ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ
методическая разработка по физкультуре на тему

Левашов Павел Викторович

В работе раскрываются современные методические аспекты синтеза патриотического воспитания и физического развития в рамках школьного образования. Теоретически обосновывается и практически утверждается роль народных и подвижных игр в воспитании патриотической направленности у учащихся младших школьников на уроке физической культуры. Представлены характеристика технологий, средств патриотического воспитания и план проведения урока физкультуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЫБРАТЬ КУРС И ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

                       КУЛЬТУРЕ (начальный уровень обучения)

ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ»

возраст обучающихся 9-10 лет (   3- 4 классы)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………….. 4

Основная часть………………………………………………………….. 6

Заключение………………………………………………………………. 13

Библиографический список…………………………………………… 14


ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Методическая разработка урока по физической культуре в начальной школе

Вид программного материала: Подвижные игры

Тип урока: урок- путешествие

Аннотация

В работе раскрываются современные методические аспекты синтеза патриотического воспитания и физического развития в рамках школьного образования. Теоретически обосновывается и практически утверждается роль народных и подвижных игр в воспитании патриотической направленности у учащихся младших школьников на уроке физической культуры. Представлены характеристика технологий, средств патриотического воспитания и план проведения урока физкультуры.

Ключевые слова: патриотическое воспитание; физическое развитие; младший школьный возраст; народные игры; подвижные игры.


Введение

Патриотическое воспитание востребовано всегда. Традиционно оно рассматривается как необходимая составная часть образовательного процесса, объективно зависимая от политических, экономических и социальных условий в стране. Поэтому проблема патриотического воспитания- одна из сложнейших в педагогике, что связано с самим понятием патриотического воспитания и его содержанием, определяющим методы, средства, формы работы с детьми.

Внутренний мир ребёнка сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма- он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с окружающим миром, с общественными ценностями, идеалами, традициями. Зарождаясь в детские годы из любви ребёнка к матери, отчему дому, родному краю, патриотическое чувство, пройдя через годы на пути к своей зрелости, поднимается до общегосударственного самосознания, до осознания любви к Родине, к своему Отечеству. И как качественное образование человека, патриотизм происходит через воспитание знаний, убеждений и, утвердившись в сознании, реализуется и проявляется в поступках и деятельности детей.

Патриотизм применительно к ребёнку младшего школьного возраста определяется как осознание себя частью окружающего мира, потребностью ребёнка участвовать во всех делах на благо окружающих людей и природы. При этом естественной характеристикой патриота является наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, уверенности в себе и радости от того, что родился, вырос и живёшь на Родной Земле. Все эти качества характеризуют проявление патриотизма, который формируется в процессе и в результате патриотического воспитания детей.

Целенаправленное влияние всего учебного и воспитательного процесса на учащегося с целью формирования его как патриота  является стратегической линией всего школьного образовательного процесса. Совместно с традиционными формами организации мероприятий патриотической направленности, проблему воспитания основ патриотизма можно успешно решать и на уроках физкультуры средствами народных и подвижных игр. Применение избранных игр в совокупности с другими воспитательными средствами и методами оказывает высокую эффективность воздействия на воспитание патриотизма у учащихся младших классов.

Цели:

- расширять кругозор, содействовать раскрытию творческого и физического потенциала учащихся;

- воспитывать бережное и гуманное отношение к родной природе, чувства любви и ответственности за неё;

Задачи:

  1. Образовательные: формировать знания о природных явлениях и особенностях территории Калининградской области; критически анализировать получаемую информацию и определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности; совершенствовать процесс обучения народных и подвижных игр, учить играть активно, самостоятельно и с удовольствием.
  2. Воспитательные: формировать у учащихся понятие преданности делу защиты природы, повышать уровень экологической культуры, следовать этическим нормам; научить детей нести ответственность за своё и будущее родного края; воспитывать стремление к познанию народных и подвижных игр, к ценностям культурно- исторического наследия; воспитывать чувства коллективизма, дружбы, взаимовыручки, выдержки, ответственности, стремление побеждать.
  3. Развивающие: стимулировать любознательность, умственную активность, творческую деятельность, способность понимать историческую обусловленность природных явлений и процессов; развивать физические и моральные качества каждого учащегося; развивать навыки игрового поведения, самодисциплины и взаимодействия в игровых заданиях; формировать двигательные умения и навыки.
  4. Оздоровительные: корректировать нагрузку и поддерживать работоспособность учащихся на уроке; формировать потребность к занятиям физкультурой и к укреплению здоровья.

