Методическая разработка урока: Баскетбол. Ведение мяча, дриблинг.
методическая разработка по физкультуре (10 класс) на тему

Черняев Евгений Александрович

Актуальность методической разработки состоит в её опережающем характере: в 10 классе ФГОС еще не реализуется, а данный конспект учебного занятия разработан на основе системно-деятельностного подхода с активным вовлечением обучающихся, освобожденных от физических нагрузок, а также с целью реализации личностных и метапредметных результатов образования.  Необходимо отметить, что предлагаемая разработка направлена на обеспечение высокой двигательной координации обучающихся, что является важной и непростой задачей для большинства педагогов физической культуры. Ключевые слова: ФГОС на уроке физкультуры в старших классах, инклюзивное образование, развитие двигательной координации, личностные и метапредметные результаты на уроке физкультуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга "Александринская гимназия"

XX ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГОВ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
РОССИИ»

Автор составитель: Черняев Евгений Александрович, учитель физической культуры ГБОУ гимназия № 628 «Александринская гимназия» Красногвардейского района Санкт-Петербурга


Методическая разработка урока

по физической культуре по разделу Программы: «Спортивные игры – баскетбол» для обучающихся 10 класса (юноши)

Тема урока: Баскетбол. Ведение мяча, дриблинг.

Актуальность методической разработки состоит в её опережающем характере: в 10 классе ФГОС еще не реализуется, а данный конспект учебного занятия разработан на основе системно-деятельностного подхода с активным вовлечением обучающихся, освобожденных от физических нагрузок, а также с целью реализации личностных и метапредметных результатов образования.  Необходимо отметить, что предлагаемая разработка направлена на обеспечение высокой двигательной координации обучающихся, что является важной и непростой задачей для большинства педагогов физической культуры. Ключевые слова: ФГОС на уроке физкультуры в старших классах, инклюзивное образование, развитие двигательной координации, личностные и метапредметные результаты на уроке физкультуры.

Тип урока: Формирование умений и навыков.

Основные задачи:

1. Содействовать усвоению обучающимися знаний об основных технических приемах ведения мяча во время дриблинга.

2. Создать условия для освоения обучающимися основных технических действий игрока во время дриблинга.

3. Совершенствовать навыки ведения и перевода мяча.

4.Способствовать развитию координационных способностей и чувства мяча.

5. Обеспечить возможность усвоения программного материала обучающимися, освобожденными от физической нагрузки (далее ОСВО).

6. Способствовать заинтересованности детей в дальнейших занятиях баскетболом в ОДОД.

7.Способствовать воспитанию дисциплинированности, трудолюбия, уважения к сопернику, ценностей командной работы.

Необходимое оборудование и инвентарь: баскетбольные мячи, теннисные мячи, манишки, конусы большие, магнитофон, свисток.  Методическую разработку составил: Черняев Евгений Александрович, учитель физической культуры, первой         категории.

Тезаурус: Дри́блинг (англ. Dribble — «вести мяч») — в ряде видов спорта манёвр с мячом, смысл которого состоит в продвижении игрока мимо защитника…  Фол в баскетболе - замечание игроку, фиксируемое в протоколе, за ошибку при контакте с соперником.  

Частные педагогические задачи

Действия педагога

Дози-ровка

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты, формы и методы их диагностики

Подготовительная часть урока 15 мин.

1. Обеспечить начальную организацию и общую готовность к учебному занятию обучающихся, в том числе ОСВО.

ОСВО раздается оценочная карта для работы. Приложение № 1

Основной группе дается задание поделиться на пары и проверить соответствие формы требованиям техники безопасности.

2 мин.

Вход обучающихся в зал. Обучающиеся проверяют друг у друга наличие спортивной формы, соответствие её требованиям техники безопасности на уроке физической культуры. Построение в одну шеренгу в левом дальнем углу зала, приветствие. Расчет по порядку (раздача манишек), обучающиеся берут мячи со шведской стенки.

