ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
проект по физкультуре по теме

Евгения  Вячеславовна Трясорукова

Тема: «Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе при воспитании у дошкольников привычки к здоровому образу жизни»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Тема: «Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе при воспитании у дошкольников привычки к здоровому образу жизни»

Ф.И.О. Трясорукова Евгения Вячеславовна

Должность: инструктор по ФИЗО первой квалификационной категории

Образовательное учреждение: муниципальное дошкольное образовательное учреждение ДС №5 «Мечта»

Территория: г. Нижневартовск,

                        Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

год 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………… 3

I. Теоретическая часть

  1. 1.1.Теоретические основы здорового образа жизни………………….…….… 8                                                        
  2. 1.2. Современные педагогические технологии  формирования у дошкольников потребности в здоровом образе жизни…..................................12  
  3. 1.3. Анализ состояния проблемы в практике ДОУ ..………………………… 20
  1. Практическая часть

2.1. Система работы по воспитанию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни………………………….………………………………………… 23

2.2. Результативность работы .………. ………………………………………. 37                                                            

Заключение .……………………………………………………………………..39

Список литературы..……………………………………………………………. 41  

                                             

Приложение

1. Перспективно-тематическое планирование.

2. Материалы обследования детей.

     3. Конспекты занятий с использованием здоровьесберегающих технологий.

     4. Проекты по ЗОЖ.

5. Консультации для воспитателей

     6. Консультации для родителей

     7. Родительский клуб «Здоровая семья»

8. Анкеты для воспитателей

9. Анкеты для родителей

Введение

 «Привычка есть основание воспитательной силы, рычаг воспитательной деятельности»

                                                  И.Д.Ушинский

«Тигр на поляне не так стремителен как тигр в кустах»

                                   Лао Цзи,  

                                  древнекитайский мудрец

         В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Идет увеличение заболеваемости по всем основным группам болезней, рост смертности, снижение рождаемости, продолжительности жизни. Здоровых детей у нас в 4 раза меньше, чем больных и их количество уменьшается. Абсолютно здоровых детей в возрасте от 0-14 лет не превышает 21%. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину невозможно, так как в большинстве случаев врачи имеют дело уже с заболевшими. Согласно заключению экспертов ВОЗ  состояние здоровья населения лишь на 10% определяется уровнем развития медицины как науки и состояния медицинской помощи, на 20% - наследственными факторами, на 20% - состоянием окружающей среды и на 50% - образом жизни. Образ жизни людей, от которого зависит половина их здоровья, складывается из полезных и вредных для здоровья привычек поведения. Но привычки поведения, в большинстве своем – результат воспитания. Поэтому оздоровление детей путем воспитания у них привычки ЗОЖ – это перспективное направление работы по сохранению и укреплению здоровья.

           Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле — здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

         В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

       Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

         Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ) (профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж; простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); привитие детям элементарных навыков  личной гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных игр; проветривания и влажной уборки помещений; ароматерапии, витаминотерапии; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью); через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие основ двигательных навыков); в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги); массовых оздоровительных мероприятий (спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии, прогулки); а также в работе с семьей (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории); в работе с педагогическим коллективом (обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения).

         Дошкольный возраст самый благоприятный для укрепления здоровья и воспитания привычек ЗОЖ. Дети этого возраста интенсивно развиваются физически и психически, они постоянно находятся под присмотром и опекой взрослых. Все это позволяет решать задачи оздоровления не только в детском саду, но и одновременно в домашних условиях с участием родителей, которые занимаясь воспитанием у детей полезных привычек, также приобщаются к здоровому образу жизни.

         Вот почему в детском саду  и дома следует воспитывать у ребенка привычку к соблюдению режима дня, чистоте, аккуратности, порядку, способствовать овладению культурно-гигиеническими навыками, вырабатывать устойчивую привычку к ежедневным формам закаливания и двигательной активности. Углублять и систематизировать представления о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и здоровья окружающих, формировать осознанное выполнение требований к безопасности жизнедеятельности.

         Целью работы является создание системы работы позволяющей  эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования – формирование привычки к здоровому образу жизни.

Объект исследования: процесс формирования у дошкольников привычки к здоровому образу жизни.

Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни.

Гипотеза работы: есть возможность предположить, что в ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы у дошкольников произойдут качественные изменения в показателях сформированности привычки к здоровому образу жизни, которые являются результатом использования современных педагогических технологий. Процесс формирования у детей дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни будет протекать наиболее успешно, если будет строиться на определенных педагогических условиях:

1) Взаимосвязь познавательной деятельности самих детей с физкультурно-оздоровительной и медико-профилактической работой, дающей разнообразную пищу для развития потребности к здоровому образу жизни.

2) Создание предметной развивающей среды.

3) Интеграция различных видов деятельности, способствующая более глубокому осмыслению действительности, формированию представлений о ценности собственного здоровья и здоровья окружающих, важности сохранения и укрепления здоровья.

4) Широкое включение здоровьесберегающих технологий в жизнь дошкольного образовательного учреждения.

5) Организация мероприятий, способствующих формированию потребности к ЗОЖ.

6) Проведение социально – организованной, непрерывной и целенаправленной работы детского сада и семьи по воспитанию привычки к ЗОЖ.

Задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике.
  2. Выявить уровень сформированности привычки к ЗОЖ.
  3. Определить комплекс педагогических условий, которые будут способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни.
  4. Разработать систему работы по воспитанию привычки к здоровому образу жизни.

