программа спортивные игры "Баскетбол" 8-11 классы
рабочая программа по физкультуре (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Полевик Александр Викторович

прлограмма дополнительных занятий поФК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл баскет в 8-11 кл.34.66 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №22 среднего общего образования открытого акционерного общества  «Российские железные дороги»

«Согласовано»

Руководитель МО

Гельманова И.Г.

___________.

Протокол № ___ от

«31» августа 2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

 по УМР Петров И. П.

___________________

«31» августа 2017 г.

«Утверждаю»

Директор

Заиграева Н. В.

_______________

«31» августа 2017 г.

                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной работе

баскетбол

                                                                                 8-11 класс

 

  Составитель:                                                                                                                                                                                                       Полевик А. В., ПДО (соответствие занимаемой должности)

г. Улан-Удэ

2017 - 2018 учебный год

Пояснительная записка

Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений.  Применяется в общеобразовательных учреждениях, где используется программа В.И. Ляха, А.А. Зданевича, вариативная часть баскетбол. Программа создана на основе программы: «Внеклассная работа. Спортивные секции. Баскетбол»  (Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич).Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2009г).

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи

Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Цель программы – углубленное изучение спортивной игры баскетбол.

Основными  задачами программы являются:

  • Укрепление здоровья;
  • Содействие правильному физическому развитию;
  • Приобретение необходимых теоретических знаний;
  • Овладение основными приемами техники и тактики игры;
  • Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
  • Привитие ученикам организаторских навыков;
  • Повышение специальной, физической, тактической подготовки;
  • Подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу;

Материал программы  дается в трех разделах: основы знаний, общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

Содержание данной программы рассчитано на систему  занятий в неделю (1-й год обучения 1 занятие в неделю; 2-й год обучения 2 занятия в неделю; 3-й год обучения 3 занятия в неделю) продолжительностью занятия 2часа (90минут).

Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее.

 Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями.

Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу.

Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.

 Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в процессе занятий школьной секции по баскетболу для учащихся 8–11-х классов представлено в примерном учебном плане.      

Описание места учебного курса в учебном плане.

В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувства коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.

Занятия проводятся во внеурочное время из расчета 2 раза в неделю.

Требование к уровню подготовки учащихся.

К занятиям допускаются учащиеся успевающие по программе физической подготовки на уроках физической культуры и имеющие врачебный допуск.

После прохождения учебного материала учащийся  должен

Знать:

  • характеристику современных форм построения занятий по баскетболу;
  • использование ОРУ в решении задач физического развития здоровья;
  • возрастные особенности ведущих психических процессов (внимания, памяти, мышления);
  • возрастные особенности развития основных физических качеств.

Уметь:

  • быстро и ловко передвигаться по площадке (в нападении - уметь правильно “открываться”, в защите - уметь правильно “закрывать” защитника);
  • свободно ловить и передавать мяч различными способами и на различные расстояния; мяч правой и левой рукой;
  • вести мяч правой и левой рукой;
  • выполнять броски мяча с близкого расстояния;
  • осуществить контроль функционального состояния организма при выполнении физических упражнений;
  • определить уровень достижений оздоровительного эффекта и физического совершенства.

Демонстрировать:

  • изученные элементы баскетбола в двусторонней учебной игре;
  • взаимодействия с командой в двусторонней учебной игре;
  • развитие физических способностей по социальным тестам средствами баскетбола и региональным тестам физической подготовленности;
  • возрастную динамику физической подготовленности;
  • оценку показателей физического развития.

По итогам освоения программы учебного курса создается сборная команда школы, для участия в спартакиаде «Бодрость и здоровье», проводимой администрацией г. Улан-Удэ. По итогам выступления в которой оценивается работа учащихся в данном направлении.

Содержание разделов программы

Теоретическая подготовка

1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.

2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.

3. Физическая подготовка баскетболиста.

4. Техническая подготовка баскетболиста.

5. Тактическая подготовка баскетболиста.

6. Психологическая подготовка баскетболиста.

7. Соревновательная деятельность баскетболиста.

8. Организация и проведение соревнований по баскетболу.

9. Правила судейства соревнований по баскетболу.

10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.

Физическая подготовка

1. Общая физическая подготовка.

Общеразвивающие упражнения:  элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат). Подвижные игры. Эстафеты. Полосы препятствий. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

2. Специальная физическая подготовка. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

Техническая подготовка

 1. Упражнения без мяча. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:  с разной скоростью; в одном и в разных направлениях. Передвижение правым – левым боком. Передвижение в стойке баскетболиста. Остановка прыжком после ускорения. Остановка в один шаг после ускорения. Остановка в два шага после ускорения. Повороты на месте. Повороты в движении. Имитация защитных действий против игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты.