Инвентарь: географическая карта, карточки с заданиями, верёвочки, обручи.

Место проведения: спортивный зал.

Ход урока

Подготовительная часть 10-12 мин

  1. Организационный момент

Построение

Приветствие

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в удивительный окружающий нас мир природы. Путешествия расширяют не только кругозор человека, но и укрепляют наше здоровье. Наша жизнь неотделима от родной природы. Она кормит, поит, лечит нас. Она щедра и бескорыстна. Она даёт нам всё для жизни, но и требует от нас бережного отношения. Все мы в ответе за нашу природу перед потомками. И сегодня я предлагаю вам заглянуть в водный мир Калининградской области. Но в начале нас ждёт увлекательный и познавательный обзор природы родного края.

Дорог луг нам и лесок.  Это наше всё родное! И пшеничный колосок,

 Где родился, вырос я

Речка, небо голубое. Там и Родина моя!

Разминка:

Отправляемся в поход Мы шагаем друг за другом

Сколько нас открытий ждёт! Лесом и зелёным лугом.

Напра-во! Шагом марш!

( Учащиеся начинают движение по спортивному залу.)

Речёвки:

Раз, два, три, четыре Раз, два, три, четыре

Три, четыре, раз, два. Это кто шагает в ряд.

Солнце, воздух и вода- Это школьный наш отряд

Наши лучшие друзья. Весёлые, смелые, ловкие, умелые.

Учитель: Мы к лесной полянке вышли. Поднимаем ноги выше.

( ходьба с высоким подниманием колена.)

Учитель: Крылья пёстрые мелькают Раз, два, три, четыре

В поле бабочки летают, Полетели, закружились.

( ребята передвигаются на носках, делая руками взмахи, подражая полёту бабочек.)

Весёлый и долгий день впереди-

Каждую пятку с утра заряди.

( ребята ходят на пятках, руки на поясе.)

Учитель: Тишина стоит вокруг Взмах косой туда-сюда,

Вышли косари на луг. Делай раз и делай два.

( ребята выполняют движения прямыми руками влево и вправо с поворотом туловища, имитируя ходьбу.)

Учитель: Сколько выросло грибов Мы грибочки собираем

У осинок и дубов! Но колени не сгибаем.

( ребята в ходьбе выполняют наклоны вперёд, касаясь пола кончиками пальцев. Счёт- разные варианты.)

Учитель: Видим скачут на опушке, Прыг-скок, прыг-скок,

Две весёлые лягушки. Прыгать только на носок!

( ребята выполняют прыжки, подражая лягушкам.)

Учитель: К речке быстро мы спустились, Раз, два, три, четыре

Наклонились и умылись. Мы так славно освежились.

( наклоны вперёд с широкими взмахами рук.)

Учитель: По воде спешат круги Любим бегать и играть

Рыбка рыбку догони. Ну попробуй нас догнать.

( различные виды бега: змейкой, с высоким подниманием бедра, с захлёстом голени, спиной вперёд, голопом правым боком.)

Учитель: А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе раз- это брасс,

Одной, другой- это кроль.

Качаясь на волне, плывём на спине.

Все как один плывём, как дельфин.

( ребята выполняют движения руками, имитирующие плавание разными стилями.)

Учитель: Ну, ребята молодцы! Плавали в стиле брасс,

Вы теперь у нас пловцы. Показали высший класс! ( ходьба на месте)

Вышли на берег сюда,

Отдохнуть теперь пора.

( основная стойка, сесть на гимнастические скамейки.)

