Обучение тактическому действию (со второй передачи через связующего игрока, выходящего с задней линии) в нападении
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Шинкова Мария Михайловна

Тактика в спорте — искусство ведения спортивной борьбы, совокупность форм и способов борьбы в целях достижения наивысшего результата, победы. К тактике следует отнести и разработку плана выступления в состязаниях.

Высокий уровень тактической подготовленности волей­болистов характеризуется:

— развитым тактическим мышлением (умение анализиро­вать игру, быстро переключаться с одних действий на другие, умение прогнозировать и быстро решать двигательные задачи);

—постоянной соревновательной активностью (она до­стигается за счет максимального напряжения волевых и физических проявлений спортсменов и управление ею осуществляется самим игроком, тренером или лидером команды);

—      хорошей ориентировкой на площадке и взаимодей­ствием с партнерами;

—    эффективным использованием технических приемов;

 

—вариативностью тактических действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Определение тактического действия в нападении.

Он считается основным, что объясняет большую возможность данного варианта нападения, при котором в атаке участвуют сразу три игрока и используется вся длина сетки. Значительно повышается роль связующего игрока, без мастерства которого нельзя рассчитывать на успех. Взаимодействия нападающих осуществляются в трех вариантах: с выходом игрока зоны 1; с выходом игрока зоны 6; с выходом игрока зоны 5.

Основными зонами для выхода нападающего считаются зоны 1 и 6. Выходы из зоны 5 применяют только квалифицированные волейболисты.

  1. Способы выполнения

1. Нападающий зоны 4 смещается в зону 3 для атаки с короткой передачи, а игрок зоны 3 перемещается за спину партнера для удара со средней передачи (рис. 15). Нападающий зоны 2 готовится завершить атаку в своей зоне (комбинация «крест»),

2. Нападающий зоны 3 имитирует удар перед связующим. Игрок зоны 2 смещается в зону 3 и завершает атаку из-за спины партнера. Игрок зоны 4 готовится к нападающему удару с длинной передачи.

3.Для этой системы нападения характерна комбинация «эшелон», в которой игрок зоны 4 имитирует атаку в зоне 3. Игрок зоны 2 готовится нападать в своей зоне, а завершает атаку игрок зоны 3 непосредственно из-за партнера. Эта комбинация может быть усложнена за счет подключения к месту атаки нападающего зоны 2 или игроков задней линии (рис. 16).

рис 15.Крест.jpg

3.Средства и методы обучения.

Средствами тактической подготовки являются: подготовительные упражнения, направленные на преимущественное развитие быстроты реакции и ответных действий, ориентировки, наблюдательности, сообразительности, умения быстро переключаться с одних движений и действий на другие; подвижные игры и эстафеты с элементами индивидуальной  и командной борьбы; специальные упражнения по тактике, применяемые в облегченных и усложненных условиях; учебные, контрольные игры и соревнования.

К средствам тактики в волейболе относят все технические приемы и способы. Особое внимание уделяется развитию способности каждого спортсмена применять такие технические приемы и способы, которые приносят наибольший эффект в тактических действиях команды.

Упражнения по тактике.

1. Прием подачи и первая передача в зону 3, если игрок этой зоны стоит у сетки, или в зону 2, если игрок зоны 3 оттянут, т.е. стоит у линии нападения. Прием подачи, первая передача в зону 3 (2, 4), вторая передача в соответствии с сигналом преподавателя. В зоне, куда мяч направлен второй передачей, игрок выполняет нападающий удар.

2.Прием подачи, первая передача в зоны 2, 3,4 - игроки выполняют нападающий удар в том случае сначала, если противник не организовал групповой блок или выполняет откидку, потом, если организован групповой блок (игроки на стороне соперника создают соответствующую ситуацию).

3.Прием подачи, первая передача на границу зон 3 и 2, выход игрока зоны 1, вторая передача на удар в зону, где находится «слабейший» блокирующий, который меняет свое место у сетки.

4.То же, но передача «на один блок» - средний блокирующий смещается во время первой передачи к кому-либо из крайних, вторую передачу надо направить в зону, напротив которой остался один блокирующий.

Существуют и другие варианты - их применяют команды с учетом своих возможностей, а также для того, чтобы затруднить сопернику организацию защитных действий.

