Главные вкладки

    Тактическая подготовка: тактика нападения (волейбол)
    методическая разработка по физкультуре на тему

    Камалова Гульчачак Мияссаровна

    Под тактикой игры в волейбол понимают целесообразное (адекватное игровой ситуации) использование техники игры и организацию действий игроков с целью достижения успеха в противоборстве с соперником. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon taktika_napadeniya_voleybol.doc54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение дополнительного образования  детей «Детско-юношеская спортивная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

    Тема:

    Тактическая подготовка:

    тактика нападения.

    Выполнил: тренер-преподаватель по волейболу Камалова Г.М.

    2017 год

    ВВЕДЕНИЕ

       Под тактикой игры в волейбол понимают целесообразное (адекватное игровой ситуации) использование техники игры и организацию действий игроков с целью достижения успеха в противоборстве с соперником. Четкая организация взаимодействия игроков команды обеспечивается подбором игроков (комплектованием) и их расстановкой на площадке, т. е. с учетом игровых функций, позволяющих наилучшим образом использовать их индивидуальные возможности.

       В современном волейболе различают нападающих первого и второго темпа и связующих игроков — по характеру проявления индивидуальных качественных способностей (рост, быстрота, прыгучесть, тактическое мышление) и роли в организации атакующих действий.

       Нападающий первого темпа — это игрок, который обладает надежными действиями в атаке и на блоке и хорошо играет с низких передач. Нападающий второго темпа - это универсально подготовленный игрок, обладающий высокой активностью в организации атакующих и защитных действий. Разделение нападающих «по темпу» условно, в принципе нападающие должны хорошо уметь выполнять атакующие удары в тактических комбинациях в нападении на любом месте.

       Связующий игрок должен обладать высокой надежностью вторых передач мяча в различных игровых ситуациях. Учитывая, что данная игровая функция предполагает практическую реализацию тактического замысла в игре, к связующим игрокам предъявляются исключительно высокие требования как к организаторам игровых действий. Это, как правило, спокойные и рассудительные игроки, блестяще понимающие игру и мгновенно ориентирующиеся в ее сложных ситуациях.

       С целью равномерного распределения сил в команде ее комплектуют по определенному принципу. При этом учитывается не только стартовый, но и запасной составы. Наиболее оправданными признаются принципы 4+2 (четыре нападающих и два связующих) и 5+1 (пять нападающих и один связующий). Реже используется принцип 3+3 (три нападающих и три связующих), при котором игроки разных функций располагаются через зону.

       Тактика игры условно делится на два больших раздела: тактику нападения и тактику защиты. Каждый из этих разделов в зависимости от принципов организации действий игроков разделяется на группы, системы, способы и т. д.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

    ТАКТИКА НАПАДЕНИЯ

       В содержание тактики нападения входят командные тактические действия (системы игры), групповые тактические действия (тактические комбинации), а также индивидуальные тактические действия при использовании всех технических средств ведения игры. Развертывание тактических действий во времени начинается с определения системы игры в нападении, которая реализуется через тактические комбинации и в конечной фазе переходит в индивидуальные. В такой логической последовательности и рассматривается содержание тактических действий в нападении.

    Командные тактические действия

       Организация командных взаимодействий в нападении осуществляется по трем направлениям: со второй передачи игрока передней линии (одной из зон атаки, преимущественно 3 и 2); со второй передачи игрока, выходящего из тыловых зон в одну из зон атаки; с первой передачи или откидки (передачи в прыжке). (Расположение зон на площадке и их нумерацию см.: Волейбол: Правила соревнований.—М., 1986.) К вынужденным способам организации взаимодействий в нападении относятся случаи, когда вторую передачу для завершающих действий выполняют игроки тыловых зон в результате некачественного приема мяча.

       Нападение со второй передачи игрока передней линии — самый простой и доступный способ организации атаки. В зависимости от начальной расстановки игроков и плана ведения игры передача может выполняться с любой из зон нападения: 2, 3, 4. Существенным недостатком данной системы игры является то обстоятельство, что в завершении атакующих действий участвуют два нападающих.

       Нападение со второй передачи игрока, выходящего из тыловых зон к сетке, позволяет значительно расширить фронт атакующих действий, что повышает их эффективность. В зависимости от расстановки игроков и плана ведения игры выход связующего игрока может осуществляться с любой из тыловых зон площадки: 1, 5, 6.

       Нападение с первой передачи или откидки — самый эффективный способ организации завершающих действий. Однако его применение сопряжено с большой трудностью выполнения приема-передач после сложных подач и атакующих ударов. Поэтому он применяется, как правило, в тех случаях, когда соперник завершает взаимодействия с малой вероятностью выигрыша. Откидка — это условное название передачи в прыжке после имитации атакующего удара.

