Адыгейские народные игры в контексте обрядового праздника
статья по физкультуре на тему

               

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДЫГЕЙСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ В КОНТЕКСТЕ ОБРЯДОВОГО ПРАЗДНИКА
«ЛЪЭТЕГЪЭУЦУ» - «ПЕРВЫЙ ШАГ»

Работая в школе достаточно долгое время, пришла к выводу, что при изучении детьми адыгейского языка, необходимо как можно больше применять игровых, театрализованных (мероприятий) моментов. Первым моим опытом стало написание сценария «450-летие присоединения Адыгеи к России» в 2000-ом году. При разработке и постановке этой музыкально-литературной композиции мы с ребятами 10-го класса погрузились в изучение исторического материала, обрядового этикета, изучали адыгские старинные песни, ремесла. Результаты не заставили себя долго ждать: ребята познакомились с историей своего народа, научились произносить трудные согласные, познакомились с народными старинными пенями, пословицами, историей национального костюма, оружия, узнали злее подробно о национальных особенностях физического воспитания.

Приобщение детей школьного возраста к богатейшему миру национальной культуры адыгов и народов, наседающих республику Адыгея, считаю одной из главных воспитательных целей.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

  • образовательные:

•        изучение исторического материала,
•        обрядового этикета, ремёсел

  • воспитательные:

•        сплочение классного коллектива

•        повышение культурного уровня учеников, родителей, учителей.

Мы разработали сценарий адыгейского обрядового праздника

«Лъэтегъэуцу»  – «Первый шаг», адресованный, в первую очередь, для использования в работе учителей физического воспитания, адыгейского языка, истории общеобразовательных школ, как наглядный исторический материал для проведения внеклассной работы с целью воспитания уважения к культуре и традициям народа республики Адыгея.

Все это возможно осуществить в ходе театрализованных занятий

Изучение народных традиций, обычаев, обрядов привлекают преподавателей школ не только в силу академического интереса, но и с целью большей актуализации их воспитывающего воздействия на подрастающее поколение. Проблема возрождения, сохранения и развития народных традиций особенно важна для процесса воспитания новых поколений адыгов.

Обращение к традициям народа, обрядам, играм не случайность, а закономерные поиски нового в учебно-воспитательном процессе, происходящем в сложном современном мире, где происходит смешение рас, народов, религий и культур.

Оградить детей от мощного потока компьютерной информации не по силам ни родителям, ни учителям. Главная задача — научить ребенка выбирать из потока информации нужные, важные, «правильные» знания. И такими путеводными линиями могут стать проверенные веками традиции и устои каждого народа.

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Адыгейские игры можно разделить на имитационные ролевые игры, разнообразные игры - забавы.

Имитационные игры — это игры, содержанием которых является подражание известным животным, птицам. Например, «Бзэу» - игра, развивающая мелкую моторику рук ребенка.

Игры-забавы имеют определенные правила и позволяют развивать двигательные качества - ловкость, быстроту, силу одновременно с двигательными действиями - ходьбой, бегом, метанием.

Такие игры как «Т1ы зэуал» («Драчливый баран»), «Мэлакъо» оказывают оздоровительное влияние на организм учащихся, поэтому их целесообразно проводить на свежем воздухе, тем более что для многих игр это обязательное условие. Пользуясь тем, что адыгейские игры требуют инвентарь из подручных природных материалов, возникает необходимость проведения экскурсий с целью заготовки инвентаря.

Адыгейские игры в значительной степени способствуют познанию детьми окружающего мира, развивают их умственные способности, позволяют изучить личность учащихся, прогнозировать их способности, стимулировать устойчивый интерес к процессам, протекающим в окружающем мире.

Литература

  1. Культура и быт адыгов. Этнографические исследования выпуск I. Майкоп, 1976. – 200 с.
  2. Чермит К., Коблев Я., Куприна Н. Адыгейские народные игры в системе физического воспитания детей. – Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1989. – 68с.
  3. Этюды по истории и культуре адыгов: Сб. ст. – Майкоп: Меоты, 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры и забавы на православных праздниках Руси. Пасха

Презентация внеклассного мероприятие для 3-6 классов «Народные игры и забавы на православных праздниках Руси. Пасха». В презентации представлены традиции этого праздника и народные игры....

Конспект обрядового праздника " Широкая Масленица к нам пришла"

Задачи: -подводить детей к самостоятельному творчеству на празднике, -расширять знания о народном празднике, - продолжать учить выразительно исполнять знакомые музыкальные и литературные произведени...

троица обрядовые праздники изготовление кукушечки

Чередой Троицких праздников начинается лето. Троицей называется праздник, установленный христианской церковью во имя единого Бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Праздник раньше начинался за ...

«Обряд адыгейской народной культуры «Поздравление с новорожденным»

Цель :  - укрепление атмосферы культурного и нравственного согласия и взаимообогащения в многонациональном пространстве школьного коллектива.  Задачи:- обучающ...

Народный обрядовый праздник "Колядки"

Знакомство детей с традициями и обрядами своего народа....

Нравственное воспитатние спортсменов на основе русских народных обрядовых праздников

Нравственное воспитатение - это очень сложный  и длительный процесс.  В процессе воспитатния можно использовать различные достижения  культуры, в том числе и русские обрядовые праздники...