Идеальным считается вариант, когда в приеме подачи участвуют два игрока, а остальные готовятся к нападающим действиям (три нападающих и один связующий). В этих условиях возможны любые действия, в первую очередь при скоростных передачах и сложных комбинациях в нападении.

16353b35373d4f3a_2e_14___213b433f413a3839_1b_1d__123e3b3539313e3b_32_483a3e3b35-30.png

Подготовительные и подводящие упражнения

По два-три учащихся располагаются в зонах 4, 3 (несколько смещаясь влево), 2, 6 на обеих сторонах площадки. Связующий (выходящий) располагается ближе к зоне 1 за игроком зоны 2 (рис. 37). Учащиеся зоны 6 направляют набивной мяч по высокой траектории к сетке на границу зон 3—2, куда выбегает связующий. В зависимости от направления броска (ближе к зоне 3 или 2) связующий может выходить слева или справа от игрока зоны 2. Поймав мяч, связующий бросает его одному из нападающих, который после приземления возвращает его опять в зону 6. После одного-двух повторений учащиеся меняются местами по ходу часовой стрелки. Последовательно или по заданию (сигналу) выполняют необходимые варианты взаимодействий, включая выходы связующего из 6 или 5 зон. Усложняют условия выполнения упражнения, вводя сигналы, а затем учитывая действия блокирующих. Усложнением будет также, если нападающий в прыжке будет выполнять бросок через сетку в зону 6 на противоположную сторону. По такому же принципу используют подводящие упражнения.

Упражнения по технике и тактике

Построение упражнения такое же, с той лишь разницей, что подача выполняется в зону 6 из-за лицевой линии. Задача: добиться надежности взаимодействия с учетом характера приема мяча от подачи. Связующий последовательно осуществляет выходы из зон 1, 6, 5. Например, мяч принят к сетке в зону 2 — низкая передача игроку зоны 2; мяч принят между зонами 3—6 — высокая передача игроку зоны 4; мяч принят к сетке в зону 3 — низкая передача в этой же зоне и т. д. Упражнение усложняется подключением одного-двух блокирующих (пассивный блок). Здесь уже к упражнениям добавляются индивидуальные тактические действия при второй передаче. Блокирующие моделируют различные ситуации: какая-либо зона не защищена; в одной зоне «слабый» блокирующий и т. д. Расположение блокирующих и нападающих меняется периодически, меняется и зона выхода. Условия усложняются тем, что мячи чаще посылают связующему.

По мере усвоения простых взаимодействий (действия нападающих в своих зонах) переходят к освоению более сложных: с изменением направления выхода (разбега) нападающих к сетке и с окрестным передвижением, а также взаимодействиям при приеме-передачах и передачах в прыжке (откидках). Принцип обучения тот же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые и командные упражнения для обучения тактическим действиям в защите(баскетбол)

групповые и командные упражнения для обучения тактическим действиям в защите.1. Занимающиеся баскетболисты располагаются тройками — один нападающий и два защитника. Во время ведения мяча нападающим од...

групповые и командные упражнения для обучения тактическим действиям в защите (баскетбол)

групповые и командные упражнения для обучения тактическим действиям в нападении1. Индивидуальные действия (выход игрока на свободное место).2. Взаимодействие двух игроков с передачами мяча «отдал и вы...

групповые и командные упражнения для обучения тактическим действиям в нападении. баскетбол

групповые и командные упражнения для обучения тактическим действиям в нападении1. Индивидуальные действия (выход игрока на свободное место).2. Взаимодействие двух игроков с передачами мяча «отдал и вы...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Раздел: Баскетбол. Тема: Тактические действия в нападении и защите «Взаимодействие двух, трёх игроков в нападении и защите»

Урок совершенствования технико-тактических действий баскетбола (передача мяча разными способами, ведение мяча с изминением направления и скорости, броски мяча  с разных дистанций, заслон, персона...

ОБУЧЕНИЕ КОМАНДНЫМ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ИГРОКОВ В ФУТБОЛЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье описываются теоретические сведения о тактических действиях игроков футболе....

План урока «Волейбол: совершенствование командных тактических действий в нападении и защите, нападающего удара через сетку»

Тема урока: «Волейбол: совершенствование командных тактических действий в нападении и защите. Совершенствование нападающего удара через сетку. Силовая подготовка». Тип урока: трениров...