АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ ГРЕБЛИ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ
статья по физкультуре (9 класс) на тему

Герасимов Игорь Алексеевич
Специальная выносливость с педагогической точки зрения представляет собой комплексное физическое качество, а уровень ее развития в значительной степени обусловлен уровнем специальной силовой подготовки, уровнем скоростных способностей спортсменов и уровнем развития общей выносливости. Определенный вклад в развитие специальной выносливости вносят эффективность спортивной техники, готовность опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений, волевые качества спортсмена и т.д. В связи с этим целью исследования является разработка классификации средств и методов развития специальной выносливости высококвалифицированных гребцов на байдарках и каноэ. По мнению многих специалистов к числу основных педагогических факторов, от которых зависит уровень развития специальной выносливости у спортсменов, относятся объем нагрузки, ее интенсивность, величина используемых в занятиях отрезков, дистанций, а также методы тренировки. При этом необходимо выделять не просто величину тренировочной нагрузки в целом, а соотношение ее показателей, таких как скорость выполнения упражнений, долю специальной работы в общем объеме нагрузки, сочетание различных методов тренировки и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gerasimov_igor_alekseevich-2.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Герасимов Игорь Алексеевич

Тренер по гребле на байдарках

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа по водно-гребным видам спорта" г.Казани

АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ ГРЕБЛИ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ

Специальная выносливость с педагогической точки зрения представляет собой комплексное физическое качество, а уровень ее развития в значительной степени обусловлен уровнем специальной силовой подготовки, уровнем скоростных способностей спортсменов и уровнем развития общей выносливости.

Определенный вклад в развитие специальной выносливости вносят эффективность спортивной техники, готовность опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений, волевые качества спортсмена и т.д.

В связи с этим целью исследования является разработка классификации средств и методов развития специальной выносливости высококвалифицированных гребцов на байдарках и каноэ.

По мнению многих специалистов к числу основных педагогических факторов, от которых зависит уровень развития специальной выносливости у спортсменов, относятся объем нагрузки, ее интенсивность, величина используемых в занятиях отрезков, дистанций, а также методы тренировки. При этом необходимо выделять не просто величину тренировочной нагрузки в целом, а соотношение ее показателей, таких как скорость выполнения упражнений, долю специальной работы в общем объеме нагрузки, сочетание различных методов тренировки и др.

Выполненная работа может оцениваться в педагогическом аспекте, с позиций используемых средств и методов тренировки «внешняя сторона нагрузки, тренировочный эффект», и биологическом, в соответствии с реакцией организма спортсмена и энерготратами «внутренняя сторона нагрузки, тяжесть работы».

Исследования, выполненные в этом направлении, привели к разработке классификаций тренировочных зон интенсивности.

В настоящее время в различных видах спорта предложено от 3 до 6 и более зон интенсивности в основном на основании физиологических, биохимических критериев, определяющих особенности энергетического метаболизма и адаптивных реакций к нагрузкам разной интенсивности.

В практике отечественной гребли на байдарках и каноэ так же принято деление тренировочных нагрузок по зонам интенсивности в соответствии с педагогическими (скорость в % от соревновательной на дистанциях 500 и 1000 м и темп гребли в классах лодок К-1 и С-1 у мужчин, К-1 у женщин) и физиологическими (ЧСС и уровень лактата (La)) критериями (таблица 1).

Таблица 1

Распределение нагрузок по зонам интенсивности в гребле на байдарках и каноэ (по Каверину В.Ф., 2004)

Зона

Направленность нагрузки

Интенсивность нагрузки % от V дист. 1000 м

Критерии

I

Восстанавливающая

до 70

ЧСС<140 уд/мин, La<2,0 мМоль/л

II

Базовая выносливость

70-80

ЧСС - 140-160 уд/мин, La- 2,1-4,0 мМоль/л

III

Специальная выносливость

80-90

ЧСС - 160 -180 уд/мин, La - 4,1-8,0 мМоль/л

IV

1. Специальная соревновательная выносливость

90-100

ЧСС>180 уд/мин, La - 9-18 мМоль/л

2. Скоростная выносливость;

