Технология дифференцированного физического воспитания учащихся
методическая разработка по физкультуре (11 класс) на тему

Каужанов Руслан Серикович

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_dif_f.v.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

        В последнее десятилетие в России отмечено дальнейшее ухудшение состояния здоровья и уровня физической подготовленности школьников, проявление дисгармоничности их физического развития и существенное снижение физической работоспособности. Эта негативная тенденция требует внесения радикальных изменений в процесс физического воспитания школьников, начиная с младших классов.

        Дети, занимаясь на уроках физической культуры, имеют различные уровни здоровья, физической подготовленности, теоретической и психической готовности к решению основных задач учебно-воспитательного процесса. Обобщенный выбор средств физического воспитания, усредненный способ дозирования физической нагрузки, которые явно превалируют в школьной физической культуре, не дают возможность учитывать индивидуальность человека, делают физическую нагрузку для одних занимающихся чрезмерной, а для других недостаточной. В процессе урочных и внеурочных форм занятий устранить эти недостатки можно, если учитывать направленность развития моторики ребенка, его природную предрасположенность к определенному виду двигательной деятельности, распределяя занимающихся по однородным типологическим подгруппам.

        Для повышения эффективности физического воспитания учащихся младшего школьного возраста общеобразовательных учреждений необходимо существенно изменить содержание уроков физической культуры, сделать их более привлекательными, доступными и интересными, использовать типоспецифические средства физического воспитания для развития физических способностей, формирования двигательных умений и навыков, приучить детей к самостоятельному выполнению физических упражнений, которые им в большей мере свойственны, сформировать основы соответствующих знаний. Отсутствие понимания данного единства является в настоящее время одной из главных причин низкой физкультурной активности учащихся и отсутствия должного её проявления в их образе жизни.

        Специалисты рекомендуют дифференцировать физическое воспитание учащихся на основе учета и анализа следующих характеристик: структура моторики (С.Н. Блинков, 2000), оценка морфологических признаков (В.П. Губа, 2000), особенности развития физических качеств (В.Д. Бурлыков, 2006; Е.А. Лорошкова, 1996), конституционально-типологическая принадлежность (А.Н. Аксенова, 2006; А.Н. Беляев, 2000; А.А. Пономарев, 2006), уровень владения техникой двигательных действий (З.И. Кузнецова, 2007), типологические способы контроля (А.Н. Каинов, 2005), особенности гармоничности физического развития (Е.Н. Бобкова, 2006), специфика структуры показателей физического состояния (А.Н. Борцова, 2006), выбор средств определенного вида спорта (М.Н. Тиюнайтис, 2010).

        Технология физического воспитания учащихся младшего школьного возраста, основанная на учете их типологических особенностей, способствует существенному улучшению состояния здоровья, повышению уровня развития физических способностей, умственной и физической работоспособности, увеличению двигательной активности. Она более эффективна по сравнению с традиционно применяемыми физкультурно-спортивными технологиями в средних общеобразовательных учреждениях.
Распределение средств физического воспитания с учетом конституциональной принадлежности учащихся, дозирование физической нагрузки в соответствии с уровнем биологического развития и физической подготовленности, использование разноуровневых двигательных режимов исходя из состояния здоровья, типа моторного развития, введение нормативов физической подготовленности на основе учета весоростовых показателей, позволяет существенно повысить эффективность физического воспитания детей младшего школьного возраста, содействует их приобщению к регулярным занятиям физическими упражнениями и воспитанию физической культуры как важной составляющей здорового образа жизни.

        Технология дифференцированного развития физических качеств и обучения двигательным действиям предполагает специфичную организацию учебного материала в виде дифференцированной методики обучения и тренировки для групп учащихся с различным уровнем подготовленности и различным темпом обучения .Технология — это система форм, методов и средств обучения, которая соответствует стандарту образования по физической культуре, строится на основе учёта индивидуальных темпов обучения и различных уровней физической подготовленности школьников [4; 6]. Цель технологии — совершенствование учебно-воспитательного процесса по предмету «физическая культура» на основе учёта индивидуальных возможностей учащихся и дифференциации процес- са обучения и развития физических качеств [1; 6]. Технология дифференцированного обучения преследует решение следующих задач: 1. Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам, применению их в различных по сложности условиях. 2. Повышение уровня физической и функциональной подготовленности. 3. Развитие индивидуальных особенностей ученика, ликвидация слабых сторон физической подготовленности.

