Роль физической культуры в современном обществе
статья по физкультуре по теме

Влияние традиционного физкультурного образования на здоровье школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день! Уважаемые коллеги! Меня Зовут Сенина Наталья Алексеевна, я учитель и педагог дополнительного образования ГБОУ Лицея №369 Красносельского района Санкт-Петербурга.

Моё выступление посвящено роли физической культуры в современном обществе.

Одним из важнейших направлений социальной политики государства, является политика в области обеспечения здоровья нации. В последние десятилетия наблюдается тенденция ухудшения показателей физического развития, физической подготовленности школьников. Так и состояние здоровья современных детей имеет неуклонную тенденцию к ухудшению, наиболее выраженную в период обучения в школе. Около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. По данным исследований, более 50% учащихся имеют различные функциональные нарушения и заболевания.  А среди выпускников абсолютным здоровьем могут похвастать не более 10%. Современные исследования указывают на то, что традиционный образовательный процесс имеет негативное влияние на состояние здоровья детей. 

Почти целый день дети проводят в сидячем положении - сначала в школе, потом дома, за компьютером, у телевизора. В связи с этим особую актуальность приобретает поиск новых, интегрированных в образовательный процесс подходов к  профилактике нарушений здоровья и реабилитации детей,  что позволит повысить качество жизни современного общества.  

Урок физической культуры - единственный предмет, который напрямую связан со здоровьем, он формирует привычку к здоровому образу жизни. Неплохо было бы вспомнить о зарядке в школе и сдаче норм ГТО, когда-то они были обязательными. Это было одним   из   тех   средств,   которые стимулировали всестороннюю физическую подготовленность молодёжи и взрослых, являлись той формой, благодаря которой советские люди приобщались к систематическим занятиям   физической   культурой   и   спортом.   Вовлекая   молодых   людей   в массовое физкультурное движение и открывая многим дорогу в большой спорт, тем самым, внеся огромный вклад в развитие советского спорта.

Безусловно, дополнительный час физической нагрузки в школе помогает улучшить ситуацию. Но простое увеличение часов не сможет повысить роль и значение физической культуры в воспитании привычек здорового образа жизни. На этих уроках необходимо учить не просто быстро бегать и далеко прыгать, а раскрывать перед детьми всю красоту физической культуры и гармоничного развития личности. И для качественной физической подготовки школьников, нужно заинтересовывать их. Если предмет будет скучен, никакими доводами не докажешь его пользу. Уроки физкультуры должны быть не просто сдачей нормативов, а взращиванием у школьников культуры здорового образа жизни, его понимания и стремления к нему. Но нормы, к которым необходимо стремиться детям, должны существовать. Я не говорю о возврате комплекса норм ГТО, т.к. школьники, по данным статистики, не справляются с нормативами, которые были нормой для школьников 20 века. На сегодняшний день в некоторых регионах нашей страны уже сдают нормы ГТО, и только 30%  сдающих имеют золотые и серебряные значки. Необходимо ввести систему нормативов похожую на тот комплекс, но соответствующую современному контингенту людей.

В этой связи одна из главных задач современной школы – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни (ЗОЖ), сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого учащиеся должны осознать и, главное, принять для себя основные принципы ЗОЖ. Учебные занятия должны превращаться постепенно в уроки познания себя, своего организма, своих нравственных, волевых качеств, духовных и физических возможностей.

На современном этапе развития физкультурного образования школьников появляется большая свобода в выборе вариантов существующих программ по физической культуре, что позволяет учителям не только акцентировать внимание на традиционных упражнениях, но и учитывать интересы школьников, изменения моды на различные виды физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

За последние годы наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. Однако, есть еще ряд направлений:

  • внедрение в систему общеобразовательных учреждений мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся;
  • создание сети физкультурно-оздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных клубов, спортивных команд, туристских клубов (центров), функционирующих на базе общеобразовательных учреждений;
  • совершенствование системы проведения всероссийских соревнований среди школьных команд по различным видам спорта с целью привлечения большего числа детей и подростков к занятиям спортом и отбора наиболее талантливых из них для занятий спортом высших достижений;
  • организация ежегодного всероссийского смотра-конкурса общеобразовательных учреждений на лучшую организацию спортивно-массовой работы;
  • совершенствование программ для повышения квалификации учителей физической культуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.

В связи с этим решение проблемы управления процессом оздоровления школьников средствами физической культуры требует разработки механизма, который бы обеспечивал интеграцию его элементов в целостную систему. Поэтому актуальной, становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития детей.

В  соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, существуют пути совершенствования учебно-воспитательного процесса, а именно:

  • создание групповых объединений школьников по интересам в соответствии с их спортивными предпочтениями, что позволяет не только повысить мотивацию учащихся к урокам физического воспитания, но и дает возможность обеспечить эффективную их организацию;
  • комплексирование содержания и технологий проведения различных видов и форм урочных, внеурочных, внеклассных занятий физическими упражнениями, в том числе и в домашних условиях;
  • повышение доли рекреационных видов занятий как в ходе обязательных, так и самостоятельных форм физического воспитания учащихся общеобразовательных школ.

С 2006 года в СПб реализуется программа «Мой первый школьный стадион», в рамках которой практически все образовательные учреждения обеспечены современными пришкольными стадионами, реконструируются школы, строятся школьные бассейны. В нашем лицее, имеется современный инвентарь и оборудование, с которым могут заниматься дети с ослабленным физическим развитием, и приобщаться к миру спорта. Построена универсальная спортивная площадка, которая летом функционирует как стадион, а зимой как каток, с искусственным льдом.  И взрослые,  и дети могут проводить свободное время, занимаясь не только спортом, но и собственным физическим развитием.

На примере своей работы, могу сказать, что при использовании оздоровительного подхода в системе уроков физической культуры, делается акцент на значимый тренировочный эффект и высокий уровень развития физических качеств за счет увеличения объема обязательных занятий физической культурой. С физиологической точки зрения тренировочный эффект определяется уровнем функциональных возможностей отдельных систем и организма в целом. У многих ребят нашей школы улучшились показатели силовых (на 6,8%), скоростно-силовых (на 20%), координационных способностей (на 25%), гибкости (на 13,1%). Многих детей перевели из подготовительной группы здоровья  в основную. В связи с этим, должно быть, понимание необходимости позитивного качественного изменения организационно-содержательных и технологических аспектов физического воспитания.

Давайте не будем забывать о своем здоровье и здоровье наших детей. Ведь дети – это наше с вами будущее, будущее нашей великой страны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль физической культуры в системе современного образования".

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕСОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯСовременное содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с достаточной...

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современное содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и на то, чтобы он был де...

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВСИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современное содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы выпускник школы вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и на то, чтобы он был де...

статья "Роль физической культуры в современной школе"

Зачем нужна физкультура и какая она должна бытьВо многих российских школах физкультура — это такая форма отвлечения от умственной и психологической нагрузки ребёнка, кот...

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВСИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО  ОБРАЗОВАНИЯ...