Технология достижения метапредметных результатов внеурочной деятельности с учащимися 9-х классов через межпредметные связи .Интегрированный урок.
проект по физкультуре (9 класс) на тему

Григорьева Наталья Павловна

Технология достижения  метапредметных результатов через межпредметные связи во внеурочной деятельности с учащимися 9-х  классов.

Осознавая важность проблемы готовности педагогов к обновлению содержания школьного образования в соответствии с ФГОС второго поколения (в основной школе с 2015 года) необходимо опережающее освоение методики преподавания, направленной в частности на реализацию таких планируемых результатов, как метапредметные результаты.

Ограниченность учебного времени, и новое качество образования диктуют учителю необходимость поиска путей к сотрудничеству, например с коллегами по школе, а также учитель-ученик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mou_sosh_no58.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

Григорьева Наталья Павловна

учитель физической культуры первой квалификационной категории

МОУ средняя общеобразовательная школа естественно- математического цикла №58

г. Ярославль

Технология достижения метапредметных результатов внеурочной деятельности с учащимися

 9-х классов через межпредметные связи.

Технология достижения  метапредметных результатов через межпредметные связи во внеурочной деятельности с учащимися 9-х  классов.

Осознавая важность проблемы готовности педагогов к обновлению содержания школьного образования в соответствии с ФГОС второго поколения (в основной школе с 2015 года) необходимо опережающее освоение методики преподавания, направленной в частности на реализацию таких планируемых результатов, как метапредметные результаты.

Ограниченность учебного времени, и новое качество образования диктуют учителю необходимость поиска путей к сотрудничеству, например с коллегами по школе, а также учитель-ученик.

Без интеграции в учебном процессе в настоящее время нельзя рассчитывать на качественные результаты в данном направлении педагогической деятельности. Интеграция в обучении предполагает не только применение знаний одного предмета в области других знаний (предметов), но и реализует в максимальной степени функции воспитания в образовании и подчинении этого единого процесса глубокому усвоению учащимися содержания программы каждой учебной дисциплины, развитию и совершенствованию у них познавательной деятельности.

Значительную роль в учебно – воспитательном процессе  обще-образовательных школ играет одно из наиболее широко применяемых направлений интеграции- метапредметные связи.

Вместе с тем учителя еще испытывают затруднения в реализации метапредметных связей на практике. Причины этих затруднений в отсутствии опыта такой работы:

− в недостаточном знании содержания программного материала предметов, с которыми необходимо установить связи;

− в отсутствии рекомендаций по конкретным темам и урокам требующих достижения метапредметных результатов.

В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся и поскольку объем необходимых знаний, умений и навыков всё больше и больше возрастает, уже недостаточно времени урока, важно научить универсальным учебным действиям, которые помогут учащимся самостоятельно учиться на протяжении всей жизни (что требует современное общество и экономика). Технология «Межпредметная связь физической культуры и биологии» позволяет продемонстрировать учащимся возможный метапредметный результат (познавательный, регулятивный, коммуникативный) и пути достижения.

Результаты работы невозможно оценить сразу же, но основная цель побудить учителей-предметников к размышлениям.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения вносит новые элементы в повседневную деятельность учителя.

Учебно-воспитательный процесс в ходе реализации ФГОС отражает системно-деятельностный подход, где значительно изменяется как роль учителя, так и роль ученика, что позволяет применять нестандартные методы организации индивидуальной работы с учеником на бинарном уроке и во внеурочной деятельности.

Поэтому, во внеурочной деятельности, надо организацию учебной деятельности школьников начинать с постановки цели, которая должна быть предельно ясной, четкой, увлекательной.

Понимание учащимися смысла и значения разучиваемых действий ускоряет процесс обучения, лучше закрепляет пройденный материал и ведет к формированию прочных, правильных, стойких, но в то же время динамических умений и навыков. Вот почему прохождение программного материала важно сопровождать пояснениями, раскрывающимися сущность физических упражнений, их влияния на организм и значение для практической жизни.

Понимание смысла и значения разучиваемых движений вызывает творческую активность школьников, что в свою очередь вызывает у них устойчивое стремление самостоятельно и систематическое занятие физическими упражнениями. Поэтому учителю надо чаще использовать задания, стимулирующие их самостоятельность и творческую инициативу.