Используемые методы:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

- анализ собственной педагогической деятельности;

- наблюдение за деятельностью детей;

- обработка данных обследования.

Исследование проводилось в период с 2003 по 2006 год в 3 этапа:

I этап - подбор теоретического материала, составление плана, проведение начального (стартового) обследования дошкольников, разработка системы работы по данной теме.

II этап –внедрение системы работы по воспитанию привычек ЗОЖ.

III этап – проведение итогового обследования; систематизация теоретического и  практического материала.

Научная новизна исследования заключается в определении психолого-педагогических условий формирования привычек ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в практике дошкольного учреждения по результатам исследования может быть использована система работы с учетом представленных психолого-педагогических условий в целях воспитания привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

  1. Теоретические основы здорового образа жизни.

         Природа позаботилась о нашем ресурсе здоровья, снабдив нас от рождения структурной и сенсорной информационными системами, обладающими способностью к саморегуляции и поддержанию жизни. Дальше все зависит от того, как мы распорядимся природным даром и, конечно, от того, в каких условиях мы будем им распоряжаться, от нашего образа жизни.

         Первые упоминания о здоровом образе жизни содержатся в трудах древнекитайского мудреца Лао Цзи «Дао дэ дзин» - «Правильный путь» (пять тысяч лет назад). За всю последующую историю вопросам исследования и изучения ЗОЖ посвящали свои работы ученые медики, философы.      

         Образ жизни, по латыни «модус вавенди» - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

Факторы внешней среды бывают:

  • физические (давление, излучение, температура);
  • химические (пища, вода, ядовитые вещества);
  • биологические (растения, микроорганизмы, животные);
  • психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию).

         Эмпирическим, опытным путем человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время, как занятия спортом, рациональное питание, закаливание повышают его. И чем раньше у человека сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость, побуждение, вызывающее активность организма и определяющее направленность этой активности заботиться о своем здоровье, тем он будет здоровее.

         Какие же мотивации лежат в основе формирования ЗОЖ?(схема 1)

  1. Самосохранение. Когда человек знает, что то или иное действие напрямую угрожает жизни, он это действие не совершает. Например, если человек знает, что его организм плохо реагирует на лишний белок: появляется зуд, сыпь. Человек не будет есть яйца. Формулировка личностной мотивации может быть такой: «Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни».
  2. Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиту от неблагоприятных факторов внешней среды. С раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных, закрытых от посторонних глаз местах. Это продиктовано гигиеническими, этическими и эстетическими требованиями. Неподчинение им – агрессия против общества. Формулировка мотивации: «Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего ЗОЖ зависит здоровье и благополучие других».
  3. Получение удовольствия от самосовершенствования. Формулировка мотивации: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство». Например, многие дети любят купаться, умываться при этом происходящие изменения кровообращения вызывают приятные ощущения, тем самым, доставляя удовольствие, что позволяет формировать соответствующую мотивацию.
  4. Возможность для самосовершенствования. Формулировка: «Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».
  5. Способность к маневрам. Формулировка: «Если я буду здоров, то смогу по-своему усмотрению изменить свою роль в обществе и свое местонахождение». Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую.
  6. Сексуальная реализация. Формулировка: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии».
  7. Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство».

         В течение жизни человек проходит через разные мотивации. В детстве – это подчинение этнокультурным требованиям и получение удовольствия, в подростковом – возможность для самосовершенствования и способность к маневрам, представления о сексуальной реализации. Однако, как ни странно, часто теряет значимость первая мотивация: самосохранение. Молодым людям кажется, что ресурс их личного здоровья не ограничен. Именно это служит причиной заболеваний, связанных с вредными привычками (наркомания, алкоголизм, курение).

         Основными факторами, обеспечивающими возможность для здорового образа жизни конкретной личности являются (схема 2):

  1. Способность к рефлексии. Рефлексия – это размышление, самонаблюдение, самопознание, форма теоретической деятельности, направленная на осмысление своих действий. Так, полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, если они осознаны.
  2. Состояние различных видов пространства.

Первое пространство, которое влияет на здоровье – климатическая зона. Климат характеризуется температурой, влажностью, скоростью движения воздуха, солнечной радиацией и их колебаниями. Адаптироваться, привыкнуть – значит акклиматизироваться. Общее недомогание может быть связано с насыщением крови кислородом, с изменениями кровяного давления, изменениями химического состава воды.

Второе пространство – это жилище (его температура, влажность, объем воздуха, воздухообмен) Дети очень чувствительны к снижению концентрации кислорода и повышению углекислоты в воздухе. При нарушении кислородного обмена они начинают капризничать, у них падает внимание, снижается иммунитет.

Пододежное пространство – обеспечивает не только температурный комфорт, но и создает комфорт психологический. Теплообмен ребенка не совершенен и укрепляется при закаливании.    

  1. Третий фактор – правильное питание. Пища – это источник энергии. Она должна быть сбалансирована, содержать белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные соли и микроэлементы. Важная часть развития представлений о здоровом питании – профилактика пищевых отравлений инфекционной природы. Правильно мыть овощи и фрукты, соблюдать личную гигиену во при приеме пищи, температурный режим скоропортящихся продуктов – всему этому ребенок должен научиться в семье и детском саду.
  2. Разумный режим труда и отдыха – четвертый фактор. Отдых – необходимый фактор здорового образа жизни. Активный отдых – это переключение с одного вида деятельности на другой. Пассивный отдых исключает любые энерготраты, кроме трат основного обмена. Почему режим дня не может быть универсальным для всех? Жесткие рамки режима дня ведут к стрессам. Однако, временная разбалансированность ведет к агрессии по отношению к себе или окружению (пространству). Например, если дети не заняты полезной деятельностью, учебой или игрой, они могут проявлять агрессивность по отношению к окружающим предметам – ломать их или становятся агрессивны по отношению к себе. У них появляются вредные привычки. Они могут от безделья ковырять в носу, трогать руками свои половые органы.

