Главные вкладки

    Музыкально-ритмические упражнения с гимнастической палкой
    статья по физкультуре на тему

    Литовченко Галина Владимировна

    Статья содержит примеры конкретных физических упражнений с гимнастической палкой, сопровождаемые рифмованными строчками из песенок, стихов, способствующих физическому и психическому развитию, формированию ритма и темпа движения у детей начальной школы с легкой и средней умственной отсталостью.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gimns.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья содержит примеры конкретных физических упражнений с гимнастической палкой, сопровождаемые рифмованными строчками из песенок, стихов, способствующих физическому и психическому развитию, формированию ритма и темпа движения у детей начальной школы с легкой и средней умственной отсталостью.

    Физические упражнения это движения или действия, используемые для физического развития человека. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, развития его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Физические упражнениям являются основным средством всех видов физической культуры. Они, действуя на головной мозг, вызывают чувство бодрости и радости, создают оптимистическое и уравновешенное нервно-психическое состояние.

    Физическое воспитание это организованный процесс воздействия на человека посредством упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы с целью формирования таких качеств и приобретения таких знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям общества и интересам личности.

    В ходе многочисленных исследований ученых-классиков психофизиологической науки (Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, П.К. Анохин и др.) были доказаны связи между развитием психомоторной сферы и высших психических функций, с приоритетным влиянием физического развития на развитие интеллектуальное. Включаясь в выполнение физических упражнений, организм ребенка начинает работать в особом режиме: нервная и опорно-двигательная системы устанавливают тесное взаимодействие. Любое действие, осуществляемое мышцами, сначала «отрабатывается» в нервной системе составляется программа выполнения этого действия. Мозг планирует последовательность и очередность сокращения мышц, частоту, силу и амплитуду этих сокращений и т.д. Таким образом, каждый физический акт запускает мощную работу в нервной системе, а физическая деятельность активизирует психическое развитие. Поэтому работа по физическому развитию ребенка должна быть организована регулярно и системно.

    Значимость такой работы еще больше возрастает, когда речь идет о детях с нарушением интеллекта. Использование представленных ниже упражнений будет способствовать не только физическому развитию детей указанной категории, но и коррекции недостаточности их психической сферы.

    При общеразвивающем характере каждого упражнения, можно отметить его первоочередное влияние на определенные параметры умственного развития:

    упражнения на согласование в работе обеих рук (ног) способствуют формированию межполушарного взаимодействия и, таким образом, усиливают те психические функции, которые обеспечиваются слаженной работой обоих полушарий. Это, прежде всего, мышление и речь;

    упражнения на развитие мелкой моторики способствуют активизации орального мышечного комплекса речевого развития ребенка, а в случае нарушений речи лежат в основе коррекции речевого недоразвития;

    упражнения для коррекции недостатков осанки и ходьбы способствуют включению в работу крупной мускулатуры тела, и, в первую очередь, тех мышц, которые вертикализируют тело, помогают выдерживать статические нагрузки. Использование этих упражнений повышает общую работоспособность организма, замедляет наступление утомления, увеличивает время продуктивной концентрации внимания.

    Исследования показали, что дети с самого раннего возраста любят ритмические движения. Ритм помогает быстрее освоить различные упражнения, устраняет резкость и угловатость при  их выполнении. Движения, сочетаемые с ритмическим словом, песней или музыкой, выполняются  точнее. Музыкально-ритмические упражнения, основанные на взаимосвязи ритма и движения повышают общий жизненный тонус детей с умственной отсталостью, помогают формированию основных движений, регулируют деятельность многих систем организма (сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, дыхательной), вырабатывают правильную осанку, формируют произвольность психических функций, оказывают коррекционное воздействие на формирование речевой функции. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти. Это одно из средств не только интеллектуального и физического, но и эмоционального, эстетического развития.

    На примере нескольких известных песенок, народных игр, всем известных детских стишков можно показать ребенку простые упражнения. Конечно, хорошо, если движение соответствует инструкции, но возможна и импровизация, следует учитывать возможности ребенка, его физическую подготовку.

    Светофор горит всегда!                                

    Красный свет – идти нельзя!    

    Желтый свет – идти готов! Свет зеленый – я иду и до линии дойду!

    Кладем палочку в 3-5 метрах. Ребенок шагает, доходит до палочки разворачивается.

    Мышь забралась к нам в кладовку,

    Сыра сбросила головку,

    Отщипнула крошку,

    Увидала кошку-

    И бежать, бежать, бежать

    Поскорее в норку.

    Палка стоит вертикально, ребенок придерживает ее рукой сверху, начинает ходить вокруг палки, постепенно увеличивая темп, со словами: «и бежать, бежать, бежать…», бежит вокруг палки.

    Тоже в обратную сторону.

    Еле, еле, еле, еле

    Завертелись карусели.

    А потом, потом, потом,

    Все бегом, бегом, бегом.

    Тише, тише, не спешите,

    Карусель остановите!