        В отношении периода дошкольного детства у детей до 7 лет также имеются половые различия в динамике формирования основных движений, физических качеств и двигательной активности.

        Особенности развития движений у дошкольников в зависимости от пола одной из первых исследовала Е.Г. Леви-Гориневская. Ею были получены данные, свидетельствующие об отставании девочек от мальчиков по результатам выполнения большинства контрольных упражнений.

        В ходе дальнейших исследований ученые приходят к выводу  о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками (средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метаниях превышают результаты девочек; девочки же выполняют лучше мальчиков упражнения на гибкость и равновесие), о различиях их двигательной активностью в повседневной жизни и интересом к физическим упражнениям  , подвижным играм.  и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания.

        Изучая возрастно-половые особенности двигательной активности детей дошкольного возраста ученые утверждают, что половые различия по продолжительности двигательной активности несущественны, по объему — более значимы, а по интенсивности — значительны (в пользу мальчиков).

        По данным исследований М.А.Руновой средний объем двигательной активности детей за время пребывания в дошкольном учреждении у мальчиков 5 лет составляет 12650 движений, девочек – 11800 движений; мальчиков 6 лет – 13800 движений, у девочек – 13200; у детей 7 лет соответственно 14250 и 13600 движений.

        В исследованиях, характеризующих возрастные, половые и индивидуальные особенности двигательной активности детей дошкольного возраста, отмечается ее зависимость от различных факторов, в том числе от сезонных явлений, климатических условий, от уровня постановки физического воспитания в детских учреждениях.

        Многие исследователи в своих работах отмечают, что содержательная  сторона самостоятельной двигательной деятельности мальчиков и девочек имеет свою специфику, объясняя это разными интересами детей разного пола. В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры более спокойного характера: с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.).

        Л.В. Карманова отмечает, что уже в пятилетнем возрасте наблюдается значительное различие между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. По ее мнению, это также можно объяснить тем, что девочки предпочитают данные упражнения, в то время как мальчики их практически не используют в самостоятельной деятельности.

        Исследования А.П. Усовой свидетельствуют о высокой степени достоверности половых различий в развитии метания на дальность у детей 7 лет. Прирост показателей у девочек с 6 до 7 лет составил, по данным автора, всего 2,5%, в то время как у мальчиков – 17%.

        Следует учитывать, что исторически метание было прерогативой мужчин, мальчикам нравятся подобные упражнения, и они чаще самостоятельно выполняют их.

        В результате педагогических наблюдений М.А.Рунова  делает вывод о том, что в старшем возрасте стирается резкая грань в содержании самостоятельной деятельности мальчиков и девочек, ярко выраженная у пятилетних детей. Как у мальчиков, так и у девочек проявляется достаточно устойчивый интерес к одним и тем же спортивным играм и упражнениям. В зимнее время года большим успехом у них пользуются такие спортивные упражнения, как катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

        В теплое время года дети любят игры с мячом, обручем, со скакалкой. . В этих упражнениях участвуют как мальчики, так и девочки. Можно нередко видеть, как девочки учат мальчиков прыгать через скакалку разными способами, а мальчики обучают девочек езде на велосипеде.

        По результатам своих исследований М.А.Рунова отмечает  наличие несущественных различий в средних величинах объема двигательной активности у мальчиков и девочек 5-7 лет. Так средний объем ДА мальчиков 6 лет в самостоятельной деятельности составляет 2500 движений, девочек  2210 движений. Средний объем ДА мальчиков и девочек 7 лет в самостоятельной деятельности составляет 3275 и 3040 движений соответственно. Таким образом, мальчики по сравнению с девочками более подвижны в самостоятельной деятельности. В организованной деятельности эти отличия менее заметны.

        Наиболее благоприятным для девочек 5-6 лет, считает Т.Ю. Логвина, является режим средней двигательной активности (до двух с половиной часов в неделю занятий физическими упражнениями), а для мальчиков этого возраста - режим большой двигательной активности (до трех с половиной часов в неделю).

