Особенности физической и технической подготовленности футболистов 12-13 лет
учебно-методический материал по физкультуре

Тарасов Юрий Глебович

По вопросу взаимосвязи технической и физической подготовленности существуют определенные проблемы. Долгие годы действовала программа для детских школ по футболу, разработанная в Министерстве просвещения СССР еще в 1986 году. Она устарела и морально, и на практике. События, происходившие в нашей стране в те годы, не позволяли полностью реализовать ее. Практически, ни в одной футбольной школе не проводились переводные испытания, не осуществлялся прием контрольных нормативов по физической и технической подготовленности.

Постепенно, процесс обучения и совершенствования заменился процессом натаскивания на результат. Отсюда и низкое качество выпускников, отсутствие высококлассных молодых футболистов. Возникла необходимость перестройки нашего детско-юношеского футбола и качественного улучшения его. Одной из главных, является проблема изучения особенностей взаимодействия между составляющими компонентами подготовленности футболистов. Особенно это важно для грамотного, научно обоснованного формирования необходимых спортивных качеств профессионального игрока, с юного возраста и постоянный контроль за их подготовкой.

Следует отметить, что исследованию целого ряда вопросов подготовки юных футболистов, посвящено много работ за последние годы. Это методика и организация отбора в спортивные школы, планирование тренировочного процесса, развитие физических качеств, обучения и совершенствования технике, психологии. Но анализ имеющейся литературы показал, что отсутствуют исследования по контролю тренировочного процесса, работой по технической и физической подготовленности юных футболистов, параметров определения динамики обучения и совершенствования мастерства.

Нет методик по оценке рубежных контролей (оценка физической и технической подготовленности при переходе от одного этапа обучения к другому), уровня успешности в соревновательном процессе, определения возможности и перспективы на будущее.

Актуальность. Определения педагогических особенностей физической и технической подготовленности на всех этапах обучения юных футболистов поможет улучшить качество процесса обучения, а вместе с ним – увеличит количество выпускников высокого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsportal_sozdanie_materiala.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности физической и технической подготовленности футболистов 12-13 лет

Разнообразие содержания игровой деятельности в футболе требует комплексного развития основных физических качеств и функционального совершенствования всех систем организма занимающегося. А это возможно лишь в процессе разносторонней физической подготовки, когда, наряду с развитием основных физических качеств, уделяется внимание и развитию специальных качеств для футбола. (Годик М.А. 2007).
Развитие у начинающих футболистов физических качеств и овладение разнообразными двигательными навыками оказывают непосредственное влияние на все стороны их подготовки, но более всего способствуют повышению уровня технической и тактической подготовленности. Физически подготовленные будущие спортсмены, как правило, обладают и более устойчивой психикой, и способностью к преодолению психических напряжений. У них наблюдается большая уверенность в своих силах, настойчивость в действиях. Высокие функциональные возможности позволяет им легче справляться с утомлением, сохранять эффективность деятельности эффектных систем и на этой основе добиваться превосходства в тактической деятельности. Физическая подготовка разделяется на общую и специальную.
             Общая физическая подготовка обеспечивает полноценное физическое развитие и всестороннюю физическую подготовленность начинающих футболистов. Она представляет собой процесс, направленный на развитие основных физических качеств и совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков.
Цель общей физической подготовки – создание у занимающейся двигательной подготовленности, фундамента специальной подготовки. В качестве средств развития физической подготовленности рекомендуется использовать физические упражнения общего воздействия, упражнения из других видов спорта. Такое разнообразие упражнений направлено на расширение у начинающих футболистов двигательных возможностей. При этом нужно учитывать закономерности переноса и взаимодействия различных качеств и навыков. Они могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. Например, с увеличением силы у занимающихся увеличивается скорость, улучшается координация движений, точность ударов. Положительный перенос обеспечивают близкие по структуре основным игровым приемам навыки, которые совпадают с игровым режимом мышечной работы. Общая физическая подготовка достигнет своих целей только тогда, когда в работе тренирующихся соблюдается постоянство и непрерывность. Она вымогается как обязательная составная часть учебно-тренировочных занятий на всех этапах и во все периоды подготовки футболистов. Конечно, наибольший удельный вес общая физическая подготовка занимает на начальных этапах процесса многолетней подготовки. С возрастом и повышением уровня спортивного мастерства ее доля уменьшается и, напротив, доля специальной подготовки увеличивается.
                Специальная физическая подготовка – это процесс целенаправленного развития физических качеств и функциональных возможностей занимающихся, осуществляемый в соответствии со спецификой футбола и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов.
Специальная физическая подготовка способствует овладению техническими приемами игры, повышению тактического мастерства занимающегося, достижению ими спортивной формы, а также совершенствованию психической подготовленности. Ее основная цель – максимальное развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости во взаимосвязи и единстве. Для решения этих задач рекомендуются специальные подготовительные упражнения с характерами для игры в футбол напряжением, координации, темпом и ритмом движения. Для этого более всего подходят упражнения технико-тактического характера, спортивные и подвижные игры, упражнения из других видов спорта и, конечно, сама игра в футбол.
Специальная физическая подготовка базируется на общей двигательной подготовленности. К решению ее задач рекомендуется переходить только после достижения занимающимися определенного уровня общего развития. (М. Кук. 2003)