2. Ловля и передача мяча. Двумя руками от груди, стоя на месте. Двумя руками от груди с шагом вперед. Двумя руками от груди в движении. Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с шагом вперед. То же после ведения мяча. Передача одной рукой с отскоком от пола. Передача двумя руками с отскоком от пола. Передача одной рукой снизу от пола. То же в движении. Ловля мяча после отскока. Ловля высоко летящего мяча. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении.

3. Ведение мяча. На месте. В движении шагом. В движении бегом. То же с изменением направления и скорости. То же с изменением высоты отскока. Правой и левой рукой поочередно на месте. Правой и левой рукой поочередно в движении. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

4. Броски мяча. Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. В прыжке одной рукой с места. Штрафной. Двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. В прыжке со средней дистанции. В прыжке с дальней дистанции. Вырывание мяча. Выбивание мяча.

Тактическая подготовка

 Защитные действия при опеке игрока без мяча, с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Командные действия в защите, в нападении. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

Методы и формы обучения

Словесные методы:

объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы:

показ упражнений, наглядные пособия, видеофильмов.

Практические методы:

Метод упражнений; игровой; соревновательный, круговой тренировки.

Формы обучения:

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Учебно – тематическое планирование

  Таблица 1

Виды спортивной подготовки

1-й год обучения

5-6 класс

2-й год обучения

7-9 класс

3-й год обучения

9-11 класс

1.

Теоретическая

2

3

3

2.

Техническая

17

30

37

2.1 Имитация упражнений без мяча

2.2 Ловля и передача мяча

2.3.Ведение мяча

2.4. Броски мяча

3.

Тактическая

5

12

20

3.1 Действия игрока в нападении

3.2 Действия игрока в защите

4.

Физическая

4

9

18

4.1 Общая подготовка

4.2 Специальная

5.

Участие в соревнованиях по баскетболу

5

14

20

6.

Тестирование

2

2

4

7.

Итого

35

70

102

Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение образовательной деятельности

Материально-техническое обеспечение

  1. Щиты с кольцами
  2. Стойки для обводки
  3. Гимнастическая стенка
  4. Гимнастическая скамейка
  5. Скакалки
  6. Гимнастические маты
  7. Мячи баскетбольные
  8. Гантели различной массы
  9. Насос ручной со штуцером.

Литература для учителя:

Организация работы спортивных секции в школе: программы и рекомендации/ авт.-сост. А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель 2010.

Баландин Г.А.  Урок физкультуры в современной школе.

Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова,  Т.Н. Казакова. – М.: Советский

спорт,2007.

Ковалько В.И. Индивидуальная тренировка

Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячом, 2009.

Мини – баскетбол в школе. Ю.Ф. Буйлин

Воспитание физических качеств (метод пособие) 2004 год.

Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов  2005 год

Интернет – ресурсы

Сеть творческих учителей  www.it-n.ru

http://www.bibliotekar.ru  библиотека

http://ru.savefrom.net/  для скачивания видео с интернета

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&tmpl=com        Сеть

творческих учителей,

http://www.openclass.ru/sub/Физическая культураСообщество взаимопомощи учителей, физическая культура. Общество

учителей физической культуры.

http://www.uchportal.ru                Учительский портал.

http://ballplay.narod.ru                Персональный сайт Скиндера  Александра Васильевича. На сайте очень  много полезнойинформации  по методике подготовки баскетболистов.

http://www.kes-basket.ru/                Школьная баскетбольная лига.

http://g2p.tatarstan.ru/rus/info.php?id=6990         Информационный сайт

министерства Республики Татарстан, физкультура

Литература для учащихся:

Литвинов Е.Н. Физкультура! Физкультура! _ М.:Просвещение.2004

Мейксон Г.Б. Физическая культура для 5-7 классов. М.: Просвещение, 2011

Виленский М.Я.; Туревский И.М.; Матвеев А.П. Физическая культура: 8-9 кл. – М.: Просвещение, 2011

Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спортивного праздника « Папа, мама, я – спортивные друзья»

Цели и задачи: создание воспитательной среды, способствующей привлечению большего количества учащихся для занятий спортом....

Рабочая программа спортивного кружка "Расти здоровым и спортивным".

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второ...

«Методические рекомендации по проведению занятий в спортивном зале школы по дополнительной общеразвивающей программе «Спортивное ориентирование»

Цель данной методической разработки: помощь начинающему педагогу в выборе заданий для проведения занятий и организации проведения занятий в спортивном зале.В работе представлены комплексы заданий для ...

Спортивно-игровая программа «Спортивные девчата!»

Спортивно-игровая программа предназначена для популяризации физической культуры у девушек; формирование устойчивого интереса к урокам физической культуры и спорта; воспитание взаимовыручки и красоты...

Рабочая программа "Спортивные игры"(Веселые старты) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения

Общей целью программы является популяризация здорового образа жизни,формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,целостном развитии физических и психических ка...

Рабочая программа "Спортивные игры"(Волейбол) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения

Актуальность.Занятия волейболом -эффективное средство укрепления здоровья,улучшения физического развития учащихся....