    Групповые тактические действия

       Под групповыми тактическими действиями понимают взаимодействия двух или нескольких игроков, решающих часть общекомандной задачи. Групповые взаимодействия осуществляются:

    1. Между игроками задней и передней линии (принимающими подачу и нападающий удар со связующим) при игре связующего в передней линии.

    2. То же, но при выходе связующего со второй линии (при второй передаче на удар).

    3. Принимающих подачу и нападающий удар с нападающими.

    4. Нападающих с нападающими при имитации атакующего удара и откидке.

       Все групповые взаимодействия игроков проявляются в определенных тактических комбинациях — заранее согласованных и разученных взаимодействиях. По структуре передвижения нападающих взаимодействия можно разделить на три группы: взаимодействия без изменения направления передвижений (каждый в своей зоне); с изменением направления передвижения; со окрестным передвижением. Рассмотрим наиболее типичные тактические комбинации каждой из названных групп.

       1. Принимающий подачу (нападающий удар) направляет мяч связующему в зону 3, который передает его в зону 4 или 2 (за голову) . Если связующий будет находиться в зоне 2, то он может передавать мяч для завершения атаки в зоны 4 или 3. Аналогичные варианты этих комбинаций возможны и при выходе связующего к сетке из тыловых зон. Ведущую роль здесь будет играть игрок зоны 3, который первым должен начинать разбег для атаки с низкой, короткой или передачи на взлете и создать впечатление у соперника что именно он будет выполнять атакующий удар.

       2. Принимающий игрок также направляет мяч к сетке связующему в зону 3 Связующий может передать мяч: а) на укороченное расстояние между зонами 4—3; б) по низкой траектории в своей зоне- в) по низкой траектории за голову; г) на укороченное расстояние между зонами 3—2. Во всех этих вариантах нападающие игроки будут передвигаться к сетке под определенными углами, вплоть до завершения взаимодействий в «чужой зоне». Некоторые групповые взаимодействия с изменением направления разбега нападающих получили строго определенные названия. К ним относятся «Эшелон» и «Волна».

       В комбинации «Волна» участвуют три игрока — связующий и нападающие зон 3.и 4. Игрок зоны 3 начинает комбинацию стремительным разбегом для атаки с низкой передачи (короткой, на взлете), что зависит от нападающего. Передача следует игроку зоны 4, но не в зону, а между зонами 4 и 3. Имитация удара игроком зоны 3 отвлекает блокирующих игроков соперника, что позволяет игроку зоны 4 завершать атаку без противодействия блокирующих. По договоренности между игроками длина передач может варьироваться, что в значительной степени затрудняет действия защиты.

       Если прием мяча осуществляется ближе к зоне 4, возникает благоприятная ситуация для комбинации «Эшелон». В этом случае действия игрока зоны 3 те же, а игрок зоны 4 изменяет направление разбега таким образом, чтобы выпрыгнуть для удара за спиной игрока зоны 3, но на темп позже. Передача для удара при этом несколько удаляется от сетки. Это же можно выполнить в зонах 3 и 2, если подача направлена ближе к зоне 2.

       3.Более высокий уровень мастерства предъявляют тактические комбинации со окрестным передвижением нападающих. Наиболее типичными из них являются: «Крест» (основной крест), «Передний крест», «Задний крест» (обратный крест). В комбинации «Крест» участвуют два игрока нападения — зон 3 и 4. Игрок зоны 4 начинает комбинацию энергичным разбегом к связующему для атаки или ее имитации с низкой (короткой, на взлете) передачи. Нападающий зоны 3, передвигаясь скрестно темпом позже за спиной партнера, завершает взаимодействие атакующим ударом. Траектория передач согласовывается предварительно, но, как правило, она должна быть не выше средней, в противном случае комбинация потеряет смысл.

       В комбинации «Передний крест» атакующие действия начинает игрок зоны 3, а его партнер, игрок зоны 2, передвигается скрестно за спиной и выпрыгивает для удара темпом позже.

       Суть комбинации «Задний крест» заключается в том, что первым начинает разбег игрок зоны 2, а игрок зоны 3 передвигается у него за спиной для атаки в зоне 2. Данный вариант комбинации наиболее сложный, что требует соответствующей подготовки.

       К наиболее эффективным групповым действиям нападения, как уже отмечалось, относятся взаимодействия, в результате которых мяч приемом подач или нападающих ударов сразу адресуется для атаки в одну из зон передней линии. Как уже отмечалось, это возможно практически лишь в тех случаях, если соперник не смог завершить свои взаимодействия атакой и вынужден без явной угрозы отбить мяч через сетку. При этом, в зависимости от действии соперника, возможны два варианта атаки: непосредственно с приема-передачи или с откидки.

