ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКами В КОЛЛЕКТИВНЫХ ВИДАХ СПОРТА.
статья по физкультуре на тему

Публицистическая статья на тему "Воспитательная работа с подростками в коллективных видах спорта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПОДРОСТКОВ

В КОЛЛЕКТИВНЫХ ВИДАХ СПОРТА.

Предметом данного исследования являются высоконравственные отношения спортивного коллектива — футбольной команды подростков, в практике совместных тренировок осваивающих такие важные для человека категории, как долг, честь, совесть, трудолюбие, мужество, смелость, — категории, которые в любую эпоху являются главными устоями нравственных отношений человека к миру. Приобщение детей и подростков к спорту, равно как и грамотная психологическая коррекция их аномально развившихся и развивающихся черт личности посредством спортивных занятий представляется нам широким полем деятельности для руководителей спортивных секций и занятий физкультурой в детских учебно-воспитательных учреждениях.

Наверное, неслучайно в последние годы в школах всё чаще встречаются ребята, которые не хотят заниматься физкультурой, не говоря уже о том, что в секциях и спортивных школах тренируются около трети учащихся. Эта цифра наглядно отражает недостаточный уровень физического воспитания подростков и юношества. Важнейшей причиной отторжения молодёжи от большого и красивого спорта являются нарушения системы отношений между детьми и искажённое восприятие подростками самих себя, что в свою очередь является следствием падения в стране нравственности общественных и семейных отношений. Действительно, школьники часто фиксированы на субъективном ощущении уродливости своей фигуры, неподходящего роста, недостаточной силы, в результате чего одни избирают такую крайность, как безмерное «накачивание» мышц, овладение агрессивными видами спорта (каратэ, бокс и пр.) с целью получения «физического превосходства над сверстниками», что можно рассматривать как «гиперкомпенсацию комплекса неполноценности» (Дж.К.Брайент) [2,с.106], а другие, наоборот, всё более ощущают себя никчемными, ущемлёнными, что постепенно приводит их к действительной неспособности преодолевать минимальные физические трудности, к отсутствию у них жизненной установки на активную деятельность.

Психокоррекционный подход к спортивной деятельности детей и молодёжи переносит основной акцент на формирование высокого уровня интерперсональных отношений в процессе тренировок, а также организуемых тренером спортивной борьбы и соревнований, где в увлекательной для подростка деятельности можно оказать значительное влияние на его отношенческую и поведенческую сферу через создание высокого уровня эмпатически-аффилиационных отношений в спортивном коллективе, становящихся для каждого участника спортивных занятий моделью дружественных (не исключающих справедливой взаимотребовательности) отношений в сочетании с помогающей, разъясняющей, рациональной психокоррекцией со стороны тренера-преподавателя. Этот путь представляется нам эффективным в преодолении столь распространённых сегодня детско-юношеских дезадаптации и девиантности, согласующимся с поисками целого ряда психиатров, психотерапевтов и психологов, ищущих пути реальной помощи современным «трудным» детям на основе психологической коррекции.

Так, Ю.С.Шевченко с соавторами считают, что «специальная психокоррекция призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие и социализацию личности» [11,с.12]. В.С.Манова-Томова для подобной работы предлагает использовать термин «реабилитация», в связи с тем, что организм человека нуждается, кроме биологического развития, и в психологическом воспитании, а поскольку этот процесс осуществляется в весьма длительных систематических педагогических воздействиях, то совершенно естественно использование термина «перевоспитание» или «психолого-педагогическая реабилитация» [7,с.1О]. В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев описывают методику коррекции и терапии искусством, где психологическая коррекция направлена на изменение (перестройку, реконструкцию, воссоздание) особенностей (черт, состояний, процессов, свойств) психики, определяющих патогенез болезней, обуславливающих рецидивы заболеваний; объектами коррекции являются конкретные черты психики, формирующиеся последствия перенесённых заболеваний. А.С.Спиваковская говорит о том, что для психокоррекции необходимо включить «в действие естественные движущие силы детского развития. Следовательно, психокоррекция должна опираться на ведущую деятельность ребёнка, то есть на игру» [8,с. 175]. Ребёнок, занимающий ведущее положение, задаёт тон взаимоотношений детей в игре.