    Раз-два, раз-два,

    Вот и кончилась игра.

    Палка стоит вертикально, ребенок придерживает ее рукой сверху, начинает ходить вокруг палки, постепенно увеличивая темп, со словами: «и бежать, бежать, бежать…», бежит вокруг палки.

    Тоже в обратную сторону.

    Дай, Катюша, ручку мне-

    И топай, топай ножками,

    В лес пойдем мы за цветами

    Стежками-дорожками.

    Так пойдем мы до конца,

    Повернем обратно.

    Станут ножки сильными

    Топай-топай ножками.

    Кладем две палочки на пол, одна за другой, придерживая ребенка за руку, идет по палочке, носочки врозь, (другой вариант, идем по палочке приставными шагами).

    У нас славная осанка:
    Взгляд вперед,

    Живот подтянут

    И лопаточки свели.
    Мы походим на носках:

    Раз, два, три, четыре,
    А потом на пятках:

    Раз, два, три, четыре.

    Палочку держим за спиной, на согнутых в локтях руках. Идем на носочках, на пяточках.

    Руки вверх поднимем - раз
    Выше носа, выше глаз.
    Прямо руки вверх держать.
    Не качаться, не дрожать.
    Три - опустили руки вниз,
    Стой на месте не вертись.
    Повторяем, не ленись!

    Стойка ноги врозь. Держа палку обеими руками поднять ее вверх, на три – опустили руки вниз, вернулись в исходное положение. (Другой вариант, тоже, но на 1-2 положить палочку назад, на плечи).


    Будем делать повороты.
    Выполняем все с охотой.

    Раз – налево поворот,

    Два – направо поворот.
    Так, ничуть, не торопясь,
    Повторяем 8 раз.

    Стойка ноги врозь. Держать палку обеими руками на уровне груди, выполняем повороты подчеркивая ритм стишка.


    Вот полянка, а вокруг
    Липы выстроились в круг                                   Липы кронами шумят,
    Ветры в их листве гудят                                      
                                                                                   

    Вниз верхушки пригибают,
    И качают их, качают.

    Держим палочку, руки вверх шире плеч, круговые движения вокруг головы.

    Руки вниз, держим палочку за концы или шире плеч раскачиваем в фронтальной плоскости палочку из стороны в сторону.                                            

    Заинька, поклонись,

    Серенький, поклонись,

    Вот так, вот сяк поклонись.

    Заинька, повернись,

    Серенький, повернись

    Вот так, вот сяк, повернись.

    Заинька, топни ножкой,

    Серенький, топни ножкой,

    Вот так, вот сяк, топни ножкой.

    Тик-так, тик-так,

    ходят часики вот так.  

    Шаг вправо, шаг влево,

    шаг вперед и шаг назад,

    ручками похлопаем,

    ножками потопаем и подпрыгнем 8 раз.

    На первые три строчки, делаем наклоны:

    Исходное положение руки вверх, хват палочки на ширине плеч.

    На следующие – руки вперед, на уровне груди, делаем повороты вправо, влево.

    На последние три строчки палочку опускаем и выполняем задание в ритме песенки.

    Поднять руки вверх, хват на ширине плеч,

    Опустили руки вниз, выполняем в ритме, подчеркивая такт движения.

     

    На столе часы стоят,

    Целый день они стучат:

    Тики-таки, тики-таки,

    Тики-таки, тики-таки,

    Тики-таки, тики-таки.

    Ребенок сидит ноги скрестно или стоит, руки вверх, хват на ширине плеч, в ритме песенки, подчеркивает такт движения руками.

    А в лесу растет черника, голубика, земляника и брусника, и морошка, и найдем грибов немножко, чтобы все это собрать нужно глубже приседать.

    Руки вперед на уровне груди, хват на ширине плеч, приседание в ритме стиха.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Гимнастическая палка"

    Конспект урока для 1 класса....

    Корригирующие упражнения с гимнастической палкой

    План-конспект занятия в формате ЛФК для учащихся первого класса . Ведущий диагноз: нарушение осанки....

    Урок по физической культуре в 1 классе "ОРУ с гимнастическими палками. Лазание по гимнастической скамейке".

    Цель: обучить общеразвивающим упражнениям с гимнастической палкой и лазанью по гимнастической стенке и скамейке.Образовательная: совершенствовать навык выполнения общеразвивающих упражнений с гимнасти...

    Комплекс упражнений с гимнастической палкой на уроках физической культуры

    Данный, примерный комплекс с гимнастической палкой я использую на уроках гимнастики...

    Комплексы упражнений с гимнастической палкой для учащихся

    Комплексы упражнений  с гимнастической палкой для учащихся...

    Комплекс упражнений для мальчиков и девочек 5-7 класс №2 (с гимнастической палкой)

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20399607","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20399610","attributes":{"alt":"","class"...

    Комплекс упражнений с гимнастической палкой

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20399654","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20399658","attributes":{"alt":"","class"...