Непременное условие — внимательное наблюдение учителя за правильным выполнением упражнений, заданий.

Особое внимание - дозирование физической нагрузки. Оно должно быть дифференцированным. Учителю надо учитывать состояние здоровья и функциональную возможность школьников, их физическую подготовленность, индивидуальные способности, а так же степень предшествующих нагрузок. В ходе урока нагрузку можно регулировать: число повторений, темп движений, величина отягощений, выполнения заданий, и т. д.

Существенная особенность — комплексное прохождение материала и освоение программы.

Иначе говоря, четыре компонента, относящиеся к изучению теоретических сведений, владению умениями и навыками самостоятельных заданий, развитию двигательных качеств, должны слиться воедино.

Для воспитания устойчивого интереса к занятиям физической культуры, важно, чтобы учащиеся понимали смысл и значение выполняемых заданий. Поэтому чтобы ученики по-настоящему полюбили физическую культуру, уроки должны быть увлекательными, эмоциональными, динамичными содержать в себе игровые и соревновательные элементы, а также близкие и далекие притягательные цели. Важно, чтобы ученики видели плоды своего труда. Конечно, учитель не должен упускать из виду тех учеников, у которых ощущение физической неполноценности, им наоборот нужно уделить как можно больше внимания.

Эффективность формирования двигательных навыков и умений достигается, как правило, комплексным применением различных средств: технические, наглядные методические приемы.

Одно из важных условий правильного регулирования нагрузки — дифференцированный подход к учащимся. При прохождении одинакового для всех программного материала учитель видоизменяет и уточняет задания применительно для отдельных групп учеников. Дифференцированный подход особенно важен в отношении к школьникам, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной группе, а так же к тем, кто пропускал уроки по болезни. Эти дети в большей степени, чем другие, требуют к себе пристального внимания, которое должно проявляться в соблюдении принципов доступности, постепенности, и последовательности, при выборе упражнений, дозировке нагрузки и т. д.

Основная направленность индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражнениями — повышение функционального состояния организма и физической подготовленности.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания.  Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверено чувствовать себя в самостоятельной жизни. А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.

Формы самостоятельных индивидуальных занятий различны, одним из них является школьный проект: ученик — преподаватель (физкультура и биология) и другие

Межпредметные связи на уроке физической культуры по теме:

«Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы» (9-й класс).

 Эффективность достигается и правильным выбором методики урока и взаимодействием с учеником.

Системно-деятельностный подход.

Цель — изучить влияние физических упражнений на сердечнососудистую систему.

Задачи — учащиеся должны знать принципы работы сердечнососудистой системы человека; как и для чего измеряют пульс и артериальное давление. Уметь применять эти знания на практике.

Содержание урока. Была проведена круговая тренировка, где был дан подбор определенных физических упражнений. Замер пульса до нагрузки и после, а также измерение артериального давления, осмотр кожного покрова. После чего все данные были занесены в дневник самоконтроля и практическую работу. На уроке биологии тщательно разобраны все данные по теме: «Сердце», «Кровеносная система». В процессе урока было применено оборудование: секундомеры, прибор для измерения артериального давления (тонометр), листы самоконтроля, учебные таблицы «Сердце», «Влияние физических упражнений на развитие сердечной мышцы», спортивный инвентарь, выполнение практической работы по определению зависимости частоты сердечных сокращений от физической нагрузки и измерение артериальное давление до и после нагрузки. Перед началом выполнения комплекса для каждого ученика устанавливается индивидуальная физическая нагрузка. Это делается с помощью так называемого максимального теста (МТ).

Максимальный тест определяется на первых двух уроках. Ознакомившись с упражнениями после их показа и объяснения, ученики по команде учителя начинают выполнять на своих станциях намеченное упражнение в обусловленное время — 30- 45 секунд, стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз. Определяя максимальный тест на каждой станции, нужно делать паузы в пределах 2-3 минут для отдыха. В это время ученики записывают число повторений в личную карточку учета результатов и затем переходят на следующую станцию, где принимают исходное положение для выполнения очередного упражнения. По истечении 2 – 3 минут определяется максимальный тест этого упражнения и т.д.