Учитель: А сейчас проверим ваше домашнее теоретическое задание: У всех дома есть компьютер, и вы по нему получаете информацию. Надо было узнать какие животные обитают на территории Белгородского края и составить рассказ, что в природе тебе нравится? ( ответы детей).

Практическое домашнее задание: придумать свои собственные упражнения, чтобы снять усталость во время работы на компьютере и объяснить их действие на организм. ( ответы детей.)

Учитель: Молодцы, с заданием справились. А теперь ещё одно проверочное задание.( работа по карточкам).

Класс делится на 2 команды. Первой команде раздаются карточки с названиями животных, второй команде карточки с ответами: прыгает, летает, ползает, ходит. Найти правильный. Первые три пары с правильными ответами получают высшую оценку. Подведение итогов.

( жаба- прыгает; черепаха- ползает; стриж- летает; кузнечик- прыгает; соловей- поёт, летает; лебедь- летает, ходит, плавает; зяблик- летает; уж- ползает; цапля- стоит на одной ноге; олень- бегает; дятел- стучит и летает; саранча- прыгает; колибри- летает; канарейка- летает.)

Общеразвивающие упражнения в движении.

Учитель: Провели разминку ловко

Приступаем к тренировке.

  1. « гусиный шаг»

Гусь крикливый, с длинным носом Гусь идёт гулять в луга

Шея словно знак вопроса И гогочет: Га-Га-Га

( ходьба в приседе с выведением ноги в сторону- вперёд.)

  1. « бег лягушки»

Скачет зверушка, Попадёт в ловушку

Не рот, а ловушка И комар и мушка.

( прыжки в длину из упора присев на руки, подставляя ноги.)

  1. « бег краба»

Намекали рыбы крабу, -Краб, тебе давно пора бы

Притворяясь, что немы: Научиться плыть, как мы.

( бег в упоре лёжа сзади на согнутых ногах.)

4.« бег рака»

Ползёт по дну, грозит клещами. По норам прячется за пнями

Спасайся мелочь и червяк Варёный- красный рак.

( бег в упоре лёжа сзади спиной на согнутых ногах.)

Учитель: Побегали мы на славу,

Отдохнём теперь по праву.

( дети садятся на гимнастические скамейки.)

А кто расскажет какую пользу людям приносят животные? ( ответы детей.)

Вот послушайте мой рассказ, как животные охраняют жизнь людей. На некоторых морских курортах США специально обученные дельфины выполняют роль сторожей. Курсируя в море вдоль берега, они не пропускают к пляжу акул. Иногда дельфинов обучают завлекать акул в ловушку, откуда те не могут выбраться. Интересно, да?

« Пусть рыбкам, птенчикам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом.

Ведь дерево, животное и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни…»

Давайте обсудим, как каждый из нас может помочь сохранить природу родного края и увеличить её богатства.

Варианты вопросов к детям.

- Как ты и твои друзья помогают зверям и птицам в разное время года?

- Почему тебе нравится им помогать?

- Как животные благодарят за это?

- Какие пословицы и поговорки ты можешь вспомнить о природе, животных? ( ответы учащихся)

Основная часть 20-25 мин

От суеты рыбацкого причала, От каждого села берут начало

От сотен рек, стекающих в моря, Моя судьба и Родина моя.

Учитель: Есть бесценный клад у природы- это вода. Сейчас мы совершим путешествие по рекам, озёрам, прудам Калининградской области и узнаем какие животные обитают в их глубинах. Но сначала надо нам понять значение воды для человека. Как вы думаете, что такое вода? Какую роль выполняет вода в природе и жизни человека ? ( ответы детей.)

Учитель: Воду считают колыбелью жизни. Она- самое большое богатство на свете. Вода- сама жизнь. Именно в воде появились первые живые организмы. И сегодня вода является источником жизни для растений и животных, так и для человека. Организм человека состоит на 50% из воды. Без пищи человек может прожить около 50 дней, без воды он не проживёт и неделю. Для человека вода является более ценным природным богатством, чем уголь, нефть, газ, железо, потому что она незаменима.

