Использование технологии личностно-ориентированного подхода на тренировочных занятиях.
методическая разработка по физкультуре на тему

Завьялова Наталья Валерьевна

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ТЕМУ;

«Использование технологии личностно – ориентированного подхода

на тренировочных занятиях»

 «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Это изречение Гиппократа в наш век научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным. В связи с тем, что научно-технический прогресс не стоит на месте и все большее количество машин и механизмов становятся неотъемлемой частью жизни, жизнь людей становится более комфортной. Но оборотной стороной данного процесса является уменьшение двигательной активности людей.

Абсолютное большинство школьников заявляет, что их интересует физическая культура. Даже в старших классах число таких учащихся достигает 80-90%. Большинство старшеклассников систематически смотрят телепередачи на спортивные темы, многие регулярно посещают спортивные соревнования. Однако интерес этот пассивный, так как большинство этих школьников сами физкультурой не занимаются. Таким образом «знаемый» мотив, сформировавшийся под влиянием родителей и средств массовой информации, не стал убеждением, не превратился в действенный мотив.

Занятия  физической   культурой  и  спортом являются одной из форм укрепления здоровья. Поэтому в учебный план общеобразовательных учреждений введен 3 час уроков физической культуры.

Урок - основная форма физической деятельности в школе. «Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» обучающегося, а с каждым в отдельности, с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов».

Моя технология заключается в создании максимально благополучных условий для развития и физического самосовершенствования обучаемого, включении каждого занимающегося в двигательную деятельность на основе личностно - ориентированного подхода, в совершенствовании процесса  преподавания  на основе формирования устойчивой потребности каждого спортсмена в двигательной активности.

Содержание личностно ориентированного обучения – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

Технология представлена описанием системы работы по использованию

личностно - ориентированного подхода на тренировочных занятиях.

В своей педагогической деятельности я не только обучаю  двигательным умениям и навыкам, но и воспитываю потребность и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм – вот задачи современной физической культуры и спорта. От этого, в конечном счете, зависит и будущая физическая деятельность человека, его спортивная карьера: сможет ли он самостоятельно заниматься спортом, приживутся ли в его семейном быту занятия физкультурой и спортом.

Часто на тренировочных занятиях мы сталкиваемся с такой проблемой, как необходимость формирования личности, способной к достижению высоких спортивных результатов, физического развития, с другой стороны невозможность решения этой проблемы в силу разных индивидуально – психологических особенностей и физической подготовленности детей одного возраста. Поэтому на тренировочных занятиях  я применяю личностно - ориентированный подход, т.е. мои тренировки ориентированы на личные показатели спортсмена. Для этого в первую очередь:

- вижу в каждом обучающемся уникальную личность;

- создаю различными приемами ситуацию успеха;

- понимаю причины  неправильного поведения и устраняю их, не нанося ущерба достоинству, «Я – концепции» спортсмена.

Тем самым обеспечиваю максимально возможный для каждого учащегося уровень физического развития, показываю важность физического развития в процессе гармоничного развития личности.

Задачи личностно - ориентированного воспитания на тренировочных занятиях:

- формирование знаний по избранному виду спорта (образовательная деятельность);

- формирование здорового образа жизни (оздоровительная деятельность)

- формирование умений двигательной подготовленности (развивающая

деятельность);

- формирование культурологических стремлений и социально значимых

качеств личности (воспитательная деятельность).

Для тренировки характерным является строгая регламентация деятельности занимающихся и дозирование нагрузки. Этим частично достигается оздоровительная направленность урока. Нельзя допускать перегрузки, которая может вызвать чрезмерное утомление, но не  следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой. В этом случае воздействие физических упражнений не будет оказывать правильного эффекта. Поэтому важным является использование личностно - ориентированного обучения.

Приступая к работе, я определяю, с каким составом обучающихся предстоит работать в течение нескольких лет: учет состояния здоровья, пола,

физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств.

Для определения нагрузки использую различные подходы и методы:

визуальное наблюдение за внешними признаками облика спортсменов и манере их поведения, которые дают представление о степени нагрузки: учащенное дыхание, изменение цвета кожных покровов, интенсивность потоотделения, эмоциональное состояние, качество техники физических упражнений, осанка, поведение и т.д. Метод пульсометрии – определение частоты сердечных сокращений, который помогает оперативно судить о соответствии предлагаемых заданий возрастным особенностям обучающихся, уровню их физического развития и подготовленности. Причем, этот метод знакомит и вооружает учащихся (особенно старших спортсменов) навыкам самоконтроля.

Регулирование нагрузки осуществляю за счет продуманного использования всех сторон методики урока: подбор средств, методов обучения и методов физического воспитания; реализации принципов обучения.

Рассмотрим алгоритм тренировочного занятия.

Подготовительная часть.

Задача: создать положительный эмоциональный настрой на работу всех

обучающихся. Простые, легкие упражнения, не вызывающие сильного напряжения, все ученики проделывают в одинаковой дозировке. Это относится к построениям, перестроениям, ходьбе, которыми начинается обычно вводная часть. Затем, как правило, даю бег в медленном или среднем темпе, упражнения на восстановление дыхания и общеразвивающие упражнения. Выполнение их требует проявления силы, быстроты, выносливости, вызывает резкие сдвиги в системах кровообращения и дыхания, особенно бег. Наблюдая за детьми, не прерывая общего выполнения заданий, предлагаю слабо подготовленным обучающимся закончить упражнение примерно после того, как все выполнят половину (или две трети) намеченной нагрузки. Снизить нагрузку при выполнении общеразвивающих упражнений можно и по- другому: разрешить делать их в произвольном темпе, под индивидуальный счет. Менее подготовленные спортсмены будут  выполнять задание медленнее, значит, и в меньшем объеме. Упражнения подбираю таким образом, чтобы они влияли на комплексное развитие физических качеств путем последовательного воздействия на различные группы мышц.