        Это послужило основанием для того, чтобы в большинство учебно-методических пособий по физической культуре дошкольников были включены различные нормативы физической готовности для девочек и мальчиков.

        В общественном дошкольном воспитании всегда доминировало совместное воспитание детей. Многие исследователи, изучая особенности совместной деятельности мальчиков и девочек, делают вывод, что девочки и мальчики требуют разного подхода в воспитании, обучении, но их нельзя лишать контактов друг с другом.

        Традиционная система физического воспитания, определяемая “Программой воспитания и обучения в детском саду”, не предлагает раздельных показателей двигательной подготовленности мальчиков и девочек, хотя для шестилеток, обучающихся в школе, это предусматривается.

        Однако, большинство практических работников предпочитают работать в смешанной группе, считают целесообразным учитывать половые особенности дошкольников в процессе занятий, но не всегда знают, как это делать.

        Н.И. Бочарова утверждает, что целесообразно осуществлять дифференцированное воспитание мальчиков и девочек по следующим направлениям:

        1. Учет сензитивных (критических) этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах.

        2. Осуществление общей физической подготовки без разделения по половому признаку. Разница может проявляться лишь в дозировке нагрузки в упражнениях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий и т. п. Более глубокая специальная подготовка может осуществляться через раздельную программу для мальчиков и девочек. Она может быть основана на использовании разных видов спортивных игр и упражнений, игр соревновательной направленности (с преимущественным развитием определенных качеств), элементов спортивной гимнастики и акробатики.

        3. Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

        Указанные направления могут быть реализованы на обычных физкультурных занятиях, когда вводная и заключительная части, а также общеразвивающие упражнения и подвижные игры проводятся фронтально со всеми детьми, а обучение основным видам движений, спортивным упражнениям или элементам спортивных игр в основной части планируется отдельно для мальчиков и девочек.

        Раздельное проведение занятий, по мнению Н.И.Бочаровой [5], лишает мальчиков и девочек эмоционального контакта, совместных переживаний и познания друг друга, а воспитателя — возможности формировать ценные нравственные качества, правильные взаимоотношения между разнополыми детьми.

        Достаточно эффективной является организация работы с подгруппой детей (по половому признаку) на прогулке и в другие режимные моменты в форме подвижных игр, игровых упражнений и заданий.

        По мнению С.Филиппова учет половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями можно вести по таким направлениям, как: подбор упражнений, нормирование физической нагрузки, методика обучения сложным двигательным действиям, педагогическое руководство двигательной деятельностью, участие детей в играх и соревнованиях, их двигательные предпочтения, взаимодействие в процессе выполнения физических упражнений, система поощрений и наказаний, требования к качеству выполнения заданий, инвентарь и  оборудование, расстановка и уборка снарядов, диагностика физического состояния.

        Для организации и проведения физкультурных занятий специалисты  предлагают следующие варианты двигательной деятельности:

I блок - занятие всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия.

II блок- занятие по подгруппам (мальчики и девочки)

III блок - “интегрированный вариант” проведения занятия

        Первый вариант занятий имеет свои разновидности, например:

в подготовительной и заключительной части занятий дети выполняют упражнения все вместе, а в основной они делятся на подгруппы;

все дети занимаются вместе, а общеразвивающие упражнения мальчики выполняют с отягощениями, учитывая исходные положения и дозировку.

        Второй вариант, это занятия, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками или тематические занятия, где двигательная деятельность носит ярко выраженный поло ролевой характер.

        Так называемый “интегрированный вариант” предполагает проведение занятия с подгруппой детей (мальчиков или девочек), где в одной из частей принимают участие дети другого пола, демонстрируя своё мастерство. На занятиях этого типа детям предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкость, ритмичность, затраты дополнительных усилий - для мальчиков; пластичность, выразительность, грациозность - для девочек. При разработке комплексов упражнений педагоги учитывают двигательные предпочтения мальчиков (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье) и девочек (упражнения с мячом и скакалкой, танце вальные движения).

        Н.И. Бочарова  указывает на то, что в последнее время распространение получила секционная и кружковая работа. Так, секции по художественной, ритмической гимнастике, фигурному катанию, хореографии посещают преимущественно девочки, а мальчики занимаются спортивными играми с мячом и шайбой, упражнениями на тренажерах, легкой атлетикой.

