Личностно-ориентированная технология в процессе физического воспитания школьников.
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Жаркова Снежана Юрьевна

Статья направлена на помощь педагогогам в  планировании учебного процесса, в разделеле гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 378:796

Жаркова С.Ю., соискатель

Личностно-ориентированная технология в процессе физического воспитания школьников.

МБУ «Лицей №67».  Тольятти,  (Россия)

Ключевые слова: физическое воспитание, учебно-воспитательный процесс, инновационные технологи, педагогическая технология, диагностика, мотивационный компонент, технологическая карта.

Аннотация: Рассматривается процесс физического воспитания в школах, разрабатывается и подробно описывается методика обучения с помощью технологической карты.

Разрабатывается методика проведения занятий по специализации гимнастика в школах, с помощью технологической карты Монахова.

Доказывается эффективность разработанной технологии.

Востребованность исследования определяется тем, что до сих пор была разработана лишь методика обучения физической культуре, форма организации учебного процесса, а методы ее реализации остаются не установленными. Никакой конкретной технологии нет. [ 7, 8 ]

Пришло время для широкого привлечения детей, подростков и молодежи к регулярной физкультурно-спортивной активности в целях укрепления их здоровья и получения существенного оздоровительного эффекта от процесса физического воспитания.

В целях формировании физической культуры личности, гармоничного физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях нуждается в повышении объема физкультурно-спортивной активности учащихся. [ 1, 2, 3 ]

Решающую роль в оптимальном создании условий для учета требований государственного стандарта играет применение личностно - ориентированного подхода, под которым понимается методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности подростка, развития его неповторимой индивидуальности.

Во-первых, личностно ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере школьника, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не к формированию у детей социально типичных свойств, а к развитию в каждом из них уникальных личностных качеств. В-третьих, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъект - субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками. [ 3, 5, 6, 7 ]

Личностно - ориентированное содержание физкультурно-спортивной активности определяется структурными компонентами мотивационно - потребностных установок школьников. Основным инструментом для удовлетворения физкультурно-спортивных потребностей и мотивов служит комплексное использование инновационных технологий базового и профильного физического воспитания, оздоровительной физической подготовки, адаптивной физической культуры, спортивной тренировки в различных видах физической активности. [ 1, 2, 5, 6 ]

Формирование инновационных технологий предполагает использование определенных критериев, которые позволяют судить об эффективности того или иного нововведения. Введение оптимальности в систему критериев эффективности инновационных технологий означает затрату сил и средств педагогов и студентов для достижения результатов. Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в профессиональной деятельности педагогов. [ 8, 10 ]

Разрабатываемые личностно - ориентированные технологии предусматривают распределение занимающихся физическими упражнениями на типологические группы для более объективного учета индивидуальных и групповых особенностей школьников.

Формирование физкультурно-спортивной активности в аспекте здоровья студентов расширяет возможности специально организованной системы физического воспитания, достаточно эффективно реализуя личностно -  ориентированный подход.

Раздел, раскрывающий содержание оценочной деятельности в программе, состоит из принципов оценки, оценки специальной физической подготовленности, оценки знаний теоретической подготовленности; оценки принятия решений в игровых ситуациях, оценки эмоциональной сферы. [ 7, 9 ]

Для того, чтобы каждый ребенок достигал уровня образовательного стандарта, традиционных методов не достаточно. Возникает необходимость появления технологии как решения проблемы перехода от традиционного обучения к инновационному. [ 10 ]

На основе анализа научно-методической литературы по вопросам сущностного смысла понятия "педагогическая технология" можно сделать вывод:

«Педагогическая технология - это систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, а также система способов и средств достижения целей и условий управления этим процессом». [ 8, 9, 10 ]

Почему же, говоря о физическом развитии молодёжи, наш взгляд остановился на педагогической технологии В.М. Монахова? В.М.Монахов–академик Международной славянской академии  педагогических наук, д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой методики обучения и педагогических технологий, факультета точных наук и инновационных технологий  МГГУ имени М.А.Шолохова.

В основе его методики лежит разработка педагогом Технологической карты, которая систематизирует и упростит занятия сошкольниками. В своих работах он выделяет параметры модели проектирования учебного процесса и характер их оптимизации, которые и могут стать объектам педагогических инноваций:

-целеполагание учебного процесса, заключается в оптимизации микроцелей обучения разного масштаба (всей содержательной линии учебного года, темы, и.т.д);

-диагностика результатов обучения, с целью оптимизации представлений о стандартах образования;

-оптимизация внеаудиторных самостоятельных работ и домашних заданий по объему и качеству;

-изменения логической структуры учебного содержания;

-корректировка успеваемости и индивидуальная работа.

В педагогической технологии Монахова В.М. определены три главных объекта проектирования учебного процесса:

1)        технологическая карта (ТК);

2)        информационная карта развития учащихся (ИКРУ);

3)        информационная карта урока (ИКУ).

