Сравнительный анализ показателей физической и технической подготовленности юных и профессиональных футболистов
методическая разработка по физкультуре на тему

Чернопольский Александр Николаевич

Методическая разработка показателей физической и технической подготовленности юных и профессиональных футболистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_1.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

детско – юношеская спортивная школа № 1

муниципального образования Кореновский район

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

                           Подготовил:

                                                                   Тренер – преподаватель по футболу                                                                                                                                  Чернопольский Александр Николаевич                

Кореновск

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Специфика соревновательной деятельности в футболе предъявляет ряд разнохарактерных требований не только к уровню развития отдельных физических качеств и их рациональному соотношению, но и к технико-тактическому потенциалу занимающихся. Таким образом, специальная подготовленность футболиста характеризуется комплексным проявлением быстроты, скоростно-силовых качеств, выносливости (специальной и общей), относительной силы, координационных способностей и технико-тактического мастерства [2, с. 191, 4 с. 10].

С целью выяснения особенностей уровня развития физической и технической подготовленности юных футболистов 15-17 лет был проведен ряд исследований. Подростки в этом возрасте обладают высокими функциональными возможностями дыхания и кровообращения, что является хорошей базой для серьезной спортивной тренировки [3, с. 57, 5, с. 6].

Первым контингентом юных футболистов, которые тестировались по предложенной нами схеме, были игроки 15 лет. В целом развитие их физических качеств находится на хорошем уровне (таблица). Особенно следует отметить специальную физическую подготовленность, где в оценочной шкале показатели расположились в границе «отлично»: вбрасывание мяча двумя руками из-за головы, бег 7х50 м, ведение мяча по прямой 30 м; ведение мяча, обводка стоек, удар по воротам и удары на дальность. Также необходимо выделить и отстающие показатели: удары на точность попаданий в ворота и жонглирование (количество раз за 1 минуту). На данные показатели тренерам следует обратить более пристальное внимание, поскольку эти два тренируемые показатели определяют техническую подготовленность игрока, а именно «чувство мяча» [3, с. 101].

Результаты тестирования юных футболистов 16 лет свидетельствуют о высокой степени подготовленности как физической, так и технической, за исключением жонглирования мячом, где показатели расположились в границах оценки «удовлетворительно» (таблица). В дальнейшем тренеры данной команды обязаны скорректировать учебно-тренировочный процесс так, чтобы юные футболисты могли более продолжительное время в течение тренировки выполнять упражнения с частыми касаниями мяча (ведение в различных направлениях и на различной скорости, жонглирование с ограниченными быстрыми касаниями мяча, передачи с обработкой мяча и т.д.). Хотя показатели ведения мяча и ведения мяча с обводкой стоек с завершающим ударом по воротам показывают, что результаты данных тестов, характеризующих контроль мяча с помощью ног, находятся на  высоком уровне, что противоречит некоторым литературным данным [1, с. 254, 5, с. 6].

Переходя к следующей возрастной группе юных футболистов необходимо отметить, что в стадии становления спортивного мастерства юных футболистов 17-летнего возраста наблюдаются еще более лучшие значения тестируемых показателей (таблица). Оценке «хорошо» по 5-бальной системе соответствует лишь вбрасывание мяча двумя руками из-за головы. Это может косвенно доказывать тот факт, что на уровне «покидания» спортивной школы подростками наблюдаются незначительные просчеты в тренировке мышц верхнего плечевого пояса. В целом следует выделить, что по некоторым показателям по сравнению с 16-летними наблюдается достаточно значительное повышение результатов: пятикратный прыжок, тест Купера, ведение мяча с обводкой стоек и ударом по воротам, удары на дальность и жонглирование мячом.

Таблица  – Сравнительный анализ показателей физической и технической подготовленности футболистов

п/п

Контрольные упражнения

Футболисты

15 лет

16 лет

17 лет

ПФК «Спартак» (г.Нальчик)

1

Бег 30 м с высокого старта, с

4,52 (хор.)