1.1. Упражнения на развитие ловкости

   Ловкость футболиста проявляется в способности выполнять двигательные действия в изменяющихся игровых условиях в минимально короткий промежуток времени. По-настоящему ловкий игрок может выполнять целый каскад финтов или какой-то трюк, забить гол из труднейшей ситуации. Именно ловкость является отличительной чертой высокого спортивного мастерства. Над развитием ловкости надо работать с детства. Ведь это качество развивается довольно медленно.
  Главный принцип подбора упражнений для развития ловкости – как можно больше разнообразия. На тренировках нужно больше использовать хорошо разученные гимнастические и акробатические упражнения, чередования ходьбы и бега в различных сочетаниях, подвижные игры с неожиданно меняющимися ситуациями, упражнения по технике и тактике игры. Выполнять их рекомендуется в начале занятия.

Рекомендуемые упражнения без мяча

1. Кувырки вперед и назад из упора присев.
2. Серии кувырков: один вперед, один назад.
3. Кувырки вперед и назад через плечо.
4. Опорные прыжки: ноги врозь и согнув ноги через «козла».
5. Придвижные прыжки между стойками (камнями, флажками).
6. Прыжки через набивные мячи и другие препятствия.
7. Бег между деревьями (стойками, мячами, флажками, камнями).
8. Прыжки вверх – вперед после разбега и толчка с мостика (трамплина) и ловля теннисного (футбольного) мяча во время полета – мяч набрасывается партнером.

Рекомендуемые упражнения для развития ловкости с мячом

1. Кувырки вперед и назад с мячом в руках.
2. Подбросить мяч руками вверх, сделать кувырок вперед, поймать опускающийся мяч.
3. То же, но после кувырка быстро встать, прыгнуть вверх и поймать мяч.
4. Жонглирование мячом ногами, бедром, головой.
5. Ведение мяча между деревьями (флажками, кирпичами и т.п.) на различной скорости.
6. Подбросить мяч руками вперед – вверх, сделать кувырок вперед (на траве, мате) встать и после того, как мяч коснется земли, осуществлять ведение, меняя направление движения.
7. На расстоянии 7 - 8 шагов руками из-за головы направить мяч в стенку, сделать кувырок вперед и поймать отскочивший от стенки мяч.

1.2. Упражнения на развитие гибкости

Гибкость – это физическое свойство человека, заключающееся в подвижности суставов, способствующее расслаблению мышц и выполнению движений с большой амплитудой.
В процессе проведения матчей, часто возникают ситуации, когда необходимо выполнить сложные приемы – подкат, удар головой в прыжке, в падении через себя и т.д. Вот, например, нападающий в борьбе с защитником высоко выпрыгивает, и хорошо прогнувшись, точно головой направляет мяч в сетку ворот соперников. Не правда ли, красиво! Но он сумел хорошо выполнить этот прием потому, что обладает хорошей гибкостью.  (А. Чанади. 1990).

