Психология волейбола
статья по физкультуре на тему

Галина Николаевна Новикова

Встатье раскрываются психологические аспекты игры в волейбол

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_voleybola.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Психология волейбола

Волейбол как спортивная игра характеризуется большой эмоциональной насыщенностью. Психологические особенности деятельности волейболиста определяются характером игровых действий, объективными особенностями соревновательной борьбы. С помощью аппаратуры, киносъемки и других объективных методов регистрации действий волейболистов специалисты сумели охарактеризовать некоторые временные параметры игровых действий. Так, скорость полета мяча при нападающем ударе равна 20—30 м/с, при подачах— 12—15 м/с, время передачи для нападающего удара (вторая передача) равно 1.10—1.40 с, а прострельной передачи 0,60—0,70 с, время приема подачи— 1.40—1.50 с, прием нападающего удара — 0,35—0,45 с.

Блокирование совершается за 2.00— 2.05 с, причем в три этапа:

1) распознавание действий противника и определение зоны, где необходимо ставить блок—0,30—0,50 с;

2) перемещение в зону блокирования 1.00—1.15 с; 3) прыжок и вынос рук над сеткой— 0,40—0,50 с.

Основные двигательные действия волейболистов — это быстрые перемещения, прыжки, броски при приеме мяча. Выполнение их связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. Наиболее существенным отличием в технике волейбола является непосредственный кратковременный контакт с мячом, что абсолютно исключает захваты. Все действия характеризуются изменчивостью в процессе игры. На тренировках волейболисту приходится овладевать целой системой двигательных навыков, которые складываются из большого количества приемов защиты и нападения. Сложность игровых действий заключается и в том, что этот арсенал технических приемов приходится применять в различных сочетаниях и в условиях, требующих от игрока исключительной точности и дифференцированности движений, быстрого переключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по ритму, скорости и характеру.

В среднем за игру из 5 партий волейболист выполняет 250— 300 двигательных действий, из них прыжков 50—60%; рывков 27—33%; падений 12—16%. Кроме того, в процессе игры волейболистам необходимо выполнить: подач 190—200; приемов подач 190—210; вторых передач 220—240; нападающих ударов 180—210; блокирований нападающего удара 180—210; приемов нападающих ударов 80—100 (всеми игроками).

Анализ действий волейболистов показал, что у высококвалифицированных спортсменов игровые навыки настолько высоко автоматизированы, что те действия, которые, казалось бы, должны были строиться по типу сложной реакции, строятся по типу простой. Внезапность, молниеносность и точность действий в волейболе вызывает необходимость развивать у игроков быстроту реакции, а также быстроту движений, которые связаны с высокой скоростью полета мяча.

Под влиянием, тренировки у игроков до минимума сводятся такие составные части латентного периода реакции, как моменты различения, узнавания и особенно выбора действия, за счет выработки соответствующего динамического стереотипа. Но в волейболе нельзя доверяться только одной быстроте реакции. Совершенствуя ее, необходимо вырабатывать умение предвидеть возможные игровые моменты.

Почти все действия волейболистов происходят на основе зрительных восприятий. Умение видеть положение и перемещение игроков на площадке, непрерывное движение мяча, а также умение быстро ориентироваться в сложившихся условиях — важнейшие качества волейболистов. Это предъявляет весьма высокие требования к объему поля зрения игроков и точности их глазомера.

Тактические действия в волейболе крайне многообразны. В качестве примера можно привести некоторые данные, характеризующие тактические построения в волейболе. Так, игра с первой передачи осуществляется в 6—8% случаев; игра через выходящего игрока задней линии—в 50—70% и игра через игрока передней линии—в 30—40%.

Создание ситуаций, в которых имеется наилучшая возможность для осуществления заранее задуманных приемов, маскировка собственных намерений и действий — все это предъявляет высокие требования к мышлению волейболистов.