        Таким образом, уже с дошкольного возраста, педагоги должны активно формировать соответствующее полу ролевое поведение мальчиков и девочек на занятиях физическими упражнениями, что значительно повысит качество и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Примерные конспекты дифференцированных занятий по физической культуре

Занятие для девочек

Цель. Развивать координацию движений. Совершенствовать навыки владения мячом. Учить ритмично двигаться под музыку.

Материал и оборудование. Аудиозапись «Цыганочки». Скакалки, маты, мячи, стойки.

Ход занятия

Вводная часть.

1.  Ходьба обычная, с изменением положения стоп, змейкой, в полуприседе, при ставным шагом, скрестным шагом (2,5 мин.).

2.   Бег обычный, с изменением темпа, с подскоками, галоп (2 мин.).

3.  Ходьба обычная, с выполнением упражнений на восстановление дыхания (0,5 мин.).

При ходьбе и беге следить за осанкой.

4. Дыхательное упражнение «Лес шумит». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вправо (влево) - вдох. Вернуться

в и.п. - выдох (0,5 мин.). Упражнение выполнять медленно, плавно.

Основная часть.

1. Общеразвивающие упражнения с элементами ритмической гимнастики (выполняются под аудиозапись «Цыганочки»).

«Зеркало».

И.п.: ноги слегка расставлены, руками обнять себя за плечи.

1 - руки в стороны, ладони вверх; 2 - ру ки вверх; 3 - согнуть руки в локтях на уров не поднятых предплечий, ладони перед глазами; 4 - вернуться в и.п. (8 раз).

«Движения плечами».

И.п.: основная стойка, ладони слегка прижаты к бедрам.

1 - поднять правое плечо; 2 - вернуться в и.п.; 3 - поднять левое плечо; 4 - вернуться в и.п. (4 раза).

«Фонарики».

И.п.: основная стойка, руки согнуты в локтях, предплечья подняты.

1 - отвести назад правую ногу, согнутую в колене, одновременно вращая кистями; 2 - вернуться в и.п.; 3-4 - то же левой ногой (по 4 раза).

«Самовар».

И.п.: основная стойка, руки согнуты в локтях.

1 - поднять руки над головой, хлопнуть в ладоши; 2 - ударить правой рукой по пятке

правой ноги, согнутой в колене и отведен ной назад - в сторону; 3-4 - то же влево (по 4 раза).

«Наклоны».

И.п.: основная стойка, руки на поясе.

1 - правую ногу отставить в сторону на носок, наклониться вправо, левую руку под нять над головой; 2 - вернуться в и.п.; 3-4 - то же влево (по 4 раза).

«Веер».

И.п.: основная стойка, руки вытянуты перед собой.

1 - мах правой ногой вперед, обе руки вправо; 2 - вернуться в и.п. 3-4 - то же вле во (по 4 раза).

«Цветок».

И.п.: основная стойка, руки опущены.

1 - шаг вправо, руки в стороны; 2 - обнять левую ногу, согнутую в колене, голову опустить; 3-4 - вернуться в и.п. То же влево (по 4 раза).

«Перепляс».

И.п.: основная стойка, руки на поясе.

1 - мах правой ногой вперед; 2 - носком коснуться пола перед собой; 3 - мах назад ногой, согнутой в колене; 4 - вернуться в и.п. То же левой ногой (по 4 раза).

2. Основные движения

-  Прыжки со скакалкой с продвижением вперед (2 мин.).

- Акробатическое упражнение «Березка». И.п.: сидя, ноги согнуты, руками обхватить колени.

1 - перекат назад; 2 - упор руками в поясницу; 3 - поднять прямые ноги вверх; 4 -вернуться в и.п. (4 раза).

При выполнении упражнения тянуть носки, подбородок прижимать к груди.

-  Перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди с продвижением вперед (4 мин.).

Заключительная часть.

Эстафета.

Девочки делятся на две команды.

Прыжки с мячом, зажатым между ног, до стойки. В обратном направлении - ведение мяча с продвижением вперед.

«Гимнастика маленьких волшебниц».