После определения максимального теста для каждого устанавливается индивидуальная нагрузка: или в зависимости от подготовленности класса. На последующих уроках ученики выполняют каждое упражнение комплекса установленное число раз, но в разных вариантах. Выполняют каждое упражнение комплекса (проходят один круг) заданное число раз в строго обусловленное время (30 — 45 сек.), стараясь как можно точнее исполнять каждое движение. Выполняют весь комплекс (проходят один круг) за строго обусловленное время, повторяя каждое упражнение в индивидуальной для каждого дозировке (установленное число раз).

Организм учеников постепенно приспосабливается к систематически повторяемой нагрузке. Поэтому необходимо постепенно повышать ее, увеличивая дозировку упражнения:

МТ МТ

— + 1; — +2 ;

2 2

и т.д. — в зависимости от количества уроков, запланированных на выполнение данного комплекса. Каждый из них повторяется без изменений на 4 -5 уроках.

На последнем из них рекомендуется вновь проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить с исходными результатами, чтобы ученикам были видны их сдвиги.

Для лучшей организации класса в каждой из групп нужно назначить старшего, который помогает товарищам выполнять упражнения, страхует их, следит за соблюдением установленной дозировки. Учитель выбирает себе место, от куда ему более удобно наблюдать за классом, но он всегда должен быть рядом с той станцией, где нужна его помощь. Учителю нужен секундомер для регулирования времени при выполнении упражнения и для подсчета пульса. Пульс подсчитывают до выполнения комплекса, сразу же после прохождения круга и за тем еще через две минуты в течении 10 секунд (умножив цифру на 6, получают число ударов за одну минуту). Показатели пульса записываются в личную карточку ученика (карточки хранятся у учителя).

Подсчет пульса дает возможность контролировать реакцию организма на предложенную физическую нагрузку. Ученикам пульс которых после выполнения упражнений (по прохождению всего круга) превышает 180 ударов в минуту, рекомендуется снизить дозировку в упражнениях большой интенсивности при последующем прохождении круга или на следующем уроке.

Систематическая оценка результатов по максимальному тесту и учет нагрузки дают возможность учителю судить об улучшении работоспособности организма. Сравнение реакций пульса на стандартной нагрузке (комплекс упражнений, неоднократно повторяемый на уроках) позволяет сделать выводы о приспособлении сердечно-сосудистой системы к ним. Улучшение ее регуляции отражается в более быстром снижении частоты пульса после стандартной нагрузки. Все это обеспечивает четкий педагогический контроль и самоконтроль учеников за соответствующими реакциями организма.

Интеграция заключается в слиянии или перетекание одного предмета в другой, изучение одной темы урока.

Роли: учителя биологии , учителя физической культуры, учеников.

Учитель физической культуры — учитывать состояние здоровья и функциональную возможность школьников, их физическую подготовленность, индивидуальные способности, а так же степень предшествующих нагрузок. Предоставить материал для исследования (тонометр), дневник самоконтроля.

Учитель биологии — провести самостоятельную работу, на тему: кожный покров, изменения при нагрузке, кровеносная система.

Результаты урока: проведение самостоятельной работы и занесение результатов в лист самоконтроля по теме: пульс, кровеносная система. Умение измерить пульс и артериальное давление.

Личностные — увидеть результаты своего труда и проанализировать их.

Предметные:

− Соблюдение единого подхода к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в учебно-воспитательном процессе;

− Под влиянием интереса, вызванного общением учителей двух предметов и учащихся, активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение;

− Воспитание у учащихся умения пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах: в нестандартных ситуациях.

Метапредметные:

− сформировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

− определять общую цель и путь её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

        Регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Осознание учащимися взаимосвязи учебных предметов в формировании всего спектра ожидаемых от образовательного процесса результатов, интеграция на уровне содержания учебного материала различных школьных предметов и методики преподавания обеспечивает формирование метапредметных результатов.

В своей работе я уделяю большое внимание систематическому контролю за физической подготовленностью учащихся, постоянно обращаю внимание на самоконтроль школьников, особенно старшеклассников, обучая их этому на уроках физической культуры.

Самоконтроль учащихся за состоянием своего здоровья при занятии физическими упражнениями самого различного плана (утренняя гимнастика, уроки физической культуры, занятия в спортивных секциях, группах ОФП, походах, экскурсии, самостоятельные, занятия дома и т. д.) является обязательным условием повышения качества физического воспитания.

