ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ
статья по теме

Омельяненко Светлана Викторовна

В статье представлен  кузбасский опыт  организации внеурочной воспитательной работы с  подростками на основе  национальных традиций.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, традиции,  подростки

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

373.1:3718

С.В. Омельяненко, учитель МБОУ «Основная общеобразовательная школа №26», г. Салаир, omelianenkosv@mail.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ

S. Omelyanenko, In the article is represented the Kuzbas experience of the organization of extra-fixed educational work with the adolescents on the basis of the national traditions.

The keywords: spiritual- moral training, tradition, the adolescents

В статье представлен  кузбасский опыт  организации внеурочной воспитательной работы с  подростками на основе  национальных традиций.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, традиции,  подростки

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…

Перед современным педагогом время и общество ставят не самые простые задачи, порой проявляя нетерпимость и критичность в оценке образовательных, а главное – воспитательных результатов работы учителя и воспитателя. Обсуждая условия достижения ожидаемых результатов нельзя не согласиться с Е. Кузнецовой, по мнению которой главным показателем должна стать деятельность  по «нацеленности на практическое внедрение гуманитарных ценностей, этических и эстетических идеалов в реальную продуктивную, социально полезную проектную деятельность как в стенах школы, так и за ее пределами при реальном  совместном  взаимном обучении детей и взрослых, включая учителей и родителей» [с. 3-4].   Для меня  осознанным шагом в этом направлении профессиональной деятельности стала  пропаганда среди подростков и членов их семей отечественной культуры и традиций, которые выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества.

Традиции – организующий связь поколений элемент культуры, именно на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы. Например, празднование Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию. Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.  

Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Это ярко выразилось в синкретизме христианства и древнего мировоззрения славян, что дало говорить о новой системе – Русском православии. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувством ответственности, долга перед государством и семьей.

В Советское время воспитание нравственности, патриотизма, любви к Родине воспитывалось на основе исторических примеров из нашего героического прошлого (Дм. Донского, Я. Мудрого, А. Невского). В Великую Отечественную Войну, в разгар сражения с немецко-фашистcкими захватчиками в 1942 г. Советское правительство учредило орден Александра Невского. Им было награждено 42017 офицеров советской армии. Воспитывалось убеждение, что русский народ никогда не нападал на другие страны. Россия всегда была мирной державой. Но в нужный момент, каждый русский человек готов встать на защиту своей Родины («Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»).

Нравственное развитие ребенка происходит путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и усвоения норм человеческих взаимоотношений. Эти нормы выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме.

Передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляются через труд (особенно ценен совместный труд детей и взрослых), добротворческую созидательную деятельность и через приобщение молодежи к своей истории и произведениям народного творчества - музыкально-танцевального, художественно-прикладного. Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, сказки, игры, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость и другие формы народного творчества особенно богатые морально-этическими назиданиями, наставлениями – во многом отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а через них – мировой культуры, присвоению общечеловеческих ценностей, следование велению совести, воспитанию личной порядочности, скромности, действенной доброты, принципиальности, сочетающейся с терпимостью к инакомыслию, не приносящему вреда людям.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям. В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, но не только. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, песен и игр, окружающих ребенка и подростка в повседневной жизни, именно поэтому игра как явление жизни является важным объектом социально-педагогических и этнопедагогических исследований. Известно, что игровое поведение раскрывает многие значимые черты социума, особенности взаимосвязи самовыражения и развития личности ребенка. Посредством народной игры формируются социально значимые качества и представления, нравственные поступки и культура поведения. Особенность народной игры как воспитательного средства заключается и в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослым ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.

Игра создает предпосылки для освоения социально ценных стереотипов поведения, которые становятся специальными регуляторами отношений в социальной среде; через игру дети в опосредованной форме включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя и собственную потребность в причастности к происходящему в социальном мире. Она реализуется на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях сговоренности, отражает особенности определенного исторического момента развития общества, претерпевает изменения под влиянием социально-политических, экономических, культурных и других факторов.

Опираясь на эти психолого-педагогические возможности игровых технологий и стремясь развивать внеурочные формы  духовно-нравственного воспитания, я как классный руководитель 6 класса поставила  проблему  – чем же я могу  помочь своим ученикам в выборе форм  не только учебы, но и досуга? Как подтолкнуть их к правильному выбору, не навязывая своего мнения и предоставляя возможность взрослеющей личности «обрести смысловой горизонт, целевые альтернативы», как справедливо подчеркивает в своих исследованиях Е. Кузнецова. Необходим такой педагогический «способ достраивания себя, наделение жизнью, жизненного мира смыслами, своего рода  мобилизующий потенциал», такая стратегия, «содержащая в себе потенциал  преобразования», в ходе проектной реализации которой для моих воспитанников  открылись дополнительные возможности «наделения личности позитивными свойствами» (Е. Кузнецова) [ ].  