         Теперь, когда выведены основные составляющие, без которых невозможно наладить здоровый образ жизни, то понятие здорового образа жизни может звучать так: образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах.

  1.2.  Современные педагогические технологии в формировании у  дошкольников потребности в здоровом образе жизни. 

         В последнее время становится понятной некоторая ограниченность традиционной системы организации образовательного  процесса, в связи с чем актуальна задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий.

         Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознаваемой потребностью в усвоении знаний, умений и навыков, результативностью и соответствием социальным нормам.

        Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е.  применяемой педагогической технологии.

         В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.  Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

         Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

         Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

         Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).    

        Технология — это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

         Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегащие технологии» объединяет в себе все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

         Цель современного дошкольного образовательного учреждения — подготовка детей к школе. Достижение названной цели в сегодняшнем ДОУ может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегащей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья дошкольников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с воспитанниками, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами — планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.

         За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены. Образование соответственно реагирует на эти изменения. Педагоги осознают свою причастность к ответственности за неблагополучие состояния здоровья детей и видят решение проблемы в овладении необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями.

         Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог — медицинский работник — ребенок); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к образованию дошкольников могут быть решены задачи формирования привычки к ЗОЖ, сохранения  и укрепления здоровья детей.

         Здоровьесберегающие образовательные технологии — это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья воспитанников и педагогов.

Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

  1. Здоровый ребенок — практически достижимая норма
    детского развития.
  2. Оздоровление — не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
  3. Индивидуально-дифференцированный подход — основное средство развивающей работы с дошкольниками по формированию привычки к ЗОЖ.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий— обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период дошкольного детства, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий  выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

Общеметодические принципы — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы образовательного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.

     Систематическое воздействие на организм и психику дошкольников может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения.        

Принцип сознательности и активности — нацеливает на формирование у дошкольников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.

Принцип активности — предполагает в воспитанников высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип наглядности — обязывает строить образовательный процесс с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения и развития обеспечивают принцип систематичности.

Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» — одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов (No nocere!).

Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.

Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий.

Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма ребенка вследствие чрезмерных требований и заданий.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности детей повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.. Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее — физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое — развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе образования.

Принцип комплексного междисциплинарного подхода к образованию дошкольников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения.

Принцип формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Принцип связи теории с практикой — призывает настойчиво приучать дошкольников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

  1.  средства двигательной направленности;
  2.  оздоровительные силы природы;
  3.  гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это — движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.

Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности дошкольников может способствовать снятию негативного воздействия обучения на воспитанников.

Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона). Возможно привнесение в жизнь ДОУ новых элементов — фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и воспитанников.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.

  1. Анализ состояния проблемы в практике ДОУ.

         Для получения более полной картины состояния работы по воспитанию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни в дошкольном учреждении мною были разработаны анкеты для воспитателей и родителей (приложение 8,9).

         Анализируя полученные данные можно отметить, что педагоги, работают над воспитанием у детей привычки к ЗОЖ. В само понятие ЗОЖ включают: соблюдение детьми режима дня, навыков личной гигиены, проведение закаливающих мероприятий и мероприятий по развитию двигательной активности, соблюдению детьми правил безопасной жизнедеятельности.

         Педагоги понимают важность и актуальность поставленной проблемы и проявляют к ней заинтересованность. В своей работе по данному направлению используют разнообразные формы работы во всех видах деятельности. Для этого в группах педагогами создана развивающая среда: спортивные уголки, массажные дорожки, подбор пособий по ОБЖ и материалы по данному направлению. Однако, определив заинтересованность педагогов в работе по воспитанию привычки к ЗОЖ у дошкольников, анализ анкет показал, что не всеми педагогами до конца изучено, осмыслено понятие ЗОЖ. Работа воспитателей с детьми сводится к проведению комплекса закаливающих мероприятий и гигиенических процедур. У педагогов нет системы передачи детям знаний, которые бы помогли  систематизировать представления детей о человеке, его организме, о факторах, влияющих на состояние здоровья человека, сформировали бы осознанное выполнение требований безопасности жизни, а в дальнейшем формировали привычку к ЗОЖ. Т.О. можно сделать вывод, что работа в данном направлении осуществляется эпизодически, нецеленаправленно. На мой взгляд педагоги недооценивают важность и значимость воспитания у дошкольников  привычки к ЗОЖ.

         Для выявления актуальности проблемы и работы по воспитанию привычки к ЗОЖ в семье было проведено анкетирование родителей. Известно, что любая педагогическая деятельность может быть по-настоящему результативна в том случае, если родители являются активными помощниками. По-моему мнению, в данном направлении работы с дошкольниками, семейное воспитание является самым подходящим и результативным. Проанализировав анкеты и изучив мнение родителей по вопросам, связанным с воспитанием привычки к ЗОЖ у детей можно сказать, что родителей интересует, волнует вопрос оздоровления детей, воспитания у них полезных привычек. Анализируя анкетный материал можно сделать вывод, что большинство родителей знают, что способствует укреплению здоровья детей и воспитывает у них привычку к ЗОЖ, прикладывают к этому определенные усилия. Родители проявляют заинтересованность к мероприятиям, проводимым в ДОУ по укреплению здоровья детей и воспитания у них привычки к ЗОЖ. Поэтому можно сделать вывод, что в практике ДОУ и семьи имеется определенный опыт работы по данному направлению. Однако, очевидно, что работу по воспитанию у дошкольников привычки к ЗОЖ необходимо осуществлять на основе дидактических принципов: системности, последовательности, учета индивидуальных и возрастных особенностей детей. А также необходимо создавать определенные условия, способствующие оздоровлению детей, развитию эмоционально-положительного отношения к проводимым мероприятиям, давать возможность заниматься оздоровлением самостоятельно, для приобретения собственного опыта.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

  1. Система работы по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни.

