Нравственное воспитатние спортсменов на основе русских народных обрядовых праздников
статья

Мельникова Надежда Вениаминовна

Нравственное воспитатение - это очень сложный  и длительный процесс.  В процессе воспитатния можно использовать различные достижения  культуры, в том числе и русские обрядовые праздники, которые помогают подрастающему человеку осознать свою национальную идентичность, приобщиться к духовной  культуре своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_uchashchihsya-sportsmenov.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

  Нравственное воспитание учащихся-спортсменов на основе русских народных обрядовых праздников.

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам  морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.  

Процесс нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной  воспитанности  личности  ребенка.

Нравственность является составной частью  комплексного  подхода к воспитанию личности. «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности  морального  смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Педагогика отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей (играх, творчестве, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания нравственных поступков старших школьников в ситуациях выбора связана, по крайней мере, с тремя положениями:
       Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
       Во-вторых, в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства  ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
        В-третьих, вооружение  нравственными  знаниями  важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях  нарушения    или  последствиях данного поступка  для  него и окружающих  людей.

 

                         Основные методы и формы  воспитания  нравственности у старших школьников:

                  классные часы  (часы общения),  беседы  (систематические и эпизодические),

                  читательские  конференции,  диспуты на морально-этические  темы, различные

                  конкурсы ( в том числе творческие),  экскурсии  в  музеи  и  картинные  галереи,  

                  посещения театра и  кино и  т.д.

                         Приобщение учащихся к искусству, развитие эстетического вкуса  обогащает

                  их внутренний мир, а значит, способствует их нравственному воспитанию.

                  Отечественная культура  дает великолепную возможность воспитывать

                 нравственных, любящих  свою Родину людей.   В этой связи следует вспомнить  

                 слова Льва Николаевича Толстого о том, что именно любовь к Родине является

                 высшим проявлением нравственности человека.

                          Культурное наследие  нашего народа  поистине  неисчерпаемо. Чрезвычайно

                 Интересна, в частности, культура Древней Руси, которую воспитатели  и  учителя

                 редко используют  в своей работе.  Одна из форм древнерусской культуры – это

                 русские народные обрядовые праздники. Они  были языческими и появились на      

                 Руси задолго до Христианства, примерно лет за 500 до него.

    Русские народные обрядовые  праздники – это яркие гуляния, полные веселья и интересных событий. Они очень разнообразны, хотя, к сожалению, некоторые из них уже давно не отмечаются. Но есть немного надежды на то, что утерянная культура начнет возрождаться и будет передаваться через поколения вновь. Русь – это страна, которая богата на традиции и обычаи. Большое количество праздников тому подтверждение. Эти традиции наполняли радостью и интересными событиями жизнь наших предков. Эти традиции необходимо возрождать и передавать потомкам. 

У наших предков, живших в давние времена на Руси, праздники являлись важной частью как семейной, так и общественной жизни. Многие века русский народ чтил и свято хранил свои традиции, передававшиеся от отца к сыну в каждом поколении.

Повседневная жизнь обычного русского человека в те времена была не простой и посвящена тяжелому добыванию хлеба насущного, поэтому праздники были для него особенным событием, неким священным днем, когда происходило слияние жизни всей общины с их сакральными ценностями, духами предков и их заветами.

Традиционные русские праздники предполагали полный запрет на выполнение любой повседневной деятельности (косьбы, пахоты, колки дров, шитья, ткачества, уборки т.д.). На время праздника все люди должны были одеваться в праздничные одежды, радоваться и веселиться, вести только радостные, приятные разговоры, за невыполнение этих правил полагался денежный штраф или даже наказание в виде битья плетьми.

Праздники были календарными и тесно связывались с трудом людей на земле.

Каждое время года играло в жизни русского человека свою определенную роль. Зимний период, свободный от работ на земле, был особенно богат  праздниками. Любимый зимний праздник – Святки. Он посвящался, как и другие праздники, языческим богам. От дома к дому ходили  ряженые - молодые люди, девушки и парни, которые распевали песни – колядки. В этих песнях звучали  добрые пожелания хозяевам и их домочадцам, пожелания хорошего урожая, здоровья и благополучия. Колядовщиков наделяли  гостинцами, щедро благодарили за добрые слова.