Прежде всего самоконтроль предполагает знания учащихся влияния физических упражнений на организм человека, главным образом на показатели гемодинамики (артериальное давление, частота сердечных сокращений и т.д.), а в старшем возрасте и закономерность физического развития.

Известно, что регулярные и методически правильно организованные занятия физической культурой оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую систему. У 15 – 16 летних школьников средняя частота пульса в покое колеблется в пределах 70 – 76 уд/мин. и 15 – 20 % юношей наблюдается замедленный пульс 50 – 60 уд/мин. При значительных нагрузках частота сердечных сокращений (ЧСС) может достигать 180 – 220 уд/мин.

В начале урока (построение) пульс несколько выше, чем в условиях относительного покоя (82–85уд/мин.), что объясняется условно–рефлекторной настроенностью организма на постоянную нагрузку. По мере увеличения мощности нагрузки в процессе урока (ЧСС) возрастает. При этом ее увеличение до 170 уд/мин. практически адекватно мощности нагрузки. Дальнейшее повышение мощности нагрузки вызывает меньшую реакцию ЧСС, но приводит к быстрому снижению работоспособности организма, поэтому необходимо оптимально использовать на уроке нагрузки, вызывающие реакцию ЧСС на участке пульсовой кривой от исходного уровня (82–85 уд/мин.) до 170уд/мин. Средний показатель ЧСС за урок у юношей 10–11 классов должен быть в пределах 130–140 уд/мин.

Артериальное давление (АД) у юношей несколько ниже, чем у взрослых – 110–115 мм.рт.ст. Одной из причин повышения давления до 140–160 мм.рт.ст. (в покое) может являться неправильная (формированная) тренировка.

ЧСС и АД одинаково важны для оценки деятельности сердечно–сосудистой системы. Произведение этих величин (умножение дуг на друга) иногда используют как критерий такой оценки. У физически ослабленных юношей данное произведение может превышать 15000, у здоровых, но не занимающихся физической культурой и спортом 8000 – 10000, у тренированных 6000 – 7000.

Метапредметные результаты — это система умений, знаний, а также индивидуальный итоговый проект, который представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимися в рамках одного или нескольких учебных предметов, с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний или видов деятельности. Способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Метапредметные универсальные учебные действия призваны помочь ученику видеть и применять на практике не каждый предмет школьной программы в отдельности, а комплексно, уметь связывать знания, полученные на одной дисциплине с другой.

Список литературы.

1.В. Н. Максимова «Межпредметные связи в процессе обучения!» М., «Просвещение», 2010 г.

2.В. Белов «О некоторых вопросах интеграции в учебном процессе общеобразовательной школы». Журнал «Учитель» № 6, 2000 г.

3.Учебные программы по физической культуре,биологии, физике (действующие в данное время).

4. М.Г.Ермолаева «Современный урок: анализ, тенденции, возможности», Санкт-Петербург, КАРО, 2015 г.

5. Федеральные государственные стандарты. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2016 г.

6. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы:проект.-2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 2015 г.;

7.http://nsportal.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ,КОНЕЦ 5 КЛАССА)

Диагностическая работа по математике в 5 классе на конец учебного года, проводимая с целью оценки метапредметных результатов (на два урока)....

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов

Система социализации иностранных учащихся из Франции на этапе адаптации к образовательному учреждению общего среднего образования (средняя ступень)В настоящий момент с появлением совместноых предприят...

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов как средство достижения личностных результатов

Вся история человечества неотделима от истории взаимоотношения человека с окружающей природой, с дикими и домашними животными.Важно приучить с раннего детства детей относиться с уважением к другим сущ...

Тема: «Эффективность образовательных технологий. Достижение метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся при усвоении программ общего образования»

Для быстрого и эффективного обучения требуются максимально реалистичные интерактивные обучающие технологии и системы. Благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффект...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» для учащихся 7-8 классов

Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут ...

Технологическая карта достижений метапредметных результатов проектной деятельности учащихся

С целью обобщения наработанного опыта по теме «Метапредметность в обучении немецкому языку» мной была разработана карта, демонстрирующая технологию достижения метапредметных результатов пр...