Организация деятельности учащихся на уроке физической культуры
методическая разработка по физкультуре на тему

Процик Наталья Владимировна

Организация деятельности учащихся на уроке физической культуры. Заметки из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация деятельности учащихся на уроке физической культуры            

Во время организации учебной деятельности следует помнить, что задачи, связанные с обучением и развитием двигательных качеств, не всегда вызывают интерес детей, поэтому при объяснении задач урока важно связать их с интересами и стремлениями учащихся данного класса.

Важным моментом в организации учебной деятельности являются современный контроль и оценка результатов деятельности учащихся. Контроль осуществляется путем непосредственного наблюдения со стороны педагога.

Контроль можно так же осуществлять при помощи простейших предметных ориентиров и приборов – манометра, секундомера, динамометра и т.д.

Выполнения задач урока предполагает определённую организованность учащихся.

В ходе уроков педагог оценивает усвоение учащимся учебного материала при помощи текущей оценки. Текущая оценка должна иметь большое стимулирующее значение. При её становлении учитывается закономерность становления навыка. Не следует выставлять оценки слабым учащимся.

Для оценки успеваемости применяют педагогические наблюдения за учащимися в процессе выполнения ими заданий.

Учебный процесс по физической культуре в школе, как и по другим предметам, проводится в форме урока. Уроки физической культуры в расписании школы целесообразно располагать так, чтобы между ними в течение недели были приблизительно равные промежутки времени.  

В настоящее время утвердилась трёхчасовая структура урока физической культуры.

Подготовительная часть (5-8мин) прежде всего начальная организация учащихся, психологическая и функциональная подготовка к предстоящей основной деятельности.

Организация учащихся начинается с обеспечения порядка в раздевалках, подготовки физкультурной одежды, построение учащихся перед началом урока. Освобожденные от занятий учащиеся в физкультурной обуви строятся на левом фланге, затем они принимают участие в уроке в роли помощников учителя. Психологическая подготовка заключается в организации направленности учащихся, формировании так называемой установки настроя на предстоящую работу. Достигается она построением учащихся, объяснением задач урока, чётким выполнением подготовительных, строевых и порядковых упражнений.

Форма объяснения должна быть краткой, чёткой, соответствовать уровню знаний учащихся, давать им представление о цели их учебной деятельности.

Одно из центральных мест подготовительной части урока занимает функциональная часть организма учащихся к предстоящей деятельности в основной части урока. Средствами решения этой задачи являются упражнения, не требующие длительного времени на подготовку и выполнение, легко дозируемые. К ним относятся: ходьба, бег, подскоки, общеразвивающие упражнения, способствующие усилению деятельности организма, “разогреванию” его, подготовки опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части урока. Подбор упражнений определяется также и задачами подготовки нервно-мышечного аппарата к выполнению сложных движений основной части урока. Упражнения должны соответствовать особенностям координационных механизмов, характеру механических нагрузок, которые будут выполняться на уроке. Если основная задача урока состоит в изучении движений, подготовительная часть урока максимально сокращается. Если изучаемое действие требует проявления значительного уровня двигательных качеств (быстроты, силы и др.) или на уроке предстоит выполнение упражнений, связанных с большой нагрузкой, необходимо предварительно как следует “разогреть” учащихся, причем такая разминка  может по ходу урока несколько раз повторяться.

Низкая температура воздуха на площадке или в зале требует большего объёма подготовительных упражнений, более высокой интенсивности при проведении упражнений. Если учащиеся излишне возбуждены или класс не отличается организованностью и дисциплиной, потребуется несколько большее количество строевых, порядковых упражнений на внимание, к выполнению которых следует предъявить повышенную требовательность. При недостаточной активности учащихся потребуются упражнения, вызывающие положительные эмоции, переключающие внимание на учебную работу по физической культуре.

В 4-8 классах нагрузка на мальчиков и девочек дифференцируется. Интенсивность нагрузки повышается постепенно, достигая максимума к концу подготовительной части. Наряду с задачами организации и подготовки учащихся к последующей деятельности подготовительная часть урока решает и задачи, связанные с совершенствованием ходьбы, бега, строевых упражнений, умений действовать согласованно и т.д.