Девочки выполняют имитационные упражнения, «превращаясь» в «бабочек», «птиц», «снежинки» и т.п. (2 мин.).

Занятие для мальчиков

Цель. Развивать ловкость, силу и выносливость. Совершенствовать навыки владения мячом. Воспитывать организованность, интерес к игре в футбол.

Спортивное оборудование. Гимнастические скамейки, мячи, маты.

Ход занятия

Вводная часть.

1.  Ходьба с изменением положения стоп, в разных направлениях, врассыпную, с остановкой по сигналу, широким шагом с выпадами вперед (2,5 мин.).

2.   Бег обычный, с изменением скорости, змейкой, с преодолением препятствий (2,5 мин.)

3. Ходьба обычная, с выполнением упражнений на восстановление дыхания (0,5 мин.).

При ходьбе и беге следить за осанкой.

4.  Дыхательное упражнение «Лесоруб». И.п.: ноги на ширине плеч, руки прямые, сцеплены в «замок» над головой.

1 - вдох, резкий наклон вперед, выдох, мах руками между ног; 2 - плавно вернуться в и.п. (0,5 мин.).

Основная часть.

1. Общеразвивающие упражнения на гимнастической скамейке. «Ловкие наездники».

-   И.п.: сидя верхом на скамейке, руки вдоль туловища.

1 - поднять руки через стороны вверх, хлопок над головой; 2 - вернуться в и.п. (8-10 раз).

-  И.п.: то же, руки за головой.

1 - наклон вправо (влево); 2 - вернуться в и.п. (по 4 раза).

-  И.п.: то же, руки в упоре сзади.

1 - поставить обе ноги на скамейку; 2 -вернуться в и.п. (5-6 раз).

«Тетива лука».

И.п.: лежа на животе поперек скамейки, ступни и ладони касаются пола.

1 - поднять руки и ноги вверх, прогнуть ся в спине; 2 - вернуться в и.п. (5 раз).

«Вскочи в седло».

И.п.: стоя лицом к скамейке, руки опущены вдоль туловища.

1 - взяться за края скамейки; 2 - вскочить на нее; 3 - перескочить на другую сторону; 4 - вернуться в и.п. То же в обратную сторону (по 5-6 раз).

«Кузнечики».

И.п.: стоя на скамейке, руки на поясе.

Подпрыгивать на двух ногах с продвижением вперед (0,5 мин.).

Проводится со страховкой.

2. Основные движения.

-  Прыжки на месте (одна нога вперед, другая назад), в чередовании с ходьбой (по 20 прыжков 4 раза).

- Прыжки на одной ноге через 4-6 линий (2 мин.).

- Прокатывание мяча правой и левой но гой в заданном направлении.

-  Передача мяча ногами друг другу (выполняется в парах).

-   Акробатическое упражнение «Буме ранг».

И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища.

1 - поднять ноги; 2 - упереться руками в поясницу; 3 - вытянуть прямые ноги за головой; 4 - вернуться в и.п. (3 мин.).

Заключительная часть.

Подвижная игра «Задержи мяч».

Мальчики образуют круг, в центре которого стоит защитник. Дети передают мяч ногами друг другу. Защитник пытается его за держать, если ему это удается, занимает место игрока, чей удар он перехватил (3 мин.).

«Гимнастика маленьких волшебников».

Мальчики выполняют имитационные упражнения, «превращаясь» в «лошадей», «зайцев», «котят» и т.п. (2 мин.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в процессе физического воспитания учащихся как один из главных факторов организации личностно-ориентированного воспитательного процесса.

Материал может быть полезен молодым учителям, а также при подготовке выступления по соответствующей тематике на заседании МО или педагогическом совете....

Методика интенсификации процесса физического воспитания учащихся малокомплектных сельских школ на основе инновационных технологий

Ключевые слова: физическое воспитание, спортивно ориентированный подход, инновационная программа, игровые средства.Аннотация: В системе рассматриваются вопросы модернизации школьного физического воспи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании учащихся в условиях модернизации регионального образования

В рамках работы рассматривается актуальная проблема современного времени по сохранению здоровья учащихся. Описываются комфортные условия для занятий физкультурой, рассматриваются особенности организац...