ТК, ИКУ, ИКРУ отработаны в технологии Монахова В.М. и приняты педагогами. Отметим, что ТК и ИКРУ открыли новые горизонты проектирования, а именно, проектирование учебного процесса, ориентированного на физическое развитие учащихся. [ 7, 8, 9 ]

Разработанная нами технологическая карта для проведения занятий по гимнастике в школе на основе технологии Монахова В.М. выглядит следующим образом:


Логическая структура

Учебного процесса

          Технологическая карта раздел «Гимнастика»*

                                             В1Д1  В2 Д2   В3Д3   В4Д4   В5Д5   В6Д6

                                         

© В.М. Монахов

МБУ «Лицей №67»

МБУ

Предмет: физическая культура

Преподаватель:Жаркова С. Ю.

Целепологание

Диагностика

Коррекция

В 1. Уметь выполнять наклон вперед.

В 2. Уметь выполнять упражнение «Ласточка»

В3. Уметь выполнять упражнение «Мост»

В4. Уметь выполнять упражнение «Шпагат»

В5. Уметь выполнять стоку ноги врозь, с наклоном туловища вперед .

В6. Уметь выполнять упражнение « кувырок вперед.»

Д 1.Наклон вред . И.П. сед ноги вместе , колени прямые. Наклон вперед головой прижаться к коленям ,руки вперед.

 Низкий уровень оценивается:

-Колени сильно согнуты.

-Наклон не глубокий.

-Не дотягиваются до пальцев ног.

Средний уровень оценивается: за наличие одной из ошибок:

-на клон более глубокий ,но голова не касается колен.

-колени слегка согнуты.

 Высокий уровень оценивается: правильное выполнение  наклона вперед.

Д 2. «Ласточка» И.П.- основная стойка. Шаг одной ногой ,подъем другой ноги вверх .Руки в стороны.

Низкий уровень оценивается:

-Подъем ноги менее 90градусов.

-Колени сильно согнуты.

-Руки опущены ниже уровня плеч.

Средний уровень ставится за наличие одной из ошибок:

-Подъем ноги почти 90 градусов.

-Плечи приподняты.

-носки натянуты.

Высокий уровень оценивается:  правильное выполнение  упражнения «Ласточка».

Д3. «Мост». И.П. –лежа, ноги согнуты в коленях, стопы на полу, руки согнуты в локтях, ладони развернуты пальцами в сторону плеч. корпуса вверх с опорой на руки и ноги. Одновременно опираясь

 Низкий уровень оценивается:

-Ребенок с трудом отрывает корпус от пола.

-Руки и ноги сильно согнуты, стопы на носках.

-Голова направлена вверх.

-руки и ноги широко расставлены

Средний уровень оценивается  за наличие одной из ошибок:

-Опора на руки и стопы достаточно сильная.

-Прогиб в спине напоминает дугу.

-Голова направлена в низ.

Высокий уровень оценивается: правильное выполнение упражнения «Мост».

Д 4. «Шпагат». И.П.- упор присев. Отведение правой и левой ноги в стороны на 90 градусов.

  Низкий уровень оценивается:

-Сильно согнутые колени.

-Угол разведения ног 45градусов.

-Спина согнута, взгляд вниз.

  Средний уровень  оценивается : за наличие одной из ошибок:

-спина прямая , угол разведения ног 80 градусов

   Высокий уровень оценивается:

- правильное выполнение упражнения «Шпага».

Д5.  Выполнять стоку ноги врозь, с наклоном туловища вперед. И.П.- стойка ноги врозь. Выполняется наклон туловища вперед , ладони ставятся на пол.

  Низкий уровень  оценивается:

-Колени  сильно согнуты .

- Спина круглая.

-Руки не поставлены на пол.

   Средний уровень  оценивается за наличие одной из ошибок:

-Спина слегка согнута.

-Колени чуть согнуты.

Высокий уровень   оценивается: Правильное выполнение стоки ноги врозь наклон вперед  руки на полу.

Д 6.   « Кувырок вперед.» И.П.- присед . Отталкиваясь ногами от пола , руки ставятся перед собой. Выполняется кувырок через голову. Руки обхватывают колени выполняя группировку, затем отпускается группировка стопы ставятся на пол.

  Низкий уровень оценивается:

 -Нет переворота через голову.

-Ребенок заваливается на бок.

-Нет группировки

  Средний уровень  оценивается за наличие одной из ошибок:

- Кувырок выполнен , но нет приземления на стопы.

-Кувырок выполнен, нет группировки.

 Высокий уровень оценивается:

Правильное выполнение упражнения  «Кувырок вперед».

Обратить внимание:

  1. Ноги вместе.
  2. Спина прямая.
  3. Руки вытянуты вперед.
  4. Голова прижата к коленям.

 

Обязательным условием является :

 -Устойчивое положение тела.

 - Натянутые носки.

 - Положение головы слегка приподнятое. Взгляд направлен вперед.

Обязательным условием является :

-Выпрямление рук и ног в локтевых и коленных суставах.

- Голова опущена в низ , взгляд направлен в пол.

-Вес тела переносится на руки , ладони давят в пол.