Любимым развлечением во время зимних праздников были катания на лошадях, катания с горок, взятие снежных крепостей.

Надо сказать о том, что с принятием христианства язычество никуда не исчезло. Рядом с христианской верой, недостаточно крепкой в народе, были живы культы старых богов. Складывалось не двоеверие, а новая синкретическая вера как результат обрусения христианства. Христианство было своеобразно усвоено русскими, как и все, что попадало извне. Святки в результате тесно были  связаны с Рождеством Христовым.

В самом конце зимы, когда по поверьям наших предков Весна-красна с помощью тепла и света прогоняла стужу и холод, наступал праздник Масленицы, известный своим раздольным веселием, и длился  он на протяжении целой недели в преддверии Великого поста. В это время было принято печь блины, которые считались символом солнца, ходить к друг другу в гости, веселиться и наряжаться, кататься с горок на санках, а в заключительное Прощеное Воскресенье палить и хоронить чучело-символ побежденной зимы.

Этот праздник славился своими гуляниями, шумными забавами и игрищами.

Первое воскресенье после Пасхи называлось Красная Горка, или Фомин день (от имени апостола Фомы, не верившего в воскресение Христа). Красная горка  являлась символом прихода весны и долгожданного тепла.

На этот праздник народные гуляния начинались еще ночью и продолжались целый день, молодежь водила хороводы, каталась на качелях, молодые парни встречались и знакомились с девушками. Накрывали праздничные столы с обильным угощением: жареной яичницей, караваями в виде солнца.

Одним из самых значительных праздников лета был Иван Купала или Иванов День, названный в честь Иона Крестителя и отмечавшийся в день с 6 на 7 июля, в летнее солнцестояние. Этот праздник имеет этническое происхождение и глубокие языческие корни. В это день жгут большие костры, прыгают через них, символизируя очищение тела и духа от греховных мыслей и поступков, водят хороводы, плетут красивые венки из цветов и луговых трав, пускают их по течению реки и  по ним гадают на своего суженого.

Осенью праздновался праздник урожая, который называли Джинками или Госпожинками, и по времени он совпадал с Рождеством Богородицы.

Еще один осенний праздник – Михайловские Грязи – праздновали в ноябре. Он был более спокойным и тихим: засыпала природа, успокаивался и человек. В это время пряли пряжу, ткали холсты, пахари приводили в порядок орудия труда и т.п.

Каждому празднику соответствовали определенные игры, песни, хороводы. И, конечно, праздники сопровождались обильным застольем. Гостеприимство русских людей было одной из наиболее ярких национальных традиций.

Основой жизни русских людей был труд, который объединял людей и воспитывал их в духе доброжелательства, взаимовыручки, взаимопомощи. Вместе трудились, вместе и праздновали. Всем миром боролись и с невзгодами.

            .Мы предлагаем использовать  в работе по нравственному воспитанию учащихся – спортсменов русские народные обрядовые праздники потому, что в них заложены корни нашей русской  идентичности, которая нами почти утрачена, в отличие от малых народов России, которые трепетно относятся к своим национальным корням. И в этом нет никакого проявления национализма. Напротив: чем богаче палитра духовной жизни народов России, тем крепче будет становиться наша страна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ

В статье представлен  кузбасский опыт  организации внеурочной воспитательной работы с  подростками на основе  национальных традиций.Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание,...

Русские народные традиции, праздники

Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь ме...

Театрализованная игра на основе русской народной сказки «Лиса, заяц и петух»

Театрализованная игра на основе русской народной сказки «Лиса, заяц и петух»...

«Мастер-класс занятия по ознакомлению с русской народной обрядовой куклой».

Представляю вашему вниманию мастер-класс занятия по ознакомлению с русской народной обрядовой куклой. Это целый цикл занятий. Занятия разрабатываются с учетом возрастных особенностей детей и принци...

Народный обрядовый праздник "Колядки"

Знакомство детей с традициями и обрядами своего народа....

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НА ОСНОВЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК «Сказочная академия»

Рекомендовано для педагогов коррекционных групп, учителей-дефектологов, логопедов...