4,31 (отл.)

4,11 (отл.)

4,04 (хор.)

2

Пятикратный прыжок, м

11,85 (хор.)

12,35 (хор.)

13,05 (отл.)

14,05 (отл.)

3

Вбрасывание мяча двумя руками из-за головы, м

20,6 (отл.)

22,8 (отл.)

23,5 (хор.)

25,8 (уд.)

4

Специальная выносливость (бег 7х50 м), с

70,11 (отл.)

67,36 (отл.)

64,13 (отл.)

61,75 (уд.)

5

Общая выносливость (тест Купера), м

3067,2 (хор.)

3118,5 (хор.)

3203,4 (отл.)

3398,7 (отл.)

6

Ведение мяча по прямой 30 м, с

4,81 (отл.)

4,60 (отл.)

4,33 (отл.)

4,27 (отл.)

7

Ведение мяча, обводка стоек, удар по воротам, с

8,72 (отл.)

7,66 (отл.)

7,14 (отл.)

6,95 (отл.)

8

Удары на дальность, м

80,1 (отл.)

92,3 (отл.)

107,1 (отл.)

127,0 (отл.)

9

Удары на точность, кол-во раз

6,24 (уд.)

6,15 (отл.)

7,47 (отл.)

8,15 (хор.)

10

Жонглирование мячом, кол-во раз/мин

18,1 (уд.)

22,5 (уд.)

39,1 (отл.)

49,6 (отл.)

С целью сравнительного анализа показателей физической и технической подготовленности юных и профессиональных футболистов было проведено тестирование изучаемых параметров команды «Спартак» (г.Нальчик), выступающей в Первом дивизионе Российского чемпионата по футболу. Почти по всем тестируемым показателям игроки ПФК «Спартак»  имели достаточно высокие значения. Отстающими стали бег 7х50 м и, как подтверждение вышеупомянутых слов о недочетах в тренировке мышц верхнего плечевого пояса, вбрасывание мяча из-за головы двумя руками. В границах «хорошо» определились бег 30 м с высокого старта и удары на точность. В целом уровень подготовленности футболистов ПФК «Спартак» имел высокие значения, поскольку команда уже несколько лет выступает в профессиональном футболе.

Для оценки достоверности различий в каждых возрастных группах был проведен сравнительный анализ тестируемых показателей. Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что различия наблюдаются во всех возрастных группах и почти по всем показателям. Сравнительная оценка результирующих значений 16-летних имеет достоверные отличия от футболистов 15 лет. Данные соотношения ярко проявились в следующих тестах: беге 30 м, пятикратном прыжке, вбрасывании мяча двумя руками из-за головы, ведении мяча по прямой 30 м, ударах на дальность; менее выраженные отличия наблюдаются в беге 7х50 м, тесте Купера, ведении мяча с обводкой стоек и ударом по воротам, ударах на точность и жонглировании мяча. Если говорить о различиях в зафиксированных показателях физической и технической подготовленности 16-летних с 17-летними, то здесь следует отметить, что их не наблюдалось в тесте вбрасывание мяча из-за головы руками, по всем остальным значениям выявлены различия по трем порогам доверительной вероятности. Первому порогу соответствуют показатели тестов: бег 7х50 м и ведение мяча по прямой 30 м. Более выраженные различия наблюдались в беге 30 м с высокого старта, пятикратном прыжке, ведении мяча с обводкой стоек и ударом по воротам, ударах на дальность и ударах на точность. Самый высокий уровень отличий был выявлен в жонглировании мячом, который соответствовал третьему порогу доверительной вероятности.