Личностные: Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничество со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной   деятельности (ЛР7);  Метапредметные: самостоятельно контролировать и корректировать деятельность (МР1).

Форма: взаимопроверка. Метод наблюдения.

2. Подготовка мышечного аппарата обучающихся к последующей работе по освоению новых движений.

Инструкция обучающимся основной группы: «Следить за правильным выполнением упражнений.

- На мяч не смотреть.

- Спина прямая.

ОСВО знакомятся с материалом в оценочной карте. (Этап № 1)

Работа обучающихся с видеороликом А. Кириленко «Дриблинг». Подготовка краткой справки о гражданской позиции известного баскетболиста (используется учебный планшет).

2 мин.

1. Разминочный бег с ведением баскетбольного мяча:

  • правой рукой
  • левой рукой
  • попеременно правой и левой рукой


Ведение мяча шагом
правой или левой рукой, восстановление дыхания.

Представление ОСВО справки об известном баскетболисте А. Кириленко и о его гражданской позиции.

Предметные: Владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной деятельности. (ПР4);

Развитие гордости за свою Родину (ЛР 1)

Методы наблюдения и взаимопроверки на основе оценочной карты.

3.Создать условия для формулировки обучающимися целей урока.

Инструкция ОСВО: «Следить за выполнением задания согласно оценочной карте».

Инструкция для основной группы: «Нельзя совершать "пробежку", "двойное ведение", а также «фолить» и упускать мяч в аут. – Нельзя выходить на площадку, если твой номер не назвали». ОСВО, приступают к этапу№ 2.

Важность этого разминочного упражнения состоит в реализации личностного результата, связанного с развитием умения достигать общей цели, ориентируясь на одноклассников. Педагог поощряет обучающихся в командной работе.

4 мин.

ОСВО высказываются об ошибках одноклассников, которые они заметили при выполнении ими разминочного бега с ведением баскетбольного мяча.

Обучающиеся делятся на две равные команды, получают порядковые номера и становятся на центральной линии с мячами в колонну по разным сторонам. Педагог называет номер. Обучающийся, чей номер назвали, выбегает на площадку, ведёт мяч к конусу и выполняет обводку под ногой (правой или левой) – после чего выполняет два шага и бросок в кольцо. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не забьет мяч: тогда обучающиеся возвращаются на свои места и игра продолжается.

Побеждает та команда, которая из 10 попыток забьет больше мячей и выполнит обводку конуса. 

Личностные: способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения (ЛР6);

Метапредметные: умение самостоятельно контролировать и корректировать деятельность (МР1).

Методы наблюдения и взаимопроверки на основе оценочной карты.

4. Организация активного целеполагания.

Организация промежуточной рефлексии по выполнению задания:

«Сегодня мы с вами будем совершенствовать ведение баскетбольного мяча.

Педагогу важно организовать совместное обсуждение выполненного задания основной группой с группой ОСВ.
1) Как одним словом можно назвать, то, что сейчас вы выполняли?
2) Какие ошибки у вас были во время ведения мяча?
3) Какие виды ведения мяча вы знаете?

4) Какие группы мышц и суставы работают во время выполнения дриблинга?

На основе ответов обучающиеся формируют цель дальнейших физических упражнений.

Обсуждение происходит в достаточно высоком темпе, чтобы не превысить время, необходимое для восстановления после разминочной игры.

1 мин.

ОСВО обозначают правильность выполнения вариативных способов ведения баскетбольного мяча, а также разбирают ошибки при выполнении дриблинга под ногами (согласно оценочной карте).

Обучающиеся основной группы отвечают на вопросы и формулируют цель дальнейшего занятия. Обучающиеся перечисляют по очереди те группы мышц и суставы, которые требуются для эффективного освоения дриблинга и ведения.

Возможные варианты ответов:

плечевой сустав, локтевой сустав, запястье, тазобедренный сустав,

коленный сустав,

голеностопный сустав,

задняя поверхность бедра,

передняя поверхность бедра,

икроножные мышцы

бицепс, трицепс, мышцы спины.

5. Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и подвижности в суставах для работы с мячом.

ОСВО: «Следить за правильным выполнением упражнений». (Идеомоторная тренировка).

Обучающиеся основной группы выполняют упражнения в соответствии тех целей, которые были сформулированы ими на предыдущем этапе.

5 мин.

Построение обучающихся в одну шеренгу в левом дальнем углу зала

Расчет на 1-4, перестроение по расчету.

ОСВО выполняют этап №3 оценочной карты.

Исходное положение (далее и.п.)

Метапредметные: Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность (МР1);

Предметные:  

Владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной деятельности (ПР4);

Методы наблюдения и взаимопроверки на основе оценочной карты.

  1. Руки прямые;
  2. Тянемся вверх;
  3. Спина прямая.

1) И.п-стойка ноги врозь, мяч внизу

1-поднимаемся на носки, мяч вверх

2-и.п

3- поднимаемся на носки, мяч вверх

4.и.п

  1. Руки прямые
  2. Спина прямая;
  3. Наклон в одной плоскости

2) И.п- стойка ноги врозь мяч вверх

1-наклон в правую сторону

2- и.п

3-наклон в левую сторону

4-и.п

5-наклон вперед

6-и.п

7-наклон назад

8-и.п

  1. Ноги согнуты;
  2. Спина прямая

3) И.п- стойка ноги врозь, ноги согнуть в коленях, мяч у правой стопы.

1-4 выполняем перекаты мяча 8-ой под ногами в правую сторону

5-8 в левую

  1. Руки прямые;
  2. Ноги не сгибать.

4) И.п- о.с., мяч вперед

1- мах правой ногой, касание мяча

2-и.п

3- мах левой ногой, касание мяча

4-и.п

  1. Ноги прямые;
  2. Касание пола.

5) И.п- лежа на спине, мяч зажат стопами

1- закидываем ноги за голову, касаясь стопами пола.

2- и.п.

  1. Выпрыгивать вверх.

6) И.п- о.с, мяч зажат стопами

1- выполняем прыжок вверх, подбрасывая мяч стопами, ловим мяч руками.

2- и.п.

1) Подпрыгивать короткими прыжками

Организация самооценки готовности мышц к освоению дриблинга и ведения мяча. «Посмотри на одноклассника и оцени его готовность к дальнейшим действиям».

ОСВО, напоминают направления совершенствования.

7) И.п-стойка ноги врозь, правая нога на мяче

1-4 прыжки на левой ноге вперед, правой катим мяч
5-8 смена ног

Самооценка и взаимооценивание готовности мышц к освоению действий.

Основная часть урока 25 мин.

6.Совершенствование

техник ведения и дриблинга

7.Создать двигательное представление о технике ведения и дриблинга

8. Обучение согласованности действий в упражнениях

Инструкция ОСВО: «Следить за правильным выполнением упражнений» (этап 4).

Подготовка обучающихся основной группы к работе с техниками ведения и дриблинга.

Перестроение обучающихся через середину по два, возле конусов. 

ОСВО, выполняют этап №4 в оценочной карте.

Личностные: способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения (ЛР6) (в процессе игры в баскетбол) Метапредметные: Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях (МР1); (в процессе игры в баскетбол)

Предметные: Владение физическими упражнениями разной функциональной направленности (ПР4);

Владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности (ПР5).

Методы наблюдения и взаимопроверки на основе оценочной карты.

  1. ноги согнуты в коленях;
  2. спина прямая;
  3. смотрим на теннисный мяч

1.Обучающиеся располагаются возле фишек.

Стойка ноги врозь, колени немного согнуты, баскетбольный мяч в правой руке, а теннисный в левой.

По свистку игроки начинают ведение баскетбольного мяча правой рукой, а теннисный мяч подбрасывают левой рукой на уровень головы и ловят его.