Поскольку сверстники с ним в игровой ситуации считаются, то он направляет их действия и поступки. Дети естественно и незаметно усваивают его оценки различных ситуаций, беспрестанно возникающих в ходе игры, следовательно, его отношение к нормам общения. При этом, конечно, «может передаваться и усваиваться как нравственная, так и «безнравственная позиция» (Л.В.Артёмова) [1.с.51]. Серьёзное место отводит игре С.А.Шмаков, утверждая, что именно в ней человек действует так, как действовал бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил (футбол, хоккей, шахматы и пр.) [12,с.5]. По мнению А.И.Захарова, лишение детей игры ограничивает потребность в эмоциональной активности и движении, а это лишает их самостоятельности, препятствует развитию [3,с.4]. А ведь ещё А.С.Макаренко писал, что «игра приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы» [6,с.31]. О значимости игровых ситуаций в развитии личности ребёнка говорил и К. Д.Ушинский, отмечая, что ребёнок не может войти в действительную жизнь из-за её сложности, в игре же он имеет возможность знакомиться с окружающим, как бы пробуя свои силы.

Д.Б.Эльконин, разрабатывая вопросы психологии игры, вслед за Выготским и Мясищевым, подчёркивал, что в ней «формируется психологический механизм управления своим поведением. Игра — это школа морали, при том морали не в представлении, а в действии» [13,с.288].

Игра — это деятельность очень эмоциональная, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с трудными детьми. Среди большого разнообразия игр, конечно же, широко распространены подвижные игры, двигательные действия в которых направлены на преодоление самых различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры (В.Н.Казанцев) [5, с.47].

Особенно это ценное качество проявляется в спортивных играх, способствующих нормализации отклоняющегося поведения, что позволяет говорить, с точки зрения В.Н.Казанцева, о социально-педагогической и психологической основе воспитания общественной направленности у педагогически запущенных детей в процессе учебно-тренировочных занятий. Обобщая итоги многолетнего педагогического опыта, Ю.И.Зотов показывает возможности морально-волевого воспитания и перевоспитания подростков в процессе спортивной деятельности, намечает пути вовлечения их в секции, раскрывает содержание и методику учебно-воспитательной работы [4, с.7]. По мнению С.А.Шмакова, «в ходе игрового общения между детьми устанавливаются взаимоприемлемые способы привлечения друг друга для достижения общей игровой цели. В этом коррекционная сущность игры». С.А.Шмаков советует, пользуясь этой психокоррекционной возможностью игры, делать так, чтобы распределённая тренером роль помогала укрепить авторитет тем, у кого он ещё не силён, неактивным же помогла проявить активность [12, с.2О8].

Принцип коррекции отношений трансформировался в «принцип коррекции отношений отношениями», что предполагает процесс перевоспитывающего воздействия с помощью целенаправленно созданной высоконравственной эмпатичес-ки-аффилиационной общности, лидеры которой, направляемые отношенческой моделью педагогов-психологов, сами становятся благородной моделью отношений для ребят, только начинающих свой путь выхода из тисков девиантности и дезадаптирован-ности. Мысли о том, что «надо создать вокруг такого ребёнка атмосферу доброжелательности, окрашенную положительным эмоциональным тоном, снять конфликтность в общении с педагогом и сверстниками» (В.А.Татенко) [9, с.97], разделяется сегодня многими психологами.