Это физическое качество поддается тренировке. Активизация развития гибкости наблюдается обычно с 9 до 11 и с 14 до 16 лет. По темпам прироста этого качества наиболее эффективными возрастными периодами являются 9-10, 10-11 и14-15 лет. Гибкость оказывает значительное воздействие на силу, быстроту, выносливость и ловкость. Степень гибкости зависит от формы суставных поверхностей, растяжимости связок и мышц, тонуса мышц.
Упражнения на гибкость рекомендуется выполнять в каждом тренировочном занятии. При этом следует учитывать, что чрезмерная нагрузка может привести к повреждению мышц и связок. Поэтому перед выполнением упражнений на гибкость хорошо разогрейте мышцы с помощью обще развивающих упражнений. Упражнения на гибкость следует выполнять многократно, в то же время не забывая о паузах для отдыха. В паузах рекомендуется выполнять упражнения на расслабление (Ж.Л. Чесно. 2002).

Упражнения для развития гибкости без мяча

Круговые движения стопами в положении сед, ноги вверх, а также в положении лежа на спине, ноги вверх.
Круговые движения стопой в положении стойка на одной ноге, другая нога вперед.
Вращение барабана стопами в положении лежа на спине, ноги вверх Балансирование, стоя на качалке на полной ступне
Катание барабана ногами вперед

Из различных исходных положений (руки вверх, вниз, в стороны, перед грудью, соединены за спиной и т. п.) отведение прямых рук назад пружинящими и рывковыми движениями. То же с легкими гантелями.
В положении «мост» покачивание вперед-назад, выпрямляя и сгибая ноги.
Из положения сидя (ноги вместе, врозь) наклоны вперед, доставая или захватывая носки ног.
Из различных исходных положений (ноги вместе, врозь, стоя на коленях) максимальные наклоны назад.
Во время медленного бега прыжки вверх, имитируя удары головой по мячу.
11. Во время медленного бега прыжки вверх с поворотом на 90-180°.

Упражнения для развития гибкости с футбольным мячом

1. Захват стопами вытянутых ног мяча с подниманием ног на 45°.
2. То же, с последующим сгибанием-разгибанием стоп.
3. Доставание в прыжке подвешенного к стойке мяча.
4. Доставание носком вытянутой ноги в положении лежа на спине (или в упоре сзади с согнутыми ногами) постепенно поднимаемого партнером вверх мяча

5. Повороты стоп наружу и внутрь. При этом, носки ног прижимают к голеням мячи.
6. Приседания в парах спиной друг к другу с зажатым между спинами мячом.
7. То же, но с двумя мячами.
8. Сгибание и разгибание ног в коленных суставах с зажатым между стопами мячом (лежа на животе). При этом пятки касаются ягодиц.

9. Прыжки вверх с зажатым между стопами мячом, стараясь коснуться коленями груди
10.Бросания голенями при прыжке вверх зажатого между стопами мяча в направлении через себя - вперед

1.3. Упражнения на развитие быстроты

       Быстрота - это способность выполнять двигательные действия с мячом и без мяча в минимально короткий промежуток времени. Данное качество проявляется в быстроте передвижения игроков, быстроте выполнения технических приемов и быстроте мышления и реакции на движущийся предмет. В современном футболе – быстрота действий всех игроков и команды в целом – непременное слагаемое успеха и мастерства. Тенденции мирового футбола говорят нам о том, что сама игра становится все более быстрой, увеличивается количество ТТД и скоростно-силовых единоборств (Люкшинов Н.М. 2003), следовательно, каждый игрок должен развивать у себя это важное физическое качество.

Упражнения для развития быстроты перемещения без мяча

1. Повторная пробежка коротких отрезков от 10 до 6 м.
2. Челночный бег 2x10 м, 4x5 м, 4x10 м, 2x15 м, 5x30 м.
3. Бег на месте в максимально быстром темпе с высоким подниманием бедра в течение 10 с. Повторить 3-4 раза.
4. То же, но с опорой. Обратить внимание на полное выпрямление толчковой ноги.
5. Бег с резкими остановками по сигналу партнера.
6. Беговые движения ногами лежа на спине и стоя на лопатках.
Движения ногами выполняются в быстром темпе в течение
10 с. Повторить 3-4 раза.