Тактическое мышление волейболиста имеет свои специфические особенности. В процессе выполнения того или иного технического приема оно включено в само действие, неотделимо от него и связано не только с отысканием правильного тактического хода, но и с его реализацией. Так, принимая мяч после удара противника, волейболист должен мгновенно оценить сложившуюся ситуацию, мгновенно спланировать свои действия, принять наиболее правильное в данный момент решение и реализовать его в быстром и точном приеме, т. е. мышление носит действенный характер. Другая особенность заключается в том, что в групповых действиях мышление носит наглядно-образный характер, требующий высокого развития пространственных и временных представлений, оперативности в оценке ситуации и принятии решения.

Быстрый темп игры, ее длительность, напряженность соревновательной борьбы, постоянная готовность к выполнению ответных действий, большая ответственность за каждое действие, особенно в присутствии большого количества бурно реагирующих зрителей, определяют насыщенность игры разнообразными эмоциями, одни из которых оказывают положительное влияние, другие— отрицательное. Эмоциональное состояние волейболистов все время колеблется в процессе игры в зависимости от хода поединка и нередко доходит до стадии аффекта или полной апатии. Вероятно, этим можно объяснить такие перепады в игре волейбольной команды, как выигрыш одной партии со счетом 15:0 и проигрыш следующей с таким же счетом. Всякое бурное эмоциональное состояние или состояние самоуспокоенности сейчас же отрицательно отражается на качестве технических приемов и тактических действий волейболистов. Волейбол предъявляет большие требования к волевым качествам спортсменов. При равном техническом и тактическом мастерстве побеждает команда, игроки которой проявляют большую волю к победе. В процессе учебно-тренировочной работы и соревнований перед спортсменами возникает большое количество объективных и субъективных трудностей, преодоление которых требует различных волевых качеств.

Волейбол — коллективная игра и успешность действий достигается коллективными усилиями всех членов команды. Задачи и действия каждого спортсмена диктуются выполняемыми функциями его в команде, но подчинены общим задачам коллектива. Такие понятия, как взаимосвязь, взаимозависимость, взаимопонимание, взаимостраховка не только определяют степень сыгранности отдельных игроков, звеньев и всей команды в целом, но и характеризуют моральные качества спортсменов: взаимопомощь, товарищескую поддержку, чувство коллективизма.

Необходимо отметить, что игра в волейбол предъявляет высокие требования и к физическим качествам спортсмена (средний возраст волейболистов женщин— 23—24 года, мужчин—25—27 лет, рост: женщины— 176—180 см, мужчины— 188—192 см).

Волейбол по своему характеру представляет собой преимущественно динамическую работу переменной интенсивности, где периоды значительной мышечной деятельности чередуются с периодами относительного расслабления. Интенсивность работы во время игры колеблется от умеренной до максимальной. Так, продолжительность игры доходит до 3 часов и более, интенсивность такова, что частота сердечных сокращений достигает 200 и более ударов в минуту, потери веса доходят до 2,5—3 кг.

Но все же основные требования предъявляются к центральной нервной системе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по физической культуре для контроля знаний по теме:"История волейбола. Правила соревнований по волейболу."

Тесты по теме: "История волейбола. Правила соревнований по волейболу." применяются для контроля знаний учащихся старших классов, а так же детей, освобожденных от физической культуры или относящихся, п...

Волейбол (развитие волейбола в России) часть 2

В этой части презентации говорится о развитии волейбола в России...

Конспект урока по волейболу ( 4 класс) "Передача сверху в разделе программы "Волейбол".

Дан материал урока с приложениями. Урок интегрированный. Связан с математикой....

«Волейбол». История игры. Основные правила игры в волейбол. Передача мяча двумя руками сверху. Эстафеты с элементами волейбола

Тема: «Волейбол». История игры. Основные правила игры в волейбол. Передача мяча двумя руками сверху. Эстафеты с элементами волейбола.  Цель урока: Дать представление о занятиях волейболом, т...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...