Научитесь сами и научите своих детей
материал по теме

Ружникова Ирина Юрьевна

Основные причины неудовлетворительной работы памяти в любом возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научитесь сами и научите своих детей

Основные причины неудовлетворительной работы памяти в любом возрасте.

Память — это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации.

Существует несколько видов памяти: визуальная (зрительная), вербальная (слуховая), обонятельная (запахи), осязательная (ощущение), В основном проблемы с памятью объясняются причинами психологического характера (за исключением патологических случаев).

Беспокойство и депрессия — это две основные причины неудовлетворительной работы памяти в любом возрасте. Они целиком завладевают вниманием человека, не давая ему возможности сосредоточиться на чем-либо еще. В экстремальных эмоциональных состояниях человек перестает замечать внешний мир: вместо этого он замыкается в мире собственных переживаний и таким образом теряет способность записывать информацию с той эффективностью, с какой мог это делать, когда его сознание было открыто для восприятия впечатлений. В этом случае ум человека занят исключительно негативными мыслями, и в нем не остается места для других мыслей, которые стимулировали бы работу памяти. В сознании расстроенного человека мысль о постигшей его неприятности влечет за собой длинную цепь воспоминаний о прошлых бедах, нервное напряжение окончательно блокирует память, и человек начинает заниматься самобичеванием. Этот порочный круг можно разорвать, только переключив внимание на какой-нибудь другой предмет или расслабившись. Если вы разволновались не на шутку, скажите себе: «Я хочу вспомнить это. Значит, мне следует успокоиться и сосредоточиться еще раз как следует». Для этого можно воспользоваться простыми дыхательными упражнениями: они помогут вам вернуть самообладание в течение нескольких секунд:

— представьте себе, что вы лежите на берегу моря теплым летним утром и наблюдаете за движением волн. Вообразите себе запах морской воды и свежее дуновение бриза; кинестетическая (движение) и т.д.

  • дышите глубоко через нос, втягивая и выпуская воздух постепенно, мысленно представляйте себе, как мягко набегает на берег волна (вдох) и с тихим плеском откатывается назад (выдох);
  • прислушивайтесь к плеску волн, продолжая глубоко дышать в медленном и равномерном ритме;
  • плывите по волнам, пока вам не захочется зевать (верный признак наступившего расслабления).

Другой способ: когда перед вами встанет какой-нибудь трудный вопрос, просто проигнорируйте его или временно уйдите от ответа, продолжая, тем не менее, разговор на ту же тему. Таким образом, вы сумеете справиться с волнением и не потеряете нить разговора.

Вы можете научиться искусно, скрывать подобные провалы в памяти, по ходу разговора подбирая синонимы или интересные определения к забытому слову. Спокойно отдайтесь течению беседы, а не соображайте лихорадочно, что вы собираетесь сказать в следующий момент.

Люди, подавленные смертью близких или потерей работы, должны отнестись к нарушениям памяти спокойно и отложить борьбу с забывчивостью до тех дней, когда они смогут преодолеть временные трудности. Для угнетенного человека забывчивость обычна и неизбежна, а его способности к обучению в период депрессии невероятно низки. В первую очередь надо выйти из депрессии, устранив из сознания навязчивые мысли, парализующие умственную деятельность. Когда вы снова обретете способность видеть окружающий мир, ваша память вернется к вам сама собой.

В каких случаях и из-за чего снижается внимание и нарушаются процессы памяти?

В принципе, каждый человек в силах предотвратить возникновение проблем с вниманием и избежать возможных неприятных последствий своей забывчивости. Для этого следует определить ситуации, в которых ваше внимание резко снижается. Это происходит, когда:

  • вас торопят;
  • на вас давят обстоятельства;
  • возникают отвлекающие факторы;
  • вас перебивают;
  • вас переполняют чувства (возбуждение, восторг, гнев и т.д.);
  • вы поглощены какой-нибудь работой или погружены в размышления;
  • вы устали и хотите спать (от переутомления или под действием алкоголя, лекарств);
  • вы находитесь в привычной обстановке (теряете бдительность);
  • действуете на «автопилоте» (производите привычные или автоматические действия, совершенно не осознанно);
  • не понимаете смысла воспринимаемой информации.

Будьте бдительны в данных ситуациях! У вас не нарушение памяти, а недостаток внимания: ваши мысли были заняты какими-то посторонними предметами.

Работу памяти можно контролировать. Чтобы сделать это, надо перейти из пассивного состояния в активное. Делаем паузу, мысленно комментируем, создаем эмоцию, которая закрепляет след в памяти, разбиваем воспринимаемую информацию на категории, конкретизируем абстрактные понятия, ищем смысл и значение информации, создаем ассоциации образов (т.е. ассоциируем один зрительный образ с другим так, чтобы мысль об одном способствовала воспоминанию о другом) и делаем вербальные комментарии (попросите родителей таким образом «запомнить» дорогу от дома до класса, где проходит собрание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научиться быть ответственным за свои поступки

Задачи родительского собрания:-обсудить проблемы поведения учащихся в  школе и дома-формировать у родителей понимания значимости  данной проблемы  для становления характера их ребенка...

Как научиться быть ответственным за свои поступки

Рекомендации родителям на родительском собрании....

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА В СЕМЕЙНОМ КЛУБЕ «РАДУГА» «НАУЧИЛАСЬ САМА - НАУЧУ СВОЮ БАБУШКУ» Тема: «Изготовление пасхального кулича в технике «айрис - фолдинг»

Тема учебного занятия выбрана из учебной программы для педагогов дополнительного образования по декоративно – прикладному творчеству объединения «Солнечный колосок». Программа рассчитана на 3 года обу...

Научите своих детей безопасности!

Памятка для родителей...

Родительское собрание "Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых."

Родительское собрание "Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых." 9 класс...

Научите своих детей правилам безопасности

Ежегодно на дорогах нашего города под колеса машин попадают дети, многие из них получают увечья, становятся инвалидами. Но, самое страшное - гибель детей на дорогах.Дети в силу своих возрастных особен...