В основной части урока (30-35мин) решаются ведущие части урока, связанные с овладением учебного материала программы, воспитанием двигательных, моральных, волевых качеств, укреплением здоровья детей. На основную часть урока в 4-6 классах планируют 2-3 задачи, связанные с обучением и совершенствованием двигательных действий, воспитанием двигательных качеств. В 7-8 классах в связи с более сложным учебным материалом число задач уменьшается. В последнее время в школе широкое распространение получили смешенные или комбинированные уроки, когда на одном уроке разучиваются, совершенствуются и закрепляются двигательные действия из разных разделов программ. Например, в 1 четверти на уроке изучается не только материал легкой атлетики, но и баскетбол, подвижные игры. На некоторых уроках наряду с лёгкоатлетическими упражнениями повторяются элементы гимнастики. Преимущество смешанных уроков заключается в том, что они отличаются большим разнообразием и вызывают большой интерес у занимающихся. Интерес достигается не только за счет смен физический упражнений, но и путём различных способов организации, построения учащихся, внешнего оформления (упражнения в движении, по разделениям, использование игры, соревнований).

Интенсивность и устойчивость внимания, яркость восприятия, активность памяти, точность координации движений, работоспособность, как правило, достигают наивысшего уровня у учащихся к началу основной части урока. Поэтому необходимо в начале основной части урока решать наиболее важные задачи. Обычно на уроке принята такая последовательность решения задач: ознакомление, разучивание и совершенствование. Однако на уроках смешенного типа, на которых одновременно изучаются и повторяются двигательные действия, иногда приходится нарушать подобную последовательность. Если изучаемое движение связанно с интенсивной нагрузкой, то его следует проводить после повторения учебного материала, связанного с проявлением ловкости, точности, сложной координации движений, равновесия.

Смешанные уроки требуют продуманного подбора разучиваемых двигательных действий. Необходимо избегать отрицательного переноса, когда изучение одного двигательного действия мешает усвоению другого. Особенно часто это бывает в тех случаях, если в двух различных двигательных действиях есть сходные фразы (например, отталкивание в прыжках в высоту и в длину с разбега).

Заключительная часть урока (3-5мин) решает задачу создания оптимальных условий для процессов восстановления: постепенное снижение нагрузки, эмоционального возбуждения, постепенный переход от активной двигательной деятельности к спокойному состоянию.

Для решения задач заключительной части урока используются легко дозируемые упражнения, ходьба, строевые и порядковые упражнения. Снижению нагрузки и возбуждения способствует применение упражнений на расслабление, на внимание. В заключении урока можно проверить заданные на кануне домашние задания и дать следующие.

Оканчивается урок подведением итогов.

Развитие двигательных качеств происходит в процессе овладения двигательными действиями. Однако эффективность воздействия их не всегда бывает высокой. В связи с этим на уроке предусматривается выполнение специальных упражнений. Упражнения на развитие гибкости могут найти место в любой части урока, на скорость и силу – в подготовительной части и основной, на выносливость – в основной части урока.

В числе упражнений домашнего задания могут быть упражнения, направленные на развитие двигательных качеств, закрепление отдельных элементов двигательных действий, исправление отклонений в физическом развитии. Задания должны быть безопасными для выполнения и соответствовать возможностям учащихся.

Деятельность учащихся на уроках физкультуры может быть организованна с помощью различных методов.

Фронтальный метод: учащиеся одновременно выполняют одно и то же задание. Это позволяет включить в работу сразу всех учащихся, повысить моторную плотность урока, дисциплину, сосредоточить внимание занимающихся. Однако фронтальный метод затрудняет учет индивидуальных особенностей учащихся.

Фронтальный метод используется во всех класса, но более распространен в 4-5, так как учащиеся этих классов еще не умеют самостоятельно овладевать движениями. Фронтальный метод применяется во время ознакомления учащихся с учебным материалом, при разучивании относительно простых упражнений, не требующих сложных снарядов, тщательной страховки и помощи во время их выполнения.