          Изучив психолого-педагогическую литературу, состояние работы в ДОУ я пришла к выводу, что необходимо создать систему работы по данному направлению.

         Поставив задачу формировать привычку к здоровому образу жизни через применение современных здоровьесберегающих технологий, я понимала, что это будет способствовать развитию у детей познавательной активности, самостоятельности, формированию у детей навыков и привычек  сохранения и укрепления здоровья. Позволит развить способности к установлению причинно-следственных связей зависимости человеческого здоровья от состояния окружающей среды. Сформирует умение осуществлять последовательные мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умозаключения и т.д.

       Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к вопросам сохранения и укрепления здоровья.         Воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни осуществляется в нашем ДОУ на основе комплексной программы для дошкольных образовательных учреждений «Радуга». Последовательность моей работы с детьми строилась на основе здоровьесберегающих технологий В.Г.Алямовской, Г.П.Зарудян, Л.М.Студеникина, М.Д.Маханевой, В.Кудрявцева, В.А.Доскина, а также, реализуемой в ДОУ парциальной программы «Экология для малышей» Е.Гончаровой.

         Для более эффективной работы в данном направлении мною был разработан перспективно-тематический план по формированию у дошкольников представлений о человеке и его здоровье, воспитанию привычки к ЗОЖ (приложение 1).

              При формировании этих представлений можно выделить  три  этапа:

  1. Начальный. Выполнение элементарных правил здоровьесбережения на уровне первоначального умения.
  2. Информативный. Ребенку даются базовые представления о строении своего организма, о здоровье, связях с окружающей средой, правилах сохранения и укрепления своего здоровья, правилах здорового образа жизни. Формирование полноценного понимания основ ЗОЖ.
  3. Деятельный.   Закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшему их совершенствования. Приобретение опыта ведения здорового образа жизни в условиях здоровой окружающей среды, в условиях сурового климата и экологического неблагополучия умение применять для укрепления своего здоровья оздоровительную силу природы родного края.

         При организации образовательной деятельности, по этим этапам использовала различные методы и приемы.

-наблюдения, в том числе и циклические;

-игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, игровые обучающие ситуации);

-путаницы и их комментирование;

-прием разрешения проблемных ситуаций;

-труд;

-экспериментирование (опыты);

-беседы;

-моделирование;

-экологические проекты;

-использование художественной литературы.

       Наблюдение является основным методом воспитания. Необходимость и значение его использования связано, прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления т.е. образы воспринимаемых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче образы (представления) тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности.

         Содержание наблюдений разнообразно. Например, для того, чтобы определить особенности строения  тела человека, наличие у него разнообразных органов, индивидуальных особенностей проводятся сравнительные наблюдения «У кого какой нос», «У кого какие глаза» и т.д.

Убедиться в том, что человек – живое существо помогает наблюдение за поведением человека: он дышит, растет, двигается, питается, выделяет ненужное (пот, слизь, переработанные воздух и пищу), он чувствует (слышит, видит, ощущает боль, голод, температуру окружающего, радость, грусть…), имеет сходные с животными и растениями потребности в воздухе, пище, определенной температуре, свете, влаге, месте для жизни, испытывает потребность в движении и отдыхе.

         Большое значение в работе имеет использование иллюстративно – наглядного материала. В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому, демонстрируя учебные картины, слайды, диафильмы, репродукции, видеофильмы, читая рассказы,  познавательную литературу («Сказки здоровья») показываю ребенку то, что стоит за словом и недоступно пока его наблюдению, например: органы пищеварения, слуха, зрения, кровеносная система и т.д.

         Интерес у детей вызывают путаницы. Учитывая, что примерно в 3,5 года у детей появляется способность различать неточности в рисунках предлагаю им путаницы в картинках. В несложный сюжет картинки вплетается 1-2 неточности, ошибки, основание на нарушение функции, строение человека. Например: в шубе летом, в платье зимой; уха на ноге, глаза на животе; уши зайца, человек с хвостом и т. д. В веселой занимательной форме они помогают ребенку осознать, закрепить строение человека, его органов, взаимосвязь человека и природы.

         Широко использую в работе прием разрешения проблемных ситуаций, который  заключается в том, что  рассказывая детям короткую историю с простым сюжетом где герои сталкиваются с несложными трудностями (попадают под дождь, переохлаждаются и т.д.), предлагаю разрешить эти трудности и помочь героям выйти из сложной ситуации. При этом  не просто рассказываю историю, а одновременно рисую (упрощенно) происходящее карандашом или мелом. Предложенные детьми ответы также дорисовываются мною либо детьми. Таким образом проблема разрешается.

         Труд в природе, в природном уголке,  самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд формирует представления детей о чистоте, красоте, здоровье, здоровом питании, здоровом образе жизни. Например: искупали куклу, постирали кукле одежду, искупали растения, и т.д..