- по свистку смена рук

  1. ноги согнуты в коленях;
  2. спина прямая;
  3. смотрим на теннисный мяч.

2. То же упражнение, что и № 1, но теперь теннисный мяч ловим сверху

- по свистку смена рук

  1. ведение не высокое;
  2.  подброс теннисного мяча на уровне головы;

3.Обучающиеся располагаются возле фишек. Стойка ноги врозь немного согнуты в коленях, баскетбольный мяч в правой руке, а теннисный в левой над конусом. По свистку игроки начинают ведение мяча и одновременно подбрасывают теннисный мяч, в момент подброса теннисного мяча, задача игрока коснуться ладонью конуса и поймать теннисный мяч, при этом ведение баскетбольного мяча не прекращается.

  1. ноги согнуты в коленях;
  2. спина прямая;
  3. смотрим на теннисный мяч.

4.Обучающиеся располагаются возле фишек. Стойка ноги врозь, немного согнуты в коленях, баскетбольный мяч в правой руке, а теннисный – в левой.

По свистку обучающиеся начинают введение мяча, выполняют 4 удара, после переводят баскетбольный мяч в левую руку с отскоком об пол в этот момент теннисный мяч перебрасывается в правую руку и упражнение продолжается.

В момент выполнения упражнения меняются руки.

  1. ноги согнуты в коленях;
  2. спина прямая;
  3. смотрим на теннисный мяч

5.Обучающиеся располагаются возле фишек. Стойка ноги врозь немного согнуты в коленях, баскетбольный мяч в правой руке, а теннисный в левой.

По свистку обучающиеся начинают введение мяча, по свитку обучающийся выполняет перевод мяча под левой ногой, а теннисный мяч перебрасывает в правую руку, после перебросов обучающийся продолжает ведение мяча левой рукой в ожидании свитка.

Соблюдение всех правил игры в баскетбол.

ОСВО следить за правилами, помогать в судействе.

6.Игра в баскетбол с отработкой изученных приемов на практике

Заключительная часть урока 7мин

9. Содействовать осмыслению обучающимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности, выявлять мнения обучающихся о результативности их деятельности

Рефлексия: в конце урока обучающимся дается возможность оценить свою работу на уроке, что получилось и к чему стремиться. ОСВО предоставляют отчет по этапу № 4. Перед выходом из спортивного зала, детям будет предложено взять брошюру с информацией о секции баскетбола, которая есть в гимназии ОДОД, если детям интересно продолжать заниматься, они могут взять брошюру.

Личностные: Сформированность основ саморазвития и самовоспитания (ЛР5);

Метапредметные:

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов (МР9).

По количеству взятых брошюр можно определить, насколько удалось учителю заинтересовать детей.

Методы наблюдения и взаимопроверки на основе оценочной карты.


Приложение № 1

Оценочная карта («Бортовой журнал»)

Этап № 1.Ознакомься с вариантами ведения и типичными ошибками

Рис.1 Высокое ведение баскетбольного мяча.

При таком ведении мяч отскакивает высоко от пола, а угол сгибания ног в коленном суставе равен 135-160 градусов. Тело игрока при высоком ведении почти выпрямлено, ноги слегка согнуты в коленях для лучшего равновесия, и скорость передвижения ограничивается только его способностью контролировать мяч. Рука, ведущая мяч, почти полностью выпрямлена. Мяч толкается вперед со стороны руки, осуществляющей ведение. Высота отскока колеблется от уровня пояса до плеч, в зависимости от индивидуальных особенностей игрока, но должна быть такой, чтобы позволить максимальную скорость бега. Мяч постоянно посылается в пол движением, напоминающим работу насоса. 

Рис.2 Низкое ведение баскетбольного мяча.

При таком ведении, мяч отскакивает низко от пола, а угол сгибания ног в коленном суставе равен 90-120 градусов. Применяется тогда, когда нужно укрыть мяч от защитника. Ведение выполняется приблизительно на уровне коленей; тело расположено очень низко, а плечо и локоть руки, ведущей мяч, держатся близко к телу. Мяч контролируется обычным способом. Свободная рука используется для равновесия и укрывания мяча; голова поднята; взгляд внимателен, и локоть руки, ведущей мяч, держится близко к туловищу.


