"Как научиться подтягиваться?"
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Виноградова Юлия Валерьевна

Как научить детей подтягиванию? При­ступая к обучению, в первую очередь при­держиваюсь правила от простого к сложно­му. Исхожу из того, что разнообразие порож­дает интерес, а доступ­ность упражнений и ближайшая конкретная цель прибавляют ученикам силу и уверенность в своих стремлениях. Вера в успех — вот ключ к успеху! Вооружась этими принципами, начинаю так планировать свою работу с I по XI класс, что­бы каждый из юношей смог подтянуться 12-15 раз к окончанию средней школы.

Выполнять подтягивание в висе на низкой пе­рекладине, конечно, проще. Очень слабым учени­кам, предлагаю делать это упражнение в висе лежа на согнутых руках на низкой перекладине, а так­же даю такое домашнее задание: поставить два стула, поперек положить любую палку, которая сможет заменить перекладину, и выполнять под­тягивание (если мама и папа хотят помочь ребен­ку научиться подтягиваться, то могут держать пал­ку в опущенных руках). Получается хорошая трой­ка: мама, папа, я — спортивная семья. Эти до­машние задание целесообразно  демонстрировать на открытых уроках для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podtyagivanie_iz_visa.docx39.06 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить подтягиванию

http://spryts.ru/images/stories/foto_statya/img_4534.jpg

      Мне попалась статья заслуженного учителя России, мастера спорта, В.Б. Межуева.  Думаю она будет полезна коллегам и детям.

       Как научить детей подтягиванию? Приступая к обучению, в первую очередь придерживаюсь правила от простого к сложному. Исхожу из того, что разнообразие порождает интерес, а доступность упражнений и ближайшая конкретная цель прибавляют ученикам силу и уверенность в своих стремлениях. Вера в успех — вот ключ к успеху! Вооружась этими принципами, начинаю так планировать свою работу с I по XI класс, чтобы каждый из юношей смог подтянуться 12-15 раз к окончанию средней школы.

Выполнять подтягивание в висе на низкой перекладине, конечно, проще. Очень слабым ученикам, предлагаю делать это упражнение в висе лежа на согнутых руках на низкой перекладине, а также даю такое домашнее задание: поставить два стула, поперек положить любую палку, которая сможет заменить перекладину, и выполнять подтягивание (если мама и папа хотят помочь ребенку научиться подтягиваться, то могут держать палку в опущенных руках). Получается хорошая тройка: мама, папа, я — спортивная семья. Эти домашние задания целесообразно  демонстрировать на открытых уроках для родителей.

    На урочных занятиях физической культурой подтягивание в тройках со сменой ролей можно включать как в основную, так и в заключительную часть урока.

    Полезным и эффективным упражнением в достижении вышеназванной цели является подтягивание на пристеночной перекладине, где ученик может помочь себе подтянуться толчком согнутой ноги, стоящей на гимнастической стенке.

    При подтягивании в висе на пристеночной перекладине «углом» обе ноги поставлены на рейку гимнастической стенки чуть ниже пояса. Ноги и туловище образуют угол 90°, а руки и туловище составляют прямую линию. В таком положении надо сгибать руки до касания подбородком перекладины. Следить, чтобы прямой угол между закрепленными ногами и туловищем сохранялся.

     Следующий этап — вис на согнутых руках на перекладине.

 Пусть подтягивание пока не получается, но выполнить вис на согнутых руках и при этом задержаться в этом исходном положении какое-то время смогут, пожалуй, все.

     Я предлагаю выполнять это упражнение как тест для проверки силы рук на первых уроках гимнастики, причем в процессе работы можно использовать различные хваты — снизу, сверху. А при контрольной проверке применять только хват сверху (подбородок должен находиться на уровне перекладины, но не касаться ее).

    Оценочная таблица с контрольными показателями теста «Вис на согнутых руках на перекладине для мальчиков (юношей)» приведена ниже на этой странице. Цифры в вертикальных графах показывают количество секунд, в течение которых надо продержаться в висе для получения той или иной оценки.

Оценка

Классы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

«5»

12

15

17

20

25

30

35

40

45

50

60

«4»

8

10

14

15

18

20

25

30

35

40

45

«3»

4

6

8

10

12

15

18

20

25

30

30

«2»

2

4

6

8

9

10

11

12

15

18

20

    При выполнении домашнего задания в висе на согнутых руках надо каждый день увеличивать продолжительность виса на 1 сек. Такой самоконтроль прост, но успех очевиден.

    Существенный момент — помощь учителя.

 Очень часто наблюдаю, как дети психологически не могут заставить себя подтянуться, особенно с нулевого рубежа. Стараюсь дать возможность ребенку поверить в свои силы, помогая (одной рукой поддерживая под спину, другой под ноги) во время выполнения учеником подтягивания. Придать ускорение телу занимающегося во время подтягивания надо на начальном этапе упражнения. Далее ученик уже сам активно включается в работу, осуществляя сгибание рук.

    Надо обязательно объяснить школьникам, как правильно выполнять вдох и выдох при подтягивании: выдох нужно делать активно в висе с прямыми руками, а вдох следует произвольно во время сгибания рук. На одном цикле дыхания и тем более при задержке его много раз не подтянешься.

     Подвижные игры, эстафеты, занятия на тренажерах — все упражнения, что связаны с подтягиванием, также помогут ребенку осуществить его заветную мечту — научиться выполнять подтягивание. В этом аспекте эффективны простейшие тренажеры «Грация» (резиновый эспандер) или «Пружинка» (ступни ног прижимают тренажер, а руки осуществляют сгибание в положении стоя или сидя). «Грацию» и «Пружинку» можно с успехом применять на уроках в начальной школе. Они практически не занимают места, поэтому можно рекомендовать родителям учащихся приобрести такой спортивный инвентарь для занятий в домашних условиях.