Обязательным условием является:

-Разведение ног на 90 градусов.

-Руки вытянуты в стороны, носки натянуты.

-Подбородок приподнят.  

Обязательным условием является:

-Колени прямые

-Копчик разворачивается вверх.

-Ладони давят в пол.

Обязательным условием является:

-Выполнение через голову.

-Выполнение группировки.

-Приземление на руки.

* - Технологическая карта раздела «Волейбол» имеет следующие условные обозначения:

В1, В2, В3, В4, В5, В6 -  задачи занятий; Д1, Д2, Д3, Д4, Д5, Д6 – диагностика занятий.


Исследуя данный вопрос правильности использования педагогических достижении Монахова В.М., были изучены мнения других научных деятелей.

Сафронова Т.М. в своей статье «Возможности педагогической технологии Монахова В.М. в решении методических проблем развития учащихся» отзывается следующим образом: «Учебный процесс, как объект воздействия педагогической технологии, Монахов В.М. рассматривает в аспекте описания процесса обучения, процесса развертывания мотивационного компонента содержания, в аспекте управления воздействием на учащегося, в границах целей, системы диагностики и системы измерителей. Автор технологии придерживается трехкомпонентной структуры дидактического процесса, в которой мотивационный компонент, компонент собственно учебно-познавательной деятельности и компонент управления этой деятельностью должны быть достаточно органично взаимосвязаны».

Технологии обучения в отличие от методики преподавания предполагают разработку содержания и способов организации деятельности учащихся. Они требуют диагностического целеобразования и объективного контроля качества процесса обучения, направленного на развитие личности учащихся в целом. [8]

В работе авторов Герасимова И.А., Катковой Л.В.,  Смыковской Т. К. и Руденко Т. Б «Становление профессиональной культуры у будущих педагогов»  указывается невозможность существования педагогики без технологизации.[ 3]

Заключение:

Благодаря технологической карте, впервые обоснованы место и значение дидактики предмета «Физическая культура». И ее технологии учебно-воспитательного процесса в теоретической и практической подготовке школьников.

Педагогическая технология В.М. Монахова гарантирует достижение конечного результата обучения, и мы получим гарантированный конечный результат в решении проблем физического развития школьников через указанную технологию.

Список литературы:

1. Ахметжанова Г.В. Технология формирования устойчивого интереса к педагогической деятельности (введение в педагогическую специальность): монография / Г.В. Ахметжанова. – Тольятти: ТолПи, 2000. -80 с.

2. Кабышева С.А. Особенности проектирования и реализации здоровьесберегающего педагогического процесса в условиях спортивно-технической школы.  [Текст] / С.А. Кабышева Шуйский гос. пед. ун-т, 2001. – 23 с.

3. Гимнастика в школе. Издательство детская литература, 1990г. Г.А.Боброва.

6.Учебник «Художественная гимнастика» под общей редакцией профессора Л.А.Карпенко

7. Учебник «Художественная гимнастика» И.А. Винер, Н.М. Горбулиной, О.Д. Цыганкова. 2011г.

8. Физическая культура. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики. Пособие для учителя, 2011г.

9. Каткова Л.В, Смыковская Т. К. и Руденко Т. Б «Становление профессиональной культуры у будущих учителей» / Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество» 14.01.2006.

10. Монахов В.М., Руденко Т.Б. Как осваивать педагогическую технологию В.М. Монахова. Ульяновск 1999.

11. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса, – Волгоград: Перемена, 1995. –152 с.

9. Монахов В.М. Технологическая карта – паспорт проекта учебного процесса. М.-Новокузнецк: ИПК, 1997.

10. Педагогические технологии Монахова В.М.в образовательном пространстве г.Тольятти: монографический сборник трудов II научно-практической конференции. Москва-Тольятти: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008.

Сведения о рукописи

Вид рукописи (рукопись/научная записка): рукопись

Научное направление: по педагогике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие красоты и грации в процессе физического воспитания школьников

Занятия физической культурой и спортом создают наиболее благоприятные условия для эстетического воспитания, а также всестороннего, гармоничного развития личности. В процессе выполнения физических упра...

Место и роль педагогического контроля в процессе физического воспитания школьников младших классов

В «Великой дидактике» (1633 – 1638) Я.А. Каменский писал: «человек должен учиться, чтобы стать тем, кем он должен быть». (10)     Обучение двигательным действиям необходимо в любой...

«Врачебно-педагогического контроля в процессе физического воспитания школьников»

Тема работы: "Содержание врачебно-педагогического контроля в процессе физического воспитания школьников".Актуальность. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что вопросы, укрепления здо...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСТНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена проблеме формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни школьников...

Роль спортивных игр в процессе физического воспитания школьников

В данной презентации рассказывается о роли спортивных игр в процессе физического воспитания школьников....

исследовательская работа эстетическое воспитание в процессе физического воспитания школьников

В работе проведено исследование изучена  и проанализирована специальная и методическая литература по разрабатываемой теме в количестве 14 источников. Существуют немногочисленные исследования...