Этап № 2. На основе полученной информации проведите анализ ведения мяча обучающихся во время выполнения задания.

Игрок

Результаты наблюдения

+

-

Этап № 3. Выберите для наблюдения одного обучающегося и проведите измерения пульса в 3-х состояниях: 1 перед разминкой, 2 во время выполнения разминки 3 в конце разминки, данные занесите в таблицу и сделайте выводы о влиянии физической нагрузки на пульс.

1

2

3

Вывод

Этап № 4. Выберите для наблюдения одного обучающегося и проведите полный анализ его деятельности во время дриблинга и предоставьте его учителю.

Игрок

Результаты наблюдения

+

-

Выносите ошибки по правилу обратной связи 2+, 1- для улучшения взаимодействия со сверстниками.


Самоанализ методической разработки урока

по физической культуре

тема: «Баскетбол. Ведение баскетбольного мяча, дриблинг»

для обучающихся 10 класса (юноши)

Автор методической разработки: Черняев Евгений Александрович, учитель физической культуры  

Полное наименование организации: Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Александринская гимназия»

***

Актуальность методической разработки урока по физической культуре на тему: «Баскетбол. Ведение баскетбольного мяча, дриблинг» состоит в её опережающем характере: в 10 классе Федеральный государственный образовательный стандарт еще не реализуется, а предлагаемый конспект учебного занятия разработан на основе системно-деятельностного подхода с активным вовлечением обучающихся, освобожденных от физических нагрузок, а также с целью реализации личностных и метапредметных результатов образования.  Необходимо отметить, что урок представленный тааким наполнением направлен на обеспечение высокой двигательной координации обучающихся, что является важной и непростой задачей для большинства педагогов физической культуры.

По своей структуре урок на тему: «Баскетбол. Ведение баскетбольного мяч, дриблинг» соответствует системно-деятельностному подходу, что проявляется в организации активного целеполагания не только для основной группы обучающихся, но и для обучающихся, освобожденных от физической нагрузки [3]. Это целеполагание проявляется в том, что обучающиеся – после актуализации опыта ведения баскетбольного мяча – самостоятельно формулируют цели разминки в отношении определенных групп мышц и суставов. Вторая часть целеполагания связана с вовлечением в него обучающихся, освобожденных от физической нагрузки. Они формулируют сильные и слабые стороны своих одноклассников, что является основанием целеполагания в отношении индивидуальных целей развития для основной группы. Благодаря использованию оценочной карты, как метода наблюдения и анализа, этот этап проходит оперативно и не снижает динамическую плотность урока. Фактически циклический характер построения урока отражает базовую деятельностную основу урока: актуализация опыта-целеполагание-мотивировка-выполнение-коррекция-рефлексия. Это отражено в этапах урока и описании деятельности обучающихся.

 Системно-деятельностный подход подразумевает приоритет личностных результатов образования и это важно для уроков физической культуры, потому что это: ценности здорового образа жизни, позитивное отношение к физическому развитию, включение физических тренировок в структуру повседневной жизни. В предлагаемой методической разработке личностные результаты достигаются как на ориентировочном этапе урока (в части организации взаимоконтроля готовности к занятию), так и на этапе целеполагания, который подразумевает способность договариваться об общей цели (личностный результат 6). На этапе рефлексии, при выборе обучающимся направления дополнительного образования (баскетбольной секции) можно фиксировать уровень сформированности умения определять цели саморазвития (личностный результат 5). Метапредметные результаты урока отражены в части умения формулировать цель, отслеживать и корректировать процесс её достижения (метапредметный результат 1). На предметном уровне наблюдать владение обучающимися физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной деятельности (виды дриблинга и виды ведения) (предметный результат 4), а также приемами базового вида спорта (баскетбол) (предметный результат 5). Методами диагностики указанных личностных, метапредметных и предметных результатов стали не только метод педагогического наблюдения, но и метод структурированного наблюдения с использованием оценочных карт, который был осуществлен благодаря организации деятельности обучающихся, освобожденных от физической нагрузки [3]. Эти методы позволяют не только создать условия для использования современных методов оценки метапредметных и предметных результатов образования, но и формировать самооценку обучающихся. В этом плане на уроке были созданы возможности для развития универсальных учебных действий (УУД).