Бег прыжками. При беге необходимо поочередно отталкиваться то одной, то другой ногой за счет усиленного разгибания бедра и стопы. Руки при этом активно помогают движению. Упражнение выполняется быстрыми короткими движениями (толчками) вперед- вверх.
Бег спиной вперед, приставными шагами на скорость на 10,15 и 20 м.
Быстрый бег на 10-15 м с выполнением нескольких кувырков вперед.
Быстрый бег на 8-10м с выпрыгиванием вверх и имитацией ударов головой по мячу.
Бег под уклон. Выполняется с широкой и свободной амплитудой движений с максимальной частотой и нарастающей скоростью.
пробегание по ступенькам лестницы. Выполняется в быстром темпе.

Упражнения для развития быстроты с мячом

1. Быстрое ведение мяча по прямой на 10, 20 и 30 м. Повторить 3-4 раза.
2. Выполнить удар по мячу с рук, затем совершить за мячом рывок и медленно вернуться на исходную позицию. Повторить 3-4 раза.
3. Медленное ведение мяча. По сигналу направить его вперед низом и совершить в этом направлении рывок. Подхватив мяч, продолжить медленное его ведение. Сделать таким образом 3-4 рывка.
4. Жонглирование мячом ногами, стоя спиной к направлению движения. По сигналу партнера повернуться кругом и быстро вести мяч на расстоянии 20-30 м. После паузы вновь выполнить упражнение.
5. Один из игроков ведет мяч по прямой, затем внезапно направляет мяч низом вперед, а сам отходит в сторону. Его партнер совершает рывок за мячом и, подхватив его, ведет в медленном темпе и т. Д.

1.4. Упражнения на развитие силы

    Футбол, как игра носит скоростно-силовой характер. Чем выше класс игроков команды, тем труднее дается выполнить в игре любой технико-тактический прием. Любое действие на поле происходит в единоборстве с соперником. Чтобы совершать на футбольном поле стремительные рывки, прыжки за мячом, наносить удары по воротам соперников с расстояния 25-30 шагов или выполнять длинные передачи партнеру, внезапно останавливаться и резко менять направление бега, футболист должен обладать силой. Что же мы понимаем под этим термином?
   Сила - это способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Для футболиста особенно важно развивать динамическую силу (в движении). Сила мышц ног способствует мощному удару по мячу, быстроте передвижений и помехоустойчивости.

Упражнения для развития мышц живота

1. Из положения упор сидя сделать прямыми ногами «ножницы».
2. Лечь на спину. Попросить партнера прижать к земле (полу) ваши ноги. Медленно поднимать и опускать туловище.
3. Из положения вис на гимнастической стенке (спиной к ней) поднять ноги как можно выше и медленно опускать.

Упражнения для развития мышц туловища

1. Из положения ноги врозь, руки вверх, трижды наклониться влево и вернуться в исходное положение. То же вправо. Выполнить в каждую сторону по 6-8 упражнений.
2. Встать на колени, руки вверх, круговые движения туловища вправо, затем влево. Выполнить по 6-8 кругов в каждую сторону. Упражнение можно делать с небольшими гантелями.
3. Прижать набивной мяч руками сзади к шее и делать наклоны туловища в стороны и повороты направо и налево.
4. Встать с партнером спиной друг к другу, руки вверх. Взявшись за руки, наклониться влево и вернуться в исходное положение. То же вправо. Выполнить 5-7 раз в каждую сторону.

Упражнения для развития мышц спины

1. Лечь на живот, руки вверх. Делать одновременно встречные движения назад ногами и руками, стараясь хорошо прогнуться. Повторить 6-8 раз.
2. Лечь на живот, руки вверх, ноги хорошо закрепить (или партнер держит за ноги). Прогнуться 5-7 раз.
3. Принять положение упор лежа на согнутых руках. Выпрямить руки, прогнуться так, чтобы бедра касались земли. Повторить 5-8 раз.