Когда же в результате напряжённого психолого-педагогического труда создаётся детско-подростковая общность, способная устойчиво поддерживать гуманистически-деятельностную эмпатически-аффилиационную систему отношений, в руках тренера-психолога оказывается мощнейший психокоррекционный «инструмент», тонко пользуясь которым можно охватить обширный контингент «трудных» детей, недоступных перевоспитанию в обычных условиях. Наличие сформированного психокоррекционного коллектива значительно усиливает на спортивной тренировке эффект, о котором пишет, в частности, Ю.Л.Ханин: «Перестройка взаимоотношений между игроками происходит не через убеждение и разъяснение, а в процессе действования, оказания помощи и поддержки партнёру, несмотря и часто даже вопреки отрицательному к нему отношению» [10,с. 161]. Когда же ребёнок получает на свои поступки и отношения не стихийную реакцию сверстников, а гарантированную модель благородных отношений, его личностное развитие получает строго направленный в сторону психического здоровья вектор.

 Конечно, в такой психокоррекционной работе нельзя ограничиваться только средствами спортивных занятий. Достигнутые успехи в личностном росте должны быть закреплены и перенесены в другие сферы человеческой деятельности (учёба, труд, художественное творчество). Только тогда личность в своей положительной динамике приобретает устойчивость. Но это никоим образом не умаляет роли «спортивной» психокоррекции, способной увлечь подростка стремлением к личностному росту даже при довольно глубокой психологической аномальности и дающей радостное ощущение своих созидательных возможностей, быть может, сохраняющееся на всю жизнь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артёмова Л.В. Формирование общественных черт характера в процессе взаимоотношений у старших дошкольников./ В журн. «Дошкольное воспитание», N3,1970.
  2. Брайент Дж.К. Психология в современном спорте. М., «Физкультура и спорт», 1978.
  3. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л..Медицина, 1982.
  4. Зотов Ю.И. Воспитание и перевоспитание педагогически запущенных подростков в процессе спортивной деятельности. М., 1973.
  5. Казанцев В.Н. Нравственно-волевое воспитание педагогически запущенных подростков в процессе спортивной деятельности. Барнаул, 1981.
  6. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М., Просвещение, 1968.
  7. Манова-ТомоваВ.С.,ПирьовГ.Д.,ПекушлиеваР.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, Медицина и физкультура, 1981.
  8. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М.,МГУ, 1988.
  9. Татенко В.А. Трудный подросток: причины и следствия. Киев, 1985.
  10. Ханин Ю.Л. Внутригрупповое общение в условиях взаимосвязанной деятельности. Л., 1970.
  11. Шевченко Ю.С., ДобриденьВ.П., СергееваН.В.,УсановаО.Н. «Актуальные проблемы психокоррекции в педагогике.// В кн «Психокоррекция: теория и практика», М., НПЦ «Коррекция», 1995.
  12. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М., Новая школа, 1994.
  13. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., Педагогика, 1978

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы ГПДв коррекционной школе VIII вида

Данный материал хочу предложить воспитателям группы продленного дня, работающих с детьми о ограниченными возможностями здоровья. В конце учебного года каждому из нас необходимо проанализировать с...

Исследовательская работа по теме: «Роль традиционных видов спорта Великобритании и России в пропаганде здорового образа жизни подростков»

Здоровье и спорт мы соединили в своей исследовательской работе и постарались найти одно из решений   проблемы слабого состояния здоровья наших учащихся  и получить представление о тради...

Использование игровых технологий в учебно-воспитательной работе с подростками в учреждении дополнительного образования

Статья об огранизации работы  с подростками в учреждении дополнительного образования ...

Основные направления и формы воспитательной работы с подростками с ОВЗ

Цель воспитательной работы с подростками   – создание условий для всестороннего развития личности каждого ребенка и оказание  помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и ...

Особенности воспитательной работы с подростками

Особенности воспитательной работы с подросткамидоклад...

Организация воспитательной работы с подростками «группы риска»

Законодательство РФ предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполн...

Эффективные формы воспитательной работы с подростками

Правильный выбор эффективных форм работы со школьниками среднего звена играет важную роль в воспитании классного коллектива. Воспитательные мероприятия  должны  соответствовать интеллектуаль...