         Использование метода экспериментирования (опыт) позволяют развивать наблюдательность, и учит детей  заботиться о своем здоровье, выявляя причинно-следственные связи, например: опыт со снегом во второй младшей группе дает возможность  показать, что если есть снег, то можно заболеть (снег грязный, холодный…). Опыт кожа в старшей группе показывает детям, что кожа чувствительна и легко травмируется. В подготовительной группе «Сильное и слабое сердце» подсказывает, что организм свой нужно укреплять, тренировать.

       В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, кроме того игра это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в  хорошем расположении духа, активен, доброжелателен. При формировании представлений о человеке, его организме и здоровом образе жизни использую дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры с определенно дидактической целью, которые по - другому называются игровые обучающие ситуации (ИОС). ИОС  - полноценная, но специально организованная игра. В работе использую различные виды ИОС:

- ИОС с игрушками аналогами;

- ИОС с  литературными персонажами.  

         Так например во второй младшей группе «Таня простудилась», «Айболит в гостях у ребят» в гости приходит доктор Айболит – литературный персонаж, а в ИОС «Медвежонок сладкоежка», «Идем в гости» - используются игрушки аналоги (кукла, медвежонок).

         При использовании метода ИОС часто применяю прием игровой мотивации. Она позволяет с раннего детства формировать гуманное отношение к окружающему, развивать активную позицию по отношению к другим (помочь, защитить, позаботиться и т.д.). Например: постирать одежду, напоить чаем, вылечить, помочь одеться…. Из ИОС и личного опыта дети переносят сюжет и сюжетно-ролевую игру, закрепляя, положительное отношение друг к другу, профессии врача, привычку к здоровому образу жизни.

         Дидактические игры по характеру используемого материала                 делятся на предметные, настольно – печатные, словесные. Все они   предназначены для систематизации и закрепления знаний детьми: Д/и

 « Веселые человечки»  - помогает распознать куклу – голыша на ощупь и объяснить выбор.

Д/и «Собери правильно», «Какие органы потерял человек»

-закрепляют представления детей об органах человека.

Д/и «Живое – неживое» -закрепляют представления о живом и неживом.

Д/и «Да и нет» - закрепляют навыки ухода за зубами.

Д/и «Здоровье из корзинки» - формируют представления о полезных продуктах и т.д.

         Подвижные игры развивают детей физически и эмоционально дают заряд бодрости и являются методом познания самого себя,  формируют привычку к здоровому образу жизни.

         В процессе работы по формированию привычки к ЗОЖ часто использую беседы. Беседы провожу с разными дидактическими целями:

- Установочные беседы проводятся для возбуждения интереса и предстоящей деятельности (перед наблюдениями, экскурсией, чтением художественной литературы - помогают собрать внимание детей, установить связь между знаниями детей, полученными ранее и предстоящим наблюдением, чтением.). Эти беседы имеют обобщенный характер. Например «Чистота и порядок в доме», «Правила поведения во время прогулки». Проводятся во всех возрастных группах.

       -  Эвристические беседы используются в старшем возрасте и направлены на углубление знаний о взаимосвязях, самостоятельное решение познавательных задач. Например «Откуда берутся болезни?», «Режим дня», «Зарядка и простуда» и т.д.

       -  Итоговая беседа используется для обобщения и систематизирования знаний детей о гигиене, полученных в прочесе наблюдений, игр, чтения художественной литературы, труда, проведения опытов. В ходе итоговой беседы задаются разные вопросы репродуктивные и поисковые, используются сравнения по признакам сходства и различия. Например: во второй младшей группе  «У кого, какие глаза, уши?», «У кого сколько ног?» и т.д. Задача развития речи развивается в каждой беседе.

         С целью получения информации на основе наблюдений исследовательской и практической деятельности детей использую метод проектирования. Проекты могут быть кратковременными и долговременными. Они инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Они нацеливают на предметность, самостоятельность, осмысление действий. Метод проектирования использую со среднего возраста.  Например, проекты направленные на формирование представлений о здоровом образе жизни: «Твой город – твое здоровье», «Помоги себе сам», «Твой дом – твое здоровье», «Самое дорогое на свете». Принимая участие в выполнении проектов, дети познают окружающий мир, у них формируется представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде, вырабатывается активная позиция по ведению здорового образа жизни.

          Использование художественной литературы помогает обогащать знания детей, искать ответы на многие вопросы. Например чтение С,Черного  «Про Катюшу» - воспитывает привычку содержать одежду в чистоте. В,Сутеева «Кто сказал мяу?» -формирует представления об органах слуха и зрения, Т,Воронкова «Маше – растеряша» В,Бианки «Купание медвежат» - формирует привычку к здоровому образу жизни и КГН, опрятность, чистоту, аккуратность. Сказки «Как Андрейка победил кариес», «Приключение микроба» -формируют представление о микробах и КГН. К,Чуковский «Айболит» - формирует представления и уважение к людям медицинской профессии.

         Знакомство дошкольников с представлениями о человеке его организме большую помощь может оказывает метод моделирования. Модели – это материальные заместители реальных предметов, отражающие их признаки, структуру взаимосвязей, схематические изображения, знаки.

         Моделирующая деятельность содержит в себе 2 метода:

- демонстрация модели как наглядный метод;

- моделирование, как практический метод.

Метод моделирование применяю в составлении модели человека (занятие «Расскажи нам о себе», дети составляют модель головы человека, занятие «Режим дня», составляют режим дня дошкольника и т.д.)