Упражнения для развития мышц ног

1. Бег в гору с высоким подниманием бедра в среднем и быстром темпе. Обращать особое внимание на выпрямление опорной ноги.
2. Бег с высоким подниманием бедра в яме с песком (по глубокому снегу, по воде), с отягощением и без него, на месте и с незначительным продвижением вперед, в различном темпе.
3. Бег прыжками по мягкому грунту (опилочная дорожка, песок, торфяной грунт) в различном темпе, в гору, по ступенькам лестницы вверх. Следует обращать внимание на законченность движений при отталкивании.
4. Прыжки на прямых ногах. Поочередное отталкивание правой и левой ногой производится за счет сгибания и разгибания в голеностопных суставах. Выполняется в медленном и среднем темпе с незначительным продвижением вперед по мягкому грунту. При этом следует обращать внимание на отталкивание только стопой с максимальным сгибанием ноги в коленном суставе.
5. Прыжки на одной ноге. Мощно отталкиваясь ногой, продвигаться вперед. При этом следить, чтобы руки работали, как при беге. Дистанция 15-30 м.
6. Упражнение для укрепления мышц задней поверхности бедра. Лежа на животе, партнер держит ноги за голеностопные суставы. Медленно поднимать туловище назад до положения стоя на коленях и медленно возвращаться в исходное положение. Выполняя упражнение, следить за подниманием прямого туловища (можно прогнувшись).
7. Упражнение для укрепления мышц передней поверхности бедра. Стоя на коленях, медленно наклоняться назад до касания головой пола и медленно выпрямляться до исходного положения.

1.5. Упражнения на развитие выносливости

Выносливость - это способность организма продолжительное время качественно выполнять физическую работу в условиях игровой деятельности. Выносливость во многом определяется не только функциональными возможностями организма, но и рациональной техникой игрока, его волевыми качествами.
Развитие этого физического качества происходит на протяжении всего школьного периода, за исключением периодов с 12 до 13 лет и с 15 до 16 лет. Заметно возрастает выносливость с 13 до 15 лет, а наиболее интенсивно - с 16 до 17 лет.
Выносливость можно развивать тогда, когда во время тренировки организм занимающегося доводится до состояния утомления. Основными средствами воспитания общей выносливости являются бег в равномерном темпе, сочетание бега с ходьбой, плавание, езда на велосипеде. В то же время сама игра в футбол прекрасно развивает это качество. Объем и интенсивность упражнений на выносливость целесообразно регулировать интервалами отдыха, ориентируясь на показатели пульса. Число ударов сердечных сокращений в минуту не должно превышать 190.

   Длительность интервала отдыха в серии бега на короткие отрезки (для футболиста 6 -30 м) может быть от 1 до 1,5 мин. При увеличении длины отрезков, может увеличиваться и интервал отдыха.
При пробегании интенсивных коротких отрезков и постоянной тренировки быстроты, улучшается деятельность органов дыхания и кровообращения, а также увеличивается общая сила мышц и улучшается координация движений. А с помощью игровых упражнений с мячом развивается специальная выносливость, необходимая для решения игровых проблем в ходе матча (Солодков А.С. 2008).

Беговые упражнения на выносливость.

1. Бег по пересеченной местности в чередовании с ходьбой в течение 20-40 мин.
2. Бег в чередовании с ходьбой: 100 м - ходьба медленная, 300 м - бег медленный, 100 м - ходьба ускоренная, 300 м - бег в среднем темпе, 50 м - резкое ускорение.
3. Игра в баскетбол.
4. Плавание.
5. Участие в разнообразных подвижных играх.