Я настойчиво искала подходящий «материал» и подходящий случай. И он не заставил себя долго ждать – в сентябре проходил  традиционный общешкольный осенний туристический слет. Прошли запланированные организаторами эстафеты, по всем правилам разбит бивак, горит костер, рассказаны самые интересные истории, уха из консервов почти съедена, а дальше что? В компании моих «шестиклашек» слышится недоуменный ропот. Чтобы разрядить обстановку я предложила  детям поиграть в старинную русскую народную игру «Летающий валенок», объяснила правила. Ребятам было так весело, они играли с таким азартом, что постепенно к нам стали подтягиваться ребята из других классов, и вот самые смелые уже стоят в кругу, едва успевая увертываться от летающего валенка.

Этот туристический слет запомнился нам надолго, в классе мы еще долго обсуждали события того дня.

Я поняла, что дети любят и хотят играть в русские народные игры, но просто не умеют этого делать: никто и никогда их этому не учил. Это натолкнуло меня на мысль создать социальный проект в русском-народном  стиле «Русская ярмарка», направленный на знакомство обучающихся школы с традициями нашей родины, в том числе и с русскими народными играми.

Учитывая тот факт, что совместный труд детей и взрослых особенно ценен, я привлекла ребят своего класса к процессу разработки проекта. Именно им была отведена ведущая роль в проекте: они становились главными организаторами ярмарки, задавая «тон».

Над подготовкой к ярмарке мы с классом трудились около двух месяцев. Разрабатывали сценарий, репетировали, готовили костюмы, подбирали игры, разучивали их.

  Задания получили все классы: сделать поделки для продажи на ярмарке, приготовить костюмы и номера художественной самодеятельности в русском народном стиле. К ярмарке готовилась вся школа.

Стоит ли говорить, что после такой тщательной подготовки мероприятие прошло просто на «Ура». Было весело и шумно, никто не остался в стороне, никого «Русская ярмарка» не оставила равнодушной, ребята предложили сделать «Русскую ярмарку» традиционным осенним праздником в нашей школе.  Мы с удовольствием поддержали инициативу детей.  Ведь это мероприятие позволило нам взрослым ненавязчиво, целенаправленно ввести детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.

Таким образом, через проектную деятельнсоть по пропаганде ценностей народное творчества,  ребенок и подгосток получают дополнительные возможности для саморазвития и самоопределения, без чего невозможна не только эффективная социализация молодежи, но  и развитие национальной культуры в целом. Именно такого рода воспитательная работа позволяет подростку осознанно культивировать в себе позитивные, активно-деятельностные установки,  проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, что дает возможность новым поколениям россиян прикоснуться к корневым смыслам собственной культуры. Так культурологический принцип воспитания и образования становится одним из самых востребованных и эффективных в реализации  программы духовно-нравственного воспитания в школе, решая во многом задачу «подготовки Человека Культуры» [ ], формируя как в наших воспитанниках, так и в самих педагогах, родителях новую быть не только потребителем культурных ценностей, но и самому активно и сознательно участвовать в творческом их воссоздании и трансляции.

Еще в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх, как и в сказках, много поучительного.  Изучая народный фольклор и народное искусство дети многое могут узнать о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Я считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с русским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность. Опираясь на анализ собственного и передового педагогического опыта, хотелось бы добавить, что приобщение детей к нравственным народным  традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

Подводя итоги обобщению  нашего опыта, хотелось бы еще раз отметить, что духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение (трансформацию) каждого участника, который может найти отражение не «здесь и не сейчас», а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Библиографический список:

  1. Кузнецоа Е. С. Анализ перспектив культурного развития России// Ученые записки НИИ прикладной культурологии КемГУКИ. Т 2 (6). – Кемерово: Кемеровский государственный ун-т культуры и искусств, 2008. С. 7-8.
  2. Кузнецова Е. С. Культурология: от теории к практике. Ч. 2. Сборник методич. материалов. – Кемерово: МОУ ДПО «Научно-методический центр», 2008. С. 11.
  3.  Кузнецова Е. С. Педагогическая антропология и методика преподавания МХК. Методическое пособие. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2010. С. 3-4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"

Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Духовно-нравственное воспитание школьников через возрождение традиций казачьей культуры на примерах Казачьей кадетской школы имени графа И.И. Воронцова-Дашкова

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколе...