г. Эстетическое восприятие музыкального искусства и самосознания ребёнка: Монография. / Н.Г. Тагильцева. - Екатеринбург, 2008.
  15. Теплов А. Психология музыкальных способностей. /А. Теплов. - М.: Л.: 1947.
  16. Халабузарь В.П. и Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания. / С-Питербург, 2000.
  17.  Формы и методы эстетического воспитания за рубежом: Методические рекомендации. - М.:1987.
  18. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества /В.Н. Шацкая. - М.: 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Одаренные дети в системе дополнительного образования детей»

Доклад на районном родительском собрании «Одаренные дети в системе дополнительного образования детей»....

Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей в системе дополнительного образования

Статья о формах и методах формирования духовно-нравственных качеств детей в системе дополнительного образования...

Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования. Работа над созданием методического объединения «Центр “Диалог культур”»

Анализируя возможности органичного включения духовно-нравственного воспитания детей в систему дополнительного образования, мы придерживаемся следующие позиции:Дополнительное образование детей «строитс...

Экологическое воспитание детей в системе дополнительного образования на примере детского творческого объединения "Задумка" МБОУ ДО ДДТ р.п. Усть-Донецкий Ростовской области

Завершается 2016-2017  учебный год,  но работа по экологическому воспитанию детей в системе дополнительного образования продолжается. Детское творческое объединение , имеющее художественную ...

Методическое пособие «Выявление одарённых детей в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности»

Выявление одарённых детей в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности...

«Воспитание патриотических качеств детей в системе дополнительного образования»

        Патриотическое воспитание подрастающего поколения – общенациональное дело, ответственность за которое лежит на всех структурах общества и системы образования: ...

Проект по экологическому воспитанию школьников в системе дополнительного образования детей на занятиях художественным и техническим творчеством "ЭкоТворчество: искусство и технологии для зелёного будущего"

Проект реализуется на базе учреждений дополнительного образования и является дополнением к двум дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам по художественному творчеству «Худож...