Упражнения на выносливость с футбольным мячом

1. Ведение мяча в равномерном темпе на расстоянии 50-60 шагов.
2. Ведение мяча от одних ворот до других с последующим ударом по воротам с расстояния 15 шагов. После удара - вновь ведение, но уже к другим воротам. Упражнение выполняется на поле уменьшенных размеров. Повторить 3-4 раза.
3. Набрасывать мяч партнеру так, чтобы он в прыжке ударом головой отправлял мяч назад. Расстояние между партнерами 4-5 шагов. После 20-25 раз поменяться ролями.
4. Встать в 6-7 шагах от партнера, продвигаться вперед на расстояние 50-60 шагов, на ходу передавая друг другу мяч.
5. Игра «Отбери мяч». На поле обозначается четырехугольник 10x20 шагов. Вести мяч по четырехугольнику, стараясь, чтобы партнер как можно дольше не мог отобрать мяч. После отбора мяча партнеры меняются ролями.
6. Игра «Точная передача». В каждой команде равное число играющих (4-6 человек). По жребию одна из команд начинает игру. Игроки этой команды стараются сделать друг другу как можно больше передач, чтобы мяч не перехватили соперники. За каждую передачу команде начисляется одно очко. По истечении установленного времени команды меняется ролями. Если соперники перехватили мяч, одно очко начисляется им, а мяч вновь передается команде, которая выполняет передачи. В итоге победа присуждается команде, набравшей больше очков.
7. Игра «На полполя». В составах команд по 6 человек. Команды играют без вратарей. Ворота изготовляются из стоек шириной 3 м. Игроки играют 3 периода с паузами для отдыха 2 мин. Продолжительность каждого периода - 8 мин.
8. Игра «На все поле». В составах команд по 9 игроков. Они играют на стандартном поле два тайма - по 25 мин. каждый.

7. Расслабленные движения рук скрестно перед собой с отведением их в стороны.
8. Опускание расслабленных рук через стороны вниз с наклоном туловища вперед и скрестным движением рук перед собой.
9. Маховое движение расслабленной ногой вперед и назад.
10. Встряхивание ног, поднятых вверх, из исходного положения лежа на спине.
11. Встряхивание ног, поднятых вверх, в стойке на лопатках с поддержкой туловища руками.
12. Поочередные подскоки на одной и другой ноге со встряхиванием свободной ноги, туловища и опущенных вниз рук.
13. Повороты туловища влево и вправо с расслабленными движениями обеих рук назад.
14. Встряхивание руки с помощью партнера, держащего ее за кисть в горизонтальном положении (или держащего руку у локтевого сустава в вертикальном положении).
15. Встряхивание ноги с помощью партнера (удерживающего ее за голеностопный сустав) из исходного положения - лежа на спине.

1.6. Техническая подготовленность юных футболистов

Техническая подготовленность спортсмена, его умение владеть различными приемами в футболе определяется во многом его способностями координировать свои движения и ориентироваться в пространстве.

Исследования ряда авторов (Манаков Г.В., 2000) показали, что при выполнении различных двигательных действий решающую роль играет какое-либо одно двигательное качество. Особое место в детском и юношеском футболе занимает координация движений, а упущение возможности ее развития в этом возрасте едва ли удастся наверстать позднее (В.И.Лях, 1989). Поэтому можно предположить, что развитие данных качеств у юных футболистов является фундаментом для дальнейших спортивных достижений.

В задачи настоящего исследования входило: 1) определение влияния координации движения и пространственной ориентации на уровень технической подготовленности юных футболистов; 2) разработка средств и методики для совершенствования координации движения и пространственной ориентации юных футболистов.

Примерный список литературы

1. Антипов, А.В., Губа В.П., Тюленьков С.Ю. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе. М.: Советский спорт. 2008. 152с.

2.Амалин М.Е., Шилов О.С., Мармаз С.В. Методика объективной оценки индивидуальных технико-тактических действий в спортивных играх. Теория и практика физической культуры. № 8. 1983.

3.Анализ игр чемпионата Мира по футболу 2006 года. Под ред. Проф. Годика М.А. – м. Физическая культура. 2007. 82 с.

4.Бекасова С.Н., Рубин М.А. Педагогика футбола в терминах. СПб. НГУ им. П.Ф. Лесгафта. 2009.

5. Бишопс, К., Герард Х.-В. Единоборство в футболе – М.: Олимпия Пресс, Терра-Спорт, 2005. - 112с.

6. Вайн Хорст. Как научиться играть в футбол. - М.: Терра-спорт, Олимпия-пресс., 2004. - 242 с.

7. Веревкин, М.П. Мини-футбол на уроке физической культуры: Уч.-Методич. Пособие / М.П. Веревкин.- 2-е изд. –М.: ТВТ Дивизион, 2006 – 96с.