Использование разных видов моделей (графическая, предметно-графическая, предметная, статическая, динамическая и др.) является эффективным способом формирования у дошкольников представлений о человеке, его органах, привычки к здоровому образу жизни, поскольку дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволят изучать биологические  закономерности, не проводя экспериментов  на живых организмах и тем самым не нанося им вреда.

       Понятие здоровый образ жизни включает в себя: режим дня, рациональное питание, личную гигиену, двигательный режим, закаливание, безопасность жизнедеятельности (схема 3).

         В работе по формированию представлений о человеке и его здоровье, воспитании привычки к ЗОЖ необходимо использовать разнообразные методы и приемы в комплексе.

       Для воспитания у детей привычки к ЗОЖ необходимо позаботиться об организации жизни детей и об организации их действий. Важной составляющей ЗОЖ является режим дня, который целесообразно рассматривать с трех позиций:

  • как распорядок жизни детей, позволяющий планомерно и последовательно осуществлять задачи воспитания, предусмотренные программой;
  • как систему воспитательно-образовательных мероприятий, необходимых для всестороннего развития детей, формирование навыков поведения и качеств личности;
  •  как условие реализации первого и второго.

         Режим дня рассматривается как распорядок детской жизни. Воспитывая у детей привычку к ЗОЖ, мы формируем у детей представление о пользе соблюдения режима дня для здоровья человека. Рассказываю о том, что организм человека имеет одну особенность, о которой нельзя забывать: он старается соблюдать свой внутренний распорядок и страдает, когда этот порядок нарушается. Приучаем к определенному режиму дня. Для этого обеспечиваю рациональный режим дня детей, обязательный дневной сон и достаточное пребывание детей на свежем воздухе. Г.А.Спиранский писал «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья». Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно не менее 3 часов находиться на улице. Через прогулки, занятия на свежем воздухе, труд, опыты, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать, заботиться о своем здоровье. Дети узнают о пользе чистого воздуха, о лечебных травах и цветах, о пользе деревьев; рассуждают, можно ли загрязнять окружающую среду, откуда появился плохой воздух. Одновременно получают солнечные и воздушные ванны, что благоприятно воздействуют на их организм, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Используем беседы: «Что мы делаем утром? Днем? Вечером?», «Как ты узнаешь, что голоден? Хочешь пить? Устал?», «Почему детям вредно долго смотреть телевизор?». Для формирования устойчивой осознанной привычки, закрепления навыков выполнения правильного режима дня проводим игры «Режим дня», моделирование «Твой режим», развлечения «Если хочешь быть здоров».

        Для оздоровления детей и воспитания привычки к ЗОЖ важное значение имеет закаливание. Под закаливанием понимается постепенное повышение сопротивляемости организма различным внешним воздействиям и, прежде всего, таким как холод, жара и повышенная солнечная радиация. Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов, которыми являются: постепенность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей. Основными средствами закаливания являются естественные силы природы – солнце, воздух и вода.

         В детском саду с целью сохранения и укрепления здоровья дошкольников и воспитания у них привычки к ЗОЖ используем различные виды закаливания:

  • Солнечные и воздушные ванны
  • Босохождение
  • Полоскание горла и полости рта кипяченой водой комнатной температуры
  • Контрастное обливание ног
  • Прогулки на свежем воздухе
  • Точечный массаж
  • Дыхательную гимнастику и др.

         Считаем, что каждая закаливающая процедура должна проходить на положительном эмоциональном фоне. Систематическое закаливание способствует оздоровлению детского организма, повышает его иммунитет, поднимает его настроение, тем самым воспитывает привычку к ЗОЖ. Для того, чтобы дети осознавали пользу и необходимость проводимых закаливающих мероприятий проводим беседы «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней», «Кто с закалкой дружит, тот никогда не тужит», «Пришла весна, ребятишкам не до сна». Для того, чтобы дошкольники осознанно использовали способы закаливания проводим ИОС «Как принимать солнечные ванны», «Знаешь ли ты правила купания?», «Босиком по лужам», развлечение «Как стать Неболейкой» и др.

         Питание. Умение организовать свое питание помогает каждому из нас решить большую половину проблем, связанных со здоровьем. Эти навыки легче всего и надежнее формируются в детстве. С возрастом у детей меняется отношение к еде: их интересует не только насколько она ароматна и вкусна, но и то, что они едят. Поэтому закрепляя навыки приема пищи, объясняю детям, что они едят, в чем основная польза этой данного блюда, из чего оно приготовлено. Для того, чтобы у детей сложилось положительное отнеошение к здоровой, богатой витаминами пище проводим познавательные минутки «Полезная пища», беседы «Витамины и полезные продукты», «Зачем мы едим?». В дальнейшем, закрепляя навыки темпа еды и тщательного пережевывания пищи проводим познавательные минутки «Куда попадает пища», «Путешествие пирожка», «Как работает желудок». Закрепляя навыки соблюдения режима питания, взаимосвязи благополучия организма и разнообразного питания, богатого витаминами, проводим игры «Полезная пища», «Веселые витаминчики», «Здоровье из корзинки». Не забываем о создании благоприятной обстановки во время приема пищи: проветривание помещения, спокойное общение, сервировка стола, правильно организованная предшествующая и последующая деятельность детей. Все это поднимает аппетит, общекультурные навыки питания, вырабатывает режим питания, формирует знания о здоровой пище, воспитывает привычку к ЗОЖ.