Основная часть тренировочного занятия.

Задача – создать оптимальные условия для работы. группа делится на подгруппы в зависимости от технической подготовленности и физического состояния  к освоению конкретного задания. В группах, организованных по принципу учета физической подготовленности и состояния здоровья, упражнения выполняются   более эффективно; улучшается  дисциплина, так как спортсменам дается посильная нагрузка, личностно ориентированная. По мере улучшения физической подготовленности обучающиеся переводятся в другие группы. Такой подход помогает наиболее эффективно спланировать свою работу на учебный год, запланировать индивидуальную работу. Однако организация деятельности обучающихся в основной части  может быть различной в зависимости от этапа обучения.

Заключительная часть .

Задача – обеспечить условия для снятия физического напряжения, осмысления (рефлексии) выполненных действий.

Объединяю всех в одну группу, все  спортсмены выполняют релаксирующие

задания, направленные на снижение уровня нагрузки, улучшение функционального состояния организма. Предлагаю им выполнение функции помощника в судействе, или индивидуального задания, оценивания себя на тренировочных занятиях.

Многообразие задач, решаемых в ходе тренировочного занятия, требует применения широкого круга методов обучения: (словесный, наглядный); воспитания физических качеств (строго регламентированного упражнения, круговой тренировки, игровой, соревновательный).

Особенность выбора того или иного метода зависит от решаемых  задач (с точки зрения этапа обучения), от подготовленности учащихся, от особенностей самого физического упражнения, учета условий, в которых идет обучение.

На тренировках применяю стандартное оборудование и мелкий инвентарь

(гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, и др.), упражнения на релаксацию мышц, дыхательные упражнения.

Это позволяет увеличить моторную плотность тренировки и сделать их более интересными. Контроль физических нагрузок по частоте сердечных сокращений выполняем в начале и в конце занятия. Для определения функционального состояния обучающихся в процессе физических нагрузок различного характера не только сравниваем величину сдвигов пульса с характером и величиной нагрузок, но и отслеживаем быстроту восстановления пульса во время отдыха (нормальное восстановление пульса – 2 минуты).

В реализации личностно ориентированного подхода у обучающихся формируется уверенность в своих силах, достоинство, самоуважение, а это является фундаментом воспитания и самовоспитания морально-волевых, нравственных, интеллектуальных качеств личности.

В личностно ориентированном образовании личность обучаемого занимает важное место. Основными субъектами, вовлеченными в осуществление данной методики являются обучающиеся. Помимо деления обучающихся на сильно подготовленных и слабо подготовленных,е я условно делю детей еще на несколько групп (категорий):

• дети, временно перешедшие в резерв из-за болезни;

• дети, которые боятся насмешек, замыкаются;

Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа

освоения программного материала, и оценки достижений.

Тренировочное занятие планирую с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, с возрастом задания усложняю. На каждом тренировке при выполнении заданий соблюдаю дидактический принцип «от простого к сложному». Упражнения усложняю в зависимости от того, как владеют техникой базового упражнения спортсмены. Для этого использую приемы обучения: рассказ, показ, имитация с предметом. С целью поддержания интереса обучающихся и учета их психофизических особенностей, применяю разнообразные формы организации обучения: фронтальный, поточный, посменный, групповой, индивидуальный, командный, соревновательный. Индивидуальную работу использую при отработке определенных связок и

технике выполнения определенного элемента. Отношения на занятиях строю на основе доверия, взаимоуважения и доброжелательности. Методика сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Контроль знаний и умений учащихся — обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности учащихся должен знать не только тренер, но и спортсмен и его родители. За теорию и практику мною выставляются оценки отдельно по традиционной пятибалльной шкале. Наша цель - направлять свои усилия не на борьбу с нормативом, а на борьбу с самим собой, преодоление самого себя, на соревнование с самим собой, на познание самого себя. спортсмен должен понимать, что он бегает и прыгает не ради достижения какого-то результата, а ради того, чтобы быть здоровым.

Таким образом, предлагаемая технология учитывает психологические и физические особенности обучающихся.

Здоровье представляет собой важнейшую ценность не только для самого человека, но и для общества в целом. К тому же, здоровье обучаемого является одним из условий эффективного его участия в образовании. Различные отклонения, возникающие в состоянии здоровья, являются препятствиями достижению успехов в образовании. Для обеспечения достижения уровня образованности не ниже соответствующего Государственному образовательному стандарту, я уделяю внимание сохранению и укреплению здоровья. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Здоровье" с использованием технологий личностно-ориентированного подхода

Презентация к уроку английского языка в 9 классе по теме "Здоровье" используется совместно с конспектом к этому уроку...

Использование технологии личностно ориентированного обучения с целью развития познавательных и творческих способностей учащихся

Современный  этап   педагогической   практики -   это   переход   к   деятельностно  развивающей,   л...

Обучение двигательным умениям и навы-кам на основе использования технологии личностно-ориентированного подхода в учебном процессе

Обучение двигательным умениям и навыкам на основе использования технологии личностно-ориентированного подхода в учебном процессе...

Обучение двигательным умениям и навыкам на основе использования технологии личностно-ориентированного подхода в учебном процессе

Данный подход позволяет ученику почувствовать себя таким как все, возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся. Основной задачей преподавателя становится сти...

Методическая разработка урока русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс

Урок русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс...

Доклад на тему: «Использование технологий личностно-ориентированных технологий на уроках математики.»

Использование технологий личностно-ориентированных технологий на уроках математики....