8.Гаджиев Г.М. Анализ игровой деятельности в футболе. Теория и методика футбола. Октябрь 2007. с. 4-5.

9. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. - М. – Человек. 2009. – 270с.

 10. Голомазов, С.В. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом: Уч.,-М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 112с.

11.Голомазов, С.В. Футбол. Теоретические основы тренировки ловли и отражения мячей вратарями: Уч.- ТВТ Дивизион, 2006. – 144с.

12. Голомазов, С.В., Чирва Б.Г. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства: Уч.-методич. пособие / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва.- 2-е изд. . –М.: ТВТ Дивизион, 2006. 187с.

13. Голомазов, С.В., Чирва Б.Г. Футбол. Антиципация в игре вратарей.: Учебное пособие / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва.- М .: ТВТ Дивизион, 2008.

80 с.

14. Голомазов, С.В. Футбол. Методика тренировки техники игры головой: Уч.- методич. пособие / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. –М .: ТВТ Дивизион, 2006. -112с.

15. Голомазов, С.В. Футбол. Универсальная техника атаки: Уч.-методич. пособие / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва.- 2-е изд. –М .: ТВТ Дивизион, 2006. – 80с.

16. Голомазов, С.В. Футбол. Методика тренировки «техники реализации стандартных положений». Уч.-методич. пособие / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва.- 2-е изд. . –М.: ТВТ Дивизион, 2006.- 128с.

17. Зациорский ВМ. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970.

18. Зеленцов А.М., Лобановский В.В. Моделирование тренировки в футболе. - Здоровья, 1985. - 136 с.

19. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. 11 этап. 11-12 лет.  – М.: Человек, 2010. – 166с.

20. Кук М., Шоулдер Д. Самый популярный учебник футбола. М. Аст-Астрель. 2008. 124 с.

21 Лобановский В.В., Базилевич О.П. Организация учебно-тренировочного процесса в команде "Динамо" (Киев). В сб. метод, матер, по футболу. М., 1976, с. 31 - 52.

22.. Люкшинов, Н.М., Сарсания, С.К. Искусство подготовки высококлассных футболистов. –М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 286с.

23. Милке Деннис. Основы игры. Самый короткий путь к изучению футбола. – М.: Москва. Аст. Астрель. 2007. – 124 с.

24. Морозов, Ю.А., Бесков, К.М. Методика регистрации соревновательной деятельности в футболе. СИ №8, 1982г. – 15-16с.

25. Мукаин, М. Все о тренировке юного футболиста: пер. с англ. / Майкл Мукаин, Дин Дьюрст. –М .: АСТ: Астрель, 2008. - 235с.

26. Перепекин, В.А. Восстановление работоспособности футболистов. – 2-е изд. –М .: Олимпия Пресс, ТВТ Дивизион, 2006. -112с.

27. Петухов А.В. Формирование основ индивидуального технико-тактическо- го мастерства юных футболистов. М. Советский спорт. 2006. 230 с.

28. Саенко И., Тюленьков С. Методические подходы к программированию спортивной тренировки. Теория и практика футбола. № 2. 2002 с. 27.

29.Самсонова А.В. Гипертрофия скелетных мышц человека. Монография. СПб – 2012. 203 с.

30 . Селуянов, В.Н. Физическая подготовка футболистов. Уч.-методич. пособие / В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания, К.С. Сарсания. -2-е изд. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ показателей физической и технической подготовленности юных и профессиональных футболистов

Методическая разработка показателей физической и технической подготовленности юных и профессиональных футболистов....

Методическая разработка "Техническая подготовка футболистов"

Современный футбол во многом изменил функции игроков, а соответственно и требования к спортсменам и их уровню подготовленности....

Дифференцированное выставление отметки по физической и технической подготовленности обучающихся.

При оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При вы...

ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТА

ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТА...

Педагогический контроль технической подготовленности футболистов

Практическое осуществление контроля технической подготовленности футболистов в наше время все еще в основном базируется на педагогическом мастерстве тренеров, на их умении достоинства и недостатки тех...