         Одним из важнейших составляющих ЗОЖ является обеспечение оптимального двигательного режима дошкольников, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств. Движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной. Но их и не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Двигательный режим является обязательной составляющей общего распорядка дня и включает в себя:

  • Физические упражнения
  • Физминутки, паузы
  • Гимнастику
  • Пальчиковую, зрительную, дыхательную гимнастику
  • Подвижные и спортивные игры
  • Самомассаж
  • Психогимнастику
  • Самостоятельную двигательную активность ребенка.

         Для приобщения детей к ЗОЖ использую гимнастику маленьких волшебников. Дети, делая массаж живота, шеи, спины, головы, рук, стоп и т.д. воздействуют на биологически активные зоны, и на весь организм в целом, что способствует оздоровлению организма. Кроме этого  детям очень нравится выполнять упражнения для укрепления и развития опорно-двигательного аппарата и осанки,  улучшения зрения.   Ежедневно в своей работе с детьми используем физкультминутки и паузы, психогимнастику, подвижные и спортивные игры, пальчиковую гимнастику, что способствует выработке привычки вести активный подвижный образ жизни.

На первом этапе учим детей правильному выполнению движений, разучиваем комплексы гимнастик, физминуток, подвижных и спортивных игр, обращая внимание на сохранение правильной осанки. Для этого используем различные методы и приемы: показ, объяснение, художественное слово и т.д. На втором этапе объясняем необходимость и значение физических упражнений для здоровья человека (например, беседа «На зарядку становись», чтение сказки «Бобренок и лягушонок Квак»). На третьем – закрепляются навыки и представления о необходимости  физических упражнений для здоровья, умения самостоятельно организовать  свой двигательный режим.

         Сохранение   и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью, жилищем. Правила личной гигиены просты, легко выполнимы. Однако, чтобы они стали привычкой для каждого ребенка необходимо обучать и закреплять их ежедневно. Очень важно научить сначала ребенка правильно мыть руки, затем приучать мыть руки с мылом перед едой, после прогулки, пользования туалетом и по мере загрязнения; пользоваться предметами индивидуальной гигиены, соблюдать гигиену полости рта и одежды, а также помещения. Для этого на начальном этапе используем показ, наглядный материал (схемы мытья рук, чистки зубов и т.д.), художественную литературу, наблюдения. Воспитываем положительные эмоции к мытью рук, лица используем малые фольклорные формы. Затем объясняем необходимость соблюдения личной гигиены (беседы «Чистота – залог здоровья», познавательные минутки «Микробы и вирусы», «Уроки Мойдодыра»). Приобретенные навыки личной гигиены закрепляются в повседневной жизни, и путем проведения дидактических игр «Степашка учится чистить зубы», «Моем кукле руки, а потом себе», ИОС «Постираем куклам платье», проектов «Школа чистюль», «Твой дом – твое здоровье», театрализованных представлений «Планета здоровья» и т.д.  

         Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. А для этого ребенку необходимо изучить себя, свой организм. Поэтому, начиная с младшего возраста провожу

познавательные минутки «У кого какой нос? Глаза? Уши?», познавательные занятия «Расскажи нам о себе», «Мое тело», познавательные минутки «Изучи свой организм», ИОС «Сравнение куклы с человеком», д/и «Мои помощники».

         Безопасность жизнедеятельности. Развиваем у детей понимание зависимости здоровья человека от взаимодействия с внешним миром. Формирую понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы. На жизнь и здоровье человека влияют чистота водоемов, почв, воздушной среды. Например, работа над проектами «Чистота-залог здоровья», «Твой дом – твое здоровье», «Самое дорогое на свете», «Твой город – твое здоровье». Используя разнообразные формы, средства, методы и приемы учим дошкольников заботиться о своем здоровье, формируем навыки и умения избегать ситуации, приносящие вред здоровью, развиваем умение использовать целительную силу природы (занятия и игры «В царстве лекарственных растений», «Лекарственные растения – средство оздоровления организма человека», проект «Помоги себе сам» и т.д.)

         Важным условием успешности работы по данному направлению является создание предметной среды, способствующей формированию у детей представлений о человеке и его здоровье, воспитанию привычки к ЗОЖ. В группе был создан «Уголок здоровья», который оснащен разнообразным оборудованием для двигательной активности: спортивный уголок, оснащенный стандартным и нестандартным оборудованием; игровых действий: дидактические и развивающие игры; для снятия эмоционального напряжения: арома- и фитотерапия, уголок «Мое настроение»; для профилактики простудных заболеваний и плоскостопия: массажные дорожки, массажеры; для познавательной деятельности: дидактические и развивающие игры, наглядно-иллюстративный материал – альбомы, энциклопедии, книги, иллюстрации.  

                 Формы работы с родителями разнообразны:

  • проводятся беседы и консультации (приложение 6);
  • тематические родительские собрания;
  • тематические вечера
  • родители приглашаются на открытые занятия – игры;
  • организуются родительские гостиные.

         Создан родительский клуб «Здоровая семья» (приложение 7). В рамках которого проводятся тематические вечера «Знахарские посиделки», спортивные праздники, конкурсы.         Привлекаю родителей к участию в экологических проектов, которые использую для работы с детьми и для консультирования родителей. Родители имеют возможность познакомиться с общей характеристикой занимательного материала по ЗОЖ; знакомятся с различными формами и методами закаливания. Раскрываю роль полезных привычек в воспитании потребности к ЗОЖ.

         Учитывая индивидуальные возможности ребенка, советую родителям, как организовать работу по оздоровлению детей в домашних условиях, преследуя определенную цель: учить детей систематически выполнять культурно-гигиенические процедуры, режим дня и питания и т.д..