    Важные подготовительные упражнения для выполнения подтягивания — эстафеты. В начальной школе можно, например, использовать лазание по гимнастической стенке или подтягивание лежа на гимнастической скамейке, держась за ее края. Вначале надо учащимся дать задание подтянуться, держась за скамейку двумя руками одновременно. В V-VI классах такое задание в эстафетах можно усложнить, например, подтягивание выполнять руками поочередно. Это упражнение также помогает детям научиться лазанию по канату в два приема.

    Полезна и эстафета с завязыванием ленточки, когда участники один за другим залезают на гимнастическую стенку и завязывают ленточку на верхней рейке.

    В V-VII классах предлагаю эстафету с выполнением подтягивания на пристеночной перекладине, для чего требуются четыре перекладины, закрепленные на гимнастической стенке, — по количеству участвующих команд. Подтягивание нужно выполнять по заданию учителя, например, три раза. Кто не умеет подтягиваться, тот выполняет его с помощью, отталкиваясь одной ногой от гимнастической стенки. Для большей нагрузки и совершенствования подготовительных приемов подтягивания предлагаю эту эстафету выполнять два-три раза подряд.

    В старшем возрасте, в VIII-XI классах, интересно проходят соревнования на выявление самого сильного учащегося. Спортивный инвентарь — четыре пристеночные перекладины. Построив юношей по росту, я объясняю условия соревнований: «После того, как мы с вами выполним упражнение, которое определит самого сильного из вас, вы построитесь уже не по росту, а по силе. Впереди встанут самые сильные — те, кто сможет дольше всех выполнить вис на согнутых руках на перекладине или подтянется наибольшее количество раз».

    Если, например, на уроке присутствуют 14 юношей, то и мест будет 14 — с первого по четырнадцатое. Перекладин — четыре, а юношей 14, что делать? В таком случае предлагаю соревнование с выбыванием (предварительный этап и финал). Вдоль стены спортивного зала ставим четыре гимнастические скамейки. Одна скамейка предназначена для учеников, занявших в соревнованиях между четверками первые места, вторая — для вторых мест, третья — для третьих, четвертая — для четвертых.

Вначале по команде «Марш!» на перекладине выполняют вис на согнутых руках первые четыре ученика. Руки у участников согнуты, подбородок не щих на уроке девушек этот юноша вызовет особое уважение.

     Совершенствуя выполнение учениками X-XI классов упражнений в подтягивании, даю следующие задания:

а)  выполняя подтягивание, держаться за перекладину широким хватом и стараться достать перекладину затылком;

б)  при подтягивании держаться за перекладину разными хватами;

в)  выполняя подтягивание или вис на согнутой руке, свободной рукой держаться за кисть руки, в свою очередь держащей перекладину.

     Лазание по канату в два или три приема (особенно без помощи ног, на одних руках) также является отличным средством для улучшения подтягивания. Обычное лазание по канату можно разнообразить, давая, например, следующие задания: «Кто сделает меньшее количество перехватов рук во время лазания до конца каната (при лазании с помощью ног в два приема или при лазании на одних руках)?» «Кто сделает больше перехватов при лазании на одних руках?» Или поставить такую задачу: выполнить лазание по канату на одних руках, держа ноги углом; по двум канатам одновременно и т.п.

     Занятия с гантелями и набивными мячами, направленные на развитие мышц сгибателей рук, также будут очень полезны, а в X-XI классах хорошим подспорьем послужат упражнения с гирей или штангой.

     Результат в подтягивании — специфический показатель силы. И порой юноша, прекрасно справляющийся с тяжелой гирей или штангой, сможет подтянуться лишь небольшое количество раз, и наоборот. Дело в том, что на результат в подтягивании значительное влияния оказывают рост и вес занимающегося. Поэтому, когда иногда говорят, что если ученик не умеет подтягиваться, то он «слабак»  — это неверное утверждение.

     Полагаю, что приведенные в статье разнообразные упражнения помогут совершенствованию физической подготовленности учащихся.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация "Потребитель, научись защищать свои права"

Урок с преиенением презентации по правам потребителей для старших классов, содержит основные права с разбором по ним из жизни, с вопросами мо теме и заканчивается урок игрой разбором примеров из жизни...

«Как научить ребенка «любить» математику, если у него «гуманитарный» склад ума?»

Я в статье попыталась показать работу учителя с детьми "гуманитарного" склада ума.На конкретном примере рассмотрела,  как можно привить интерес к математике....

Спортивное мини-шоу «Научились Мы - научитесь и Вы»

Популяризация гимнастики среди школьников....

Научитесь сами и научите своих детей

Основные причины неудовлетворительной работы памяти в любом возрасте....

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА В СЕМЕЙНОМ КЛУБЕ «РАДУГА» «НАУЧИЛАСЬ САМА - НАУЧУ СВОЮ БАБУШКУ» Тема: «Изготовление пасхального кулича в технике «айрис - фолдинг»

Тема учебного занятия выбрана из учебной программы для педагогов дополнительного образования по декоративно – прикладному творчеству объединения «Солнечный колосок». Программа рассчитана на 3 года обу...

Практико–ориентированный проект «Задачи на проценты: научился решать сам, научи друга»

Практико-ориентированный проект "Задачи на проценты" подготовлен учениками 6 класса в процессе изучения темы "Проценты". Им помогали ученики 8 класса при оформлении презентации. Цель: усвоить 3 типа з...