100-108

ЧСС - 170-190 уд/мин, La>8,0 мМоль/л

3. Соревнования

В зависимости от дистанции

ЧСС>180 уд/мин, La>12,0 мМоль/л

V

Быстрота, стартовая мощность

108-115

ЧСС не информативно, La<6,0 мМоль/л

 

Обобщенный анализ средств и методов развития специальной выносливости гребцов на байдарках и каноэ позволил выявить комплексы тренировочных заданий и методы выполнения упражнений, применяемых в практике для развития специальной выносливости и классифицировать их по направленности в соответствии с интенсивностью работы. (таблица 2).

 

Таблица 2

Методы развития специальной выносливости гребцов на байдарках и каноэ _высокой квалификации_

Зоны интенсивности

Методы развития специальной выносливости

Базовая специальная выносливость (II)

интенсивный непрерывный метод;

непрерывный переменный метод с заданными режимами деятельности;

экстенсивный интервальный метод + ИМ с длительной нагрузкой / ИМ с нагрузкой средней длительности

Дистанционная выносливость (III)

повторный метод + ИМ с кратковременной нагрузкой / ИМ с нагрузкой средней длительности / ИМ с длительной нагрузкой; экстенсивный интервальный метод + ИМ с длительной нагрузкой; интенсивный непрерывный метод, непрерывный переменный метод.

Специфическая соревновательная выносливость (IV)

соревновательный метод;

комбинации повторного и интервального методов.

 

В результате можно заключить, что для высококвалифицированных спортсменов большое место в тренировочном процессе необходимо уделять методам воздействия на основные факторы развития специальной выносливости с учетом особенностей биомеханики циклических локомоций и воздействий внешней среды.

Полноценного совершенствования специфических сторон деятельности организма, определяющих уровень развития выносливости, можно достичь только при умелом применении сочетания различных средств и методов.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гребля на байдарках и каноэ: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства) / авт.-сост. В.Ф. Каверин, А.П. Ткачук, И.И. Столов. - М.: Советский спорт, 2004. - 132 с.
  2. Дьяченко, А.Ю. Современная концепция совершенствования специальной выносливости спортсменов высокого класса в гребном спорте / А.Ю. Дьяченко // Наука в олимпийском спорте. - 2007. - № 1. - С. 54-61.
  3. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - 3-е изд. - М.: Советский спорт, 2009. - 200 с.
  4. Мякинченко, Е.Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта / Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов. - М.: ТВТ Дивизион, 2005. - 338 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волевые качества и самоконтроль спортсменов гребли на байдарке.

Региональная научно-практическая конференция «Олимпийские чтения: от спортивных результатов к педагогическим достижениям»Волевые качества и самоконтроль спортсменов гребли на байдарке.(Психологические...

Открытый урок в группе начальной подготовки 1го года обучения отделения гребли на байдарках и каноэ

Обучение технике плавания кролем в группе начальной подготовки 1го года обучения отделения гребли на байдарках и каноэ...

План-конспект открытого занятия по гребле на байдарках и каноэ

План-конспект открытого занятия по гребле на байдарках и каноэ для группы начальной подготовки 3 года обучения...

План-конспект открытого занятия по гребле на байдарках и каноэ в УТГ-1 г.об.

ТЕМА: Совершенствование техники гребка в командных лодках...

Учебная программа по гребле на байдарках и каноэ для группы спортивно – оздоровительной направленности

Учебная программа по гребле на байдарках и каноэдля группы спортивно – оздоровительнойнаправленностиПояснительная запискаРазработал Гавриленко Алексей Николаевич...

Учебная программа по гребле на байдарках и каноэ для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп

Учебная программа по гребле на байдарках и каноэ для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп.Автор: тренер – преподаватель "КДЮСШ им. А.В.Паушкина" Гавриленко А.Н., 2014г....