2.2. Результативность работы

         Чтобы выявить успешность работы по данной теме, мною было проведено обследование детей (приложение 2).

Вторая младшая группа (2015-2016 учебный год)

                               КГН                      Строение тела             Факторы, влияющие

                                                                  человека                         на здоровье

         Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что в процессе целенаправленной систематической работы уровень навыков, умений и представлений повысился. Дошкольники имеют представление о строении тела человека и функциях органов. Они понимают необходимость ведения ЗОЖ для сохранения своего здоровья. Знают, что здоровье человека зависит от состояния окружающей среды. Они называют факторы, влияющие на состояние здоровья человека. Воспитанники имеют представление о способах сохранения и укрепления своего здоровья.

         Применяемая мною система работы значительно повысила уровень познавательного развития детей. Дети с большим желанием включаются в процесс познания: играют, моделируют, находят выход из трудных ситуаций, экспериментируют, приходят на помощь, проявляют заботы и т.д. Решающую роль при этом играет постепенно осознаваемая детьми необходимость достижения цели. В результате такой работы происходят качественные изменения в показателях стиля жизни дошкольников, который характеризуется их поведением, т.о. формируется приоритет здоровья, здорового образа жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Навыки и привычки, имея общие черты, отличаются друг от друга. Навык – это усвоенный способ действия, это умение хорошо и быстро выполнять действие, а привычка – это еще и потребность, стремление выполнять данное действие. Нужно отметить, что привычка возникает на основе навыка. Навык, как бы прокладывает путь привычке. Привычки могут быть полезными, способствующими возникновению положительных черт характера, но могут быть и вредными, пагубными для ребенка, способствующими развитию дурных склонностей. Для превращения какого – либо действия ребенка в привычку важно и нужно не только многократное повторение этого действия, но и осознание необходимости этих действий и целенаправленное его обучение и воспитание.

         Поэтому для современного педагога непосредственное участие в самом процессе формирования навыков и привычек ЗОЖ, повышение компетентности в данном направлении и реализации задач направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и формирования у них привычки к ЗОЖ – первоочередная задача. Представленная система работы помогает устанавливать цепочку связей между человеком, его здоровьем, окружающей средой и факторами, влияющими на здоровье человека. Использование данной системы будет способствовать формированию привычки к ЗОЖ и ценностных личностных качеств дошкольников, их трудолюбие, волю, выдержку, самостоятельность, честность, самокритичность. Именно эти качества ребенка помогают ему преодолеть и избежать вредных привычек и воспитать полезные привычки. Поэтому считаю, что данную систему работы можно применять в практике работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию привычки к ЗОЖ

Проведено нами исследование дает возможность сформулировать следующие выводы.

Решить задачи формирования привычки к ЗОЖ у  дошкольников можно лишь в том случае, если в дошкольном образовательном учреждении созданы определенные педагогические условия:

1) Взаимосвязь познавательной деятельности самих детей с физкультурно-оздоровительной и медико-профилактической работой, дающей разнообразную пищу для развития потребности к здоровому образу жизни;

2) Создание предметной развивающей среды;

3) Интеграция различных видов деятельности, способствующая более глубокому осмыслению действительности, формированию представлений о ценности собственного здоровья и здоровья окружающих, важности сохранения и укрепления здоровья;

4) Широкое включение здоровьесберегающих технологий в жизнь дошкольного образовательного учреждения;

5) Организация мероприятий, способствующих формированию потребности к ЗОЖ

6) Проведение социально – организованной, непрерывной и целенаправленной работы детского сада и семьи по воспитанию привычки к ЗОЖ.

Таким образом, выявленные, определенные и обоснованные нами педагогические условия позволяют воспитать полезные привычки у дошкольников, которые будут способствовать сохранению и укреплению их здоровья.

Список литературы.

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис – Пресс, 2005.- 144 с.
  2. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 112 с.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1985.
  4. Гончарова Е.В. Экология для малышей. Региональная программа экологического образования дошкольников Ханты-Мансийского автономного округа./Под ред. Г.Н.Гребенюк, - Тюмень, 2000.
  5. Горн г., Чепчугова Е.В. Организация и методика гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста по программе «Сказки – здоровье детям». – Новосибирск: НГПУ, 2001.
  6. Доскин Б.А. Растем здоровыми. – М.: Просвещение, 2003. – 110 с.
  7. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  8. Кайгородова Н.А. Здоровьесберегающая практика в условиях ДОУ. Тюмень: Вектор-Бук, 2003 . – 69 с.
  9. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004. – 384 с.
  10. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья. – СПБ.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2005. – 256 с.
  11. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линко-Пресс, 2000. – 296 с.
  12. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.
  13. Коллекция увлечений: пособие для работников ДОУ / авт-сост. Н.А.Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2005. – С. 30- 34.
  14. Маханева М.Д.Воспитание здорового ребенка.– М.: АРКТИ, 1997.– 88 с.
  15. Плохута И.А. Здоровьесберегающая образовательная среда: принципы, организация, мониторинг. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. – 24 с.
  16. Радуга. Программа и руководство для воспитателей детского сада/ Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик. – М., 1993.
  17. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.
  18. Соковня-Семенова И.И.основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 208 с.
  19. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. М.: ТЦ Сфера, 2004.- 64 с.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Схема 1

МОТИВАЦИЯ ЗДОРОВЬЯ

Схема 1

ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Схема 2

Результаты обследования уровня сформированности

представлений и навыков по разделу  «ЗОЖ»  

у детей второй младшей группы № 3

2015-2016 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...

Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"

В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...

Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"

Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....