Групповой метод: предусматривает разбивку всех учащихся на несколько групп, каждая из которых выполняет свое отдельное задание. В группах учебные задания могут выполняться всеми учащимися одновременно (например, отталкивание в прыжках в длину с разбега, в другом разучивают крестный шаг в метании теннисного мяча, в третьем повторяют и совершенствуют передачу мяча в бескетболе), поочередно (например, при совершенствовании лазанья при наличии одного каната) или посменно (например, при разучивании или совершенствовании броска мяча в баскетбольное кольцо при наличии 2-4 колец).

Групповой метод организации занятий позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению и воспитанию. Группы дифференцируются, прежде всего, по полу, затем с учетом способностей учащихся в овладении движениями, их физической подготовки.

Использование группового метода позволяет широко внедрять в учебный процесс разнообразные формы самостоятельности учащихся. При подготовки к уроку, учитель предусматривает несколько вариантов учебных заданий, разных по сложности, но единых по содержанию и дидактическим целям.

Метод индивидуальных заданий можно использовать на уроках во время выполнения физических упражнений, направленных на воспитание двигательных качеств, для исправления ошибок отдельных учащихся. Обычно он применяется в работе с учащимися, отнесенными к подготовительной медицинской группе. Индивидуальные задания удобно давать в письменной, графической форме (на карточке) или устно.

Фронтально-групповой метод применяется при разучивании нескольких упражнений на гимнастических снарядах, позволяющих одновременно работать 8-10 учащимся. Обычно класс делят на 2-3смены, которые выполняют упражнения поочередно. Этот метод также можно использовать при разучивании и совершенствовании прыжков в высоты или длину с разбега при наличии большого количества гимнастических матов или удлиненной прыжковой ямы.

Поточный метод заключается в том, что учащиеся последовательно выполняют в начале одно упражнение, затем переходят к следующему.

Поточный метод может быть применен при занятиях в группе на одном снаряде.

Недостаток поточного метода – необходимость многократного перестроения учащихся, что затрудняет выполнение сложных упражнений. В связи с этим следует подбирать близкие по характеру движения.

Круговая тренировка как разновидность поточного метода применяется в целях развития двигательных качеств. Для проведения круговой тренировки подбирают 8-15 относительно простых и хорошо знакомых учащимся упражнений. На площадке или  в зале размечают места “станций”. Чаще всего их ставят по кругу, что удобно для перехода от одного вида упражнений к следующему. Класс делится на равные по числу группы, количество которых равно числу “станций”.

Большое значение для эффективности урока имеет рациональная организация мест занятий. На учебных занятиях следует по возможности широко использовать оборудование повышенной пропускной способности, позволяющее одновременно выполнять двигательные действия, различные учебные задания всему классу.

Также большое значение для эффективности урока, формирование интереса к учебным занятиям имеет применение музыкального сопровождения.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

       1. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. М.,2009.

2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. Для институтовтов физ.культуры – М.,2011

3. Физическая культура в школе. Методика уроков ФК в 5-6 классах. Под ред. З.И. Кузнецовой. М.,”Просвещение”, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Содержание  Введение ..................................................................................................Глава I. Теоретические основы методов стимулирования учебной деятельнос...

Критерии оценивания продуктивной деятельности учащихся на уроках физической культуры

Качественные и количественные критерии успеваемости учащихся по базовым составляющим физической подготовки и итоговая оценка...

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Обычно учителя физкультуры в школе считают, что успешное преподавание уроков физкультуры зависит  от наличия соответствующей спортивной базы, достаточного количества оборудования и спортивного ин...

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры и спортивных секциях, а также передача опыта в данном направлении между учителями физической культур

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации нео...

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках физической культуры

СодержаниеМетоды, формы и средства организации деятельности учащихся:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение...

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках физической культуры

Основные методы, используемые на уроках физической культуры:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуальный.Методы, направленные на совершенствование и развитие физических спосо...

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся на уроках физической культуры

Основные методы, используемые на уроках физической культуры:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуальный.Методы, направленные на совершенствование и развитие физических спосо...