       К сожалению, в практике работы с юными волейболистами еще бытует мнение, что применение тактических комбинации является признаком «высокого» уровня подготовки команды и гарантией ее успехов В результате зачастую комбинация применяется ради комбинации (заучивается механически). Во избежание механического заучивания для реализации тактических комбинаций следует придерживаться двух положений:

    1. Основанием тактической комбинации должна служить конкретная игровая ситуация.

    2. Комбинация должна соответствовать уровню технико-тактической подготовленности команды.

    Индивидуальные тактические действия

       Индивидуальные действия игроков представляют собой частное выражение командных и групповых взаимодействий. Они разделяются на действия без мяча и с мячом.

       Для действий без мяча наиболее характерными являются выбор места и корректировка действий партнеров по команде при подготовке к выполнению передач, подач и атакующих ударов.

       Действия с мячом характеризуются выбором способа выполнения приема и эффективным его применением.

       При выполнении передач мяча для атакующих ударов наиболее типичными действиями игроков являются:

    1) передача нападающему, находящемуся впереди связующего;

    2) передача нападающему, находящемуся сзади связующего;

    3) равномерное распределение передач мяча нападающим;

    4) передача нападающему против слабого блокирующего игрока соперника;

    5) изменение траектории передач в зависимости от качества приема мяча и тактического плана игры;

    6) изменение направления передач: на сторону соперника после имитации передачи вперед; за голову после имитации передачи вперед; вперед после имитации передачи за голову.

       При выполнении подач основными тактическими действиями являются:

    1) чередование подач на силу;

    2) подача на игрока команды-соперника, слабо владеющего навыками приема;

    3) подача на основного нападающего;

    4) подача на игрока, вступившего в игру после замены;

    5) подача на связующего, выходящего с задней линии;

    6) подача между игроками;

    7) подача в трудные для приема места площадки.

    При выполнении нападающих и атакующих ударов основными тактическими действиями будут:

    1) выбор способа отбивания мяча через сетку;

    2) имитация атакующего удара и передача («обман») на сторону соперника двумя руками (или одной рукой);

    3) чередование способов атакующих ударов в зависимости от складывающейся ситуации;

    4) атакующие удары поверх блока, от рук блокирующих в аут, между рук блокирующих;

    5) имитация атакующего удара и передача в прыжке (откидка);

    6) имитация передачи в прыжке (откидки) и обманный атакующий удар (скидка);

    7) имитация атакующего удара и задержка мяча над сеткой (прижимание к блоку соперника).

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

       Волейбол – одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством волейбола как средства физического воспитания является его специфическое качество-возможность самодозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1.Волейбол. Пер. с нем. Под общ. Ред. М. Фидлер. – М.: Физкультура и спорт, 1972

    2.Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. – М: Физкультура и спорт, 1965

    3.Мондозолевский Г.Г. Щедрость игрока. – М.: Физкультура и спорт, 1984

    4.Основы волейбола./Сост. О.Чехов. М.: Физкультура и спорт, 1979

    5.Правдин В.А. и др. Волейбол – игра для всех – М.: Физкультура и спорт, 1966

    6.Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988

    7.Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физкультура и спорт, 1983

    8.http://sportaim.ru/index.php/voleybal/trenirovki/452-taktikavoleybola

    9.http://www.volley4all.net/tactics.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебные сборы юношей 10-х классов. Тактико-строевая подготовка. Тактика.

    Тема 1  Способы передвижения солдата в бою.Учебные вопросы: 1. Способы передвижения в бою при действии в пешем порядке.2. Отработка правильности действий.Учебные цели: 1. Научить правильно передв...

    Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

    Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

    групповые и командные упражнения для обучения тактическим действиям в нападении. баскетбол

    групповые и командные упражнения для обучения тактическим действиям в нападении1. Индивидуальные действия (выход игрока на свободное место).2. Взаимодействие двух игроков с передачами мяча «отдал и вы...

    Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Раздел: Баскетбол. Тема: Тактические действия в нападении и защите «Взаимодействие двух, трёх игроков в нападении и защите»

    Урок совершенствования технико-тактических действий баскетбола (передача мяча разными способами, ведение мяча с изминением направления и скорости, броски мяча  с разных дистанций, заслон, персона...

    Открытое занятие на тему: "Тактическая подготовка - тактика игры в атаке"

    Открытое занятие на тему: "Тактическая подготовка - тактика игры в атаке" педагога дополнительного образования МБОУ ДОУ "Детско-юношеская спортивная школа Теучежского района" ...

    План урока «Волейбол: совершенствование командных тактических действий в нападении и защите, нападающего удара через сетку»

    Тема урока: «Волейбол: совершенствование командных тактических действий в нападении и защите. Совершенствование нападающего удара через сетку. Силовая подготовка». Тип урока: трениров...

    Волейбол. Групповые тактические комбинации в нападении.

    Все групповые взаимодействия игроков проявляются в определенных тактических комбинациях -заранее согласованных и разученных взаимодействиях. По структуре передвижения нападающих взаимодействия можно р...