 Особо необходимо отметить работу над развитием личностного результата 1:- в развития гордости за свою Родину. На начальной стадии урока освобожденным обучающимся предлагается посмотреть 35-тисекундный ролик «Дриблинг А. Кириленко» и подготовить 15-секундную справку об этом всемирно известном баскетболисте, поскольку баскетбол зачастую у большинства ассоциируется с американским спортом, то подобная информация позволит повысить интерес к российскому баскетболу.

Общеизвестно, что в 14-15 лет наблюдается возрастное снижение координационных способностей, поэтому совершенствования указанных способностей на основе «Школы мяча» в интерпретации Н. Д. Галиахметова и А. В. Шишкина [1]. При реализации системно-деятельностного подхода были использованы такие современные методы и технологии как: стратегия «Бортовой журнал» в форме оценочной карты [2]. Этот метод был предназначен не только для того, чтобы вовлечь в работу обучающихся, освобожденных от физической нагрузки, но и стимулировать их познавательную мотивацию. Для обучающихся основной группы само осознание того, что их деятельность оценивается индивидуально, повышает их эффективность и осмысленность в освоении технических приемов и действий.

 Подводя итог, мы можем сделать вывод, что предлагаемая разработка является современной и может быть использована для реализации ФГОС в 10 классе на уроках физической культуры.

Используемые источники

  1. Галиахметов Н.Д., Шишкин А.В. Развитие координационных способностей баскетболистов с помощью упражнений, направленных на совершенствование чувства мяча // Молодежь XXI века: потенциал, тенденции и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием, г. Екатеринбург, 19–20 ноября 2013 г.: в 2-х т. / отв. ред. Л. К. Тропина, Т. Н. Карфидова. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — Т. 1. — С. 95-98.
  2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб: Альянс «Дельта», 2003. – 192 с.
  3.  Певицына Л.М. Как построить урок физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2(15), 2013. С.91-99.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Баскетбол. Ведение мяча в движении с изменением направления движения и высоты отскока мяча"

ПрезентацияЦель урока: Освоение основ техники ведения  в баскетболе.Задача: Закрепить технику ведения мяча без зрительного контроля в движении.Продолжить разучивание основ техники движения  ...

Методическая разработка урока по физической культуре с применением ИКТ «Совершенствование ловли и передачи мяча от груди двумя руками, ведение мяча различными способами».

Методическая разработка показывает,  как правильно разработать и провести урок по виду программы «Баскетбол», демонстрирует предметные,  метапредметные, личностные результаты и адресована дл...

Методическая разработка урока по физической культуре с применением ИКТ «Совершенствование ловли и передачи мяча от груди двумя руками, ведение мяча различными способами».

Методическая разработка показывает,  как правильно разработать и провести урок по виду программы «Баскетбол», демонстрирует предметные,  метапредметные, личностные результаты и адресована дл...

Урок баскетбола "Ведение мяча на месте и с продвижением вперёд/" 6 класс

Тема урока:   Ведение мяча на месте и с продвижением вперёд. Цели:   1. Продолжать учить технике выполнения специальных упражнений баскетболиста....

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Физическая культура". Тема: "Баскетбол. Ведение мяча

ldquo;В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо” – сказал Джеймс Нейсмит – основатель игры в баскетбол....

Открытый урок Баскетбол ведение мяча 7 класс

Открытый урок Баскетбол ведение мяча 7 класс....