Заключительным этапом исследования являлось определение степени соответствия выпускающихся игроков юношеской команды уровню подготовленности футболистов-профессионалов. По результатам проведенного сравнительного анализа 17-летних футболистов и спортсменов высокого класса были выявлены существенные отличия почти по всем тестируемым показателям, за исключением бега 30 м и ведения мяча по прямой 30 м. При первом пороге доверительной вероятности обнаружены различия во вбрасывании мяча двумя руками из-за головы, ведении мяча с обводкой стоек и ударом по воротам и ударах на точность. Второму порогу соответствовали полученные значения в пятикратном прыжке. Самые значительные отличия были зафиксированы в тесте Купера, ударах на дальность и жонглировании мячом, что обусловлено тем, что данные три теста несут некую профессиональную особенность соревновательной деятельности игроков высокой квалификации: показатели 12-минутного бега или теста Купера характеризуют «выдерживание» учебно-тренировочного процесса и 90-минутного матча на высоком уровне, в ударах на дальность проявляется сила мышц нижних конечностей, а также межмышечная координация, а скорость жонглирования мячом косвенно показывает, насколько выше скорость принятия решений и выполнений технико-тактических действий в профессиональном футболе по сравнению с юношеским.

Результаты спортивно-педагогического тестирования юных футболистов 15, 16, 17 лет и профессиональной команды «Спартак» свидетельствуют о высоком уровне различий. Данное положение доказывает тот факт, что игрокам, только что покинувшим пенаты спортивной школы, достаточно рано выступать в профессиональном футболе. Необходимо создавать спортивные группы, которые занимались бы вопросами подготовки юных футболистов в период с 17-18 до 20 лет [4, с. 7].

Список использованной литературы:

  1. Балдин К.В., Рукосуев А.В. Общая теория статистики: учебное пособие для вузов [Текст] / К.В. Балдин, А.В. Рукосуев. – М.: Дашков и К, 2009. – 312 с.
  2. Годик М.А. Физическая подготовка футболиста [Текст] / М.А. Годик. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006. – 228 с.
  3. Золотарев А.П. Футбол. Методологические основы многолетней подготовки спортивного резерва: учебное пособие [Текст] / А.П. Золотарев. – Краснодар: КГУФКСТ, 2009. – 169 с.
  4. Нилендер, П. Футбол [Текст]  / П. Нилендер. – М.: АСТ, 2014. – 16 с.
  5. Решитько, В.Л. Техническая подготовка юных футболистов: методические рекомендации [Текст]  / В.Л. Решитько. – М., 1998. – 18 с.

         © Чернопольская Д.А., 2016  © Лавриченко С.П., 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности в начале и в конце года, учеников 5 и 8 классов МОУ Саввинской средней общеобразовательной школы.

Тестирование проводилось в 5 и 8 классах. Первый этап тестирование в сентябре-октябре 2008 года , второй в апрель-май 2009. Всего в тестирование приняло участие 40 человек, что составило 98 % учеников...

Анализ показателей физического развития и физической подготовленности в начале и конце учебного года, студентов I курса ЭФ ГБОУ СПО «МКУНТ»

Анализ показателей физического развития и физической подготовленности в начале и конце учебного года, студентов I курса ЭФ ГБОУ СПО «МКУНТ»...

Методика совершенствования технической подготовленности юных борцов с использованием средств силовой подготовки.

Цель этой работы ответить на вопросы:1) В каком возрасте следует начинать силовую тренировку?2) В каких формах её провадить?3) Какие упражнения и нагрузки применять в различных возрастных группах?...

Специальная физическая и техническая подготовка юных баскетболистов

Данное пособие предназначено для учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования...

Особенности физической и технической подготовленности футболистов 12-13 лет

По вопросу взаимосвязи технической и физической подготовленности существуют определенные проблемы. Долгие годы действовала программа для детских школ по футболу, разработанная в Министерстве просвещен...

Дифференцированное выставление отметки по физической и технической подготовленности обучающихся.

При оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При вы...

Педагогический контроль технической подготовленности футболистов

Практическое осуществление контроля технической подготовленности футболистов в наше время все еще в основном базируется на педагогическом мастерстве тренеров, на их умении достоинства и недостатки тех...