Актуальные вопросы охраны физического здоровья школьников в процессе обучения и воспитания
материал по физкультуре на тему

Завитневич Лилия Валентиновна

Доклад на тему: Актуальные вопросы охраны физического здоровья школьников в процессе обучения и воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Актуальные вопросы охраны физического здоровья школьников

в процессе обучения и воспитания

Занятия физической культурой оказывают многообразное положительное воздействие на организм детей, повышают их физическую работоспособность. Двигательная активность является биологической потребностью человека. При недостатке двигательной активности начинается атрофия мышечной ткани, нарушаются функции сосудистой, дыхательной и нервной систем, ухудшается осанка, развивается близорукость, повышается восприимчивость к простудным заболеваниям. У детей двигательный дефицит может привести даже к более выраженным функциональным морфологическим изменениям. Дефицит движений - одна из главных причин избыточного веса у детей. Недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста ведет к тому, что после 13 у них отмечается заметное ухудшение координации, точности и быстроты движений, уменьшение скорости ответной реакции, подвижности суставов и гибкости позвоночного столба по сравнению со сверстниками, регулярно занимающимися физкультурой. Использование средств профилактики, рациональное построение занятий и правильное дозирование задаваемой нагрузки позволяет повысить оздоровительный эффект занятий. Можно выделить несколько основных факторов, которые оказывают большое влияние на здоровье школьников в процессе их воспитания и обучения.

 1. В первую очередь это правильная организация занятий:

а) рациональное составление расписания

б) индивидуальный подход к занимающимся

в) полноценная разминка

г) соблюдения правила постепенности повышения нагрузки в то же время исключения перегрузки и перенапряжения.

2. Важным фактором является материально-техническое обеспечение занятий. Имеется в виду состояние места занятий, инвентаря, оборудования, одежды и обуви.

 3. Очень важно соблюдение гигиенических норм:

а) освещение, вентиляция, температурный режим при проведении занятий в спортзале

б) метео – условия при проведении занятий на открытом воздухе.

3. Следующий фактор-это соблюдение  врачебного контроля:

 a) распределение учащихся по мед. группам. к занятиям подпускать по медицинскому освидетельствованию. Кроме внешних факторов нужно учитывать и внутренние, которые могут влиять на здоровье ребенка. Несоблюдение этих факторов может привести к травматизму – это :

 1. Недостаточная подготовленность к выполнению физических нагрузок. Например, в связи с длительными перерывами или недавнего перенесённого заболевания.

 2. Состояние утомления и расстройства координации. Ухудшение защиты реакции и снижении внимания.

Всё это ведет к нарушению техники выполнения движений, что чревато травмой. Большую часть повреждений школьников составляют ссадины, потёртости и ушибы. Распространены растяжения и разрывы, повреждение менисков, возможны вывихи и переломы. Наша задача полностью исключить эти явления. Для этого мы регулярно проводим инструктаж по технике безопасности.

Особое место в оздоровительной работе с детьми занимает дополнительный урок «час здоровья». В отличие от обыкновенного урока, на котором дети приобретают конкретные навыки, умения, сдают определенные нормативы, на «часах здоровья» мы уделяем большое внимание оздоровительному фактору -  это в первую очередь весёлые подвижные игры на свежем воздухе с обязательной разминкой и заключительной частью. При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и уровня физической подготовленности учащихся, подвижные игры оказывают большое благоприятное гигиеническое и оздоровительное значение. Очень важно следить за тем, чтобы нагрузки во время игр были оптимальными. Разный уровень физического развития функциональных и двигательных возможностей детей одного возраста, требует индивидуального подхода к подбору и применению ФУ и подвижных игр.

 О положительном воздействии ФУ  на организм детей свидетельствует хорошее самочувствие, ощущение бодрости и желание заниматься. Мы учитываем, что во время подвижных игр дети испытывают значительные физические нагрузки и поэтому следим за степенью их утомления, которое определяем по многим категориям: цвет лица, речь, дыхание, движение, самочувствие. Поощряя ребят к активным действиям, мы вместе с тем следим за дисциплиной, соблюдениям правил игры.

Еще одним важным условием оздоровительной работы в школе является секционная работа. Традиционно в нашей школе развита волейбольная и баскетбольная секции, дети с удовольствием посещают сетки. Ребята, посещающие секции, отличаются в лучшую сторону в физическом развитии, здоровье, дисциплинированности, успеваемости.

Оздоровительная работа связанa нe только с занятиями физкультурой. Большую часть времени в школе ребенок проводит за партой. Длительное сохранение однообразного положения тела на уроках приводит к нарушению правильной позы сидения, и, как следствие - нарушение осанки, искривление позвоночника. Особенно долго и напряженно протекает адаптация к учебной деятельности у младших школьников. В этих условиях положение можно исправить с помощью физкульт-минуток, которые включают в себя специальные упражнения. Продолжительность физкульт-минутки 1,5-2 минуты.

Таким образом, охрана физического здоровья школьников в процессе обучения и воспитания - это задача всего педагогического коллектива и мы, учителя физкультуры, прикладываем все свои умения и знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на домре, гитаре

   На современном этапе всё большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительным воздействием сре...

Статья по теме : "Патриотическое воспитание школьников в процессе обучения математики"

. Статья по теме : "Патриотическое воспитание школьников в процессе обучения математики"...

Социальная адаптация в процессе обучения и воспитания умственно отсталых школьников.

Социальная адаптация в процессе обучения и воспитания умственно отсталых школьников...

Развитие школьника как языковой личности в процессе обучения и воспитания

в презентации содержится теоретический материал по теме "Развитие школьника как языковой личности"...

Традиции и современность: к вопросу использования мультимедийных уроков в процессе обучения и воспитания.

Традиции и современность: к вопросу использования мультимедийных уроков в процессе обучения и воспитания....

Экологическое воспитание школьников в процессе обучения английскому языку (из опыта работы)

Задачи проекта:Познакомить с задачами, стоящими перед современным учителем иностранного языка по экологическому воспитанию в свете требований новых программ.Сравнить: как ведётся работа по формировани...

Физическое здоровье школьников и состояние охраны труда на уроках физической культуры в условиях подготовки к сдаче норм ГТО

Физическое здоровье школьников и состояние охраны труда на уроках физической культуры в условиях подготовки к сдаче норм ГТО...