Какие правила мы должны с вами соблюдать, находясь на реках и озёрах? ( ответы детей)

Учитель: Необходимо: не засорять мусором реки, не рвать редкие растения ( кувшинки, лилии и т.д),не сливать в воду рек и озёр грязные воды и не разрешать это делать своим знакомым.

Давайте наши реки сохраним, тогда мы на земле и сами сохранимся!

Подвижная игра « Берег и река»

Эта игра требует от ребят внимательности. За полу чертятся две линии на расстоянии примерно в один метр. Между этими линиями «река», а по краям- «берег». Все ребята стоят на «берегах». Ведущий подаёт команду: « Река», и все ребята прыгают в «реку». По команде «Берег» все выпрыгивают на «берег». Ведущий подаёт команды быстро и беспорядочно, чтобы запутать играющих. Например: « БЕРЕГ, РЕКА, РЕКА, БЕРЕГ, РЕКА……» Если по команде « Берег» кто-то оказался в воде, то он выходит из игры. Выходят из игры также те невнимательные игроки, которые во время команды «РЕКА» оказались на «берегу». Игра продолжается до тех пор, пока не определится самый внимательный участник. Его можно поздравить и начать игру заново.

Эстафета « Раки- забияки»

Отгадайте загадку: « Про меня говорят, будто пячусь я назад.

Не назад, а вперёд, только задом наперёд!

Догадались? Наше соревнование- « Раки- забияки»: туда- на четвереньках задом наперёд, обратно- бегом. Встаньте колоннами за чертой. Какая команда сделает это быстрее. Скажем вместе: « Раз- два- три- беги»! Похвалим победившую команду: « Молодцы».

Заключительная часть 5-7 мин

Построение

Подведение итогов урока. Упражнения на внимание.

Берегите планету родную, И природа за помощь такую

Будет лес выше, чище вода, Благодарна нам будет всегда.

Домашнее задание на следующий урок: чтобы научиться плавать и уметь сопротивляться водным стихиям ( шторм, наводнение, цунами), вам нужна сила. Придумайте свои собственные упражнения на развитие силы. Объясните их действие на разные части человеческого организма.

Теоретическое задание: составить рассказ « Чем знаменит наш город?» «Что значит гордиться им?»


Заключение

То, что мы вкладываем в наших учеников сегодня, завтра даёт соответствующие результаты. Воспитывая сегодня патриотов, деловых людей мы можем быть уверенными в развитии становлении нормального общества и сильной державы.


Библиографический список

  1. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития.- 3-е изд.- Казань: центр инновационных технологий.2003.- 608с.
  2. Гурин Ю.В. Урок+ игра. Современные игровые технологии для школьников.- Спб.: Речь; М.: Сфера, 2010.- 158с., илл..
  3. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия / авт.- сост. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова.- Волгоград: Учитель, 2011.- 205с.
  4. Касимова Т.А. патриотическое воспитание школьников: метод.пособие /Т.А. касимова, Д.Е. Яковлев.- 2-е изд.-М.:2006.-64с.
  5. Формирование здорового образа жизни у младших школьников / авт.- сост.Т.Н. Захарова и др..- Волгоград: Учитель, 2007.- 174с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физкультуры.

Работая с детьми разных возрастов,  мы  не только влияем на их  физическое развитие, но  и  способствуем развитию                 ...

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

Патриотическое  воспитание школьников: цель, задачи, принципыСовременное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется слож...

Сбережение и укрепления здоровья младших школьников на уроках физкультуры с помощью скандинавской ходьбы.

О пользе скандинавской ходьбы для здоровья, я впервые узнала на курсах «Финская ходьба, как вид активности». Подумала, почему бы не применить этот вид занятий на уроках физической культуры в нашей шко...

Возможности проектной деятельности в процессе воспитания патриотических чувств младших школьников

Проектная деятельность является эффективным средством патриотического воспитания. Работа над проектом дает возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, а и чувство, эмоции, ...

Возможности проектной деятельности в процессе воспитания патриотических чувств младших школьников

Метод проекта – это не просто набор приёмов и действий, подобранных педагогом....